2023 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ФУТБОЛ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 85
(МАОУ СОШ № 85)
620149, Российская Федерация, г. Екатеринбург,
ул. Серафимы Дерябиной, 49а Тел./факс 240-50-24
ПРИНЯТО
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 85
Протокол № 1
от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

МАОУCOUOT

густа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ФУТБОЛ»

Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:
Тимерханов Эмиль Ракипович,
учитель физической культуры,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2023 год

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной
школы, в соответствии действующими нормативными документами,
Уставом МАОУ СОШ № 85.
Направленность. Физкультурно-спортивная.
Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа предназначена для углубленного изучения
раздела «Футбол» образовательной программы основного общего образования.
Целесообразность программы заключается в том, что занятия позволят
обучающимся овладеть во внеурочное время необходимыми игровыми
навыками и тактическими приёмами игры. Реализация программы восполняет
недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой
учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно
воздействует на все системы детского организма.
Футбол - спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом
действий своего партнера. Каждая команда состоит из 5 игроков, которые
действуют в своих зонах. Для игры характерны разнообразные чередования
движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и
продолжительности деятельности каждого игрока.
Условия игровой деятельности обучат занимающихся: подчинять свои
действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с
максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать
трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры,
мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные
решения.
В учебном процессе футбол используется как важное средство общей
физической подготовки обучающихся. Широкое применение футбола в системе
физического воспитания объясняется несколькими причинами: доступностью
игры для любого возраста; простотой правил игры, высоким зрелищным
эффектом игрового состязания; возможностью использования футбола для
всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания

моральных и волевых качеств и в тоже время его использования как полезного
и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи.
Эти особенности способствуют воспитанию у обучающихся: чувства
коллективизма;
настойчивости,
решительности,
целеустремлённости;
внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями;
совершенствованию основных физических качеств.
На практических занятиях обучающиеся овладевают: техникой и тактикой
игры, методикой судейства игр; техникой основных приёмов нападения и
защиты; навыками деятельности игрока совместно с партнёрами на основе
взаимопонимания и согласования; навыками организации и проведения
самостоятельных занятий по футболу, что в целом содействует общему
физическому развитию.
Отличительной особенностью программы является упор на
изучение новейших тактических действий и приёмов, что позволяет
достигнуть более высокого результата в игре. Также особенность можно
считать личностно-деятельный подход и здоровьесбережение в процессе
обучения игре. Занятия футболом улучшают работу сердечно – сосудистой
и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают
подвижность суставов. В программе предусмотрено уделить большее
количество учебных часов на разучивание и совершенствование
тактических приемов, что позволит обучающимся идти в ногу со временем
и повысить уровень соревновательной деятельности в футболе. Занятия по
ней позволяют объединять мальчиков и девочек в одну группу.
Использование ИКТ помогает более точно отслеживать текущую
успеваемость и проводить отбор для перехода на следующий этап обучения.
Применение метода психорегуляции в тренировках и на соревнованиях
сориентирует обучающихся на достижение наивысших результатов в
освоении игры и стремлению к победам.
Адресат. Программа рассчитана на подростков 11-17 лет. У детей в этом
возрасте проявляется четкая потребность к самопознанию, ставятся задачи
саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется
профессиональное и личностное самоопределение. Ведущая деятельность –
учебно-профессиональная, в процессе которой формируются мировоззрение,
профессиональные интересы и идеалы. Этот период отличается желанием

демонстрировать свои способности. Появляется потребность в значимом
взрослом.
Набор детей проводится по желанию. В группе от 12 до 15 человек. Для
зачисления в объединение дополнительного образования необходимо заявление
от родителей (законных представителей) и медицинская справка об отсутствии
противопоказаний для занятия спортом.
Режим занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1,5 часа
(всего 4,5 часа в неделю).
Объём общеразвивающей программы. 162 учебных часа.
Срок освоения программы. 1 учебный год.
Уровневость. Стартовый уровень – использование и реализация
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Формы обучения.
Занятия в рамках программы проводятся в форме тренировок, лекций,
экскурсий, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч,
сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования,
самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий.
Виды занятий.
 Тренировки по общей и специальной физической подготовке (занятия
на воздухе, игры, эстафеты);
 Теоретические занятия в форме бесед, дискуссий, тестов.
 Соревновательные игры и эстафет.
 Посещение игр и соревнований профессиональных команд.

