РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса Психо-коррекционные занятия обучающихся с ТНР (1-3 класс)

коррекционного курса «Психо-коррекционные занятия»

обучающихся с ТНР.
Классы: 1-3 класс
Учебный год: 2021-2022

Срок реализации программы: 3 года.
Содержание
1

Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

2 Содержание коррекционного курса.
3

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на

1 стр.

2стр.
5 стр.

освоение каждой темы.

Планируемые результаты освоения программы.
Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают
сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений
обучающихся с ТНР в различных средах:
Изменения количественных и качественных показателей свойств личности ребенка:
• сформированность саморегуляции и произвольности поведения;
• овладение навыками коммуникации: умение общаться и выстраивать совместную
деятельность с другими;
• • дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной
организации;
• осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту
системы ценностей и социальных ролей;
• адекватная мотивация деятельности;
• адекватное отношение к себе и другим;
• развитая рефлексия;
• эмоциональная устойчивость;
• снижение количества трудностей при освоении общеобразовательной программы;
• сформированность навыков:
■ уверенного поведения;
■ совместной (коллективной) деятельности;
■ самостоятельного решения конфликтов мирным путем;




самоподдержки;
адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Содержание коррекционного курса.

Диагностическое направление
Проводится 2 раза в год - в начале работы и конце учебного года.
Критерии оценки:
 субъективно переживаемые учащимся изменения во внутреннем мире;
 объективно
регистрируемые
параметры,
характеризующие
изменения
в
познавательной, эмоционально-личностной сферах личности обучающегося с ОВЗ;
 устойчивость изменений.
Формы оценки результатов:
 психологическая диагностика с использованием комплекса психологических методик,
предложенный Ясюковой Л.А.,
 педагогическое наблюдение;
 анализ продуктивной и учебной деятельности;
 беседа с родителями и педагогами.
Коррекционно-развивающее направление.
Коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
организацию
мероприятий,
способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в
психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ТНР,
находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

коррекция и развитие компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой
сферы;

развитие и коррекция пространственно-временных представлений;

развитие учебно-познавательной мотивации;

помощь в адаптации к условиям школьной среды.
Рассмотри подробнее каждое из этих направлений.
Развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы и коррекция ее
недостатков.
Для значительной части детей с ТНР типичен дефицит социальных способностей,
проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. В ряде
случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В связи с
этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают:
- гармонизацию аффективной сферы ребенка;
- профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и негативистических
проявлений, других отклонений в поведении;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;
- развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым
социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т.п.);
- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;
- развитие социальных эмоций;

- развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной
активности,
создание
условий,
обеспечивающих
формирование
полноценных
эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми).
Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает
помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; в
формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в
эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего
поведения на основании полученных знаний и навыков.
Работа с детьми с ТНР по формированию уверенности в себе и снижению тревожности
ведется в таких направлениях, как формирование у них оптимистического склада мышления
и мироощущения, положительной установки на предстоящую деятельность, умения
освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений, а также укрепление
уважения к себе, веры в свои способности и возможности.
Ребенок с ТНР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его
общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на
дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. В связи с этим в работе
психолога выделяются следующие наиболее важные задачи:
 воспитание у детей интереса к окружающим людям;
 выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения;
 обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и избеганию
конфликтов.
Развитие учебно-познавательной мотивации
Использование в коррекционной работе группы поисково-исследовательских методов
предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной
активности. Увеличивая степень самостоятельности учащихся с ТНР, вводятся в обучение
задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно
только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их
собственной познавательной активности.
Формируя
учебно-познавательную мотивацию, используются активные методы
обучения, игровые методы. Мотивационный потенциал игры направлен на более
эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно не только для
школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ТНР.
Развитие и коррекция пространственно-временных представлений.
Первый этап работы - освоение телесного пространства. Работа на первом этапе
включает задачу овладения пространством собственного тела и лица. Определением
расположения частей лица и тела по следующим пространственным категориям: «выше
всего» - «ниже всего», «выше чем» - «ниже чем», «над» - «под» - «между». Предлагаются
задания с анализом расположения частей тела:

анализ расположения частей лица с закрытыми глазами, но с помощью
прощупывания;

анализ расположения частей лица с открытыми глазами, с опорой на схематическое
или реалистическое изображение;

работа с зеркалом «Узнай себя и своих друзей в зеркале», рассматривание и
ощупывание частей лица.

