па Директор МАОУ СО) риложение 4 1ООП НОО И# ^2021 Ващук Н.А. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПКТГТ'ГММА по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 классы срок реализации программы - 4 года 2021-2022 учебный год Содержание 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета стр. 1 2. Содержание учебного предмета стр. 2 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на стр. 4 освоение каждой темы 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета литературное чтение 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 1 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. 2. Содержание учебного предмета литературное чтение Виды речевой и читательской деятельности. Умение слушать (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи; умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения; определение последовательности событий; осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. 2 Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произ3 ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в минисочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге. Круг детского чтения. Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика(практическое освоение) Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Творческая деятельность обучающихся(на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор. 3. Тематическое планирование 1 класс № урока 1 2 Тема урока ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (17 часов) «Азбука» - первая учебная книга. Речь устная и письменная. Предложение. Количество часов 1 1 4 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 Слово и предложение. Слог. Ударение. Ударный слог. Звуки в окружающем мире и в речи. Звуки в словах. Гласные и согласные звуки. Слог - слияние. Повторение и обобщение пройденного материала. Гласный звук [а], буквы А, а. Гласный звук [о], буквы О, о. Гласный звук [и], буквы И, и. Гласный звук [и], буквы И, и. Гласный звук [ы], буква ы. Гласный звук [у], буквы У, у. Гласный звук [у], буквы У, у. БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (56 часов) Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т. Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т. Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л. Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л. Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. Буквы Е, е. Буквы Е, е. Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Сопоставление слов с буквами з и с. Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слов с буквами б и п. Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слов с буквами д и т. Буквы Я, я. Буквы Я, я. Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слов с буквами г и к. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 слогов и 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 слогов и 1 1 слогов и 1 1 слогов и 1 1 1 1 5 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Буквы Ё, ё. Буквы Ё, ё. Звук [й’], буквы Й, й. Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Буквы Ю, ю. Буквы Ю, ю. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Гласный звук [э], буквы Э, э. Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Русский алфавит. ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (18 часов) Как хорошо уметь читать. С. Маршак «Ты эти буквы заучи», В. Берестов «Читалочка» Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»» Одна у человека родная мать - одна у него и Родина. К. Ушинский «Наше Отечество» История славянской азбуки. История первого русского букваря А. С. Пушкин - гордость нашей Родины Рассказы Л. Н. Толстого для детей. Произведения К. Д. Ушинского для детей Стихи К. И. Чуковского Рассказы В. В. Бианки о животных Стихи С. Я. Маршака Рассказы М. М. Пришвина о природе Стихи А. Л. Барто Стихи С. В. Михалкова. Весёлые стихи Б. В. Заходера. Стихи В. Д. Берестова Проект «Живая Азбука». Наши достижения. Конкурс чтецов. Прощание с «Азбукой» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 Литературное чтение (41 час) «Жили – были буквы» (8 часов) Знакомство с учебником по литературному Стихотворение В. Данько «Загадочные буквы» чтению. 1 Сказки про буквы. И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». Знакомство с жанром сказки. Литературная сказка. Ф. Кривина «Почему «А» поется, а «Б» нет». Стихотворение С. Чёрного «Живая азбука». Сравнение произведений. Г. Сапгир «Про медведя». Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?». Приемы звукоподражания как средство создания образа героя. И. Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука», С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Жилибыли буквы». Проекты «Создаем город букв», «Буквы-герои сказок» «Сказки, загадки, небылицы» (6 часов) Е. Чарушин «Теремок». Народная и авторская сказка. Русская народная сказка «Рукавичка». Народная и авторская сказка. Сравнение сказок. Загадки и песенки. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». Александр Сергеевич Пушкин. Сказки. Русская народная сказка «Петух и собака». Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы». «Апрель, апрель. 