Участие в соревнованиях различного уровня.
Основной показатель работы – выполнение программных требований по
уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных
показателях физического развития, физической, технической, тактической,
теоретической подготовленности. В целях лучшей реализации учебной
программы необходимо соединить учебно-тренировочные занятия в секции с
выполнением ежедневных самостоятельных заданий по плану, разработанному

педагогом совместно с каждым обучающимся. С первого года обучения особое
время уделяется общей физической и специальной физической подготовке. На
протяжении года удельный вес физической и специальной подготовки меняется.
В последующие годы обучения на фоне уменьшения объема общей физической
подготовки увеличивается объем тактической подготовки. На занятиях
обучающиеся должны приобрести навыки судейства игры и навыки
инструктора. С этой целью необходимо на каждом занятии назначать
помощников и давать им возможность проводить упражнения по обучению и
совершенствованию техники и тактики игры. Задачи этой учебной практики –
научить строевым командам, методике проведения упражнений и отдельных
частей занятий. Судейство учебно-тренировочных игр должны проводить сами
обучающиеся.
Необходимо
научить
занимающихся
организовывать
соревнования в группе, оздоровительном лагере, классе. Каждый член
объединения дополнительного образования должен уметь вести технический
протокол игры, подготавливать заявку, составлять таблицу.
Формы подведения результатов.
Опрос обучающихся по пройденному материалу. Наблюдение за
обучающимися во время тренировочных игр и соревнований. Мониторинг
результатов. Тестирование общефизической, специальной физической,
технической, тактической и психологической подготовок. Тестирование по
теоретическому материалу. Контроль соблюдения техники безопасности.
Привлечение обучающихся к судейству соревнований школьного уровня.
Контрольные игры с заданиями. Выполнение отдельных упражнений с
заданиями. Контроль выполнения установок во время тренировок. Встреча с
обучающимися во внеурочное время.
Раздел

Виды занятий

Общефизическая Объяснение,
практическое
подготовка.
занятие

Формы обучения Формы подведения
(методы обучения) результатов
Словесный метод,
метод показа.
Групповой, поточный,
повторный,
попеременный,
игровой,
дифференцированный
методы.

Контрольные тесты и
упражнения.
Мониторинг. Сдача
контрольных
нормативов.

Специальная
физическая
подготовка.

Техническая
подготовка.

Тактическая
подготовка.

Правила игры.
Теоретическая
подготовка.

Объяснение,
практическое
занятие

Словесный метод,
метод показа.
Фронтальный,
круговой, повторный,
попеременный,
дифференцированный,
игровой методы.
Объяснение,
Повторный,
демонстрация
дифференцированный,
технического
игровой,
действия,
соревновательный
практическое
методы.
занятие, показ
Идеомоторный
видео материала,
метод. Метод
посещение
расчленённого
соревнований.
разучивания. Метод
целостного
упражнения. Метод
подводящих
упражнений.
Лекция, беседа,
Групповой,
тренировка показ повторный,
видео материала,
игровой,
экскурсии, участие соревновательный,
в соревнованиях.
просмотр видео
материала. Посещение
и последующее
обсуждение
соревнований.
Лекция, беседа,
Рассказ, просмотр
посещение
аудио- и
соревнований.
видеоматериала.
Наблюдение за
соревнованиями.

Контрольные тесты и
упражнения.
Мониторинг.

Контрольные тесты и
упражнения,
мониторинг,
соревнования,
товарищеские встречи,
зачёты.

Контрольные тесты,
игры с заданиями,
результаты участия в
соревнованиях.

Опрос учеников,
тестирование.

Соревнования.
Контроль
умений и
навыков.

Соревнования
(школьные,
районные),
Товарищеские
встречи.
Тестирование.
Мониторинг.
Сдача
контрольных
нормативов по
ОФП. Судейство и
организация
соревнований.

1.2.

Индивидуальный.
Контрольная работа.
Участие в
соревнованиях и
товарищеских
встречах. Метод
опроса.

