Адаптированная рабочая программа РУССКИЙ ЯЗЫК 5 класс

 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от
целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного
языка и речевого этикета (с опорой на собственный опыт и полученные знания);
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с опорой на алгоритм с точки зрения его темы, цели, основной
мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и функциональной разновидности языка;


использовать знание алфавита при поиске информации;



различать значимые и незначимые единицы языка;



проводить фонетический и орфоэпический анализ слова по алгоритму;

 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;


членить слова на слоги и правильно их переносить;

 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами наиболее частотными;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы по алгоритму на основе
смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный
состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;


проводить морфемный и словообразовательный анализ слов по алгоритму;



проводить лексический анализ слова по алгоритму;

 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов с опорой
на образец (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи
и междометия;


проводить морфологический анализ слова по алгоритму;

 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
 анализировать по алгоритму различные виды словосочетаний и предложений с
точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;


находить грамматическую основу предложения;



распознавать главные и второстепенные члены предложения;



опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;



проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения по алгоритму;



соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

 опираться
на
фонетический,
морфемный,
морфологический анализ в практике правописания;

словообразовательный

и

2

 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении;
 использовать орфографические словари.
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
 использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения, при необходимости в
специально смоделированных;
 использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;


соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

 оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения
соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности использованных языковых средств, при необходимости с
помощью учителя.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
 различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации);
 передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной
задачей в устной форме;
 понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,
основную мысль, логику изложения (с опорой на алгоритм) учебно-научного,
публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в
них основную и дополнительную информацию, комментировать ее в устной форме;
 передавать содержание учебно-научного, публицистического, официальноделового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения
(подробного, выборочного, сжатого).
Чтение
Выпускник научится:
 понимать содержание прочитанных
учебно-научных, публицистических
(информационных
и
аналитических,
художественно-публицистического
жанров),
художественных текстов и воспроизводить их в устной форме (при необходимости с опорой
на план) в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения
(подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
 использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового
способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (при
необходимости с помощью учителя);
 передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
3

 использовать приемы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать
отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей (при необходимости с помощью учителя).
Говорение
Выпускник научится:
 создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе
оценочного характера) на актуальные бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические,
а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной
коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение,
небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история,
участие в беседе, споре);
 обсуждать и формулировать цели, план совместной групповой учебной
деятельности, распределение частей работы;
 извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал
на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом заданных условий общения
(при необходимости с помощью учителя);
 соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Письмо
Выпускник научится:
 создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на бытовые и
учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка,
доверенность, заявление);
 излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато,
выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
 соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Текст
Выпускник научится:
 анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с
точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к
тексту как речевому произведению (при необходимости с помощью учителя);
 осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в
виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

4

 создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей,
жанров с учетом требований к построению связного текста (при необходимости с помощью
учителя/ предложенного алгоритма).
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
 иметь представление о различиях текстов разговорного характера, научных,
публицистических,
официально-деловых,
текстов
художественной
литературы
(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления
лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
 различать и анализировать (при необходимости с помощью учителя/ предложенного
алгоритма) тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического,
официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры
научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля;
расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа,
спор как жанры разговорной речи);
 создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи
(отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как
жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официальноделового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного
характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые
типы речи);
 оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой
правильности (при необходимости с помощью учителя/ предложенного алгоритма);


исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

 выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными
сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:


иметь представление об основных социальных функциях русского языка в России и
мире, месте русского языка среди славянских языков, роли старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка;
 определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием,
профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия (при
необходимости с помощью учителя);
 оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
 проводить фонетический анализ слова (при необходимости с опорой на алгоритм);

языка;

соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного
5

 извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников;
использовать ее в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
 делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического
словообразовательного анализа слова (при необходимости с опорой на алгоритм);
 различать изученные способы словообразования;

и

 анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и
словообразовательные цепочки слов;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике
правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
 проводить лексический анализ слова (при необходимости с опорой на алгоритм),
характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или
многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к
активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую
окраску слова;


группировать слова по тематическим группам;



подбирать к словам синонимы, антонимы;



опознавать фразеологические обороты (наиболее частотные);



соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

 использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного
повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
 опознавать основные виды тропов (при необходимости с опорой на образец),
построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
 пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарем,
словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем и др.) и использовать
полученную информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
 опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные
части речи;
 анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
 употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами
современного русского литературного языка;
 применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных
видах анализа;
 иметь представление о явлениях грамматической омонимии, существенных для
решения орфографических и пунктуационных задач.
Синтаксис
6

Выпускник научится:


опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их

виды;
 анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
 употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного
русского литературного языка;
 использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в
собственной речевой практике;
 применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных
видах анализа.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
 соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объеме
содержания курса);
 объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с
помощью графических символов);
 обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
 извлекать необходимую информацию
справочников; использовать ее в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:

из

орфографических

словарей

и

 выявлять (при необходимости с помощью учителя) единицы языка с национальнокультурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в
художественной литературе и исторических текстах;
 приводить примеры (при необходимости с опорой на образец), которые доказывают,
что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
 уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Русский
язык», распределенные по годам обучения
Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых результатов от
года к году (результаты очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих
лет).
Предметные результаты по итогам ПЕРВОГО ГОДА изучения учебного предмета
«Русский язык» должны отражать сформированность умений:
 иметь представление о богатстве и выразительности русского языка, о важности
соблюдения в устной речи и на письме норм современного русского литературного языка;
 ориентироваться на базовом уровне в понятиях «язык» и «речь», виды речи и формы речи:
монолог (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), диалог;
7

 ориентироваться на базовом уровне в основных признаках текста, условиях членения
текста на абзацы;
 использовать абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части
при помощи учителя;
 ориентироваться на базовом уровне в средствах связи предложений и частей текста
(формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор
слова); использовать их при создании собственного текста (устного и письменного) после
проведенной словарной работы;
 владеть различными видами аудирования: выборочным, детальным – научно-учебных и
художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
 владеть изучающим видом чтения;
 понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных
текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 120 слов:
устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы
по опорным словам по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато
передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного
изложения объем исходного текста не менее 90 слов; для сжатого изложения – не менее
100 слов);
 анализировать текст по алгоритму/ перечню опорных вопросов с точки зрения его
соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи
предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его
принадлежности к функционально-смысловому типу речи (повествование);
 владеть навыками информационной переработки прослушанного и прочитанного текста:
составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения
содержания текста в устной и письменной форме;
 устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 90 слов;
 создавать устные монологические высказывания объемом не менее 40 слов на основе
жизненных наблюдений, чтения доступной учебно-популярной, учебной и
художественной литературы (монолог-описание; монолог-повествование);
 участвовать в диалоге на темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 2
реплик;
 представлять сообщение на заданную тему по плану/ перечню вопросов/ опорные слова;
 создавать тексты функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой на
жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину (в том числе сочиненияминиатюры объемом 3 и более предложений или объемом не менее 1–2 предложений
сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль);
классного сочинения объемом не менее 0,5 страницы);
 восстанавливать деформированный текст после предварительного анализа;
 соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета; уметь употреблять имена
существительные, имена прилагательные, глаголы в речевых формулах приветствия,
прощания, просьбы, благодарности;
8

 иметь представление о звуке как единице языка, понимать смыслоразличительную роль
звука; объяснять соотношение звуков и букв, характеризовать систему звуков, в том числе
гласных и согласных звуков, делить слова на слоги;
 различать способы обозначения [й'], мягкости согласных, использование прописных и
строчных букв;
 распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их
звукового состава; проводить фонетический анализ слов; использовать знания по
фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов;
 иметь представление об орфографии как системе правил написания слов, различать
буквенные и небуквенные орфограммы;
 применять знание о правописании разделительных ъ и ь; ы – и после ц;
 распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова по
алгоритму; применять знания по орфографии в практике правописания;
 иметь представление об основных способах толкования лексического значения слова
(использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и
антонимов; определение значения слова по контексту);
 иметь представление об однозначных и многозначных словах, различать прямое и
переносное значение слова при необходимости с опорой на картинный материал,
распознавать синонимы, антонимы, омонимы;
 проводить лексический анализ слова по алгоритму;
 применять знания по лексике при выполнении различных видов языкового анализа и в
речевой практике;
 использовать разные виды лексических словарей при помощи учителя и понимать их роль
в овладении словарным богатством родного языка;
 иметь представление о морфеме как минимальной значимой единице языка;
 проводить морфемный анализ слова по алгоритму; применять знания по морфемике при
выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания,
неизменяемых на письме приставок и приставок на з (с); ы – и после приставок; корней с
безударными проверяемыми, непроверяемыми (в рамках изученного), чередующимися
гласными; корней с проверяемыми, непроверяемыми (в рамках изученного),
непроизносимыми согласными; е-о после шипящих в корне слова;
 иметь представление о грамматическом значении слова, части речи как лексикограмматическом разряде слов, системе частей речи в русском языке (распознавать имена
существительные, имена прилагательные, глаголы);
 иметь представление об общем грамматическом значении, морфологических признаках и
синтаксических функциях имени существительного, иметь представление о лексикограмматических разрядах имен существительных; различать с опорой на образец типы
склонения имен существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена
существительные;
 соблюдать нормы словоизменения, произношения имен существительных, постановки в
них ударения (в рамках изученного), правописания имен существительных (безударных
9

