Адаптированная рабочая программа ОБЖ 8-9 классы

 безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
 адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
 безопасно применять первичные средства пожаротушения;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного
средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном,
воздушном и водном);
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на
воде;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
 использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;
 готовиться к туристическим походам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
 адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
 добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
 добывать и очищать воду в автономных условиях;
 добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать)
временное жилище в автономных условиях;
 подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного
характера для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций
природного характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
природного характера;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного
характера для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях
техногенного характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера;
 безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
 безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
 комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в
случае эвакуации;
 классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма
и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма,
наркотизма;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении
неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате
в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению
заложников;
2

 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого
скопления людей;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах
большого скопления людей;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового
скопления людей;
 оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
 характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение
для личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
 планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего
здоровья;
 адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
 выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
 безопасно использовать ресурсы интернета;
 анализировать состояние своего здоровья;
 определять состояния оказания неотложной помощи;
 использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
 классифицировать средства оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
 извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
 оказывать первую помощь при ушибах;
 оказывать первую помощь при растяжениях;
 оказывать первую помощь при вывихах;
 оказывать первую помощь при переломах;
 оказывать первую помощь при ожогах;
 оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
 оказывать первую помощь при отравлениях;
 оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
 оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических поездках;
 готовиться к туристическим поездкам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
 безопасно вести и применять права покупателя;
 анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
 предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек
и факторов и на состояние своего здоровья;
 характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье
человека;
3

 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных
актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании
современной культуры безопасности жизнедеятельности;
 классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
 оказывать первую помощь при коме;
 оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
 использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие
базы данных;
 усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты
для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
 творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области
безопасности жизнедеятельности.

2. Содержание учебного предмета
Основы безопасности жизнедеятельности как учебный предмет обеспечивает:

 освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной
жизнедеятельности;

 понимание обучающимися личной и общественной значимости современной
культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе
гражданской идентичности и правового поведения;
 понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и
общественную ценность;

 понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
 понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
 освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;

 понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма
и наркотизма;

 освоение умений использовать различные источники информации и коммуникации
для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
4

 освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по
характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из
различных источников;

 освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;
 освоение

умений

готовность

проявлять

предосторожность

в

ситуациях

неопределенности;

 освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной
(чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей;

 освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
направлено на:

 воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность,
ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

 развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового
образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях;

 формирование

у
обучающихся
современной
культуры
безопасности
жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и
государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, убеждения в
необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и
антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям,
представляющим угрозу для жизни человека.
Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учитывает
возможность получения знаний через практическую деятельность и способствует
формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование,
проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно
аргументировать полученные выводы.
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с
неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных
веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и
продуктов питания.
Основные правила пользования средствами бытовой химии, персональными
компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила поведения на транспорте (наземном, в
том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их нарушения.
Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства
индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила
поведения при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной
5

защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила
безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт,
карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы
самозащиты. Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на
радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах
экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному
поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими.
Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при
эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской
Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и
общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и
наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения.
Личная безопасность при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при
взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения)
и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при
посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы
здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные
привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и
наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье.
Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и
обязанности супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем
кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь
при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях
и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания,их
профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном)
ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной
деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при
поражении электрическим током.

3. Тематическое планирование
8 класс
№
п/п

Название раздела/темы
Основы безопасности личности, общества и государства (30)
Производственные аварии и катастрофы

Количество
часов
2
6

Инструктаж по ТБ и ОТ для обучающихся ИОТ-01-2018
Человек и окружающая среда
Инструктаж по ОТ и ТБ для учащихся в обще учебном кабинете. ИОТ024-2019
2
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения
от них
Взрывы и пожары личная безопасность при обнаружении неизвестного
предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве)
3
Пожар его причины и последствия
1

1

1

7
1

4

Общие сведенья о взрыве и пожаре. Правила поведения при пожаре

1

5
6
7

Классификация пожаров. Первичные средства пожаротушения.
Причины пожаров и взрывов их последствия
Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрыва
Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера
(квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество,
самозащита покупателя).
Пожары и паника
Аварии с выбросам аварийно-химических опасных веществ
Виды аварий на химическом опасных объектах
Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и
правила поведения при эвакуации.
(АХОВ) и их поражающее действие на организм человека
Средства индивидуальной и коллективной защиты, правила
пользования ими
Причины и последствия аварий на химических опасных обьектах
Защита населения от (АХОВ)
Основные правила пользования средствами бытовой химии,
персональными компьютерами и др.
Правила Безопасного поведения при(АХОВ)
Аварии с выбросом Радиоактивных веществ
Радиация вокруг нас
Средства индивидуальной защиты
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности
личности и общества
Пути и средства вовлечения подростка в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность
несовершеннолетних за правонарушения
Личная безопасность при похищении или захвате в заложники
(попытке похищения) и при проведении мероприятий по
освобождению заложников.
Гидродинамические аварии
Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде
Защита от гидродинамических аварии
ЧС на транспорте
Рекомендации по безопасному поведению
Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе
железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их
нарушения.

