совершенствовать и редактировать собственные тексты; - применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; Предметные результаты Обучающийся научится: - владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; - владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; - владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; - адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; - участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; - создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; - анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; - опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); - опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; - проводить морфологический анализ слова; - применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; - опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); - анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; - находить грамматическую основу предложения; - распознавать главные и второстепенные члены предложения; - опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; - проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; - соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; - опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; - опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; - использовать орфографические словари. 2. Содержание учебного предмета Раздел 1. Работа с текстом. (6ч.) 1. Грамматические, речевые, логические, фактические ошибки. Орфоэпические нормы. 2. Композиция сочинения (9.1, 9.2). Анализ цитаты. 3. Композиция сочинения (9.3). Способы формулирования значения слова. Комментарий. 4. Композиция сжатого изложения. Приемы сжатия текста. 5. Собеседование. Чтение текста. 2 Пересказ текста. 6. Собеседование. Монологическое высказывание. Описание фотографии. повествование на основе жизненного опыта. Рассуждение по поставленному вопросу. Раздел 2. Лексика и фразеология. (2ч.) 1. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. 2. Средства художественной выразительности. Фразеологические обороты. Тропы и художественные приёмы. Раздел 3. Морфемика и словообразование. (1ч.) 1. Значимые части слова (морфемы). Основные способы словообразования. Раздел 4. Морфология. (1ч.) Самостоятельные и служебные части речи. Раздел 5. Синтаксис и пунктуация. (9ч.) 1. Словосочетание. Типы связи в словосочетаниях. 2. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. 3. Второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения и знаки препинания при них. 4. Двусоставные и односоставные предложения. Типы односоставных предложений. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. 5. Осложненные предложения. Обращения. Вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и вводных конструкциях. 6. Осложненные предложения. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Знаки препинания при уточняющих членах предложения. Знаки препинания при сравнительных оборотах. 7. Простые и сложные предложения. Знаки завершения. Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. 8. Типы придаточных предложений. 9. Знаки препинания при оформлении прямой речи и цитат. Использование кавычек. Раздел 6. Орфография. (11ч.) 1. Безударные проверяемые гласные в корне. Проверяемые согласные в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные. Непроизносимые согласные в корне слова. Корни с чередованием. 2. Буквы И, У, А после шипящих. Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. 3. Разделительные Ъ и Ь. Употребление Ь знака на конце существительных после шипящих. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. Ь после шипящих в неопределенной форме глагола и в глаголах 2 лица единственного числа. -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах. Ь в середине числительных. Ь в глаголах повелительного наклонения. Ь после шипящих на конце наречий. 4. Гласные и согласные в приставках. Буквы Ы и И после приставок. 5. Буквы И и Ы после Ц. Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. 6. Большая буква и кавычки в собственных наименованиях. 7. Падежные окончания существительных. Разносклоняемые существительные. Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ. Несклоняемые существительные. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Краткие прилагательные с основой на шипящую. Окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19. 8. НЕ со словами разных частей речи. 9. Соединительные гласные в сложных словах. 10. Буквы Ч и Щ у суффиксе -ЧИК-/ЩИК-. Гласные Е и И в суффиксах существительных. Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. -Н- и -НН- в суффиксах слов разных частей речи. Различение на письме суффиксов -К- и СК-. Гласные в суффиксах -ОВА-/-ЕВА- и -ЫВА-/-ИВА-. Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени. Гласные перед -Н- и -ННв страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. Буквы Ё и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. 11. Дефисное и слитное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-. Дефис в сложных словах. Дефисное написание частиц -ТО, -КА. Дефис в междометиях. 3 Раздел 7. Практика. (3ч.) 3. Тематическое планирование № уро ка 1 Тема урока Коли Форма честв организаци о и учебных часов занятий Раздел 1. Работа с текстом Грамматические, речевые, 1 теоретичес логические, фактические кое занятие ошибки. Орфоэпические нормы. 2 Композиция сочинения 9.2). Анализ цитаты. (9.1, 1 теоретичес кое занятие 3 Композиция сочинения (9.3). Способы формулирования значения слова. Комментарий. 1 теоретичес кое занятие 4 Композиция сжатого изложения. Приемы сжатия текста. 1 теоретичес кое занятие 5 Собеседование. Чтение текста. Пересказ текста. 