окончаний, о – е (е) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, суффиксов –чик - (щик-); -ек- – -ик, корней с чередованием о//а: -лаг- – -лож-; -раст- – -ращ- – -рос-; -гор- – гар-, -зор- –-зар-; употребления/неупотребления ь на конце имен существительных после
шипящих; слитное и раздельное написание не с именами существительными,
правописание собственных имен существительных);
 иметь представление об общем грамматическом значении, морфологических признаках и
синтаксической функции имени прилагательного; различать полную и краткую форму
имен прилагательных; соблюдать нормы словоизменения имен прилагательных,
произношения, постановки в них ударения (в рамках изученного), правописания имен
прилагательных (безударных окончаний, о – е после шипящих и ц в суффиксах и
окончаниях, кратких форм имен прилагательных с основой на шипящие; слитное и
раздельное написание не с именами прилагательными);
 иметь представление об общем грамматическом значении, морфологических признаках и
синтаксической функции глагола; различать глаголы совершенного и несовершенного
вида, возвратные и невозвратные, переходные и непереходные; называть грамматические
свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола, выделять его основу; выделять
основу настоящего (будущего простого времени) глагола; определять спряжение глагола,
распознавать разноспрягаемые глаголы, уметь спрягать глаголы; соблюдать нормы
словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках
изученного), правописания глаголов (корней с чередованием е//и, использования ь как
показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного
числа, в формах повелительного наклонения глагола; -тся и -ться в глаголах; суффиксов ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах
прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами);
 проводить морфологический анализ имен существительных, имен прилагательных,
глаголов с опорой на алгоритм;
 применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и
в речевой практике;
 распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); выделять
словосочетания, распознавать их виды по характеру главного слова, назвать средства
связи слов в словосочетании; различать виды предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске простые неосложненные предложения; предложения,
осложненные однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения
с прямой речью; характеризовать интонацию предложения; определять главные
(грамматическую основу) и второстепенные члены предложения; различать
распространенные и нераспространенные предложения, простые и сложные; находить
однородные члены предложения и обобщающие слова при них; находить предложения с
обращением, с прямой речью;
 иметь представление о пунктуации как системе правил расстановки знаков препинания,
назначении пунктуации;
 соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и
10

сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, с
обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой
речью; в сложном предложении; оформлять на письме диалог;
 проводить с опорой на алгоритм синтаксический анализ словосочетания и простого
предложения; проводить с опорой на алгоритм пунктуационный анализ простого
осложненного и сложного предложений;
 применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов
языкового анализа и в речевой практике;
 соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка (в том числе во
время списывания текста объемом 80-90 слов; словарного диктанта объемом 10-15 слов;
диктанта на основе связного текста объемом 80-90 слов, содержащего не более 12
орфограмм и 2−3 пунктограмм и не более 5 слов с непроверяемыми написаниями).

