безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества; адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре; безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре; безопасно применять первичные средства пожаротушения; соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста; соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном); классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде; использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах; готовиться к туристическим походам; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах; адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности; добывать и поддерживать огонь в автономных условиях; добывать и очищать воду в автономных условиях; добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях; подавать сигналы бедствия и отвечать на них; характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства; предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера; безопасно использовать средства индивидуальной защиты; характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников; 2 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения; классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей; предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства; классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья; адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок; выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; безопасно использовать ресурсы интернета; анализировать состояние своего здоровья; определять состояния оказания неотложной помощи; использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; классифицировать средства оказания первой помощи; оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении; извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей; оказывать первую помощь при ушибах; оказывать первую помощь при растяжениях; оказывать первую помощь при вывихах; оказывать первую помощь при переломах; оказывать первую помощь при ожогах; оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении; оказывать первую помощь при отравлениях; оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе; оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей. Выпускник получит возможность научиться: безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках; готовиться к туристическим поездкам; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках; анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; безопасно вести и применять права покупателя; анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма; предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья; характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; 3 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях; оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях; оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности; оказывать первую помощь при коме; оказывать первую помощь при поражении электрическим током; использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных; усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности. 2. Содержание учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности как учебный предмет обеспечивает: освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности; понимание обучающимися личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения; понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность; понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма; освоение умений использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; 4 освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим; освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности; освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты. Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на: воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека. Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность и способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. Основы безопасности личности, общества и государства Основы комплексной безопасности Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их нарушения. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной 5 защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации. Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания,их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током. 3. Тематическое планирование 8 класс № п/п Название раздела/темы Основы безопасности личности, общества и государства (30) Производственные аварии и катастрофы Количество часов 2 6 Инструктаж по ТБ и ОТ для обучающихся ИОТ-01-2018 Человек и окружающая среда Инструктаж по ОТ и ТБ для учащихся в обще учебном кабинете. ИОТ024-2019 2 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них Взрывы и пожары личная безопасность при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) 3 Пожар его причины и последствия 1 1 1 7 1 4 Общие сведенья о взрыве и пожаре. Правила поведения при пожаре 1 5 6 7 Классификация пожаров. Первичные средства пожаротушения. Причины пожаров и взрывов их последствия Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрыва Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Пожары и паника Аварии с выбросам аварийно-химических опасных веществ Виды аварий на химическом опасных объектах Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации. (АХОВ) и их поражающее действие на организм человека Средства индивидуальной и коллективной защиты, правила пользования ими Причины и последствия аварий на химических опасных обьектах Защита населения от (АХОВ) Основные правила пользования средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Правила Безопасного поведения при(АХОВ) Аварии с выбросом Радиоактивных веществ Радиация вокруг нас Средства индивидуальной защиты Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Гидродинамические аварии Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде Защита от гидродинамических аварии ЧС на транспорте Рекомендации по безопасному поведению Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их нарушения. 1 1 1 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 1 1 6 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 2 1 1 2 1 7 Правила безопасного поведения пешехода, пассажира велосипедиста Средства индивидуальной защиты велосипедиста ЧС экологического характера Состояние природной среды и жизнедеятельность человека Изменение состава атмосферы (воздушной среды) Изменение состояния гидросферы (водной среды) 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 и Изменения состояния суши(почвы) Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их нарушения. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста Основы медицинских знании и правила оказания первой помощи первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Первая помощь при (АХОВ). П/р «Транспортировка пострадавших» Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при бытовых отравлениях Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током. Основы здорового образа жизни Информационная безопасность подростка. Семья в современном обществе. Семья в современном обществ. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. 1 5 1 1 1 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 9 класс № п/п Название раздела/темы Раздел 1: Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Инструктаж по ТБ и ОТ для обучающихся Человек и окружающая среда 1 Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Инструктаж по ОТ и ТБ для обучающихся в учебном кабинете. Цели, задачи РСЧС. ПДД Прогнозировать последствия своего поведения в качестве 2 пешеходов, пассажира транспортного средства и велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей). Количество часов 20 1 1 8 3 4 5 6 7 8 Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их нарушения Действия по сигналу бедствия «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации. Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Защита военнопленных. Миротворческие организации. Медицинский и духовный персонал Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. 1 1 1 1 1 1 9 Ответственность за нарушение норм МГП. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права. 1 10 Личная безопасность. Понятие о личной безопасности. Признаки, свидетельствующие о возможности совершения преступных действий Будь бдителен. Защита от мошенников. Разновидности мошенничества. 1 Понятие о преступлениях на сексуальной почве. Безопасное поведение девушек. Правила поведения с насильниками и хулиганами. 1 Самооборона. Подручные средства самообороны и способы самозащиты. Правила личной безопасности в опасных ситуациях криминогенного характера Самозащита. Психологические приемы самозащиты. Понятие о самозащите. Как стать уверенным Уверенное и решительное поведение в криминогенных ситуациях. Правила тренировки уверенности. Поведение в конфликтных ситуациях. Что следует предпринять, если конфликт неизбежен. Травматизм и его профилактика. Причины травматизма в школьном возрасте. Наиболее характерные причины травматизма в школе. Безопасное поведение дома. Внимание! Уроки повышенной опасности! Правила поведения на уроках физики, химии, во время перемен. Причины травматизма на уроках физической культуры и во время занятий спортом. Улица полна неожиданностей. Безопасное поведение на улице. Правила поведения пешехода. Что делать, если вы оказались свидетелем или участником ДТП. Раздел 2: Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. 1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 1 1 1 1 1 1 1 1 5 21 Основы оказания первой помощи. Первая помощь при переломах 1 22 Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении 1 23 Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. 1 9 24 25 26 27 28 Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим токо Клиническая смерть и реанимационные мероприятия. Первая помощь при остановке сердечной деятельности Первая помощь при коме Отработка метода искусственного дыхания «рот в рот». Раздел 3: Основы здорового образа жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Влияние внешней среды на организм человека. Влияние эмоций на функции тела. 10 1 1 1 Психологическая уравновешенность Понятие о конфликте ситуациях. 1 30 Понятие о суициде. Причины и факторы, повышающие вероятность суицида. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Среда и здоровье. Нормы искусственной освещенности. Гигиена индивидуального строительства. Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка. 1 32 33 34 конфликтных 1 29 31 в 1 1 1 1 1 10