Адаптированная рабочая программа МУЗЫКА 1-4 классы

£

^ОЛА

%,ТЙпиложение 4

«1Жроп НОО
пй
Директор МАОУ СОВ

х

Г Л Ж 2021
Ващук Н.А.

°4770 455<$У „г54г
6 6106^^^

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Музыка»
1-4 классы
срок реализации программы - 4 года
2021-2022 учебный год
Содержание

1
2
3

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Содержание учебного предмета.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.

стр. 1
стр. 1
стр. 2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально­
творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо
виду) музыкально - творческой деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание,
интонационно - образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально­
пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

2. Содержание учебного предмета «Музыка»
Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими
содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности
музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как
естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы,
настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности.
1

Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата,
мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России.
Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки,
загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и
профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная
музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная
природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник
музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм,
темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие.
Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях
композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной
речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека,
музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального
развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного
содержания произведений. Формы одно-, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие
представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные
коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые,
симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для
детей: радиои телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая.
Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской,
смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных
инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные
музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Тематическое планирование 1 класс
№
урока

1.
2.
3.

4.
5.
6.

Тема урока
«Музыка вокруг нас»
«И муза вечная со мной!»
«Хоровод муз»
«Повсюду музыка слышна…» Музы водят хоровод. Музыка и её
роль в повседневной жизни человека. Композитор —
исполнитель — слушатель. Песни, танцы и марши — основа
многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей.
«Душа музыки — мелодия».
«Музыка осени». Образы осенней природы в музыке.
«Сочини мелодию».

Количество
часов
16
1
1
1

1
1
1
2

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

33.

«Азбука, азбука каждому нужна». Музыкальная азбука.
Обобщающий урок I четверти
«Музыкальные инструменты»
«Садко». Из русского былинного сказа»
«Звучащие картины»
«Разыграй песню»
«Пришло Рождество, начинается торжество». Музыка в
праздновании Рождества Христова.
«Родной обычай старины».
«Добрый праздник среди зимы». Музыкальный театр: балет.
Обобщающий урок II четверти
«Музыка и ты»
«Край, в котором ты живёшь». Музыка в жизни ребёнка. Образы
родного края.
«Поэт, художник, композитор». Роль поэта, художника,
композитора в изображении картин природы (слова — краски —
звуки).
«Музыка утра».
«Музыка вечера».
«Музыкальные портреты».
«Разыграй сказку».
«У каждого свой музыкальный инструмент».
«Музы не молчали». Образы защитников Отечества в музыке.
«Мамин праздник». Музыкальные поздравления.
Обобщающий урок III четверти
«Музыкальные инструменты». Лютня, клавесин, фортепиано,
гитара.
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке).
«Звучащие картины».
«Музыка в цирке».
«Дом, который звучит». Музыкальный театр. «Операсказка».
«Ничего на свете лучше нету…». Музыка в кино. Афиша
музыкального спектакля, программа концерта для родителей.
Музыкальный словарик
Обобщающий урок IV четверти

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Тематическое планирование 2 класс
№
урока

1.
2.

3.

Тема урока
«Россия — Родина моя»
«Мелодия». Музыкальный пейзаж. Образы Родины в музыке
русских композиторов.
«Здравствуй, Родина моя!». «Моя Россия». Песенность как
отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной
выразительности.
«Гимн России». Государственные символы России (гимн, герб,
флаг). Художественные символы России (Московский Кремль,
храм Христа Спасителя, Большой театр). Интонационно

Количество
часов
3
1
1

1

3

4.

5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12

13.

14.
15.
16.

17.
18.

19.
20.
21.
22.

23.

24.

осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
«День, полный событий»
«Музыкальные инструменты». Фортепиано, его выразительные
возможности. Мир ребёнка в музыкальных интонациях, темах и
образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева.
«Природа и музыка». «Прогулка».
«Танцы, танцы, танцы…». «Эти разные марши». «Звучащие
картины». Песенность, танцевальность, маршевость в передаче
содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений.
«Расскажи сказку».
«Колыбельные». «Мама». Природа, детские игры и забавы,
сказка в музыке, колыбельные песни.
Обобщающий урок I четверти
«О России петь — что стремиться в храм»
«Великий колокольный звон». Колокольные звоны России:
набат, трезвон, благовест.
«Звучащие картины». Музыкальный пейзаж.
«Святые земли Русской». Князь Александр Невский,
преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в
музыке различных жанров. Народные песнопения, кантата. Жанр
молитвы, хорала.
«С Рождеством Христовым!». Праздники Русской православной
церкви. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на
новогоднем празднике.
Обобщающий урок II четверти
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
«Русские народные инструменты». Фольклор — народная
мудрость. Оркестр русских народных инструментов
«Плясовые наигрыши». Мотив, напев, наигрыш. Вариации в
русской народной музыке. «Разыграй песню». Ритмическая
партитура.
«Музыка в народном стиле». «Сочини песенку».
Обряды и праздники русского народа. «Проводы зимы»
(Масленица). «Встреча весны». Традиции народного
музицирования.
«В музыкальном театре»
«Сказка будет впереди». Многообразие сюжетов и образов
музыкального спектакля.
«Детский музыкальный театр». Опера и балет.
«Театр оперы и балета». Песенность, танцевальность,
маршевость в опере и балете.
«Волшебная палочка». Симфонический оркестр. Роль дирижёра,
режиссёра, художника в создании музыкального спектакля.
Ролевая игра в дирижёра.
«Опера «Руслан и Людмила». Элементы оперного и балетного
спектаклей. «Какое чудное мгновенье!». Музыкальные темы —
характеристики главных действующих лиц. «Увертюра. Финал».
«В концертном зале»
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической
музыки. «Симфоническая сказка». «Петя и волк» С. Прокофьева:

6
1

1
1

1
1
1
5
1
1
1

1

1
4
1
1

1
1

5
1
1
1
1

1

5
1
4

25.
26.
27.
28.

29.

30.
31.
32.

33.

34.

тембры инструментов и различных групп инструментов
симфонического оркестра.
Обобщающий урок III четверти
«Картинки с выставки». Музыкальная живопись. «Музыкальное
впечатление».
«Звучит нестареющий Моцарт!». «Симфония № 40»..
«Увертюра». Опера «Свадьба Фигаро». Жанры симфонической
музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие
темобразов: повтор, контраст.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
«Волшебный цветик-семицветик». Композитор — исполнитель
— слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная
речь и музыкальный язык.
«Музыкальные инструменты». Орган. «И всё это — Бах!»
«Всё в движении». Выразительность и изобразительность
музыки. «Попутная песня». Жанры музыки.
«Музыка учит людей понимать друг друга». «Два лада».
«Легенда». Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия —
рисунок, лад — цвет). «Природа и музыка». «Печаль моя
светла».
«Первый». Международный конкурс исполнителей им. П. И.
Чайковского в Москве. «Мир композитора». Темы, сюжеты и
образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.
«Могут ли иссякнуть мелодии?». Интонационно осмысленное
исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение
творческих заданий из рабочей тетради. Заключительный урокконцерт.

1
1
1
1

6
1

1
1
1

1

1

Тематическое планирование 3 класс
№
урока
1.
2.

3.

4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.

Тема урока
«Россия — Родина моя»
«Мелодия — душа музыки». Песенность музыки русских
композиторов.
«Природа и музыка». Образы родной природы в романсах
русских композиторов. «Звучащие картины». Лирические образы
вокальной музыки.
«Виват, Россия!». Образы Родины, защитников Отечества в
различных жанрах музыки: канте, народной песне, кантате,
опере. «Наша слава — Русская держава».
«Кантата «Александр Невский».
«Опера «Иван Сусанин». Форма-композиция, приёмы развития и
особенности музыкального языка.
«День, полный событий»
«Утро».
«Портрет в музыке». «В каждой интонации спрятан человек».
«В детской». «Игры и игрушки». «На прогулке». «Вечер».
Обобщающий урок I четверти
«О России петь — что стремиться в храм»
«Радуйся, Мария!»

Количество
часов
5
1
1

1

1
1
4
1
1
1
1
4
1
5

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

21.
22.
23.