2. Содержание учебного предмета «Русский язык»
Язык - важнейшее средство общения
Повторение пройденного в 1 - 4 классах
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и
непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих.
Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род,
падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на
конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях
прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени);
правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2
спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться;
раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со
словами.
II.
Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели
высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и
невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце
предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
11

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение,
определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами).
Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными
союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с
союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после
обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного
предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом
простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы,
потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II.
Умение интонационно правильно произносить
повествовательные,
вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с
обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и
согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие
согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие
согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит.
Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для
обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках
требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе
орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в
зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое
значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
12

III. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими
школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части.
Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
I.
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть
слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в
самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс,
приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты
морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е, и
после шипящих в корне. Буквы ы, и после ц.
II.
Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение
пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные и служебные
части речи
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного
в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные
собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц
и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет,
журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений;
выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен
существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного
числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях
существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных
окончаниях имен существительных.
II.
Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с
существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия,
яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и
родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения
мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
13

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в
предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях
прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких
прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и
числам.
II.
Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден,
трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного
выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III.
Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические
разновидности этого жанра.
Глагол
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная
форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься).
Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в
безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е, и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-,
-мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых
допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим,
выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение
употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания,
перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения
неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ
о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

3. Тематическое планирование 5 класс
№ урока

Тема урока

Количество
часов

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык –
1

национальный язык русского народа, государственный язык
Российской Федерации и язык межнационального общения. Язык

1

— важнейшее средство общения.

14

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Язык и речь. Язык и
его единицы.
Повторение изученного в начальной школе. Состав слова.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание согласных в корне слова.
Правописание согласных в корне слова.
Орфограмма. Буквы И, У, А после шипящих.
Разделительные Ъ и Ь, их правописание.
Отличие предлога от приставки.
Части речи. Традиционная классификация частей речи.
Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности. Структура текста.
Р.Р. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей
(научного, публицистического, официально-делового), языка
художественной литературы.
Р.Р. Текст. Обучающее изложение.
Анализ изложений. Работа над ошибками.
Глагол. Личные окончания глаголов.
Глагол. -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах. НЕ с глаголами.
Р.Р. Тема текста. Идея текста. Проблема текста.
Имя существительное.
Имя существительное. Буквы Е-И в окончаниях существительных. Ь
после шипящих на конце существительных.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное. Правописание окончаний прилагательных.
Местоимение.
Р.Р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию по картине А.
Пластова «Летом».
Р.Р. Написание сочинения по картине А.А. Пластова «Летом».
Повторение по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах».
Проверочная работа по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах».
Анализ тестов и сочинений. Работа над ошибками. Повторение
пройденного.
Синтаксис как раздел грамматики.
Пунктуация как раздел науки о языке. Знаки препинания и их функции.
Знак препинания конца предложения.
Словосочетание. Строение словосочетаний. Способы выражения
грамматической связи в словосочетании.
Словосочетание. Разбор словосочетаний.
Р.Р. Подготовка к изложению-повествованию «Отважный пингвиненок».
Р.Р. Написание изложения-повествования «Отважный пингвиненок».
Предложение. Грамматическая основа предложения.
Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Члены предложения. Главные члены предложения и способы их
выражения. Подлежащее. Сказуемое.
Р.Р. Текст. Обучающее изложение «Старый пень».
Тире между подлежащим и сказуемым.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные
члены предложения и способы их выражения.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81

Дополнение.
Определение.
Обстоятельство.
Р.Р. Текст. Описание (устное) картины О. Поповича «Письмо дедушке».
Предложения с однородными членами предложения.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Предложения с обращениями.
Синтаксический и пунктуационный анализы простого предложения.
Простые и сложные предложения.
Знаки препинания в сложном предложении.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Прямая речь.
Прямая и косвенная речь.
Диалог.
Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».
Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».
Анализ контрольного диктанта по теме «Синтаксис. Пунктуация.
Культура речи» Повторение пройденного.
Фонетика - наука о языке. Слог. Соотношение звука и буквы.
Звуки речи. Система гласных звуков.
Звуки речи. Система согласных звуков.
Согласные твердые и мягкие. Обозначение на письме твердости и
мягкости согласных.
Согласные звонкие и глухие.
Р.Р. Текст. Описание предмета.
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Фонетическая транскрипция.
Закрепление темы «Обозначение мягкости согласного с помощью Ь».
Двойная роль букв Я, Ю, Е, Ё.
Р.Р. Подготовка к контрольному сочинению-описанию по картине Ф.П.
Решетникова «Опять двойка».
Р.Р. Написание контрольного сочинения-описания по картине Ф.П.
Решетникова «Опять двойка».
Анализ сочинений. Работа над ошибками.
Фонетический анализ слова.
Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография.
Культура речи».
Диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография.
Культура речи»».
Анализ диктанта по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография.
Культура речи». Повторение пройденного.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Лексическое и грамматическое значение слова.

