коррекционного курса «Психо-коррекционные занятия» обучающихся с ТНР. Классы: 1-3 класс Учебный год: 2021-2022 Срок реализации программы: 3 года. Содержание 1 Планируемые результаты освоения коррекционного курса. 2 Содержание коррекционного курса. 3 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на 1 стр. 2стр. 5 стр. освоение каждой темы. Планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ТНР в различных средах: Изменения количественных и качественных показателей свойств личности ребенка: • сформированность саморегуляции и произвольности поведения; • овладение навыками коммуникации: умение общаться и выстраивать совместную деятельность с другими; • • дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; • осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей; • адекватная мотивация деятельности; • адекватное отношение к себе и другим; • развитая рефлексия; • эмоциональная устойчивость; • снижение количества трудностей при освоении общеобразовательной программы; • сформированность навыков: ■ уверенного поведения; ■ совместной (коллективной) деятельности; ■ самостоятельного решения конфликтов мирным путем; самоподдержки; адекватной оценки собственных возможностей и способностей. Содержание коррекционного курса. Диагностическое направление Проводится 2 раза в год - в начале работы и конце учебного года. Критерии оценки: субъективно переживаемые учащимся изменения во внутреннем мире; объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в познавательной, эмоционально-личностной сферах личности обучающегося с ОВЗ; устойчивость изменений. Формы оценки результатов: психологическая диагностика с использованием комплекса психологических методик, предложенный Ясюковой Л.А., педагогическое наблюдение; анализ продуктивной и учебной деятельности; беседа с родителями и педагогами. Коррекционно-развивающее направление. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ТНР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются: коррекция и развитие компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы; развитие и коррекция пространственно-временных представлений; развитие учебно-познавательной мотивации; помощь в адаптации к условиям школьной среды. Рассмотри подробнее каждое из этих направлений. Развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы и коррекция ее недостатков. Для значительной части детей с ТНР типичен дефицит социальных способностей, проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. В ряде случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают: - гармонизацию аффективной сферы ребенка; - профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и негативистических проявлений, других отклонений в поведении; - предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; - развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т.п.); - создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; - развитие социальных эмоций; - развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми). Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков. Работа с детьми с ТНР по формированию уверенности в себе и снижению тревожности ведется в таких направлениях, как формирование у них оптимистического склада мышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений, а также укрепление уважения к себе, веры в свои способности и возможности. Ребенок с ТНР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. В связи с этим в работе психолога выделяются следующие наиболее важные задачи: воспитание у детей интереса к окружающим людям; выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения; обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и избеганию конфликтов. Развитие учебно-познавательной мотивации Использование в коррекционной работе группы поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности. Увеличивая степень самостоятельности учащихся с ТНР, вводятся в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности. Формируя учебно-познавательную мотивацию, используются активные методы обучения, игровые методы. Мотивационный потенциал игры направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно не только для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ТНР. Развитие и коррекция пространственно-временных представлений. Первый этап работы - освоение телесного пространства. Работа на первом этапе включает задачу овладения пространством собственного тела и лица. Определением расположения частей лица и тела по следующим пространственным категориям: «выше всего» - «ниже всего», «выше чем» - «ниже чем», «над» - «под» - «между». Предлагаются задания с анализом расположения частей тела: анализ расположения частей лица с закрытыми глазами, но с помощью прощупывания; анализ расположения частей лица с открытыми глазами, с опорой на схематическое или реалистическое изображение; работа с зеркалом «Узнай себя и своих друзей в зеркале», рассматривание и ощупывание частей лица. На данном этапе так же формируются представления о симметричной стороне тела, правой и левой. Знакомим детей с правой и левой стороной тела, названиями рук, их функциональным назначением, самостоятельным обозначением их словом. Предлагаются игровые задания: показать и назвать правое ухо, левый глаз и т.д.; показать и назвать все части тела которые находятся с левой , правой стороны; показать флажком направление: вверх/вниз, вперед/ назад, правой рукой вперед, левой вниз, взаимодействие обеими руками; игра «Давайте поздороваемся» (дети здороваются разными частями тела). Работа по формированию временных представлений начинается со знакомства детей с частями суток, формирования умения определять их по цикличности деятельности человека. Затем детей знакомят с последовательностью и отличительными признаками времен года. На начальном этапе формируется набор признаков, характеризующих определенное время года. Например, весна – это бегущие ручейки, капающие сосульки, цветущая мать-и-мачеха и т.