Приложение 5 Хаооп-ооо т Ж/У. 2021 Ващук Н.А. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Логопедические занятия» обучающихся с НОДА Классы: 5-9 класс Учебный год: 2021-2022 Срок реализации программы: 5 лет Содержание 1 2 3 стр. 1 Планируемые результаты освоения коррекционного курса. стр. 4 Содержание коррекционного курса. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на стр. 6 освоение каждой темы. 1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Логопедические занятия» на уровень основного общего образования В результате освоения коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» осуществляется формирование речевой компетенции учащихся, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию коммуникативных компетенций. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностными результатами являются: -осознание языка как основного средства человеческого общения; -восприятие русского языка как явления национальной культуры; -понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; -способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью Метапредметными результатами являются: -умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; -способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; -умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения 1 коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; -понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; -стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; -умение задавать вопросы Предметными результатами являются: -овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; -умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; -умение проверять написанное; -умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; -способность контролировать свои действия, проверять написанное В процессе освоения коррекционного курса обучающийся научится и будет (сможет): По модулю «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика): правильно говорить и писать без специфических ошибок, исключая замены звуков в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или минимизируя их; применять знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов; различать звук как единицу языка, иметь представление о соотношении звуков и букв, системе звуков, в том числе гласных и согласных звуков, иметь навык постановки ударения в словах, давать характеристику звука; ориентироваться в понятиях звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема, фонетический разбор; дифференцировать на слух звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, аффрикаты и их компоненты, определять позиционные чередования звуков; дифференцировать при письме сходные по оптическому, кинестетическому принципу буквы, фонетическому принципу звуки; производить фонетический разбор слова, соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; соблюдать на письме орфографические правила, основанные на фонетическом принципе; выразительно читать с соблюдением орфоэпических норм, исключая или минимизируя специфические ошибки (перестановки, пропуски, замены, антиципации). По модулю «Обогащение и активизация словарного запаса, формирование навыков словообразования. Морфемика»: правильно произносить и писать слова без специфических ошибок словообразования или минимизируя их; ориентироваться в понятиях части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс; выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; 2 образовывать сложные слова путем сложения основ; производить словообразовательный разбор с целью определения способа образования слова; правильно образовывать, употреблять формы слова разных частей речи; соблюдать на письме орфографические правила: правописание приставок по типу пре-, при-, приставок на з (с); правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными, непроизносимыми согласными; ё – о после шипящих в корне слова; правописание суффиксов -чик- (-щик-); -ек- (-ик-) и др. (в рамках изученного по годам обучения); правописания глаголов (корней с чередованием е // и; использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола (в рамках изученного по годам обучения). По модулю «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»: правильно произносить и писать словосочетания и предложения без специфических ошибок словоизменения или минимизируя их; ориентироваться в понятиях части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, междометие, причастие, деепричастие, числительное; различать и определять с опорой на схему различные морфологические признаки частей речи; уметь образовывать форму изученных частей речи; различать однозначные и многозначные слова, омонимы, прямое и переносное значение слова; подбирать синонимы и антонимы; различать фразеологизмы и свободные словосочетания; различать и употреблять метафоры, гиперболы, сравнения (в рамках изученного); различать тематические группы слов: родовые и видовые понятия; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; понимать лексическое значение незнакомого слова исходя из контекста (предложение, текст); составлять словосочетания, правильно согласовывать слова и употреблять предложно-падежные конструкции; выделять словосочетания в предложении, определять тип связи, главное и зависимое слово; определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения с однородными членами; применять знания по синтаксису и пунктуации (постановка знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании), уметь находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 59 классах пунктуационными правилами. По модулю «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»: уметь формулировать собственное связное высказывание с соблюдением изученных правил и норм современного русского литературного языка; излагать основное содержание прослушанного текста, с использованием приемов сжатия, разделив его на абзацы и передав все значимые микротемы; 3 связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, составлять связный рассказ и пересказ на заданную тему; соблюдать смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения; определять тему и основную мысль текста; понимать основное содержание, смысл текста; составлять простой/сложный план текста; использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи, синтаксических конструкций; аргументировать собственную позицию, доказывать её, используя различные языковые средства и приемы; участвовать в беседе, создавать устные монологические и диалогические высказывания, характеризующиеся широким спектром лексических средств, точностью словаря, использованием разнообразных синтаксических конструкций; извлекать нужную информацию, анализировать и систематизировать речевой материал; создавать и редактировать тексты, находить и исправлять ошибки; соблюдать в устной речи и на письме изученные правила речевого этикета; выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением всех пройденных орфоэпических норм, с соблюдением интонации и пунктуационного оформления текста. Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе. 2. Содержание курса «Логопедические занятия» Содержание курса «Логопедические занятия» строится в соответствии с требованиями к результату изучения учебного предмета «Русский язык» и основано на использовании учебного материала. Цель курса «Логопедические занятия» – коррекция и преодоление/или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с НОДА, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию коммуникативных компетенций. Задачи курса: Коррекция и развитие языкового анализа и синтеза. Совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений. Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений. Коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи. Формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма. Коррекция или минимизация ошибок письма и чтения. Развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции. Программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» построена по модульному принципу. Каждый модуль отражает содержание одного из направлений коррекционной логопедической работы, необходимых для преодоления речевого нарушения с НОДА. Модульное построение программы курса позволяет 4 осуществлять дифференцированный подход с учетом особых образовательных потребностей и речевых возможностей обучающихся с НОДА. Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия» включает в себя следующие модули: Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика) направлен на коррекцию и развитие произносительной стороны речи, звуко-слоговой структуры слова, дифференциацию звуков и букв, преодоление специфических ошибок письма (перестановки, пропуски, замены). Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика» направлен на пополнение словарного запаса, использование различных способов словообразования разных частей речи, преодоление ошибок специфических и дизорфографических ошибок. Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» направлен на формирование синтаксических и семантических представлений, расширение языковых средств и формирование умения их активного использования на уровне словосочетания и предложения, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок. Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация» направлен на развитие умений работать с текстом, формирование коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок. Основными направлениями работы являются: а)восполнение пробелов в развитии устной речи и формирование полноценной речевой деятельности; б)развитие психических функций и пространственных представлений, обеспечивающих функционирование механизмов письменной речи: в)коррекция дисграфии и дислексии; г)формирование и развитие предпосылок, обеспечивающих усвоение программного материала по разделу «Русский язык и литература», а также формирование умений работать с текстами любой направленности (в т.ч. гуманитарной, естественнонаучной, текстами задач и т.д.). Основные методы обучения, используемые на занятиях: - объяснительно – иллюстративный; - наглядный; - репродуктивный; - частично – поисковый; - информационно – коммуникационный; - контроль; - самоконтроль. Характеристика содержания направлений коррекционной работы Направление коррекционной работы Диагностическое Деятельность специалистов в рамках данного направления Логопедическое обследование; Анализ педагогической и медицинской документации; Ожидаемые результаты коррекционной работы специалистов по выделенным направлениям Входной мониторинг уровня развития устной и письменной речи, заполнение речевых карт, уточнение заключений, 5 Промежуточный мониторинг динамики; Итоговый мониторинг (на конец года) выявление резервных возможностей, комплектование групп. Коррекционноразвивающее Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий; Составление расписания индивидуальных и групповых занятий; Написание планов индивидуальной работы; Написание рабочих программ Позитивная динамика отслеживаемых параметров. Успешность освоения предметных результатов. Консультативнопросветительское направление Консультирование родителей по вопросам особенностей воспитания и обучения детей. Консультация, беседа, родительские собрания и т.д. Помощь родителям (законным представителям) в выборе стратегий воспитания обучающегося с НОДА. Ознакомление родителей с психолого-педагогическими особенностями подростков. Консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с НОДА, Консультация, беседа, МО, педагогическое совещание (соответственно тематике) и т.д. Помощь в выборе индивидуальноориентированных методов и форм работы с обучающимися с НОДА. Ознакомление педагогов с психолого-педагогическими особенностями детей с НОДА. Форма организации деятельности обучающихся: Коррекционно-развивающая работа проводится в форме индивидуальных и групповых занятий, направленных на формирование полноценных речемыслительных процессов, обеспечивающих полноценную речевую деятельности детей с НОДА, а также совершенствование их социальной и учебной коммуникации и адаптации к условиям обучения на уровне основной общего образования. Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем: 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Планирование коррекционной работы обучающегося с НОДА 5 класс № 1 Тема занятия Логопедическое обследование. Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи. Количество часов 4 6 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Итого: Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Гласные после шипящих и Ц. Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова) Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами: гласными второго ряда и мягким знаком. Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков. Непроизносимые согласные. Двойные согласные. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные слова. Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с приставками, противоположными и близкими по значению. Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, - оват-, -еват-). Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-, -енн-). Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …). Промежуточный мониторинг динамики. Промежуточный мониторинг динамики. Изменение существительных по числам. Изменение прилагательных по числам. Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.) Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.) Род имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам. Согласование прилагательных с существительными в роде. Согласование прилагательных с существительными в числе. Изменение по падежам прилагательных с основой на шипящие –ц, -ий, -ья, -ье, -ов, -ин. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Согласование глаголов с существительными в числе. Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным. Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Обращение. Прямая и косвенная речь. Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. Итоговый мониторинг (на конец года.) 1 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 68ч. 7 Планирование коррекционной работы обучающегося с НОДА 6 класс № Тема занятия 1 Логопедическое обследование. Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи. Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-; -рос-,-раст-, -ращ-. Чередование гласных О-А в корнях -кос-, -кас-; -гор-, -гар-. Правописание гласных в приставках –пре-, -при-. Правописание согласных в приставках. Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм. Правописание сложных слов. Сложные слова. Сложносокращённые слова. Несклоняемые имена существительные. Промежуточный мониторинг динамики. Степени сравнения имени прилагательных. Согласование порядковых числительных с существительными. Согласование местоимений с существительными. Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов. Окончания глаголов Спряжение глаголов. Окончания глаголов Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов. Окончания глаголов. Работа со сплошным текстом. Членение сплошного текста на предложения. Составление текста из предложений, данных в разбивку. Составление текста из деформированных предложений. Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. Итоговый мониторинг (на конец года). 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Итого: Количество часов 4 2 2 3 3 3 3 3 4 3 4 3 3 3 3 4 3 3 4 3 3 2 68ч. Планирование коррекционной работы обучающегося с НОДА 7 класс № Тема занятия 1 Логопедическое обследование. Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи. Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в полных и кратких страдательных причастиях. Наречие. Конечные гласные наречий. Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий. Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е. Причастие как особая форма глагола. Причастный оборот. Анализ предложений с причастным оборотом. Деепричастие как особая форма глагола. Деепричастный оборот. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Количество часов 4 1 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 8 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Итого: Анализ предложений с деепричастным оборотом. Наречие как часть речи. Анализ предложений с наречиями. Промежуточный мониторинг динамики Анализ предложений с непроизносимыми предлогами (без, до, для, из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через). Анализ предложений с непроизносимыми предлогами (над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через). Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, понад). Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде). Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. Распространение предложений. Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но). Построение сложноподчинённых предложений с союзом (чтобы). Их перестроение. Построение сложноподчинённых предложений с союзами (потому что, и т. д.). Их перестроение. Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение». Составление текста из деформированных предложений. Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста. Тема текста. Заглавие текста. План. Пересказ текста по составленному плану. Подробное изложение повествовательных текстов. Подробное изложение с творческими дополнениями. Сжатое изложение. Выборочное изложение. Итоговый мониторинг (на конец года). 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 68ч. Планирование коррекционной работы обучающегося с НОДА 8 класс № Тема занятия 1 Логопедическое обследование. Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи. Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложений. Нахождение слов, связанных с подлежащим. Нахождение слов, связанных со сказуемым. Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами). Конструирование предложений с однородными членами. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Количество часов 4 1 1 2 2 2 2 2 2 2 9 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Итого: Конструирование предложений с обращениями и вводными словами. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже. Промежуточный мониторинг динамики. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице. Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений. Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений. Пересказ по серии сюжетных картинок. Пересказ по сюжетной картинке. Что такое план. Виды планов. Пересказ по плану. Изложение текста по вопросам и опорным словам. Изложение текста по коллективно составленному плану. Изложение текста по самостоятельно составленному плану. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Текст – повествование. Составление рассказа. Текст – описание. Составление рассказа. Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа. Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа. Замена в тексте лица рассказчика. Итоговый мониторинг (на конец года). 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 68ч. Планирование коррекционной работы обучающегося с НОДА 9 класс № Тема коррекционного занятия 1 Логопедическое обследование. Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи. Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложений. Нахождение слов, связанных с подлежащим. Нахождение слов, связанных со сказуемым. Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами). Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами. Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами. Конструирование бессоюзных сложных предложений. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Количество часов 4 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Итого: Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице. Промежуточный мониторинг динамики. Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений. Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений. Повторение изученного. Тема текста, основная мысль, опорные слова. Типы текстов. Структура текста. Понятие о микротеме. План. Виды плана. Составление планов разных видов. Составление плана по данному тексту. Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану. Редактирование изложения. Типы текста. Сравнительное описание. Сочинение – сравнительное описание. Редактирование сочинений. Речевые ошибки. Типы текста. Повествование. Типы текста. Рассуждение. Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных рисунков. Редактирование сочинения. Итоговый мониторинг (на конец года). 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 68ч. 11