3венит капель…» (5 часов) А. Майков «Ласточка примчалась …», А. Плещеев «Сельская песенка» Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» Стихи-загадки писателей И.Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. 3венит капель…». «И в шутку и всерьёз» (7 часов) И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!» Н. Артюхова «Саша-дразнилка». К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук» И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» К. Чуковский «Телефон» М. Пляцковский «Помощник». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз». «Я и мои друзья» (7 часов) Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок». В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны» Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня». Запуск проекта «Наш класс - дружная семья». С. Маршак «Хороший день». М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу» Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья». «О братьях наших меньших» (8 часов) С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак». В. Осеевой «Плохо», И. Токмакова «Купите собаку». М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г.Сапгир «Кошка». В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет». Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и ёж». Из старинных книг. С. Аксаков «Гнездо». Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших». Завершение проекта «Наш класс – дружная семья». Представление результатов проекта учащимися 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование 2 класс 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Вводный урок. Знакомство с учебником по литературному чтению для 2 класса «Самое великое чудо на свете» (4 ч) Введение в раздел «Самое великое чудо на свете» Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Старинные и современные книги. «Наши проекты». «История книги» Библиотека. Как найти нужную книгу в библиотеке. Обобщающий урок по теме «Самое великое чудо на свете». Проверочная работа Входная проверка читательских умений Устное народное творчество (16 ч) Введение в раздел «Устное народное творчество». Работа с выставкой книг: классификация книг по тематическим группам Пословицы и поговорки. Русские народные песни Потешки и прибаутки Считалки и небылицы. Загадки Ю. Коваль «Сказки». Народные сказки. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. Русская народная сказка «У страха глаза велики». Русская народная сказка «У страха глаза велики» Русская народная сказка «Лиса и тетерев» Русская народная сказка «Каша из топора». Русская народная сказка «Лиса и журавль» Русская народная сказка «Гуси-лебеди» Русская народная сказка «Гуси-лебеди» Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Проверочная работа «Люблю природу русскую. Осень» (8 ч) Введение в раздел «Люблю природу русскую. Осень». Работа с выставкой книг: группировка книг по теме, автору Ф Тютчев «Есть в осени первоначальной…». К. Бальмонт «Поспевает брусника…» А. Плещеев «Осень наступила…». А.Фет «Ласточки пропали…» Сравнение произведений разных поэтов на на одну тему. А. Толстой «Осень…», С.Есенин «Закружилась листва золотая…», В. Брюсов «Сухие листья…», И. Токмакова «Опустел скворечник…» Сравнение художественного и познавательного текстов. В. Берестов «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст «Грибы» (из энциклопедии) Поговорим о главном. Блокадный хлеб. М. Пришвин «Осеннее утро» Обобщающий урок по теме. Проверочная работа. Русские писатели (15 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг. Знакомство с иллюстраторами книг. А.С. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила»: «У лукоморья дуб зеленый» А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» И.А. Крылов. Басни И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей» Л.Н. Толстой. Произведения Л.Н. Толстого для детей Л.Н. Толстой «Котенок» Л.Н. Толстой «Правда всего дороже» Л.Н. Толстой «Филипок» Л.Н. Толстой «Филипок» Обобщающий урок по теме «Русские писатели». Проверочная работа «О братьях наших меньших» (13 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг И. Пивоварова «Жила-была собака» В. Берестов «Кошкин щенок» М. Пришвин «Ребята и утята». М. Пришвин «Ребята и утята». Е.Чарушин «Страшный рассказ» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. Б. Житков « Храбрый утенок» В. Бианки «Музыкант» В. Бианки «Сова» В. Бианки «Сова» Е. Благинина «Мороз» Развитие речи: составление рассказа по серии сюжетных картинок. Обобщающий урок по теме. Проверочная работа «Наши проекты». «Пишем статью в школьную газету» «Люблю природу русскую. Зима» (10 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг И. Бунин «Первый снег» К. Бальмонт «Снежинка» Я. Аким «Утром кот принес на лапах…» Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза» А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…» Русская народная сказка «Два мороза» С. Михалков «Новогодняя быль» Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую. Зима». Проверочная работа Писатели – детям (20 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг. К.И. Чуковский. Книги К.