Адаптированная рабочая программа ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1-4 класс

Приложение 4
*

Дюоп ноо
W/W2021
■ йВащук Н.А.

прш
Директор МАОУ COlIlI
/’'^0 4550^

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
1-4 классы
срок реализации программы - 4 года
2021-2022 учебный год
Содержание

1
2
3

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы

с. 1
с. 2
с. 5

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли
изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном
развитии человека;
ч
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на
материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в
общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы
мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
— способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона;
1

 умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
 способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
 способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу;
 умение компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный художественный
образ;
 освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы
цветоведения, основы графической грамоты;
 овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
 умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
 умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою
самобытную художественную культуру;
 изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты
природы, человека, народных традиций;
 способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, — свидетелей нашей истории;
 умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости
и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник
и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача
общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств
общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и
обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия.
Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры
народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России
(по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и
региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального,
российского и мирового искусства. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д.
Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве:
основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,
выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и
характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств
художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с
поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
2

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания
выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание
формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека
и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного
образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон —
сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков
художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его
роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины,
сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о
мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие
форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска
бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.
д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с
учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия:
горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива.
Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше— меньше, загораживания. Роль
контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и
светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр
композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой
и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные
возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью
цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые,
закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы,
человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.
Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы.
Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема.
Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм
линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и
рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма
в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их
характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года,
суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт.
Использование различных художественных материалов и средств для создания
выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь
черепахи, домик улитки и т.д.
3

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства,
изображающих природу. Общность тематики, передаваемых
чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур,
народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К.
Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами
мира, представляющими разные
народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль
природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека
в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры
народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с
музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной
культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в
искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира.
Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих
лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм,
бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных
художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и
выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального
окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий,
традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и
декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное
конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и
одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности. Участие в различных видах
изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные,
растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом,
линией, цветом, объемом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения
человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача
настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии,
штриха, пятна, объема, фактуры материала. Использование в индивидуальной и
коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа,
граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии,
видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши,
карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в
обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного
искусства, выражение своего отношения к произведению.

4

Тематическое планирование
1 класс
Тема года: Ты изображаешь, украшаешь и строишь
№
урока
1.

2.

3.

4.

5.

6.
7.
8.

9.
10.

11.

12.
13.
14.
15.

Тема урока
Ты учишься изображать
Изображения всюду вокруг нас.
Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся
его видеть и понимать. Знакомимся с Мастером
Изображения.
Мастер Изображения учит видеть.
Красота и разнообразие окружающего мира природы.
Знакомство с понятием «форма».
Изображать можно пятном.
Целостное обобщение видения. Пятно как способ
изображения на плоскости.
Изображать можно в объеме.
Объемные изображения. Отличие изображения в
пространстве от изображения на плоскости.
Изображать можно линией.
Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в
природе.
Разноцветные краски.
Знакомство с цветом.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
Выражение настроения в изображении.
Художники и зрители (обобщение темы).
Восприятие детской изобразительной деятельности.
Ты украшаешь
Мир полон украшений.
Украшения в окружающей действительности.
Красоту нужно уметь замечать
Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и
фактур в природе.
Цветы – украшение Земли.
Разнообразие цветов: их форм, окраски, узорчатых
деталей.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Ритмичный узор пятен и симметричный повтор.
Красивые рыбы. Монотипия.
Ритмичное соотношение пятна и линии.
Украшения птиц. Объемная аппликация.
Узоры, которые создали люди.

Кол-во
часов
8
1

1

1

1

1

1
1
1
9
1
1

1

1
1
1
1
5

16.
17.

18.
19.

20.

21.

22.

23.

24.
25.
26.

27.

28.

29.
30.
31.

Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.
Как украшает себя человек.
Украшения человека рассказывают о своем хозяине.
Мастер Украшения помогает сделать праздник
(обобщение темы).
Ты строишь
Постройки в нашей жизни.
Первичное знакомство с архитектурой и дизайном.
Дома бывают разными.
Многообразие архитектурных построек, их назначение.
Части, из которых может состоять дом.
Домики, которые построила природа.
Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и
конструкции природных домиков.
Дом снаружи и внутри.
Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней
конструкции дома.
Строим город.
Планирование города. Приемы работы в технике
бумагопластики. Коллективная работа.
Строим город.
Планирование города. Приемы работы в технике
бумагопластики. Коллективная работа.
Все имеет свое строение.
Конструкция предметов.
Строим вещи.
Конструирование предметов быта.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Создание образа родного города. Коллективное панно.
Изображение, украшение, постройка всегда
помогают друг другу
Три брата Мастера всегда трудятся вместе.
Изображение, украшение и постройка – три стороны
работы художника при создании произведения, три вида
его художественной деятельности.
Праздник весны. Праздник птиц.
Овладение практическими навыками изображения,
конструирования
и
украшения
(декорирования)
разнообразных пространственных форм.
Праздник весны. Разноцветные жуки.
Сказочная страна.
Изображение сказочного мира.
Сказочная страна.
Изображение сказочного мира.

1
1
9
1
1

1

1

1

1

1
1
1
7
1

1

1
1
1
6

32.

33.

Времена года.
Создание коллажей и объёмных композиций на основе
смешанных техник.
Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

1

1

Тематическое планирование
2 класс
Тема года: Искусство и ты
№
урока
1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Тема урока
Как и чем работает художник?
Три основных цвета – желтый, красный, синий.
Что такое живопись? Первичные основы цветоведения.
Белая и черная краски.
Тёмное и светлое (смешение цветных красок с чёрной и
белой). Настроение в природе.
Пастель. Восковые мелки. Акварель. Их выразительные
возможности.
Передача
различного
эмоционального
состояния
природы.
Что такое аппликация? Выразительные возможности
аппликации.
Представление о ритме пятен.
Что может линия? Выразительные возможности
графических материалов.
Что такое графика? Образный язык графики.
Что может пластилин? Выразительность материалов для
работы в объёме.
Что такое скульптура? Образный язык скульптуры.
Бумага, ножницы, клей. Выразительные возможности
бумаги.
Что такое архитектура? Чем занимается архитектор?
Особенности архитектурных форм.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Понимание
красоты
различных
художественных
материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь,
пластилин, бумага). Итоговая выставка работ.
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только
смотреть, но и видеть.
Изображение и фантазия.
Сказочные существа. Фантастические образы.

Кол-во
часов
8
1
1

1

1

1

1

1

1

7
1

1
7

11.

12.

13.

14.
15

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.
24.

Украшение и реальность.
Учимся видеть красоту природы, разнообразие её форм,
цвета (иней, морозные узоры на окне, паутинки, наряды
птиц, рыб и т. п.).
Украшение и фантазия.
Преобразование природных форм для создания различных
узоров, орнаментов, украшающих предметы быта.
Постройка и реальность.
Красота и смысл природных конструкций (соты пчёл,
ракушки, коробочки хлопка, орехи и т. д.), их
функциональность, пропорции.
Постройка и фантазия.
Возможности фантазии человека в создании предметов.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки
всегда
работают
вместе
(обобщение
темы).
Взаимодействие
трёх
видов
деятельности
—
изображения, украшения и постройки.
Выставка творческих работ по теме.
О чем говорит искусство
Изображение природы в различных состояниях.
Разное состояние природы несёт в себе разное
настроение: грозное и тревожное, спокойное и
радостное, грустное и нежное.
Изображение характера животных.
Выражение в изображении характера и пластики
животного, его состояния, настроения.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображая человека, художник выражает своё
отношение к нему, своё понимание этого человека.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображая человека, художник выражает своё
отношение к нему, своё понимание этого человека.
Изображение характера человека: мужской образ.
Эмоциональная и нравственная оценка образа в его
изображении.
Изображение характера человека: мужской образ.
Эмоциональная и нравственная оценка образа в его
изображении.
Образ человека в скульптуре.
Возможности создания разнохарактерных героев в
объёме.
Человек и его украшения.
Украшая себя, человек рассказывает о себе.
О чем говорят украшения.

1

1

1

1
1

11
1

1

1

1

1

1

1

1
1
8

25.
26.

27.
28.

29.

30.
31.
32.

33.
34.