На данном этапе так же формируются представления о симметричной стороне тела,
правой и левой. Знакомим детей с правой и левой стороной тела, названиями рук, их
функциональным назначением, самостоятельным обозначением их словом. Предлагаются
игровые задания:

показать и назвать правое ухо, левый глаз и т.д.;

показать и назвать все части тела которые находятся с левой , правой стороны;

показать флажком направление: вверх/вниз, вперед/ назад, правой рукой вперед,
левой вниз, взаимодействие обеими руками;

игра «Давайте поздороваемся» (дети здороваются разными частями тела).
Работа по формированию временных представлений начинается со знакомства детей с
частями суток, формирования умения определять их по цикличности деятельности человека.
Затем детей знакомят с последовательностью и отличительными признаками времен года. На
начальном этапе формируется набор признаков, характеризующих определенное время года.
Например, весна – это бегущие ручейки, капающие сосульки, цветущая мать-и-мачеха и т.д.
С этой целью используются фотографии и картинки текущего времени года, на которых
отражены сезонные изменения природы, одежда и занятия людей и прочее. Могут
предлагаться как пейзажные снимки, так и крупные планы растений, животных, людей.
Взрослые рассматривают с детьми фотографии, проводят словарную работу, закрепляют
отличительные признаки данного времени года, сравнивают фотографии (картинки) ранней
и поздней весны, осени, лета. По этому же принципу необходимо формировать
представления детей о временах года, как о составных частях года, месяце, неделе, об
отношениях между ними, познакомить с календарем: (7 последовательных дней - это неделя,
4-5 недель - это 1 месяц, 3 последовательно сменяющихся месяца - это 1 пора года – время
года).
Также учащиеся
знакомятся с приборами измерения времени (секундомер, часы),
формировать умение определять время по разным часам с точностью до часа, получаса,
четверти часа, расширять и углублять представления о частях суток, о характерных для них
временных явлениях: сумерки, рассвет, закат, восход, заря.

Планирование психокоррекционной работы (ТНР 1 класс).
№ п/п
1.

Количество
часов

Темы занятий.
Вводное занятие.
Формирование эмоционального отношения к
Диагностика уровня знаний детей о себе, о других.

3
занятиям.

2.

Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия,
мышления.

1

3.

Ориентировка на собственном теле.

2

4.

Определение расположения предметов в пространстве.

2

5.

Ориентировка в помещении по инструкции педагога.

2

6.

Пространственная ориентировка на листе бумаги.

3

7.

Восприятие времени.

2

8.

Тактильно-двигательное восприятие.

3

9.

Восприятие эмоций человека.

2

10.
11.

Развитие концентрации и устойчивости
внимания.
Развитие произвольности и свойств внимания.

12.

Развитие помехоустойчивости внимания.

3

13.

Развитие зрительной памяти.

2

14.

Развитие слуховой памяти.

2

15.

Самостоятельное выполнение задания с учетом заданных
условий.

3

16.

Формирование приемов учебной деятельности.

2

17.

Развитие способности к взаимодействию с одноклассниками,
семьей и педагогами.

3

18.

Коррекция неэффективных моделей поведения ребенка в
социуме.

2

19.

Отличия детей и взрослых.

3

20.

Правила дружбы со взрослыми.

3

21.

Формирование интереса к себе и позитивного самоотношения.

2

22.

Коррекция самооценки.

3

23.

Я и другие.