И. Чуковского. Подготовка сообщения об авторе. К.И. Чуковский «Путаница». К.И. Чуковский «Радость» К. Чуковский «Федорино горе» К. Чуковский «Федорино горе» С.В. Михалков. Книги С.В. Михалкова для детей С. Михалков «Сила воли», «Мой щенок» А.Л. Барто. Книги А.Л. Барто А. Барто «Веревочка» А. Барто «Веревочка» А. Барто «Мы не заметили жука», «Вовка – добрая душа». Н.Н. Носов. Произведения Н.Н. Носова Н. Носов «Затейники». Н. Носов «Живая шляпа» Н. Носов «Живая шляпа» В. Осеева «Синие листья» Н. Носов «На горке» Н. Носов «На горке» Обобщающий урок по теме «Писатели – детям». Проверочная работа «Я и мои друзья» (10 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг Ю. Ермолаев «Два пирожных» В. Осеева «Волшебное слово». В. Осеева «Волшебное слово» В. Осеева «Хорошее» В. Лунин «Я и Вовка» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты на обиду…» Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду». В. Осеева «Почему?» В. Осеева «Почему?» Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья». Проверочная работа «Люблю природу русскую. Весна» (8 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг. Сборники произведений Ф.И. Тютчев «Зима не даром злится…», «Весенние воды» А. Плещеев «Весна», С. Дрожжин «Весеннее царство», А. Блок «На лугу» И. Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю», Е. Благинина «Посидим в тишине» Э. Мошковская «Я маму свою обидел» С. Васильев «Белая береза» «Наши проекты». «Моя мама – самая лучшая». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую». Проверочная работа «И в шутку и всерьез» (15 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг. Сборники произведений. А. Введенский «Ученый Петя» Д. Хармс «Вы знаете…» И. Токмакова «Плим», «В чудной стране» Б. Заходер « Песенки Винни-Пуха» Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память» Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память» Э. Успенский «Чебурашка» Э. Успенский «Чебурашка» В. Драгунский «Тайное становится явным» В. Драгунский «Тайное становится явным» В. Драгунский «Тайное становится явным» Г. Остер «Будем знакомы» Г. Остер «Будем знакомы» Обобщающий урок по теме «И в шутку и всерьёз». Проверочная работа «Наши проекты». «День Победы». Литература зарубежных стран (14 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг. Отзыв на прочитанное произведение Английские народные песенки. Ш. Перро «Кот в сапогах» Ш. Перро «Кот в сапогах» Ш. Перро «Кот в сапогах». Отзыв на сказку. Шарль Перро «Красная Шапочка». Отзыв на сказку. Е. Шварц «Красная Шапочка» Особенности пьесы. Шарль Перро «Красная Шапочка» Е. Шварц «Красная Шапочка» Особенности пьесы. Инсценирование. Шарль Перро «Красная Шапочка» Е. Шварц «Красная Шапочка» Особенности пьесы. Инсценирование. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 132. 133. 134. 135. 136. Г.Х. Андерсен Огниво» Г.Х. Андерсен Огниво» Французская народная песенка «Сьюзон и мотылек». Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети…» Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран» Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений 1 1 1 1 1 Тематическое планирование 3 класс № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Тема урока Вводный урок. Знакомство с учебником по литературному чтению для 3 класса Устное народное творчество (17 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг. Сборники произведений Русские народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Народные промыслы. Дымковская игрушка. Хохлома. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» Русская народная сказка «Сивка-бурка» Русская народная сказка «Сивка-бурка» Русская народная сказка «Сивка-бурка» Поговорим о самом главном Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» Проверочная работа № 1 «Устное народное творчество» «Наши проекты». «Сочиняем волшебную сказку» Поэтическая тетрадь (7 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг. Сборники произведений. Ф. И. Тютчев «Листья» А. А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка…» И. С. Никитин «Встреча зимы» И. З. Суриков «Детство» И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…» Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа № 2 «Поэтическая тетрадь» Великие русские писатели (23 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг. Сборники произведений Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». Фрагменты из романа «Евгений Онегин» А. Пушкин. Лирические стихотворения А. Пушкин «Зимнее утро» А. Пушкин «Зимний вечер» А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылов на основе статьи учебника, книги о Крылове И. А. Крылов «Мартышка и очки» И. А. Крылов «Мартышка и очки» И. А. Крылов «Ворона и Лисица» И. А. Крылов «Ворона и Лисица» М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи М. Ю. Лермонтов «Утёс» «Горные вершины», М. Ю. Лермонтов «На севере диком» Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря» Л. Н. Толстой «Акула» Л. Н. Толстой «Акула» Л. Н. Толстой « Прыжок» Л. Н. Толстой « Прыжок» Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели» Проверочная работа № 3 «Великие русские писатели» Литературные сказки (12 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг. Сборники произведений Д. И. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. И. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. И. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» Обобщающий урок по теме «Литературные сказки» Проверочная работа № 4 «Литературные сказки» Были-небылицы (14 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг. Сборники 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 произведений М. Горький «Случай с Евсейкой» М. Горький «Случай с Евсейкой» М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжение сказки. К. Паустовский «Растрёпанный воробей» К. Паустовский «Растрёпанный воробей» К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Пересказ от лица героя. Поговорим о самом главном. Что побеждает? А. Куприн «Слон» А. Куприн «Слон». Чтение в лицах. А. Куприн «Слон». Деление на части. Озаглавливание. А. Куприн «Слон». Пересказ от лица героя. Обобщающий урок по теме «Были-небылицы» Проверочная работа № 5 «Были-небылицы» Поэтическая тетрадь (8 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг. Сборники произведений Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон» Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон» А. А. Блок «Сны», «Ворона» М. Пришвин «Моя Родина». С. А. Есенин «Черемуха» Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь» Проверочная работа № 6 «Поэтическая тетрадь» Люби все живое (19 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг. Сборники произведений И. Соколов-Микитов «Листопадничек» И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Характеристика героя И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Составление плана пересказа И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Работа с энциклопедиями и справочниками. В. И. Белов «Малька провинилась». Характеристика героя В. И. Белов «Еще про Мальку» В. И. Белов «Еще про Мальку». Составление плана текста В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» В. П. Астафьев «Капалуха» В. П. Астафьев «Капалуха» В. П. Астафьев «Капалуха». Выборочное чтение Б. С. Житков «Про обезьянку» Б. С. Житков «Про обезьянку» Б. С. Житков «Про обезьянку». Пересказ текста по плану Б. С. Житков «Про обезьянку». Краткий пересказ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 Обобщающий урок по теме «Люби все живое» Проверочная работа № 7 «Люби все живое» Поэтическая тетрадь (8 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг. Сборники произведений С. Я. Маршак «Гроза днем», « В лесу над росистой…» А. Л. Барто «Разлука», «В театре» С. В. Михалков «Если» М. Дружинина «Мамочка-мамуля», Т. Бокова «Родина слово большое, большое…» Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок» «Наши проекты». «Создаем сборник стихов Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа № 8 «Поэтическая тетрадь» Собирай по ягодке – наберешь кузовок (17 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг. Сборники произведений Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Пересказ текста М. М. Зощенко «Золотые слова» М. М. Зощенко «Золотые слова». Пересказ текста М. М. Зощенко «Золотые слова». Чтение по ролям М. М. Зощенко «Великие путешественники». Характеристика героев М. М. Зощенко «Великие путешественники». Восстановление плана пересказа М. М. Зощенко «Великие путешественники». Признаки юмористического рассказа Н. Н. Носов «Федина задача» Н. Н. Носов «Федина задача». Чтение в лицах А. П. Платонов «Цветок на земле» А. П. Платонов «Цветок на земле». Характеристика героев А. П. Платонов «Цветок на земле». Чтение по ролям Н. Н. Носов «Телефон» Н. Н. Носов «Телефон». Чтение в лицах Обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Проверочная работа № 9 «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Зарубежная литература (10 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг. Сборники произведений Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Характеристика героев Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Составление плана текста Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Пересказ текста Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Составление отзыва Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература» Проверочная работа № 10 «Зарубежная литература» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 136 Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений 1 16 Тематическое планирование 4 класс Номер урока Тема урока Количество часов 21 22 23 24 Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) Вводный урок. Знакомство с учебником по литературному чтению для 4 класса Летописи. Былины. Жития (10 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг Былины. «Ильины три поездочки» «Три поездки Ильи Муромца» Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» «И вспомнил Олег коня своего» Житийная литература. «Житие Сергия Радонежского» Работа с репродукциями картин о битве на Куликовом поле «Наши проекты». «Создание календаря исторических событий». Поговорим о самом главном. Обобщающий урок по теме «Летописи. Былины. Жития » Проверочная работа № 1 «Летописи. Былины. Жития» Чудесный мир классики (16 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг А. Слонимский. «О Пушкине». А.