Через украшение мы не только рассказываем о том, кто
мы, но и выражаем свои цели, намерения
Образ здания
Здания выражают характер тех, кто в них живёт.
В изображении, украшении и постройке человек
выражает свои чувства, мысли, настроение, свое
отношение к миру (обобщение темы)
Как говорит искусство
Тёплые цвета. Холодные цвета.
Что выражают тёплые и холодные цвета?
Тихие и звонкие цвета.
Смешение различных цветов с чёрной, серой, белой
красками. Передача состояния, настроения в природе
Что такое ритм линий
Линии как средство образной характеристики
изображаемого.
Характер линий.
Выразительные возможности линий.
Ритм пятен.
Ритм пятен передаёт движение.
Пропорции выражают характер.
Пропорции — выразительное средство искусства,
которое помогает художнику создавать образ,
выражать характер изображаемого.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства
выразительности
Обобщающий урок года

1
1

8
1
1

1

1
1
1

1
1

Тематическое планирование
3 класс
Тема года: Искусство вокруг нас
№
урока
1.

2.

3.

Тема урока
Искусство в твоем доме
Твои игрушки.
Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в
жизни людей.
Посуда у тебя дома.
Разнообразие посуды: её форма, силуэт, нарядный декор.
Роль художника в создании образа посуды.
Обои и шторы у тебя дома.

Кол-во
часов
8
1

1

1
9

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.
11.
12.

13.
14.

15.

16.

17.

Роль художника в создании обоев и штор.
Мамин платок
Расположение росписи на платке, ритмика росписи.
Растительный или геометрический характер узора на
платке.
Твои книжки.
Многообразие форм и видов книг, игровые формы
детских книг. Роль художника в создании книг.
Твои книжки.
Многообразие форм и видов книг, игровые формы
детских книг. Роль художника в создании книг.
Открытки.
Форма открытки и изображение на ней как выражение
доброго пожелания.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Роль художника в создании всех предметов в доме.
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры
Образное воздействие архитектуры на человека.
Памятники культуры – эстафета культурного наследия.
Парки, скверы, бульвары
Архитектура садов и парков.
Ажурные ограды.
Назначение и роль ажурных оград в украшении города.
Волшебные фонари
Работа художника по созданию красочного облика
города, уличных и парковых фонарей.
Витрины.
Витрины как украшение города и реклама товара.
Удивительный транспорт.
Роль художника в создании образа машины. Разные
формы автомобилей.
Труд художника на улицах твоего города (обобщение
темы).
Обобщение представлений о роли и значении художника в
создании облика современного города. Коллективная
работа.
Художник и зрелище
Художник в цирке.
Искусство цирка – искусство
преувеличения и
праздничной красочности, демонстрирующее силу,
красоту, ловкость человека, его бесстрашие.
Художник в театре.
Связь театра с изобразительным искусством.

1

1

1

1

1
7
1

1
1
1

1
1

1

11
1

1
10

18.
19.
20.
21.

22.

23.

24.
25.
26.

27.

28.
29.
30.

31.
32.
33.

34.

Художник в театре.
Связь театра с изобразительным искусством.
Театр кукол.
Образ куклы, её конструкция и костюм.
Театр кукол.
Образ куклы, её конструкция и костюм.
Маски.
Маска как образ персонажа. Маски-характеры, маскинастроения.
Афиша и плакат.
Значение театральной афиши и плаката. Выражение в
афише образа спектакля.
Афиша и плакат.
Значение театральной афиши и плаката. Выражение в
афише образа спектакля.
Праздник в городе
Роль художника в создании праздничного облика города.
Школьный карнавал (обобщение темы).
Украшение класса или школы. Коллективная работа.
Школьный карнавал (обобщение темы).
Украшение класса или школы. Коллективная работа.
Художник и музей
Музей в жизни города.
Музеи в жизни города и всей страны. Крупнейшие
художественные музеи России.
Картина – особый мир. Картина-пейзаж
Знакомство с жанром пейзажа.
Картина – портрет.
Знакомство с жанром портрета.
Картина – натюрморт
Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном
искусстве. Выражение настроения в натюрморте.
Картины исторические и бытовые.
Изображение в картинах событий из жизни людей.
Картины исторические и бытовые.
Изображение в картинах событий из жизни людей.
Скульптура в музее и на улице.
Выразительное
использование
разнообразных
скульптурных материалов (камень, металл, дерево,
глина).
Художественная выставка (обобщение темы)
Выставка как событие и праздник общения. Роль
художественных выставок в жизни людей. Выставка
детских работ за год.

