нормами; - опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; - проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; - проводить лексический анализ слова; - опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); - опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; - проводить морфологический анализ слова; - применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; - опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); - анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; - находить грамматическую основу предложения; - распознавать главные и второстепенные члены предложения; - опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; - проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; - соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; - опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; - опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; - использовать орфографические словари. Выпускник получит возможность научиться: - анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - опознавать различные выразительные средства языка; - писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; - участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; - характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; - использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 2. Содержание учебного предмета «Русский язык» 2 Речь. Речевая деятельность Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме). Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Специфика художественного текста. Анализ текста. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. Культура речи Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Общие сведения о языке Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон). 3 Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие). Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей. Выдающиеся отечественные лингвисты. Фонетика, орфоэпия и графика Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова. Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Связь фонетики с графикой и орфографией. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний по фонетике в практике правописания. Морфемика и словообразование Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы. Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания. Лексикология и фразеология Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова. Понятие об этимологии. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Морфология 4 Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Морфологический анализ слова. Омонимия слов разных частей речи. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.). Применение знаний по морфологии в практике правописания. Синтаксис Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.). Применение знаний по синтаксису в практике правописания. Правописание: орфография и пунктуация Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения. 3. Тематическое планирование 6 класс № Тема урока урока 1 Р.Р. Русский язык - один из развитых языков мира. Количество часов 1 5 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Р.Р. Язык, речь, общение. Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Фонетика. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Контрольный словарный диктант. Проверочная работа по темам «Фонетика», «Морфемика». Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Р.Р. Орфограммы в окончаниях слов. Проверочная работа по теме «Части речи». Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический анализ предложений. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический анализ предложений. Прямая речь. Диалог. Проверочная работа по темам «Словосочетание», «Предложение». Входной контрольный диктант. Анализ диктанта. Работа над ошибками. Р.Р. Текст, его особенности. Р.Р. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Р.Р. Текст. Начальные и конечные предложения текста. Р.Р. Текст. Ключевые слова. Р.Р. Текст. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое значение». Р.Р. Текст. Сбор материалов к сочинению. Устное сочинениеописание картины А. П. Герасимова «После дождя». Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Р.Р. Текст. Обучающее изложение. Исконно русские и заимствованные слова. Исконно русские и заимствованные слова. Новые слова (неологизмы). Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы. Р.Р. Словари. Р.Р. Семинар «Как это по-русски?» Языковые нормы. Повторение по теме «Лексика». Контрольная работа по теме «Лексика». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Р.Р. Источники фразеологизмов. Повторение по теме «Фразеология. Культура речи». Контрольная работа по теме «Фразеология. Культура речи». Морфемика и словообразование. Р.Р. Текст. Описание помещения. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы. Практикум по словообразованию. Р.Р. Понятие об этимологии. Контрольная работа по теме «Морфемика и словообразование». Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Р.Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы О-А в корне КОС/ КАС. Буквы О-А в корне КОС/ КАС. Буквы О-А в корне -ГОР/ГАР. Буквы О-А в корне -ГОР/ГАР. Буквы О-А в корне ЗАР/ЗОР. Буквы О-А в корне ЗАР/ЗОР. Буквы Ы-И после приставок. Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-. Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-. Соединительные О-Е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Сложносокращённые слова. Р.Р. Текст. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро». Морфемный и словообразовательный анализ слова. Морфемный и словообразовательный анализ слова. Контрольный словарный диктант. Повторение по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». Контрольный диктант по теме «Словообразование». Анализ диктанта. Работа над ошибками. Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как самостоятельная часть речи. Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как самостоятельная часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ. Р.Р. Текст. Русские имена. Несклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных. Род несклоняемых имён существительных. Имена существительные общего рода. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 Морфологический анализ имени существительного. Р.Р. Текст. Сочинение-описание впечатлений. Проверочная работа по теме «Несклоняемые имена существительные». НЕ с существительными. НЕ с существительными. Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК. Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК. Гласные в суффиксах - ЕК и -ИК. Гласные О-Е после шипящих в суффиксах имен существительных. Гласные О-Е после шипящих в суффиксах имен существительных. Проверочная работа по теме «НЕ с именами существительными». Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Повторение по теме «Имя существительное». Контрольная работа по теме «Имя существительное». Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как самостоятельная часть речи. Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как самостоятельная часть речи. Р.Р. Текст. Описание природы. Степени сравнения имён прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Р.Р. Текст. Сочинение-описание местности. Относительные прилагательные. Р.Р. Текст. Выборочное изложение. Притяжательные прилагательные. Морфологический анализ имени прилагательного. Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». НЕ с прилагательными. НЕ с прилагательными. Буквы О и Е после шипящих в суффиксах прилагательных. Проверочная работа по теме «Правописание прилагательных». Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Словарный диктант. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Словарный диктант. Р.Р. Текст. Описание игрушки. Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и -СК-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Проверочная работа по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Написание сложных прилагательных». Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Повторение по теме «Имя прилагательное». Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 Р.Р. Текст. Публичное выступление на тему «Народные промыслы». Имя числительное как самостоятельная часть речи. Имя числительное как самостоятельная часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Собирательные числительные. Р.Р. Текст. Употребление числительных в речи. Проверочная работа по теме «Имя числительное». Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Морфологический анализ имени числительного. Повторение по теме «Имя числительное». Р.Р. Текст. Публичное выступление на тему «Береги природу!» Контрольная работа по теме «Имя числительное». Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Местоимение как самостоятельная часть речи. Личные местоимения. Личные местоимения. Возвратное местоимение СЕБЯ. Р.Р. Текст. Рассуждение. Сочинение-рассуждение. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Указательные местоимения. Р.Р. Текст и план текста. Определительные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический анализ местоимения. Р.Р. Текст. Сочинение по картине Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители». Повторение по теме «Местоимение». Контрольная работа по теме «Местоимение». Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение изученного в 5 классе. Глагол самостоятельная как часть речи. Повторение изученного в 5 классе. Глагол самостоятельная как часть речи. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 Повторение изученного в 5 классе. Глагол самостоятельная как часть речи. Р.Р. Текст. Сочинение по рисункам и данному началу. Способы образования глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. Р.Р. Текст. Обучающее изложение. Наклонение глаголов. Условное наклонение. Наклонение глаголов. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Повелительное наклонение. Р.Р. Текст. Сочинение-рассуждение на тему «Хороший ли я друг?» Употребление наклонений. Проверочная работа по теме «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глаголов». Безличные глаголы. Безличные глаголы. Морфологический анализ глагола. Р.Р. Текст. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Повторение по теме «Глагол». Повторение по теме «Глагол». Контрольная работа по теме «Глагол». Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение. Разделы науки о языке. Орфография. Повторение. Пунктуация. Повторение. Лексика и фразеология. Повторение. Словообразование. Повторение. Морфология. Повторение. Синтаксис. Контрольный годовой диктант. Работа над ошибками. Подведение итогов. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование 7 класс № Тема урока урока 1 Русский язык как развивающееся явление. Синтаксис. Синтаксический анализ. Грамматическая основа 2 предложения, члены предложения, строение ПП и СП. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Знаки препинания, их 3 функции. Количество часов 1 1 1 10 4 5 6 7 8 9 10 Лексика и фразеология. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Фонетика и орфография. Фонетический анализ слова. Связь фонетики с графикой и орфографией. Словообразование и орфография. Морфемика. Словообразовательный и морфемный анализ слова. Словообразовательная пара. Словообразовательное гнездо. Морфология и орфография. Морфологический анализ слова. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Морфология и орфография. Морфологический анализ слова. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Входной контрольный диктант. 1 1 1 1 1 1 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Р.Р. Текст. Стили литературного языка. Функциональносмысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Причастие как часть речи. Причастие как часть речи. Различные точки зрения на место причастия в системе частей речи. Р.Р. Публицистический стиль. Основные особенности публицистического стиля. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Р.Р. Описание внешности человека. Признаки текста-описания. Структура текста. Действительные и страдательные причастия. 1 Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. 1 1 28 Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных. Р.Р. Выборочное изложение исходного текста (отрывок из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»). Морфологический анализ причастия. 29 Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. 1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 1 31 Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Р.Р. Сочинение-описание внешности человека. 32 Повторение по теме «Причастие». 1 33 1 36 Контрольный диктант по теме «Причастие». Анализ контрольного диктанта по теме «Причастие». Работа над ошибками. Деепричастие как часть речи. Различные точки зрения на место деепричастия в системе частей речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. 37 Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. 1 38 Написание НЕ с деепричастиями. 1 39 Деепричастия несовершенного вида. 1 40 1 42 Деепричастия совершенного вида. Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь». Морфологический анализ деепричастия. 43 Повторение по теме «Деепричастие». 1 44 Контрольный диктант по теме «Деепричастие». 1 45 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 46 Наречие как часть речи. 1 47 1 49 Смысловые группы наречий. Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И. Попова «Первый снег». Степени сравнения наречий. 50 Степени сравнения наречий. 1 51 Морфологический анализ наречия. 1 52 Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?» 1 53 Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е. 1 54 Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. 1 55 1 57 Н и НН в наречиях на -О и -Е. Р.Р. Описание действий. Подготовка к домашнему сочинениюописанию действий. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. 58 Буквы О и А на конце наречий. 1 59 Дефис между частями слова в наречиях. 1 60 Дефис между частями слова в наречиях. 1 30 34 35 41 48 56 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 1 64 Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по картине Е.Н. Широкова «Друзья». Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий. 65 Повторение по теме «Наречие». 1 66 Контрольный диктант по теме «Наречие». 1 67 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 68 Категория состояния как часть речи. 1 69 Морфологический анализ категории состояния. 1 70 Р.Р. Виды сжатия текста. 1 71 Р.Р. Сжатое изложение исходного текста. 1 72 Повторение по теме «Категория состояния». 1 73 Контрольная работа по теме «Категория состояния». 1 74 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 1 75 Самостоятельные и служебные части речи. 1 76 Предлог как часть речи. 1 77 Р.Р. Рассказ на основе полученных знаний. 1 78 Употребление предлогов. 1 79 Непроизводные и производные предлоги. 1 80 Непроизводные и производные предлоги. 1 81 Простые и составные предлоги. 1 82 1 84 Морфологический анализ предлога. Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению на основе картины А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа». Слитное и раздельное написание производных предлогов. 85 Слитное и раздельное написание производных предлогов. 1 86 Повторение по теме «Предлог». 1 87 1 89 Контрольный диктант по теме «Предлог». Анализ контрольного диктанта по теме «Предлог» Работа над ошибками. Союз как часть речи. 90 Простые и составные союзы. 1 91 Сочинительные союзы. 1 61 62 63 83 88 1 1 1 1 1 1 1 13 92 Сочинительные союзы. 1 93 Подчинительные союзы. 1 94 1 97 Подчинительные союзы. Запятая между простыми предложениями в сложном союзном предложении. Запятая между простыми предложениями в сложном союзном предложении. Морфологический анализ союза. 