Коррекционно-развивающая программа Ритмика 1-4 класс

приказ №
Директор МАОУ СОШ №85

Приложение §
кАООП НОО
-ОД^от
2021
7
Ващук Н.А.

ПРОГРАММА
коррекционно-развивающего курса «Ритмика»
1-4 классы
срок реализации программы - 5 лет
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Программа по коррекционному курсу «Ритмика» с обучающими с ограниченными
возможностями здоровья (далее ОВЗ) составлена в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО ОВЗ),
адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с
задержкой психического развития МАОУ СОШ № 85.
В системе образования обучающихся с задержкой психического развития курс
«Ритмика» в образовательной организации является важным звеном в общей системе
коррекционной работы. Данный курс направлен на коррекцию недостатков психического и
физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Программа по курсу коррекционно-развивающей области «Ритмика» позволяет
учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса.
У детей с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании
высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у
обучающихся отмечаются нарушения речевой моторики, зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Для возбудимых детей характерно двигательное беспокойство, нетерпеливость,
отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость, а заторможенным
свойственны вялость, адинамичность, бедность движений. Наиболее адекватным методом
коррекции различных психомоторных нарушений у детей с задержкой психического
развития является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки,
движений и ритма.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной,
эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально­
ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики,
ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового
образа жизни у обучающихся с задержкой психического развития.
Целью данной программы является развитие двигательной активности
обучающихся с задержкой психического развития в процессе восприятия музыки.

Задачи программы:
•
развитие восприятия музыкальных образов и умения выражать их
в движениях у обучающихся с задержкой психического развития;
•
развитие музыкальных способностей у обучающихся с задержкой
психического развития (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления);
•
развитие чувства ритма, темпа, такта, коррекция общей и речевой
1

моторики, пространственной ориентировки у обучающихся с задержкой психического
развития;
•
развитие координации движений у обучающихся с задержкой
психического развития;
•
развитие умений слушать музыку у обучающихся с задержкой
психического развития;
•
формирование навыков выполнять под музыку различные
движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением у
обучающихся с задержкой психического развития;
•
развитие творческих способностей личности обучающихся с
задержкой психического развития.

Общая характеристика коррекционного курса
обучающихся с задержкой психического развития

«Ритмика»

для

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной
деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится
коррекционная работа, которая включает следующие направления:
•
совершенствование движений и сенсомоторного развития
(развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики);
•
коррекция отдельных сторон психической деятельности
(развитие восприятия, представлений, ощущений, двигательной памяти, внимания,
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина),
развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о
времени);
•
развитие различных видов мышления (наглядно-образного мышления,
словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между
предметами, явлениями и событиями).
•
развитие основных мыслительных операций (умения сравнивать,
анализировать, умения выделять сходство и различие понятий);
•
коррекция нарушений в развитии эмоционально -личностной
сферы (развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца,
формирование умения преодолевать трудности, воспитание самостоятельности принятия
решения, формирование устойчивой и адекватной самооценки, формирование умения
анализировать свою деятельность);
•
развитие речи (развитие фонематического слуха, зрительного и слухового
восприятия).
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического
развития осуществляется на основе комплексного взаимодействия различных специалистов
и родителей (законных представителей).
Сопровождение данной категории обучающихся определяется следующими
принципами:
•
Приоритетность интересов обучающегося. Определяет отноше
ние работников МАОУ СОШ № 85, которые призваны оказывать каждому обучающемуся
помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
•
Системность. Принцип обеспечивает единство всех элементов
коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм,
методов и приемов организации, а также всесторонний многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в
2

