Адаптированная рабочая программа МУЗЫКА 6-8 класс

многообразие отечественной и зарубежной музыки композиторов XX в». Предлагаемые
содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в
начальной школе.
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая,
стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие
смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и
камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор.
Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их
характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические,
романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как
источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм:
двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл.
Воплощение единства содержания и формы.
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное
творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки
и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка:
песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы,
образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.
Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Музыка в семье искусств. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами
искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник;
родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие
выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное
искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила
музыки как вида искусства.
Образная природа и исторические особенности русской и западноевропейской
музыки. Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие
на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа
XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал),
западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная
культура XIX в. (Основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных
школ).
Стилевое многообразие отечественной и зарубежной музыки композиторов XX в.,
(импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов
академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская
песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл,
диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке. Современная
2

музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и
музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a
capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры:
народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные,
современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных
инструментов, эстрадно-джазовый.
Практические творческие работы
1. Слушание музыки. Эмоционально-образное восприятие музыкальных
шедевров русской и зарубежной классики (фрагментарно и полностью).
2. Хоровое и сольное пение, вокально-инструментальная импровизация.
3. Музицирование на простейших музыкальных инструментах (в том числе на
электронных).
4. Музыкально-пластическое движение. Выражение через пластику образного
содержание музыкального произведения.
5. Драматизация музыкальных произведений.
6. Выполнение исследовательских проектов, связанных с историей музыки,
современным этапом ее развития, практическим музицированием (в том числе с
использованием средств новых информационно-коммуникационных технологий).
Объекты культуры для посещения учащимися
1. Музеи – художественные, краеведческие, декоративно-прикладного
искусства, мемориальные.
2. Концертные и выставочные залы, театры, кинотеатры.
Начиная с V класса в учебники «Музыка» введен раздел «Исследовательский проект».
Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и
коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни.
В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и внеурочной
деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация
(драматизация) художественных произведений, жизненных впечатлений школьников,
творческие работы: изготовление альбомов, газет, составление коллекций, съемка
видеофильмов, рисование, конструирование, литературное творчество (стихи, проза, эссе) и
др.
Итогом деятельности по проекту может стать письменная творческая работа учащихся,
которую они публично защищают. Защита проекта может проходить в форме компьютерной
презентации, коллективного творческого дела: соревнования команд (КВН), музыкального
ринга, всеобуча для родителей, музыкального спектакля (театрализации), представления для
младших школьников и др.
Основные критерии оценки ученического проекта:
• актуальность темы и предлагаемых решений, практическим направленность и
значимость работы;
полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;
умение делать выводы и обобщения;

3

• самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность
раскрытия темы, решений;
• умение аргументировать собственную точку зрения;
• художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов,
рисунков; изготовление альбомом, стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и
сценическое сопровождение защиты проекта).

3. Тематическое планирование 6 класс
№
урока

1
2
3
4
5

6
7
8

9
10
11

12
13
14

15
16-17

Тема урока

Количество
часов

Мир образов вокальной и инструментальной музыки.
Раздел 1. Музыка как вид искусства.
Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов.
Два музыкальных посвящения
Портрет в музыке и живописи.
«Уноси мое сердце в звенящую даль…»
Раздел 2. Народное музыкальное творчество
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
Раздел 3. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа
XIX – XX вв.
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного
пения.
Старинной песни мир. Баллада Ф.Шуберта «Лесной царь».
Итоговый урок по теме:«Мир музыкальных образов».
Раздел 3. Русская музыка от XVI – XVII в. до рубежа XIX –XX
вв.
Образы русской народной и духовной музыки.Духовный
концерт.
Концертная симфония для арфы В. Кикты «Фрески Софии
Киевской»
Концертная симфония для арфы В. Кикты «Фрески Софии
Киевской» «Перезвоны». «Молитва».
Раздел 4.Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до
рубежа XIX –XX вв.
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в
музыке И. С. Баха.
Образы скорби и печали в музыке И. С. Баха.
Фортуна правит миром. Симфоническая
кантата для хора, солистов и оркестра
Карла Орфа «Carmina Burana».
Раздел 5.Современная музыкальная жизнь
Авторская песня: прошлое и настоящее. Б.Окуджава.

17
4
1
1
1
1
1
1
3

Джаз – искусство ХХ века.
Мир образов камерной и симфонической музыки.
Раздел 6. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа
XIX –XX вв.

2
17
6

1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1

3
1

4

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34

Вечные темы искусства и жизни.
Образы камерной музыки
Инструментальная баллада. Ф. Шопен «Баллада№1»;
Ночной пейзаж. Ноктюрн из Квартета №2 А. Бородина.
Инструментальный концерт. И. С. Бах «Итальянский концерт».
«Космический пейзаж» в музыке Ч.Айвза и Э. Артемьева.
Русская музыкальная культура XX в.
Образы симфонической музыки. «Метель».
Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина
Зарубежная музыка от Средневековья до рубежа XIX –XX вв.
Симфоническое развитие музыкальных образов.
«В печали весел, а в веселье – печален ». В. А.
Моцарт Симфония №40 .Связь времен.
Русская и зарубежная музыкальная культура XIX- XX в.
Программная увертюра.
Увертюра Л. Бетховена«Эгмонт».
Увертюра-фантазия. П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»
Развитие мотивов в увертюре П. И. Чайковского «Ромео и
Джульетта»
Мир музыкального театра.
Мюзикл. Рок опера.
Образы киномузыки.