98 Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО. 1 99 Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО. 1 100 Повторение по теме «Союз». 1 101 1 103 Контрольный диктант по теме «Союз». Анализ контрольного диктанта по теме «Союз» Работа над ошибками. Р.Р. Сочинение «Книга - наш друг и советчик». 104 Частица как часть речи. 1 105 Разряды частиц. Формообразующие частицы. 1 106 Смысловые частицы. 1 107 Отрицательные частицы НЕ и НИ. 1 108 Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ- 1 109 Различение частицы НИ, приставки НИ-, союза НИ-НИ. 1 110 Раздельное и дефисное написание частиц. 1 111 Раздельное и дефисное написание частиц. 1 95 96 102 112 113 114 115 116 Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень». Морфологический анализ частицы. Р.Р. Устное выступление на тему «Моя природа». Основной жанр научного стиля. Повторение по теме «Частица». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 118 Контрольный диктант по теме «Частица». Анализ контрольного диктанта по теме «Частица». Работа над ошибками. Междометие как часть речи. 119 Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. 1 120 Дефис в междометиях. 1 121 Знаки препинания при междометиях. 1 117 1 1 14 1 125 Повторение по теме «Междометия и звукоподражательные слова». Контрольная работа по теме «Междометия и звукоподражательные слова». Анализ контрольной работы по теме «Междометия и звукоподражательные слова». Повторение. Разделы науки о языке. 126 Р.Р. Текст. Стили речи. 1 127 1 129 Повторение. Фонетика. Графика. Р.Р. Контрольное сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Повторение. Лексика. Фразеология. 130 Повторение. Морфемика. Словообразование. 1 131 Повторение. Морфология. 1 132 Повторение. Орфография. 1 133 Повторение. Синтаксис. 1 134 Повторение. Пунктуация. 1 135 Итоговый контрольный диктант. 1 136 Анализ итогового контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 122 123 124 128 1 1 1 1 1 Тематическое планирование 8 класс № Тема урока урока 1 Русский язык в современном мире. Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, 2 разделения, выделения. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. 3 Знаки препинания в сложных предложениях. Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и 4 наречий. Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и 5 наречий. Р.Р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А. 6 Аверченко (упр. 26). 7 Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. 8 Входной контрольный диктант. 9 10 11 Анализ диктанта. Работа над ошибками. Единицы синтаксиса русского языка. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса, его типы. Виды связи в словосочетании. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 12 Синтаксические связи слов в словосочетаниях. 1 13 Синтаксический анализ словосочетаний. 1 14 1 16 Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Р.Р. Описание памятника культуры. 17 Главные члены предложения. Подлежащее. 1 18 Типы сказуемого. Простое глагольное сказуемое. 1 19 Типы сказуемого. Составное глагольное сказуемое. 1 20 Типы сказуемого. Составное именное сказуемое. 1 21 Тире между подлежащим и сказуемым. 1 22 1 26 Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения». Анализ диктанта по теме «Главные члены предложения». Работа над ошибками. Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения. Приложение. Знаки препинания при нём. 27 Обстоятельство. 1 28 1 34 Синтаксический анализ двусоставного предложения. Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения». Анализ диктанта по теме «Второстепенные члены предложения». Работа над ошибками. Главный член односоставного предложения. Типы односоставных предложений. Определённо-личные предложения. Типы односоставных предложений. Неопределённо-личные предложения. Р.Р. Инструкция. 35 Типы односоставных предложений. Безличные предложения. 1 36 Типы односоставных предложений. Назывные предложения. 1 37 Р.Р. Рассуждение. Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. Синтаксический анализ односоставного предложения. 1 Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения». Анализ диктанта по теме «Односоставные предложения». Работа над ошибками. 1 15 23 24 25 29 30 31 32 33 38 39 40 41 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 Понятие об осложненном предложении однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Однородные и неоднородные определения. 1 1 50 Р.Р. Изложение. Текст-сравнительная характеристика (упр. 263). Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Синтаксический анализ предложений с однородными членами. 51 Пунктуационный анализ предложений с однородными членами. 1 52 Повторение по теме «Однородные члены предложения». Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». Анализ диктанта по теме «Однородные члены предложения». Работа над ошибками. Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них. Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений. Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них. Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемые при помощи союзов и других слов. Обособление дополнений с предлогами. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. 1 42 43 44 45 46 47 48 49 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 69 Повторение по теме «Обособленные члены предложения». Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения». Анализ диктанта по теме «Обособленные члены предложения». Работа над ошибками. Р.Р. Контрольное сжатое изложение. Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений. 1 1 80 Р.Р. Эпистолярный жанр. Составление делового письма. Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Р.Р. Контрольное сжатое изложение. 81 Вставные слова, словосочетания и предложения. 1 82 Междометия в предложении. 1 83 Повторение по теме «Обращения, вводные слова и междометия». Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова и междометия». Анализ диктанта по теме «Обращения, вводные слова и междометия». Работа над ошибками. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Р.Р. Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия. Р.Р. Рассказ. 1 1 94 Цитата и знаки препинания при ней. Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь». Контрольный диктант по теме «Чужая речь». 95 Анализ диктанта по теме «Чужая речь». 1 96 Повторение. Синтаксис и морфология. 1 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 97 Повторение. Синтаксис и пунктуация. 1 98 Повторение. Синтаксис и культура речи. 1 99 Р.Р. Контрольное изложение с элементами сочинения (упр. 442). 1 100 Повторение. Синтаксис и орфография. 1 101 Итоговый контрольный диктант. 1 102 Анализ диктанта. Работа над ошибками. 1 Тематическое планирование 9 класс № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Тема урока Международное значение русского языка. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Предложения с обособленными членами. Р.Р. Сочинение по теме «Особая тишина музея». Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Р.Р. Изложение с творческим заданием. Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе». Анализ диктанта. Работа над ошибками. Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Р.Р. Сообщение по теме «Прекрасным может быть любой уголок природы». Интонация сложного предложения. Повторение по теме «Сложное предложение». Контрольная работа по теме «Сложное предложение. Пунктуация». Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. Устное сообщение на заданную тему. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Р.Р.. Сочинение по картине И. Шишкина «На севере диком…». Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 Повторение по теме «Сложносочинённые предложения и пунктуация». Контрольный диктант по теме «Пунктуация сложносочинённого предложения». Анализ диктанта по теме «Пунктуация сложносочинённого предложения». Работа над ошибками. Понятие о сложноподчинённом предложении. Р.Р. Сочинение-отзыв о картине И. Тихого «Аисты». Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Р.Р. Сочинение-рассуждение по теме «какой поступок можно назвать героическим?» Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, времени и места. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, времени и места. Развитие речи. Сжатое изложение. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными. Повторение по теме Типы придаточных». Контрольный диктант по теме «Типы придаточных». Анализ диктанта. работа над ошибками. Р.Р. Сочинение по картине В.П. Фельдмана «Родина». Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Р.Р. Сообщение о псевдонимах известных людей. Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения. Р.Р. Сжатое изложение. Повторение по теме «Основные группы сложноподчинённых предложений». Контрольная работа по теме «Основные группы сложноподчинённых предложений». Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Р.Р. Сочинение-рассуждение по теме «Подвиг». Понятие о бессоюзном сложном предложении. Понятие о бессоюзном сложном предложении. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Р.Р. Подробное изложение. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Р.Р. Сочинение по картине Н. Ромадина «Село Хмелёвка» – рассказ или отзыв (на выбор). Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания». Повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания». Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания». Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Р.Р. Сжатое изложение. Р.Р. Публичное выступление по теме «Взрослые и мы». Р.Р. Подробное изложение. Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи». Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи». Диктант по теме «Сложные предложения с различными видами связи». Анализ диктанта. Работа над ошибками. Повторение. Фонетика и графика. Повторение. Лексикология и фразеология. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 Повторение. Морфемика и словообразование. Повторение. Морфология. Повторение. Синтаксис. Р.Р. Сжатое изложение. Повторение. Орфография и пунктуация. Р.Р. Отзыв-рецензия на фильм. Подготовка к итоговой контрольной работе. Итоговая контрольная работа. Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками. Итоги курса русского языка в 9 классе. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22