Адаптированная рабочая программа ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 класс

 выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов при необходимости с
опорой на образец;
 владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,
формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объемных декоративных композиций на доступном уровне;
 распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов;
осуществлять с помощью учителя собственный художественный замысел, связанный с
созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции
одного из промыслов;
 иметь представление об основах народного орнамента; создавать орнаменты на основе
народных традиций;
 различать виды (с опорой на образец) и материалы декоративно-прикладного
искусства;
 иметь представление о национальных особенностях русского орнамента и орнаментов
других народов России;
 иметь представление о нескольких народных художественных промыслах России;
 иметь представление о пространственных и временных видах искусства;
 понимать и объяснять после предварительного анализа разницу между предметом
изображения, сюжетом и содержанием изображения;
 владеть представлениями о композиционных навыках работы, чувстве ритма, работе с
различными художественными материалами;
 уметь создавать образы, используя все выразительные возможности художественных
материалов;
 владеть простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
 владеть навыками плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов
(кухонная утварь);
 изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
 создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из
геометрических тел;
 строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
 иметь представление об освещении как важнейшем выразительном средстве
изобразительного искусства, как средстве построения объема предметов и глубины
пространства;
 передавать с помощью света характер формы в композиции натюрморта;
 выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
 применять перспективу в практической творческой работе;
 навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
2

 навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и
воздушной перспективы;
 видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и
настроения в природе;
 навыкам создания пейзажных зарисовок;
 различать и характеризовать с помощью учителя понятия: пространство, ракурс,
воздушная перспектива;
 пользоваться правилами работы на пленэре;
 использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;
осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного
произведения;
 основам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации
плоскости изображения;
 иметь представление об основных средствах художественной выразительности в
изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
 иметь представление о композиции как целостным и образном строе произведения,
роли формата, выразительное значение размера произведения, соотношении целого и детали,
значении каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
 пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
 различать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения,
пленэр, импрессионизм;
 различать виды портрета;
 понимать основы изображения головы человека;
 пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
 видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объемного изображения предмета и группы предметов;
 использовать графические материалы в работе над портретом;
 пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
 иметь представление о выдающихся русских и зарубежных художниках-портретистах
и их произведениях;
 пользоваться навыками передачи в плоскостном изображении простых движений
фигуры человека;
 пользоваться навыками лепки и работы с пластилином или глиной;
 иметь представление (с опорой на восприятие художественных произведений –
шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
 пользоваться приемами выразительности при работе с натуры над набросками и
зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
 иметь представление о сюжетно-тематической картине как обобщенном и целостном
образе, как результате наблюдений и размышлений художника над жизнью;
3

 иметь представление о понятиях «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях
станковой живописи;
 пользоваться изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над
эскизом;
 иметь представление о понятиях «тематическая картина», «станковая живопись»;
 иметь представление об основных жанрах сюжетно-тематической картины;
 иметь представление о историческом жанре как идейном и образном выражении
значительных событий в истории общества, как воплощении его мировоззренческих позиций и
идеалов;
 иметь представление о нескольких классических произведениях и именах великих
русских мастеров исторической картины;
 разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет с
помощью учителя;
 творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции
на историческую тему с помощью учителя;
 иметь представление о роли монументальных памятников в жизни общества;
 иметь представление о выдающихся монументальных памятниках и ансамблях,
посвященных Великой Отечественной войне;
 иметь опыт культуры зрительского восприятия;
 понимать разницу между реальностью и художественным образом;
 иметь представление об искусстве иллюстрации и творчестве
иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
 опыту художественного
материалами;

иллюстрирования

и

навыкам

работы

известных

графическими

 собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев,
характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.) под руководством учителя;
 иметь представление об анималистическом жанре изобразительного искусства и
творчестве художников-анималистов;
 опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
 иметь представление об основных этапах развития и истории архитектуры и дизайна;
 иметь общее представление об особенностях архитектурно-художественных стилей
разных эпох;
 иметь представление о тенденциях и перспективах развития современной архитектуры;
 иметь представление об образно-стилевом языке архитектуры прошлого;
 иметь представление о малых формах архитектуры и дизайна в пространстве городской
среды;
 иметь представление о чертеже как плоскостном изображении объемов, когда точка –
вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
 применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина);
4

 создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве;
 создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
 иметь представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и
дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурнодизайнерского объекта;
 приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
 иметь представление о краткой истории костюма;
 применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании
букета по принципам икебаны;
 использовать известные и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными
материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
 работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные
творческие композиции в материалах по различным темам;
 иметь представление о стилевых особенностях архитектуры Древней Руси;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
 работать с помощью учителя над эскизом монументального произведения (витраж,
мозаика, роспись, монументальная скульптура);
 сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси по
плану/ перечню вопросов/ алгоритму;
 иметь представление о широком разнообразии стилей и направлений изобразительного
искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
 иметь представление о характерных особенностях русской портретной живописи XVIII
века;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета по годам
обучения
Предметные результаты по итогам первого года изучения учебного предмета
«Изобразительное искусство» должны отражать сформированность умений:
 иметь представление об особенностях уникального народного искусства, семантическом
значении традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);
 создавать декоративные изображения на основе русских образов по образцу;
 иметь представление о смысле народных праздников и обрядов и их отражении в народном
искусстве и в современной жизни;
 создавать эскизы декоративного убранства русской избы по образцу;
 создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
 иметь представление о специфике образного языка декоративно-прикладного искусства;
 создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на
народные традиции и образец;
5

 создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом
решении с опорой на образец;
 выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства
(используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического
повтора изобразительных или геометрических элементов с использованием образцов при
необходимости;
 владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы,
объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объемных декоративных композиций;
 распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов;
 осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием
выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного
из промыслов, при необходимости с опорой на образец;
 различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства после предварительного
анализа и с помощью учителя;
 иметь представление о национальных особенностях русского орнамента и орнаментов
других народов России;
 различать и характеризовать по перечню вопросов/ предложенному плану несколько
народных художественных промыслов России.

2. Содержание учебного предмета
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (предлагаются к изучению модули
«Символика крестьянского дома и народного праздника» и «Народные художественные
промыслы России»
Раздел 1. Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Раздел 2. Связь времён в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Раздел 3. Декор – человек, общество, время
Зачем людям украшения.
6

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда говорит о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство.
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (витраж)
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)

3. Тематическое планирование 5 класс
№
п/п

Название темы урока

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной
красоты
1. 2Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический
. характер). Древние образы в народном творчестве.
2. 3Русская изба: единство конструкции и декора.
.
3. 4Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник
. архитектуры.
4. 5Орнамент как основа декоративного украшения.
.
5. 6Праздничный народный костюм – целостный художественный образ.
.
6. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
(начало)
7. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
(конец)
8. 8Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов
. других народов России.
9. 9Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская
. игрушка). Связь времен в народном искусстве.
10. 1Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов.
11. 1Искусство Гжели
12. 1Городецкая роспись
13. 1Хохлома
14. 1Жостово
15. 1Роспись по металлу
16. 1Щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
17. Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в
изобразительном искусстве.
18. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
19. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ.
Стилевое единство.
20. Линия, пятно.
21. Ритм.

Количес
тво
часов
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
1
1
1
1
1
7

22. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение
объема на плоскости. Натюрморт в графике.
23. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.
24. Освещение. Свет и тень.
25. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт.
26. Цвет в натюрморте. (начало)
27. Цвет в натюрморте. (конец)
28. Пейзаж. Правила построения перспективы.
29. Воздушная перспектива.
30. Пейзаж настроения.
31. Природа и художник.
32. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей).
33. Пейзаж в графике.
34. Работа на пленэре.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».