РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса Логопедические занятия для обучающихся с НОДА (5-9 класс)

Приложение 5
Хаооп-ооо
т Ж/У. 2021
Ващук Н.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса «Логопедические занятия»

обучающихся с НОДА
Классы: 5-9 класс

Учебный год: 2021-2022

Срок реализации программы: 5 лет

Содержание
1
2
3

стр. 1
Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
стр. 4
Содержание коррекционного курса.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на стр. 6
освоение каждой темы.

1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
«Логопедические занятия» на уровень основного общего образования
В результате освоения коррекционно-развивающего курса «Логопедические
занятия» осуществляется формирование речевой компетенции учащихся, развитие и
совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и
языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма,
формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию
коммуникативных компетенций.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами являются:
-осознание языка как основного средства человеческого общения;
-восприятие русского языка как явления национальной культуры;
-понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем
индивидуальной культуры человека;
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметными результатами являются:
-умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для решения учебных задач;
-способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
-умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
1

коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные
тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
-понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные
мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия
в диалоге;
-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
-умение задавать вопросы
Предметными результатами являются:
-овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
-умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в
объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
-умение проверять написанное;
-умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать
такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения,
простое предложение;
-способность контролировать свои действия, проверять написанное
В процессе освоения коррекционного курса обучающийся научится и будет
(сможет):
По модулю «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи»
(фонетика, орфоэпия, графика):

правильно говорить и писать без специфических ошибок, исключая замены звуков в
речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры
или минимизируя их;

применять знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и
правописания слов;

различать звук как единицу языка, иметь представление о соотношении звуков и
букв, системе звуков, в том числе гласных и согласных звуков, иметь навык постановки
ударения в словах, давать характеристику звука;

ориентироваться в понятиях звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные,
согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема,
фонетический разбор;

дифференцировать на слух звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные,
аффрикаты и их компоненты, определять позиционные чередования звуков;

дифференцировать при письме сходные по оптическому, кинестетическому
принципу буквы, фонетическому принципу звуки;

производить фонетический разбор слова, соотносить звуковой облик слова с его
графическим изображением;

соблюдать на письме орфографические правила, основанные на фонетическом
принципе;

выразительно читать с соблюдением орфоэпических норм, исключая или
минимизируя специфические ошибки (перестановки, пропуски, замены, антиципации).
По модулю «Обогащение и активизация словарного запаса, формирование
навыков словообразования. Морфемика»:

правильно произносить и писать слова без специфических ошибок
словообразования или минимизируя их;

ориентироваться в понятиях части слова, основа, корень, приставка, суффикс,
окончание, постфикс;

выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;

образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи
суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов;
2


образовывать сложные слова путем сложения основ;

производить словообразовательный разбор с целью определения способа
образования слова;

правильно образовывать, употреблять формы слова разных частей речи;

соблюдать на письме орфографические правила: правописание приставок по типу
пре-, при-, приставок на з (с);

правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми,
чередующимися гласными, непроизносимыми согласными; ё – о после шипящих в корне
слова; правописание суффиксов -чик- (-щик-); -ек- (-ик-) и др. (в рамках изученного по
годам обучения); правописания глаголов (корней с чередованием е // и; использование ь как
показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа
после шипящих; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных
окончаний глагола (в рамках изученного по годам обучения).
По модулю «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология»:

правильно произносить и писать словосочетания и предложения без специфических
ошибок словоизменения или минимизируя их;

ориентироваться в понятиях части речи, имя существительное, имя прилагательное,
глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, междометие, причастие, деепричастие,
числительное;

различать и определять с опорой на схему различные морфологические признаки
частей речи;

уметь образовывать форму изученных частей речи;

различать однозначные и многозначные слова, омонимы, прямое и переносное
значение слова;

подбирать синонимы и антонимы;

различать фразеологизмы и свободные словосочетания;

различать и употреблять метафоры, гиперболы, сравнения (в рамках изученного);

различать тематические группы слов: родовые и видовые понятия;

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

понимать лексическое значение незнакомого слова исходя из контекста
(предложение, текст);

составлять словосочетания, правильно согласовывать слова и употреблять
предложно-падежные конструкции;

выделять словосочетания в предложении, определять тип связи, главное и зависимое
слово;

определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или
отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

составлять простые и сложные предложения с однородными членами;