д. С этой целью используются фотографии и картинки текущего времени года, на которых отражены сезонные изменения природы, одежда и занятия людей и прочее. Могут предлагаться как пейзажные снимки, так и крупные планы растений, животных, людей. Взрослые рассматривают с детьми фотографии, проводят словарную работу, закрепляют отличительные признаки данного времени года, сравнивают фотографии (картинки) ранней и поздней весны, осени, лета. По этому же принципу необходимо формировать представления детей о временах года, как о составных частях года, месяце, неделе, об отношениях между ними, познакомить с календарем: (7 последовательных дней - это неделя, 4-5 недель - это 1 месяц, 3 последовательно сменяющихся месяца - это 1 пора года – время года). Также учащиеся знакомятся с приборами измерения времени (секундомер, часы), формировать умение определять время по разным часам с точностью до часа, получаса, четверти часа, расширять и углублять представления о частях суток, о характерных для них временных явлениях: сумерки, рассвет, закат, восход, заря. Планирование психокоррекционной работы (ТНР 1 класс). № п/п 1. Количество часов Темы занятий. Вводное занятие. Формирование эмоционального отношения к Диагностика уровня знаний детей о себе, о других. 3 занятиям. 2. Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия, мышления. 1 3. Ориентировка на собственном теле. 2 4. Определение расположения предметов в пространстве. 2 5. Ориентировка в помещении по инструкции педагога. 2 6. Пространственная ориентировка на листе бумаги. 3 7. Восприятие времени. 2 8. Тактильно-двигательное восприятие. 3 9. Восприятие эмоций человека. 2 10. 11. Развитие концентрации и устойчивости внимания. Развитие произвольности и свойств внимания. 12. Развитие помехоустойчивости внимания. 3 13. Развитие зрительной памяти. 2 14. Развитие слуховой памяти. 2 15. Самостоятельное выполнение задания с учетом заданных условий. 3 16. Формирование приемов учебной деятельности. 2 17. Развитие способности к взаимодействию с одноклассниками, семьей и педагогами. 3 18. Коррекция неэффективных моделей поведения ребенка в социуме. 2 19. Отличия детей и взрослых. 3 20. Правила дружбы со взрослыми. 3 21. Формирование интереса к себе и позитивного самоотношения. 2 22. Коррекция самооценки. 3 23. Я и другие. 2 25. Формирование приемов учебной деятельности. Подготовка к письму. «Рисование узора». 3 Графический диктант. Итоговое занятие. 3 26. 27. 28. Итого: произвольного 2 2 3 2 66 Планирование психокоррекционной работы (ТНР 2 класс). № п/п 1. Количество часов Темы занятий Вводное занятие. 1 Формирование эмоционального отношения к занятиям. 2. Диагностика. 3 3. Развитие осязательного восприятия. 2 4. Развитие зрительного восприятия. 2 5. Развитие слуховое восприятие и слух моторной координации. 3 6. 3 7. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия. Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации (пальчиковая гимнастика). 8. Подвижные игры и упражнения на развитие общей моторики. 4 9. Развитие произвольности движений (сигнал- реакция). 2 10. Умение ориентироваться пространстве. 11. Формирование пространственных представлений в речи. 12. Формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции. Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов. 13. в собственном теле, во внешнем 4 2 2 2 2 14. Игры и упражнения на развитие разных видов памяти. 2 15. Игры и упражнения на развитие умения использовать приемы мнемотехники. 2 16. Формирование приемов умственной деятельности. 3 17. Развитие интеллектуальной сферы. 2 18. Развитие логического и понятийного мышления. 3 19. Анализ, сравнение, классификация, обобщение. 3 20. Установление причинно-следственных отношений, обобщение и нахождение противоположностей. 3 21. Развитие и активизация воображения. 2 22. Формирование приемов учебной деятельности. 2 23. Формирование навыков построения внутреннего плана действий Метод арт-терапии в формировании позитивного образа школьника и учебы. Умение действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму. Развития эмоциональной стабильности в отношениях со сверстниками. 3 Обучение эффективным способам общения. Итоговое занятие. 2 24. 25. 26. 27. 28. Итого: 3 2 2 2 68 Планирование психокоррекционной работы (ТНР 3 класс). № п/п Количество часов Темы занятий 1. Вводное занятие Формирование эмоционального отношения к занятиям. 1 2. Диагностика эмоционально-волевой сферы. 2 3. Развитие навыков доверия. 2 4. Развитие навыков сотрудничества. 2 5. Развитие концентрации и переключение внимания. 3 6. Развитие саморегуляции и самоконтроля. 2 7. Развитие объема внимания, произвольности. 2 8. Развитие механической зрительной и слуховой памяти. 2 9. Тренировка произвольного воспринимаемых объектов. 2 10. Тренировка произвольное запоминание слухового ряда. 2 11. Развитие ассоциативной памяти. 2 12. Обучение способам эффективного запоминания. 2 13. Упражнения в построении умозаключений по аналогии. 2 14. Развитие умения устанавливать причинно-следственные отношения. 2 15. Развитие умения обобщать и находить противоположности. 2 16. Развитие умения обобщать и находить противоположности. 2 17. Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. Развитие мелкой моторики. 18. запоминания зрительно 2 4 19. Динамическая организация двигательного акта. 3 20. 3 21. Формирование пространственных представлений в речи. формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции. 22. Знакомство с чувствами и эмоциями. 2 23. Развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции. Формирование умения различать и принимать эмоции других людей. Развитие воображения учащихся. Игры на снятие психологической инертности и развитие воображения. 2 26. Стимулирование креативных возможностей. 3 27. Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей. 4 24. 25. 2 4 3 28. Развития эмоциональной стабильности. 2 29. Итоговое занятие. 2 Итого: 68