1
1
1

8
9
10

11

12
13
14
15
16
17
18

19

20
21

22

1
1
6
1

1

1
1
1
1
4
1
1
1

1

2
1
1
2
1

7

Правила безопасного поведения пешехода, пассажира
велосипедиста
Средства индивидуальной защиты велосипедиста
ЧС экологического характера
Состояние природной среды и жизнедеятельность человека
Изменение состава атмосферы (воздушной среды)
Изменение состояния гидросферы (водной среды)

23

24
25
26
27
28

29
30

31

32

33

34

и

Изменения состояния суши(почвы)
Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе
железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их
нарушения. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и
велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста
Основы медицинских знании и правила оказания первой помощи
первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении.
Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах.
Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении.
Первая помощь при (АХОВ). П/р «Транспортировка пострадавших»
Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их
профилактика.
Первая помощь при бытовых отравлениях
Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим
током.
Основы здорового образа жизни
Информационная безопасность подростка. Семья в современном
обществе. Семья в современном обществ. Права и обязанности
супругов. Защита прав ребенка.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая
активность, питание, режим дня, гигиена).
Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания
употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и
курительных смесей), их влияние на здоровье.

1

5
1
1
1
1
1

3
1
1

1

4
1

1

1

9 класс
№
п/п

Название раздела/темы

Раздел 1: Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Инструктаж по ТБ и ОТ для обучающихся
Человек и окружающая среда
1
Организация единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Инструктаж по ОТ и ТБ для обучающихся в учебном кабинете. Цели,
задачи РСЧС.
ПДД Прогнозировать последствия своего поведения в качестве
2
пешеходов, пассажира транспортного средства и велосипедиста в
различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и
окружающих людей).

Количество
часов

20
1

1

8

3
4
5

6

7

8

Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила
пользования ими.
Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе
железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их
нарушения
Действия по сигналу бедствия «Внимание всем!». Эвакуация населения
и правила поведения при эвакуации.
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности
личности и общества
Пути и средства вовлечения подростка в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность.
Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении
неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве).
Защита военнопленных. Миротворческие организации. Медицинский
и духовный персонал
Пути и средства вовлечения подростка в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность.

1
1
1

1

1

1

9

Ответственность за нарушение норм МГП. Ответственность за
нарушение норм международного гуманитарного права.

1

10

Личная безопасность. Понятие о личной безопасности. Признаки,
свидетельствующие о возможности совершения преступных действий
Будь бдителен. Защита от мошенников. Разновидности мошенничества.

1

Понятие о преступлениях на сексуальной почве. Безопасное поведение
девушек.
Правила поведения с насильниками и хулиганами.

1

Самооборона. Подручные средства самообороны и способы
самозащиты. Правила личной безопасности в опасных ситуациях
криминогенного характера
Самозащита. Психологические приемы самозащиты. Понятие о
самозащите.
Как стать уверенным Уверенное и решительное поведение в
криминогенных ситуациях. Правила тренировки уверенности.
Поведение в конфликтных ситуациях. Что следует предпринять,
если конфликт неизбежен.
Травматизм и его профилактика. Причины травматизма в школьном
возрасте. Наиболее характерные причины травматизма в школе.
Безопасное поведение дома.
Внимание! Уроки повышенной опасности! Правила поведения на
уроках физики, химии, во время перемен. Причины травматизма на
уроках физической культуры и во время занятий спортом.
Улица полна неожиданностей. Безопасное поведение на улице. Правила
поведения пешехода. Что делать, если вы оказались свидетелем или
участником ДТП.
Раздел 2: Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

1

11
12
13
14

15
16
17
18

19

20

1

1

1
1
1
1

1

1

5

21

Основы оказания первой помощи. Первая помощь при переломах

1

22

Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении

1

23

Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей.

1
9

24
25

26

27
28

Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим
токо
Клиническая смерть и реанимационные мероприятия.
Первая помощь при остановке сердечной деятельности
Первая помощь при коме
Отработка метода искусственного дыхания «рот в рот».
Раздел 3: Основы здорового образа жизни.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их
профилактика.
Влияние внешней среды на организм человека.
Влияние эмоций на функции тела.

10
1

1
1

Психологическая уравновешенность
Понятие о конфликте

ситуациях.

1

30

Понятие о суициде. Причины и факторы, повышающие вероятность
суицида.
Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая
активность, питание, режим дня, гигиена).
Среда и здоровье. Нормы искусственной освещенности. Гигиена
индивидуального строительства.
Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания
употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и
курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных
привычек и их факторов
Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита
прав ребенка.

1

32
33

34

конфликтных

1

29

31

в

1

1
1
1

1

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».