применять знания по синтаксису и пунктуации (постановка знаков препинания в
предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании), уметь находить в
предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания,
обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 59 классах пунктуационными правилами.
По модулю «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»:

уметь формулировать собственное связное высказывание с соблюдением изученных
правил и норм современного русского литературного языка;

излагать основное содержание прослушанного текста, с использованием приемов
сжатия, разделив его на абзацы и передав все значимые микротемы;

3


связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои
мысли, составлять связный рассказ и пересказ на заданную тему; соблюдать смысловую
цельность, речевую связность и последовательность изложения;

определять тему и основную мысль текста;

понимать основное содержание, смысл текста;

составлять простой/сложный план текста;

использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи,
синтаксических конструкций;

аргументировать собственную позицию, доказывать её, используя различные
языковые средства и приемы;

участвовать в беседе, создавать устные монологические и диалогические
высказывания, характеризующиеся широким спектром лексических средств, точностью
словаря, использованием разнообразных синтаксических конструкций;

извлекать нужную информацию, анализировать и систематизировать речевой
материал;

создавать и редактировать тексты, находить и исправлять ошибки;

соблюдать в устной речи и на письме изученные правила речевого этикета;

выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением всех
пройденных орфоэпических норм, с соблюдением интонации и пунктуационного
оформления текста.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными
требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также
психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что
необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления
коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
2. Содержание курса «Логопедические занятия»
Содержание курса «Логопедические занятия» строится в соответствии с
требованиями к результату изучения учебного предмета «Русский язык» и основано на
использовании учебного материала.
Цель курса «Логопедические занятия» – коррекция и преодоление/или ослабление
имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с НОДА,
формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию
коммуникативных компетенций.
Задачи курса:

Коррекция и развитие языкового анализа и синтеза.

Совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных
представлений.

Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи.

Формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений.

Коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи.

Формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости,
навыков грамотного письма.

Коррекция или минимизация ошибок письма и чтения.

Развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
Программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия»
построена по модульному принципу. Каждый модуль отражает содержание одного из
направлений коррекционной логопедической работы, необходимых для преодоления
речевого нарушения с НОДА. Модульное построение программы курса позволяет
4

осуществлять дифференцированный подход с учетом особых образовательных
потребностей и речевых возможностей обучающихся с НОДА.
Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия» включает в себя
следующие модули:
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи»
(фонетика, орфоэпия, графика) направлен на коррекцию и развитие произносительной
стороны речи, звуко-слоговой структуры слова, дифференциацию звуков и букв,
преодоление специфических ошибок письма (перестановки, пропуски, замены).
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование
навыков словообразования. Морфемика» направлен на пополнение словарного запаса,
использование различных способов словообразования разных частей речи, преодоление
ошибок специфических и дизорфографических ошибок.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология» направлен на формирование синтаксических и семантических
представлений, расширение языковых средств и формирование умения их активного
использования на уровне словосочетания и предложения, преодоление специфических,
дизорфографических и пунктуационных ошибок.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация» направлен на
развитие умений работать с текстом, формирование коммуникативных умений и навыков,
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к
речевому самосовершенствованию, преодоление специфических, дизорфографических и
пунктуационных ошибок.
Основными направлениями работы являются:
а)восполнение пробелов в развитии устной речи и формирование полноценной
речевой деятельности;
б)развитие психических функций и пространственных представлений,
обеспечивающих функционирование механизмов письменной речи:
в)коррекция дисграфии и дислексии;
г)формирование и развитие предпосылок, обеспечивающих усвоение программного
материала по разделу «Русский язык и литература», а также формирование умений работать
с текстами любой направленности (в т.ч. гуманитарной, естественнонаучной, текстами
задач и т.д.).
Основные методы обучения, используемые на занятиях:
- объяснительно – иллюстративный;
- наглядный;
- репродуктивный;
- частично – поисковый;
- информационно – коммуникационный;
- контроль;
- самоконтроль.
Характеристика содержания направлений коррекционной работы
Направление
коррекционной
работы
Диагностическое

Деятельность специалистов в рамках
данного направления
Логопедическое обследование;
Анализ педагогической и
медицинской документации;

Ожидаемые результаты
коррекционной работы
специалистов по выделенным
направлениям
Входной мониторинг уровня
развития устной и письменной
речи, заполнение речевых карт,
уточнение заключений,
5

Промежуточный мониторинг
динамики;
Итоговый мониторинг
(на конец года)

выявление резервных
возможностей,
комплектование групп.