1
1
1

Словари.
Однозначные и многозначные слова.
Р.Р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию по картине И.Э.
Грабаря «Февральская лазурь».
Р.Р. Написание сочинения-описания по картине И.Э. Грабаря
«Февральская лазурь».
Прямое и переносное значения слова.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
16

82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122

Омонимы.
Синонимы.
Р.Р. Изложение-описание «Первый снег».
Антонимы.
Повторение по теме «Лексика. Культура речи».
Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи».
Морфема как минимальная единица языка.
Изменение и образование слов.
Окончание.
Основа слова.
Корень слова.
Суффикс - значимая часть слова.
Суффикс - значимая часть слова.
Приставка.
Морфемные словари русского языка.
Чередование гласных и согласных звуков в морфемах.
Беглые гласные.
Варианты морфем.
Морфемный анализ слова.
Р.Р. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению «Книга - наш
лучший друг».
Р.Р. Написание контрольного сочинения-рассуждения «Книга - наш
лучший друг».
Правописание гласных и согласных в приставках.
Буквы З и С на конце приставок.
Буквы З и С на конце приставок.
Буквы О-А в корнях ЛАГ/ЛОЖ.
Буквы О-А в корнях РАСТ/РОС.
Буквы О-Ё после шипящих в корне.
Р.Р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию по картине П.П.
Кончаловского «Сирень в корзине».
Р.Р. Написание сочинения-описания по картине П.П. Кончаловского
«Сирень в корзине».
Буквы Ы и И после Ц.
Повторение по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура
речи».
Анализ контрольного диктанта по теме «Морфемика. Орфография.
Культура речи». Повторение пройденного.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное как самостоятельная часть речи.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные собственные и нарицательные.
Р.Р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию по картине Г.И.
Нисского «Февраль. Подмосковье».
Р.Р. Написание сочинения-описания по картине Г.И. Нисского «Февраль.
Подмосковье».
Морфологический анализ имени существительного.
Род имен существительных.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17

123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165

Имена существительные, которые имеют форму только от
множественного числа.
Имена существительные, которые имеют форму только единственного
числа.
Три склонения имен существительных.
Падеж имен существительных.
-Е, -И в окончаниях существительных.
Существительные на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ.
Р.Р. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению «Слово делом крепи!»
Р.Р. Написание контрольного сочинения-рассуждения «Слово - делом
крепи!»
Правописание О-Ё после шипящих и в ц в окончаниях существительных.
Правописание О-Ё после шипящих и в ц в окончаниях существительных.
Повторение по теме «Имя существительное».
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
Анализ диктанта. Работа над ошибками.
Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных
окончаниях имён прилагательных.
Буквы О-Ё после шипящих в окончаниях прилагательных.
Прилагательные полные и краткие.
Р.Р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию животного на
основе личных впечатлений.
Р.Р. Написание сочинения-описания животного на основе личных
впечатлений.
Морфологический анализ имени прилагательного.
Повторение по теме «Имя прилагательное».
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное».
Глагол как самостоятельная часть речи.
НЕ с глаголами.
Р.Р. Рассказ.
Неопределённая форма глагола.
Правописание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах.
Виды глагола.
Буквы Е-И в корнях с чередованием.
Прошедшее время глагола.
Настоящее время глагола.
Будущее время глагола.
Повторение по теме «Глагол».
Контрольная работа по теме «Глагол».
Спряжение глагола.
Спряжение глагола.
Морфологический анализ глагола.
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа.
Повторение по теме «Глагол».
Контрольный диктант по теме «Глагол».
Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол».
Разделы науки о языке.
Повторение. Фонетика и орфография.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18

166
167
168
169
170

Повторение. Морфемика.
Повторение. Морфология.
Повторение. Синтаксис и пунктуация.
Контрольный годовой диктант.
Работа над ошибками. Подведение итогов.

1
1
1
1
1

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».