1 теоретичес кое занятие 6 Собеседование. 1 теоретичес Монологическое высказывание. кое занятие Описание фотографии. повествование на основе жизненного опыта. Рассуждение по поставленному вопросу. Раздел 2. Лексика и фразеология Лексическое значение слова. 1 теоретичес Синонимы. Антонимы. кое занятие Омонимы. 7 Основные виды учебной деятельности Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с 4 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 Средства художественной выразительности. Фразеологические обороты. Тропы и художественные приёмы. 1 теоретичес кое занятие раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Раздел 3. Морфемика и словообразование Значимые части слова 1 теоретичес Слушание объяснений (морфемы). Основные способы кое занятие учителя. словообразования. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Раздел 4. Морфология Самостоятельные и служебные 1 теоретичес Слушание объяснений части речи. кое занятие учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Раздел 5. Синтаксис и пунктуация Словосочетание. Типы связи в 1 теоретичес Слушание объяснений словосочетаниях. кое занятие учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Предложение. Грамматическая 1 теоретичес Слушание объяснений основа предложения. кое занятие учителя. Подлежащее и сказуемое как Анализ проблемных главные члены предложения. ситуаций. Работа с Тире между подлежащим и раздаточным сказуемым. материалом. Второстепенные члены 1 теоретичес Слушание объяснений предложения. кое занятие учителя. Распространенные и Анализ проблемных нераспространенные ситуаций. Работа с предложения. Однородные раздаточным члены предложения и знаки материалом. препинания при них. Двусоставные и односоставные 1 теоретичес Слушание объяснений предложения. Типы кое занятие учителя. односоставных предложений. Анализ проблемных Полные и неполные ситуаций. Работа с предложения. Тире в неполном раздаточным предложении. материалом. Осложненные предложения. 1 теоретичес Слушание объяснений Обращения. Вводные слова и кое занятие учителя. вставные конструкции. Знаки 5 препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и вводных конструкциях. 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 Осложненные предложения. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Знаки препинания при уточняющих членах предложения. Знаки препинания при сравнительных оборотах. Простые и сложные предложения. Знаки завершения. Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. Типы придаточных предложений. 1 теоретичес кое занятие 1 теоретичес кое занятие Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. 1 теоретичес кое занятие Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Знаки препинания при оформлении прямой речи и цитат. Использование кавычек. теоретичес кое занятие Раздел 6. Орфография Безударные проверяемые 1 теоретичес гласные в корне. Проверяемые кое занятие согласные в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные. Непроизносимые согласные в корне слова. Корни с чередованием. Буквы И, У, А после шипящих. 1 теоретичес Буквы О и Ё после шипящих в кое занятие корне слова. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Разделительные Ъ и Ь. Употребление Ь знака на конце существительных после шипящих. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. Ь после шипящих в Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. 1 теоретичес кое занятие Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. 6 2 3 неопределенной форме глагола и в глаголах 2 лица единственного числа. -ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах. Ь в середине числительных. Ь в глаголах повелительного наклонения. Ь после шипящих на конце наречий. Гласные и согласные в приставках. Буквы Ы и И после приставок. 1 теоретичес кое занятие 2 4 Буквы И и Ы после Ц. Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. 1 теоретичес кое занятие 2 5 Большая буква и кавычки в собственных наименованиях. 1 теоретичес кое занятие 2 6 1 теоретичес кое занятие 2 7 Падежные окончания существительных. Разносклоняемые существительные. Буква Е в суффиксе -ЕНсуществительных на -МЯ. Несклоняемые существительные. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Краткие прилагательные с основой на шипящую. Окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19. НЕ со словами разных частей речи. 1 теоретичес кое занятие 2 8 Соединительные сложных словах. 1 теоретичес кое занятие гласные в Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с 7 2 9 3 0 3 1 Буквы Ч и Щ у суффиксе -ЧИК1 теоретичес /-ЩИК-. Гласные Е и И в кое занятие суффиксах существительных. Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Н- и -НН- в суффиксах слов разных частей речи. Различение на письме суффиксов -К- и -СК. Гласные в суффиксах -ОВА-/-ЕВА- и -ЫВА-/-ИВА-. Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени. Гласные перед -Ни -ННв страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. Буквы Ё и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Дефисное и слитное написание 1 теоретичес слов с ПОЛ- и ПОЛУ-. Дефис в кое занятие сложных словах. Дефисное написание частиц -ТО, -КА. Дефис в междометиях. Раздел 7. Практика Практическое занятие. 1 практическ ое занятие 3 2 Практическое занятие. 1 практическ ое занятие 3 3 Практическое занятие. 1 практическ ое занятие раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Выполнение работ. Систематизация материала. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Выполнение работ. Систематизация материала. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Выполнение работ. 8 Систематизация материала. 9