Содержание курса Тема 1. Занимательное словообразование (19 часов) Сказочное царство слов. Путешествие в страну Слов. Чудесные превращения слов. В гостях у слов - родственников. Добрые слова. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. Новые слова в русском языке. Встреча с зарубежными друзьями. Синонимы в русском языке. Слова - антонимы. Слова - омонимы. Крылатые слова. В королевстве ошибок. В стране Сочинителей. Искусство красноречия. Трудные слова. Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы. Шарады и логогрифы. Занимательное словообразование. Тема 2. Занимательная лингвистика (15 часов) Фонетика и орфоэпия (7 часов) Что такое орфоэпия? Что такое фонография или звукозапись? Звуки не буквы! Звучащая строка. Лексикология (8 часов) Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. В царстве смыслов много дорог. Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова. Понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. Особенность синонимического ряда слов. Как возникают названия. Тематическое планирование «Занимательная грамматика» 4 класс № п/п 1 2 Тема урока Коли Форма Основные виды учебной честв организации деятельности о учебных занятий часов Занимательное словообразование (19 часов) Сказочное царство 1 Беседа. Конкурс Слушание объяснений слов на знание учителя. пословиц и Слушание и анализ поговорок . выступлений своих товарищей. Систематизация учебного материала. Просмотр учебных фильмов. Путешествие в страну 1 Игра «СловаСлушание объяснений Слов братья». учителя. Составление Слушание и анализ тематического выступлений своих словаря о грибах. товарищей. Анализ Игра «Эстафета». проблемных ситуаций. Разгадывание Просмотр учебных фильмов. загадок. Игра Объяснение наблюдаемых «Найди лишнее явлений. слово» 2 3 Чудесные превращения слов 1 Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. 4 В гостях у словродственников 1 практическое занятие 5 Добрые слова. 1 Беседа Игра «Умеете ли вы здороваться?» 6 Экскурсия в прошлое. 1 практическое занятие 7 Новые слова в русском языке. 1 Беседа Игра «Угадайка». 8 Встреча с зарубежными друзьями. 1 Беседа. Игра «Шесть и шесть». 9 Синонимы в русском языке. 1 Беседа. Практическая занятие 10 Слова- антонимы. 1 Беседа. Практическая работа. Игра «Подбери нужные слова». 11 Слова- омонимы 1 Беседа. Практическая работа. 3 Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Работа с раздаточным материалом. Анализ графиков, таблиц, схем. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. Объяснение наблюдаемых явлений Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Работа с литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Работа с литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Объяснение наблюдаемых явлений. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Работа с литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Объяснение наблюдаемых явлений. Слушание и анализ выступлений своих товарищей Работа с литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Объяснение наблюдаемых явлений. Слушание и анализ выступлений своих товарищей 12 Крылатые слова. 1 Беседа. Практическая работа. 13 В королевстве ошибок 1 Игра «Исправь ошибки». Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». 14 В стране Сочинителей. 1 Беседа. Сочинение 15 Искусство красноречия. 1 Беседа. Практическая работа. 16 Трудные слова. 1 Беседа. Практическая работа. 17 Анаграммы и метаграммы. 1 Беседа. Практическая работа. 4 Работа с литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Объяснение наблюдаемых явлений. Слушание и анализ выступлений своих товарищей Работа с раздаточным материалом. Работа с литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Объяснение наблюдаемых явлений. Слушание и анализ выступлений своих товарищей Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Систематизация учебного материала. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле . Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Систематизация учебного материала Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Систематизация учебного материала Работа с литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Работа с литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Объяснение наблюдаемых явлений. Слушание и анализ выступлений своих товарищей 18 Шарады и логогрифы. 1 19 Занимательное словообразование 1 Беседа. Практическая работа. Дидактическая игра Работа с литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Объяснение наблюдаемых явлений. Слушание и анализ выступлений своих товарищей Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Систематизация учебного материала Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. Занимательная лингвистика (15 часов) Фонетика и орфоэпия (7 часов) 20 Что такое орфоэпия? 1 Беседа. Практическая работа 21 Что такое фонография или звукозапись? 1 Беседа. 22 Звуки не буквы! 1 Беседа. 23 Звучащая строка. 1 Беседа. Практическая работа 24 Банты и шарфы. 1 Беседа. Практическая работа 5 Работа с литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Объяснение наблюдаемых явлений. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Систематизация учебного материала. Просмотр учебных фильмов. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Систематизация учебного материала. Просмотр учебных фильмов. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Систематизация учебного материала. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Систематизация учебного материала. 25 «Пигмалион» учит орфоэпии. 1 Беседа. Практическое занятие 26 Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. 1 Беседа. Практическое занятие Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Систематизация учебного материала. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Систематизация учебного материала. Лексикология (8 часов) 27 Имена вещей. 1 Беседа. Практическое занятие 28 О словарях энциклопедических и лингвистических. 1 Беседа. Практическая работа 29 В царстве смыслов много дорог. 1 Беседа. Практическая работа Слушание объяснений учителя. Работа с литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Объяснение наблюдаемых явлений. 30 Как и почему появляются новые слова? 1 Беседа. Практическая работа Слушание объяснений учителя. Работа с литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Объяснение наблюдаемых явлений. 31 Многозначность слова. 1 Беседа. Практическая работа Слушание объяснений учителя. Работа с литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Объяснение наблюдаемых явлений. 6 Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Систематизация учебного материала. Работа с литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Объяснение наблюдаемых явлений. Слушание объяснений учителя. Работа с литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Объяснение наблюдаемых явлений. 32 «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. 1 Беседа. Практическая работа 33 Об одном и том же разными словами. 1 Беседа. Практическая работа 34 Как возникают названия. 1 Беседа. Практическая работа Итого 34 7 Слушание объяснений учителя. Работа с литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Объяснение наблюдаемых явлений Слушание объяснений учителя. Работа с литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Объяснение наблюдаемых явлений Слушание объяснений учителя. Работа с литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Объяснение наблюдаемых явлений