Коррекционноразвивающее

Организация и проведение
индивидуальных и групповых
занятий;
Составление расписания
индивидуальных и групповых
занятий;
Написание планов индивидуальной
работы;
Написание рабочих программ

Позитивная динамика
отслеживаемых параметров.
Успешность освоения
предметных результатов.

Консультативнопросветительское
направление

Консультирование родителей по
вопросам особенностей воспитания и
обучения детей.
Консультация, беседа, родительские
собрания и т.д.

Помощь родителям (законным
представителям) в выборе
стратегий воспитания
обучающегося с НОДА.
Ознакомление родителей с
психолого-педагогическими
особенностями подростков.

Консультирование педагогов по
выбору индивидуально
ориентированных методов и приёмов
работы с обучающимися с НОДА,
Консультация, беседа, МО,
педагогическое совещание
(соответственно тематике) и т.д.

Помощь в выборе
индивидуальноориентированных методов и
форм работы с обучающимися с
НОДА.
Ознакомление педагогов с
психолого-педагогическими
особенностями детей с НОДА.

Форма организации деятельности обучающихся:
Коррекционно-развивающая работа проводится в форме индивидуальных и
групповых занятий, направленных на формирование полноценных речемыслительных
процессов, обеспечивающих полноценную речевую деятельности детей с НОДА, а также
совершенствование их социальной и учебной коммуникации и адаптации к условиям
обучения на уровне основной общего образования.
Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе
изучения следующих тем:
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
Планирование коррекционной работы обучающегося с НОДА 5 класс
№
1

Тема занятия
Логопедическое обследование. Выявление недостатков в формировании
устной и письменной речи.

Количество
часов
4
6

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Итого:

Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне
слова.
Гласные после шипящих и Ц.
Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в
середине слова)
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя
способами: гласными второго ряда и мягким знаком.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного
мягкого и твёрдого знаков.
Непроизносимые согласные.
Двойные согласные.
Основа слова и окончание.
Корень слова. Однокоренные слова.
Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с
приставками, противоположными и близкими по значению.
Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью
различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, - оват-, -еват-).
Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-,
-ян-, -ск-, -енн-).
Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …).
Промежуточный мониторинг динамики.
Промежуточный мониторинг динамики.
Изменение существительных по числам.
Изменение прилагательных по числам.
Изменение существительных по падежам, в том числе существительных
на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.)
Изменение существительных по падежам, в том числе существительных
на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.)
Род имён прилагательных.
Изменение прилагательных по числам.
Согласование прилагательных с существительными в роде.
Согласование прилагательных с существительными в
числе.
Изменение по падежам прилагательных с основой на
шипящие –ц, -ий, -ья, -ье, -ов, -ин.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.
Согласование глаголов с существительными в числе.
Согласование глаголов прошедшего времени с именем
существительным.
Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные
члены предложения. Однородные члены предложения.
Обращение.
Прямая и косвенная речь.
Проверка результативности коррекционной работы.
Работа над ошибками.
Итоговый мониторинг (на конец года.)

1
1
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
68ч.
7

Планирование коррекционной работы обучающегося с НОДА 6 класс
№

Тема занятия

1

Логопедическое обследование. Выявление недостатков в формировании
устной и письменной речи.
Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-;
-рос-,-раст-, -ращ-.
Чередование гласных О-А в корнях -кос-, -кас-; -гор-, -гар-.
Правописание гласных в приставках –пре-, -при-.
Правописание согласных в приставках.
Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм.
Правописание сложных слов.
Сложные слова. Сложносокращённые слова.
Несклоняемые имена существительные.
Промежуточный мониторинг динамики.
Степени сравнения имени прилагательных.
Согласование порядковых числительных с существительными.
Согласование местоимений с существительными.
Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов. Окончания
глаголов
Спряжение глаголов. Окончания глаголов
Изменение глагола по лицам и числам.
Спряжение глаголов. Окончания глаголов.
Работа со сплошным текстом. Членение сплошного текста на
предложения.
Составление текста из предложений, данных в разбивку.
Составление текста из деформированных предложений.
Проверка результативности коррекционной работы. Работа над
ошибками.
Итоговый мониторинг (на конец года).