С. Пушкин «Няне» А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование», «Туча» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Характеристика героев А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Озаглавливание частей текста А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Подробный пересказ части текста А. Шан - Гирей «Воспоминания о Лермонтове» М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка) М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка). Составление отзыва С. Толстой «О Л.Н.Толстом». Л.Н. Толстой «Детство» Л. Толстой «Детство» М.Семенова «О жизни Чехова». А.П.Чехов «Мальчики» А.П. Чехов «Мальчики». Характеристика поступков героев 25 А.П. Чехов «Мальчики». Выборочный пересказ 1 26 Поговорим о самом главном. Обобщающий урок по теме «Чудесный мир классики» Проверочная работа № 2 «Чудесный мир классики » Поэтическая тетрадь (10 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг 1 К. Ушинский «Четыре желания» Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко» 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 27 28 29 30 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист», «Где сладкий шепот» И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями» Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки» И. А. Бунин «Листопад» Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь» Проверочная работа № 3 «Поэтическая тетрадь» Литературные сказки (10 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Художественная особенность сказки В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Пересказ от лица героя П. П. Бажов «Серебряное копытце». Отношение автора к героям сказки П. П. Бажов «Серебряное копытце». Чтение по ролям А.С. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части А.С. Аксаков «Аленький цветочек». Составление отзыва Поговорим о самом главном. Обобщающий урок по теме «Литературные сказки» Проверочная работа № 4 «Литературные сказки» Делу время – потехе час (7 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Характеристика героев произведения В.Ю. Драгунский «Главные реки». Пересказ от лица героя В.Ю. Драгунский «Главные реки». Инсценирование произведения Поговорим о самом главном. В.В. Голявкин "Никакой я горчицы не ел". Обобщающий урок по теме «Делу время – потехе час» Проверочная работа № 4 «Делу время – потехе час» Страна детства (10 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Составление подробного плана текста Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Пересказ текста К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Озаглавливание частей текста К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Виды пересказа Поговорим о самом главном. М. М. Зощенко «Елка» М. Цветаева «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка…» С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Обобщающий урок по теме «Страна детства» Проверочная работа № 5 «Страна детства» Природа и мы (9 ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 Введение в раздел. Работа с выставкой книг Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Выборочный пересказ Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Признаки художественного текста С. А. Есенин «Лебедушка» М. М. Пришвин «Выскочка». Отношение автора к герою Поговорим о самом главном. А. И. Куприн «Барбос и Жулька» В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Обобщающий урок по теме «Природа и мы» Проверочная работа № 5 «Природа и мы» Родина (9 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг И. С. Никитин «Русь». С. С. Дрожжин «Родине». А. В. Жигулин «О, Родина!». Поговорим о самом главном. «Песня защитников Брестской крепости» «Наши проекты». «Они защищали Родину» «Наши проекты». «Россия – Родина моя» Обобщающий урок по теме «Родина» Проверочная работа № 6 «Родина» Страна Фантазия (10 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Особенность научно-фантастического рассказа Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» Кир Булычев «Путешествие Алисы» Кир Булычев «Путешествие Алисы». Составление плана Кир Булычев «Путешествие Алисы». Пересказ от имени героя Обобщающий урок по теме «Страна Фантазия» Проверочная работа № 7 «Страна Фантазия» Зарубежная литература (10 ч) Введение в раздел. Работа с выставкой книг Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Описание внешности и поступков героя Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Составление плана и пересказ от имени героя Г. Х. Андерсен «Русалочка» Г. Х. Андерсен «Русалочка». Отношение читателя к герою Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление текста на части и составление плана М. Твен «Приключения Тома Сойера» М. Твен «Приключения Тома Сойера». Характеристика поступков героев М. Твен «Приключения Тома Сойера». Пересказ текста от лица героя Проверочная работа № 8 «Зарубежная литература» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 102 Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература» 1 20