решении проблем ребенка, участие в данном процессе всех участников образовательной
деятельности.
•
Непрерывность.
Принцип
обеспечивает
проведение
коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их
личности.
•
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных
программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных
потребностей и возможностей психофизического развития.
•
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских
средств.
Обеспечивает
взаимодействие специалистов психолого
педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач
коррекционной работы.
•
Принцип сотрудничества с семьей. Основан на признании семьи
как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на
процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
•
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип
обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных
представителей) обучающихся выбирать формы получения детьми образования,
образовательные организации, защищать законные права и интересы детей.
Описание места коррекционного курса «Ритмика» в учебном плане
Коррекционный курс «Ритмика» реализуется в рамках коррекционно-развивающей
области учебного плана для обучающихся с задержкой психического развития. На освоение
коррекционного курса «Ритмика» отводится 1 час в неделю. Таким образом, в 1 классе - 33
часа в год, со 2-4 классы - 34 часа в год. Общее количество часов с 1-4 классы - 135 часов.
Личностные и предметные результаты освоения
коррекционного курса «Ритмика»
Личностные результаты обучающегося с задержкой психического развития в
результате освоения коррекционно - развивающей области «Ритмика»:
•
включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.
•
проявлять
любознательность и интерес к новым видам
деятельности.
•
готовиться к занятиям, занимать правильное исходное
положение.
Предметные результаты обучающегося с задержкой психического развития в
результате освоения коррекционно- развивающей области «Ритмика»:
Минимальный уровень:
у
уметь слушать музыку;
•
выполнять несложные движения руками и ногами по показу
педагога;
•
активно прихлопывать и притопывать вместе с педагогом;
•
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в
разных направлениях;
•
слушать и правильно выполнять инструкцию педагога.
Достаточный уровень:
•
уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;
•
уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием
музыки по сигналу;
•
выполнять задания и плясовые движения по показу и по
3

словесной и инструкции педагога;
•
организованно входить в класс и выходить из класса,
приветствовать педагога.

Содержание коррекционного курса «Ритмика»
Объем программы по коррекционному курсу «Ритмика» с обучающимися с
задержкой психического развития рассчитан на 9 месяцев. Всего 33 занятия при частоте
встреч 1 раз в неделю для обучающихся 1-ых классов и 34 занятия при частоте встреч 1 раз
в неделю для обучающихся 2-4 классов. Продолжительность одного занятия для
обучающихся 2-4 классов от 35 до 40 минут, для обучающихся 1-ых классов занятие длится
не более 35 минут.
Во время занятий у обучающихся происходит становление развитых форм
самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и
необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В
результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития
своей личности.
Занятия проходят в групповой форме.
На занятиях дети часто сами оценивает свои успехи. Это создает особый
положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться
выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,
различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это
позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех
познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком -то одном из них. Это
дает ребенку с задержкой психического развития возможность полноценно развиваться,
входить в мир человеческих отношений. Правильно построенная система коррекционных
мероприятий позволяет сократить разрыв в развитии познавательной сферы между детьми.
Раздел 1.Упражнения на ориентировку в пространстве.
2.1. Правильное исходное положение рук, ног, туловища.
2.2. Ходьба и бег по ориентирам.
2.3. Построение и перестроение.
2.4. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга.
Раздел 2.Ритмико-гимнастические упражнения.
2.1. Общеразвивающие упражнения.
2.2. Упражнения на координацию движений.
2.3. Упражнения на расслабление мышц.
Раздел 3.Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
3.1 . Упражнения для кистей рук.
3.2 Отстукивание ритмических рисунков на музыкальных инструментах.
Раздел 4.Музыкальные игры.
4.1. Ритмические движения в соответствии с различным характером музыки.
4.2. Имитационные упражнения и игры (игры на подражание конкретных образов).
4.3.
Музыкальные игры с предметами.
Раздел 5. Танцевальные упражнения.
5.1. Знакомство с танцевальными движениями.
4

Тематическое планирование

№ п/п
1.

2.

Тема

Класс

Раздел 1.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве.

1-4

Раздел 2.
Ритмикогимнастические
упражнения.

Кол-во
часов
4

Описание основных видов
деятельности обучающихся

Выполняют
правильное
исходное
положение
по
словесной
инструкции педагога. Ходят и бегают с
высоким подниманием колен.
Перестраиваются
по
направлениям движений вперед, назад, в
круг, из круга.
Двигаются по залу в разных направлениях.
1-4

8

Выполняют
наклоны,
выпрямление
и
повороты
головы,
круговые
движения
плечами
(«паровозики»).

Выполняют
упражнения
на
движение
рук
в
разных
направлениях без предметов и с
предметами (мячи, кегли, кубики).
Выполняют
наклоны
и
повороты
туловища вправо, влево (класть и
поднимать предметы перед собой и сбоку).
Выставляют правую и левую ноги
поочередно вперёд, назад, в стороны, в
исходное положение.
Упражнения на степ платформах и мячах
для фитнеса.
3.

Раздел 3.
Упражнения с
детскими
музыкальными
инструментами.