24.
25.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

«Богородице Дево, радуйся!».
«Древнейшая песнь материнства».
«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!».
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
«Настрою гусли на старинный лад…». «Певцы русской старины»
«Былина о Садко и Морском царе». «Лель, мой Лель…».
«Звучащие картины». «Прощание с Масленицей»
Обобщающий урок II четверти
«В музыкальном театре»
«Опера «Руслан и Людмила»: «Я славил лирою преданья»,
«Фарлаф», «Увертюра».
«Опера «Орфей и Эвридика».
«Опера «Снегурочка»: «Волшебное дитя природы», «Полна
чудес могучая природа...», «В заповедном лесу». Опера Садко
«Океан — море синее».
Опера Садко «Океан — море синее».
«Балет «Спящая красавица»: «Две феи», «Сцена на балу».
«В современных ритмах». Мюзикл — жанр лёгкой музыки (Р.
Род- жерс, А. Рыбников).
«В концертном зале»
«Музыкальное состязание».
«Музыкальные
инструменты»:
флейта,
скрипка,
их
выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н.
Паганини, П. Чайковский). «Звучащие картины».
«Сюита «Пер Гюнт»: «Странствия Пера Гюнта», «Севера песня
родная»
«Героическая»: «Призыв к мужеству», «Вторая часть
симфонии», «Финал симфонии».
«Мир Бетховена».
Обобщающий урок III четверти
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
«Острый ритм — джаза звуки».
«Певцы родной природы»: П. Чайковский и Э. Григ. «Люблю я
грусть твоих просторов».
«Мир Прокофьева».
«Прославим радость на земле». «Радость к солнцу нас зовёт».
Обобщающий урок IV четверти

1
1
1
4
1
1
1
1
6
1
1
1

1
1
1
6
1
1

1
1
1
1
5
1
1
1
1
1

Тематическое планирование 4 класс
№
урока
1.
2.
3.

Тема урока
«Россия — Родина моя»
«Мелодия». «Ты запой мне ту песню…». «Что не выразишь
словами, звуком на душу навей…»
«Как сложили песню». «Звучащие картины». «Ты откуда,
русская, зародилась, музыка?»
«Я пойду по полю белому…». «На великий праздник собралася

Кол-во
часов
3
1
1
1
6

Русь!».
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

«О России петь — что стремиться в храм»
«Святые земли Русской».
«Праздников праздник, торжество из торжеств».
«Ангел вопияше».
«Родной обычай старины». «Светлый праздник»
«День, полный событий»
«В краю великих вдохновений…». «Приют спокойствия, трудов
и вдохновенья…».
«Зимнее утро». «Зимний вечер».
«Что за прелесть эти сказки!». «Три чуда».
«Ярмарочное гулянье».
«Святогорский монастырь». «Приют, сияньем муз одетый…».
Обобщающий урок I четверти
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
«Композитор — имя ему народ»
«Музыкальные инструменты России»: балалайка, гармонь, баян
и др. «Оркестр русских народных инструментов». «Музыкантчародей»
«Народные праздники». «Троица»
«В концертном зале»
«Музыкальные инструменты»: виолончель, скрипка. «Вариации
на тему рококо».
«Старый замок». «Счастье в сирени живёт…».
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…». «Танцы, танцы,
танцы…».
Обобщающий урок II четверти
«Патетическая соната». Л. Бетховен. «Годы странствий». М.
Глинка. «Царит гармония оркестра».
«В музыкальном театре»
«Опера «Иван Сусанин»: «Бал в замке польского короля» (II
действие), «За Русь мы все стеной стоим…» (III действие).
«Опера «Иван Сусанин»: «Сцена в лесу» (IV действие).
«Исходила младёшенька».
«Русский Восток».
«Балет «Петрушка»
«Театр музыкальной комедии».
Обобщающий урок III четверти
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
«Прелюдия».
«Исповедь души». «Революционный этюд».
«Мастерство исполнителя». «В интонации спрятан человек».
«Музыкальные инструменты»: гитара.
«Музыкальный сказочник».
«Рассвет на Москве-реке».
Обобщающий урок IV четверти

4
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
3
1
1

1
5
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».