2

25.

Формирование приемов учебной деятельности.
Подготовка к письму. «Рисование узора».

3

Графический диктант.
Итоговое занятие.

3

26.
27.
28.
Итого:

произвольного

2
2

3
2
66

Планирование психокоррекционной работы (ТНР 2 класс).
№ п/п
1.

Количество
часов

Темы занятий
Вводное занятие.

1

Формирование эмоционального отношения к занятиям.
2.

Диагностика.

3

3.

Развитие осязательного восприятия.

2

4.

Развитие зрительного восприятия.

2

5.

Развитие слуховое восприятие и слух моторной координации.

3

6.

3

7.

Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия.
Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации
(пальчиковая гимнастика).

8.

Подвижные игры и упражнения на развитие общей моторики.

4

9.

Развитие произвольности движений (сигнал- реакция).

2

10.

Умение ориентироваться
пространстве.

11.

Формирование пространственных представлений в речи.

12.

Формирование умения понимать пространственные и временные
логико-грамматические конструкции.
Тренировка
произвольного
запоминания
зрительно
воспринимаемых объектов.

13.

в собственном

теле,

во внешнем

4

2
2
2
2

14.

Игры и упражнения на развитие разных видов памяти.

2

15.

Игры и упражнения на развитие умения использовать приемы
мнемотехники.

2

16.

Формирование приемов умственной деятельности.

3

17.

Развитие интеллектуальной сферы.

2

18.

Развитие логического и понятийного мышления.

3

19.

Анализ, сравнение, классификация, обобщение.

3

20.

Установление причинно-следственных отношений,
обобщение и нахождение противоположностей.

3

21.

Развитие и активизация воображения.

2

22.

Формирование приемов учебной деятельности.

2

23.

Формирование навыков построения внутреннего плана действий
Метод арт-терапии в формировании позитивного образа
школьника и учебы.
Умение действовать по образцу, следовать указаниям, работать по
алгоритму.
Развития эмоциональной стабильности в отношениях со
сверстниками.

3

Обучение эффективным способам общения.
Итоговое занятие.

2

24.
25.
26.
27.
28.
Итого:

3
2
2

2
68

Планирование психокоррекционной работы (ТНР 3 класс).
№ п/п

Количество
часов

Темы занятий

1.

Вводное занятие Формирование эмоционального отношения к
занятиям.

1

2.

Диагностика эмоционально-волевой сферы.

2

3.

Развитие навыков доверия.

2

4.

Развитие навыков сотрудничества.

2

5.

Развитие концентрации и переключение внимания.

3

6.

Развитие саморегуляции и самоконтроля.

2

7.

Развитие объема внимания, произвольности.

2

8.

Развитие механической зрительной и слуховой памяти.

2

9.

Тренировка
произвольного
воспринимаемых объектов.

2

10.

Тренировка произвольное запоминание слухового ряда.

2

11.

Развитие ассоциативной памяти.

2

12.

Обучение способам эффективного запоминания.

2

13.

Упражнения в построении умозаключений по аналогии.

2

14.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные
отношения.

2

15.

Развитие умения обобщать и находить противоположности.

2

16.

Развитие умения обобщать и находить противоположности.

2

17.

Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать,
обобщать.
Развитие мелкой моторики.

18.

запоминания

зрительно

2
4

19.

Динамическая организация двигательного акта.

3

20.

3

21.

Формирование пространственных представлений в речи.
формирование умения понимать пространственные и временные
логико-грамматические конструкции.

22.

Знакомство с чувствами и эмоциями.

2

23.

Развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции.
Формирование умения различать и принимать эмоции других
людей.
Развитие воображения учащихся. Игры на снятие
психологической инертности и
развитие воображения.

2

26.

Стимулирование креативных возможностей.

3

27.

Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей.

4

24.
25.

2

4
3

28.

Развития эмоциональной стабильности.

2

29.

Итоговое занятие.

2

Итого:

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».