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Итого:

Количество
часов
4
2
2
3
3
3
3
3
4
3
4
3
3
3
3
4
3
3
4
3
3
2
68ч.

Планирование коррекционной работы обучающегося с НОДА 7 класс
№

Тема занятия

1

Логопедическое обследование. Выявление недостатков в формировании
устной и письменной речи.
Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-.
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание гласных в полных и кратких страдательных причастиях.
Наречие. Конечные гласные наречий.
Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий.
Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е.
Причастие как особая форма глагола.
Причастный оборот.
Анализ предложений с причастным оборотом.
Деепричастие как особая форма глагола.
Деепричастный оборот.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Количество
часов
4
1
1
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
8

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Итого:

Анализ предложений с деепричастным оборотом.
Наречие как часть речи.
Анализ предложений с наречиями.
Промежуточный мониторинг динамики
Анализ предложений с непроизносимыми предлогами (без, до, для, из, к,
над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через).
Анализ предложений с непроизносимыми предлогами (над, о(об), от, по,
под, пред, при, про, у, с, через).
Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, понад).
Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде,
вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде).
Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме,
включая предлоги.
Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме,
включая предлоги.
Распространение предложений.
Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но).
Построение сложноподчинённых предложений с союзом (чтобы). Их
перестроение.
Построение сложноподчинённых предложений с союзами (потому что,
и т. д.). Их перестроение.
Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение».
Составление текста из деформированных предложений.
Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста.
Тема текста. Заглавие текста.
План. Пересказ текста по составленному плану.
Подробное изложение повествовательных текстов.
Подробное изложение с творческими дополнениями.
Сжатое изложение. Выборочное изложение.
Итоговый мониторинг (на конец года).

2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
68ч.

Планирование коррекционной работы обучающегося с НОДА 8 класс
№

Тема занятия

1

Логопедическое обследование. Выявление недостатков в формировании
устной и письменной речи.
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов,
слов, предложений и текстов.
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной
речи.
Уточнение представлений о предложении.
Типы предложений по цели высказывания.
Главные и второстепенные члены предложений.
Нахождение слов, связанных с подлежащим.
Нахождение слов, связанных со сказуемым.
Конструирование простых предложений (нераспространённых,
распространённых, с однородными членами).
Конструирование предложений с однородными членами.

2
3
4
5
6
7
8
9
10

Количество
часов
4
1
1
2
2
2
2
2
2
2
9

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Итого:

Конструирование предложений с обращениями и вводными словами.
Способы передачи чужой речи.
Прямая и косвенная речь.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.
Промежуточный мониторинг динамики.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.
Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование
предложений.
Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование
предложений.
Пересказ по серии сюжетных картинок.
Пересказ по сюжетной картинке.
Что такое план.
Виды планов.
Пересказ по плану.
Изложение текста по вопросам и опорным словам.
Изложение текста по коллективно составленному плану.
Изложение текста по самостоятельно составленному плану.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Текст – повествование. Составление рассказа.
Текст – описание. Составление рассказа.
Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа.
Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа.
Замена в тексте лица рассказчика.
Итоговый мониторинг (на конец года).

2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
68ч.

Планирование коррекционной работы обучающегося с НОДА 9 класс
№

Тема коррекционного занятия

1

Логопедическое обследование. Выявление недостатков в формировании
устной и письменной речи.
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов,
слов, предложений и текстов.
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи,
связной речи.
Уточнение представлений о предложении.
Типы предложений по цели высказывания.
Главные и второстепенные члены предложений.
Нахождение слов, связанных с подлежащим.
Нахождение слов, связанных со сказуемым.
Конструирование простых предложений (нераспространённых,
распространённых, с однородными членами).
Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами.
Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами.
Конструирование бессоюзных сложных предложений.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Количество
часов
4
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
10

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Итого:

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.
Промежуточный мониторинг динамики.
Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование
предложений.
Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование
предложений.
Повторение изученного. Тема текста, основная мысль, опорные слова.
Типы текстов.
Структура текста. Понятие о микротеме.
План. Виды плана.
Составление планов разных видов.
Составление плана по данному тексту.
Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному
плану.
Редактирование изложения.
Типы текста. Сравнительное описание.
Сочинение – сравнительное описание.
Редактирование сочинений. Речевые ошибки.
Типы текста. Повествование.
Типы текста. Рассуждение.
Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу
сюжетных рисунков.
Редактирование сочинения.
Итоговый мониторинг (на конец года).

2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
68ч.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».