1
1
1
1

1

1

1
1
1
8
1

1
1
1

1
1
1

1

11

Тематическое планирование
4 класс
Тема года: Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка
в творчестве народов всей Земли)
№
урока
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.
10.

Тема урока
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Красота природы родной земли. Красота природы в
произведениях русской живописи.
Пейзаж родной земли.
Красота природы родной земли. Красота природы в
произведениях русской живописи.
Деревня – деревянный мир.
Традиционный образ деревни и связь человека с
окружающим миром природы. Образ традиционного
русского дома — избы.
Деревня – деревянный мир.
Традиционный образ деревни и связь человека с
окружающим миром природы. Образ традиционного
русского дома — избы.
Красота человека
Представление народа о красоте человека, связанное с
традициями жизни и труда в определённых природных и
исторических условиях.
Красота человека
Представление народа о красоте человека, связанное с
традициями жизни и труда в определённых природных и
исторических условиях.
Народные праздники (обобщение темы)
Праздник — народный образ радости и счастливой
жизни. Коллективное панно.
Народные праздники (обобщение темы)
Праздник — народный образ радости и счастливой
жизни. Коллективное панно.
Древние города нашей земли
Родной угол
Образ древнего русского города.
Древние соборы
Соборы — святыни города, воплощение красоты,
могущества
и
силы
государства.
Собор
–
архитектурный и смысловой центр города.

Кол-во
часов
8
1

1

1

1

1

1

1

1

7
1
1

12

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Города Русской земли.
Организация
внутреннего
пространства
города.
основные структурные части города.
Древнерусские воины-защитники.
Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в
одежде, символические значения орнаментов.
Великий Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва
Общий характер и архитектурное своеобразие разных
городов.
Узорочье теремов.
Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Внутреннее убранство, резные
украшения и изразцы. Отражение природной красоты
в орнаментах.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Праздник в интерьере царских или княжеских палат.
Каждый народ - художник
Страна восходящего солнца. Образ художественной
культуры Японии.
Особое поклонение природе в японской культуре. Умение
видеть бесценную красоту в каждой детали.
Страна восходящего солнца. Образ художественной
культуры Японии.
Особое поклонение природе в японской культуре. Умение
видеть бесценную красоту в каждой детали.
Народы гор и степей.
Связь художественного образа культуры с природными
условиями жизни народа.
Народы гор и степей.
Связь художественного образа культуры с природными
условиями жизни народа.
Города в пустыне.
Мощные портально-купольные постройки с толстыми
стенами из глины, их сходство со станом кочевников.
Города в пустыне.
Мощные портально-купольные постройки с толстыми
стенами из глины, их сходство со станом кочевников.
Древняя Эллада.
Особое значение искусства Древней Греции для культуры
Европы и России. Образ греческой природы.
Мифологические представления древних греков.
Древняя Эллада.
Особое значение искусства Древней Греции для культуры
Европы и России. Образ греческой природы.

1

1

1

1

1
11
1

1

1

1

1

1

1

1

13

24.

25.

26.

27.
28.
29.

30.

31.

32.

33.

34.

Мифологические представления древних греков.
Европейские города Средневековья.
Образ готических городов средневековой Западной
Европы. Образ готического храма.
Европейские города Средневековья.
Образ готических городов средневековой Западной
Европы. Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире
(обобщение темы).
Влияние
особенностей
природы
на
характер
традиционных построек, гармонию жилья с природой,
образ красоты человека, народные праздники.
Искусство объединяет народы
Материнство.
Тема материнства – вечная тема в искусстве.
Материнство.
Тема материнства – вечная тема в искусстве.
Мудрость старости.
Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая
богатство духовной жизни человека. Уважение к
старости в традициях художественной культуры
разных народов.
Сопереживание.
Искусство разных народов несёт в себе опыт
сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание
зрителя.
Герои-защитники.
В борьбе за свободу, справедливость все народы
видят проявление духовной красоты. Героическая тема в
искусстве разных народов.
Юность и надежды.
В искусстве всех народов присутствуют мечта,
надежда на светлое будущее, радость молодости и
любовь к своим детям.
Юность и надежды.
В искусстве всех народов присутствуют мечта,
надежда на светлое будущее, радость молодости и
любовь к своим детям.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Вечные темы в искусстве. Роль искусства в жизни человека. Искусство помогает людям понимать себя и других
людей.

1

1

1

8
1
1
1

1

1

1

1

1

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».