1-ые
2-4

6
7
Различают
и
называют
детские
музыкальные
инструменты
(ложки, бубен, маракасы).
Отстукивают
простые
ритмические рисунки на бубне и ложках.
Подыгрывают
на
детских
музыкальных инструментах в такт музыке.

5

4.

Раздел 4.
Музыкальные игры.

1-4

7
Различают характер музыки.
Передают притопами, хлопками и другими
движениями
резкие
акценты в музыке.
Выразительно и эмоционально передают в
движениях игровые образы (повадки
зверей, птиц, движение
транспорта,
деятельность человека).
Исполняют игры с пением и речевым
сопровождением.

5.

Раздел 5.
Танцевальные
упражнения.

1-4

8
Выполняют элементы
русской
пляски: простой хороводный шаг, шаг
на
всей
ступне,
подбоченившись двумя руками (для
девочек —
движение
с
платочком) по показу и по словесной
инструкции педагога. Исполняют притопы
одной ногой и поочередно, выставляет
ноги с носка на пятку.

6

Тема

Класс

№ п/п
1.
2.
3.
4.

5.

Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве - 4 часа.
1-4
Стартовый контроль. Правильное исходное положение
рук, ног, туловища.
Ходьба и бег по ориентирам.
Построение и перестроение.

1-4
1-4
1-4

Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в
круг, из круга.
Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения - 8 часов.
1-4
Общеразвивающие упражнения с мячом для фитнеса.

Кол-во
часов
1
1
1
1

1

Упражнение «Хлопаем в такт».
6.

Общеразвивающие упражнения на степ платформе.
Упражнение «Раз, два, три, четыре».

1-4

1

7.

Упражнения на координацию движений с гимнастической
палкой.

1-4

1

8.

Упражнения на координацию движений с обручем.
Упражнения «Солнце», «Круг».

1-4

1

Упражнения на расслабление мышц на матах.
Упражнения «Складка», «Потягивания».

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

9.
10.

Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой.
Упражнение «Зарядка лыжника».
11. Упражнения на расслабление мышц на матах.
Упражнение «Хомячок».
12. Общеразвивающие упражнения с мячом для фитнеса.
Упражнения «Змейка», «Шар».
Раздел З.Упражнения с детскими музыкальными инструментами- для 1-ы.х классов- 6
часов, для 2-4 классов- 7 часов.
13. Упражнения для кистей рук с музыкальными ложками.
1-4
1
Базовые упражнения.
14.

Текущий контроль. Упражнения для кистей рук с
музыкальными
ложками
на
развитие
внимания. Упражнение «Такт».

1-4

1

15. Упражнения для кистей рук с музыкальными ложками.
Упражнение «Хлопок».
16. Отстукивание ритмических рисунков на бубне.
17. Отстукивание ритмических рисунков на бубне и

2-4

1

1-4
1-4

1
1

1-4

1

музыкальных ложках. Упражнение «Хоровод».
18. Отстукивание
ритмических
рисунков
маракасами. Упражнения «Песок», «Карнавал».

7

19.

1-4

1

1-4

1

21.

1-4

1

Ритмические движения в соответствии с быстрым
характером музыки. Упражнение «Запутать следы».
22. Имитационное упражнение «Зоопарк».
23. Имитационная игра «Кто в домике живет».
24. Музыкальные игры с кубиками и кеглями.
25. Музыкальные игры с резиновым мячом и гимнастической

1-4
1-4
1-4
1-4

1
1
1
1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4
1-4

1
1

1-4
1-4
1-4
2-4

1
1
1
1

Отстукивание
ритмических
рисунков
маракасами, бубном, музыкальными ложками.
Упражнение «Хоровод».
Раздел 4.Музыкальные игры - 7 часов.

20.
Ритмические движения в соответствии с медленным
характером музыки. Упражнение «Солнышко».

палкой.
26. Музыкальная
животные».

игра

на

матах

«Домашние

Раздел 5. Танцевальные упражнения - 8 часов.
27. Знакомство
с
базовыми
танцевальными
движениями под русскую народную музыку.
28. Знакомство с танцевальными движениями под
русскую народную музыку «У окошка».
29. Движения под двойной и тройной такты.
30. Танцевальные
движения
народов
мира.
«Финская полька».
31. Танцевальные движения «Греческий сиртаки».
32. Танцевальные движения «Кадриль».
33. Танцевальное упражнение «Майя».
34. Итоговый контроль. Танцевальное упражнение на
развитие внимания «Найди ошибку».

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».