1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование 7 класс
№
урока
1
2-3

4
5
6

7

8
9
10
11

Тема урока
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки
Классика и современность. Традиции и новаторство в
музыкальном искусстве
Опера М. Глинки «Иван Сусанин». Стилевые особенности
русской классической музыкальной школы в творчестве М. И.
Глинки.
В музыкальном театре. Музыкальный образ и музыкальная
драматургия.
Опера А. Бородина «Князь Игорь». Выявление связей музыки с
историей, жизнью.
В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. «Ярославна»
Музыкально – пластическое движение. «Стон русской земли»,
сцена «Первая битва с половцами»
В музыкальном театре. Балет. Б.И.Тищенко. «Ярославна».
Музыкально –пластическое движение. «Плач Ярославны»,
«Молитва»
Героическая тема в русской музыке. Музыка в театре и кино.
В музыкальном театре. «Мой народ – американцы». Первая
американская национальная опера. Дж. Гершвин «Порги и Бесс»
Симфоджаз
Оперный жанр в творчестве композиторов ХХ века. Опера
«Кармен» Ж. Бизе

Количество
часов
16
1
2

1
1
2

1

1
1
1
1
5

12
13
14
15-16
17

Ж.Бизе. Опера «Кармен». Интонация как носитель смысла в
музыке.
Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита». Связь музыки с другими
искусствами.
Сюжеты и образы духовной музыки русских композиторов.
С. Рахманинов.
Зарубежное музыкальное искусство ХХ века. Рок-опера.
Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Музыка к
драматическому спектаклю.
Раздел 2

1
1
1
1
1
17

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.
Музыкальная драматургия –развитие музыки.
18
19
20
21

22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная
музыка. Ф. Шопен.
Камерная инструментальная музыка. Исполнение музыки как
искусство интерпретации. Транскрипция. Ф. Лист.
Отечественные композиторы академической направленности.
А. Шнитке.

1

Возможности воплощение музыкального образа и его развития в
различных музыкальных формах. «Сюита в старинном стиле» А.
Шнитке.
Разнообразие камерно –инструментальной музыки. Соната.
Основные жанры светской музыки. Сонаты В. Моцарта в
исполнении С. Рихтера.
Особенности венской классической школы. Симфонии И. Гайдна,
В. Моцарта.
Разнообразие симфонической музыки. Симфонии С.
Отечественное музыкальное искусство ХХ века. Симфония No 1
С. Прокофьева.
Прокофьева.
Творчество композиторов –романтиков. Симфонии Ф. Шуберта.
Основные жанры светской музыки. Симфонии Д. Шостаковича
(дирижер Валерий Гергиев )
Характерные черты западноевропейской музыки. Л. Бетховен.
В. Спиваков дирижирует в «Ла Скала».Симфоническая картина
«Празднества» К. Дебюсси.
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром
А. Хачатуряна.
Симфоджаз. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин.
Интонационное своеобразие фольклора разных народов.
Музыка народов мира.
Музыка в театре и кино. Популярные хиты из мюзиклов и рокопер.

1

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование 8 класс

1
2

Классика и современность
Классика в нашей жизни.
В музыкальном театре. Опера. Опера
Игорь»

А.П. Бородина «Князь

17
1
1
6

В музыкальном театре. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая
опера.
В музыкальном театре. Балет. Балет В. Тищенко «Ярославна».
В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера.
«Человек есть тайна». Рок-опера Э. Артемьева «Преступление и
наказание»
Мюзикл Ж. Пресгюрвика «Ромео и Джульетта: от ненависти до
любви»
Музыка к драматическому спектаклю. Д.Б.Кабалевский «Ромео и
Джульетта»
Музыкальные
зарисовки
для
большого
симфонического оркестра
Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»
«Гоголь – сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
А.Шнитке.
Музыка в кино.
Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день... Музыка к фильму
«Властелин колец»
В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония
№ 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.
В концертном зале. Симфония № 5 П. И. Чайковского
В концертном зале. Симфония № 1 («Классическая») С.
Прокофьева
Музыка-это огромный мир, окружающий человека... Работа с
музыкальным словарем. Конкурс «Знатоки музыки»
Раздел 2. Традиции и новаторство в музыке.
Традиции и новаторство в музыке. Музыканты - извечные маги.
И снова в музыкальном театре. Опера «Порги и Бесс» Дж.
Гершвин.
Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен» Ж. Бизе

1

Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. Опера
«Кармен»
Ж. Бизе.
22 -23 Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы
Бизе.
24
Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. Образ
Кармен.

1

Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира.
А.Рыбников «Юнона и Авось»
Классика в современной обработке.

1

В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.
Шостаковича.
Музыка в храмовом синтезе искусств. Музыка И. С. Баха
Галерея религиозных образов. «Фрески Дионисия». Р. Щедрин.
Г.Свиридов.Цикл «Песнопения и молитвы».
Музыкальные завещания потомкам
«Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена». Р. Щедрин
«О России петь — что стремиться в храм…» Г.Свиридов
Конкурсная программа «Знатоки». (по материалу 2 полугодия.
Итого – 34 урока

2

3
4-5
6
7
8 -9
10

11
12
13

14
15
16
17

17
18
19-20
21

25
26
27-28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
2
1

1
1
1

1
1
1
1
18
1
1
2

2
1

1

1
1
1
1
1
1
1
7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».