Обсуждение
результатов
соревнований.
Обработка тестов.
Обработка
контрольных
результатов.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:
Формирование у обучающихся устойчивых потребностей к
регулярным занятиям физической культурой и спортом, обучение игре в
футбол.
Задачи:
Обучающие:
- обучить техническим приёмам и правилам игры;
- обучить тактическим действиям;
- обучить приёмам и методам контроля за физической нагрузкой при
самостоятельных занятиях;
- обучить технике стоек и перемещений, передачам мяча, приему
мяча, подачам, атакующему удару, точности удара;
- формировать навык в организации и проведении учебнотренировочных занятий и соревнований;
- обучать навыкам регулирования психического состояния;
- обучать организаторским навыкам и умениям действовать в
коллективе.
Развивающие:
- развивать специальные физические способности, необходимые для
совершенствования игрового навыка;
- укреплять опорно-двигательный аппарат;
- развивать быстроту, гибкость, ловкость;

- повышать уровень общей физической подготовленности;
- повышать техническую и тактическую подготовленность в данном
виде спорта;
- совершенствовать навыки и умения игры;
- развивать физические качества, укреплять здоровье, расширять
функциональные возможности организма;
- повышать уровень технической и тактической подготовки в данном
виде спорта;
- устойчиво овладевать умениями и навыками игры;
- развивать у учащихся потребность в продолжении занятиями
спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, а также после
окончания школы;
- укреплять здоровье обучающихся, повышать функциональное
состояние всех систем организма.
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности,
взаимопомощи;
- формировать потребность к ведению здорового образа жизни.
1.3.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план

№
п\п
1.
2.
2.1.
2.2.

Наименование
разделов, тем
Введение
Общефизическая
подготовка
Общеразвивающие
упражнения
Спортивные и
подвижные игры

Всего
Из них
часов теория практика
1
19

1
2
1
1

17
7
10

Формы
аттестации/
контроля
Беседа, опрос
Наблюдение,
тестирование,
беседа

3.
Специальная
3.1. физическая
подготовка
3.2. Упражнения,
направленные на
3.3. развитие силы
Упражнения,
3.4. направленные на
развитие быстроты
сокращения мышц
3.5.
Упражнения,
направленные на
развитие прыгучести
Упражнения,
направленные на
развитие специальной
ловкости
Упражнения,
направленные на
развитие выносливости
(скоростной,
прыжковой, игровой)
Техническая
4.
4.1. подготовка
4.2. Техника игры в футбол
4.3. Тактика игры в футбол
Выполнение
контрольных
упражнений по
физической подготовке
и технике игры
Тактическая
5.
5.1. подготовка
5.2. Тактика приемов
Тактика передач

Наблюдение,
тестирование,
беседа

5
1

27
6

1

5

1

5

1

5

1

6

35

5
1
3
1

30
10
10
10

Наблюдение,
тестирование,
беседа

8

2
1
1

6
3
3

Наблюдение

32

6.

Правила игры.
Теоретическая
подготовка

10

7.

Соревнования.
Контроль умений и
навыков. Аттестация

3

Итого занятий
по 1,5 часа
Итого часов

3

7

Наблюдение,
опрос

3

Тестирование,
контроль

108

18

90

162

27

135

Содержание учебного (тематического) плана
1. Введение: История возникновения и развития футбола. Современное
состояние футбола. Правила безопасности при занятиях футболом.
2. Общая физическая подготовка.
Теория: Значение ОФП в подготовке футболистов.
Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие
всех физических качеств. Упражнения на снарядах, тренажерах, волейбол,
баскетбол.
3. Специальная физическая подготовка.
Теория: Значение СФП в подготовке футболистов.
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие
силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении
технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости,
выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты
перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры.
4. Техническая подготовка.
Теория: Значение технической подготовки в футболе. Приёмы и передачи
мяча. Нападающие удары. Выполнение контрольных упражнений по
физической подготовке и технике игры. Техника игры в футбол.
Практика: Стойки. Приёмы и передачи мяча. Прямые нападающие удары.
Защитные действия.
5. Тактическая подготовка.
Теория: Значение тактической подготовки в футболе. Тактика игры в
футбол. Тактика приёмов и передач.
Практика: Тактика нападения. Тактика передач. Тактика приёмов мяча.
6. Правила игры. Теоретическая подготовка.

Теория: Правила игры в футбол.
7. Соревнования.
Практика: Соревнования. Контроль умений и навыков.
1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Метапредметные:
• умение организовывать и планировать свою деятельность;
• умение
конструктивно и
бесконфликтно сотрудничать со
сверстниками и взрослыми;
• проявление лидерских качеств и умения работать в команде, нести
ответственность за свой выбор и действие команды;
• готовность участвовать в спортивных состязаниях своей возрастной
группы.
Личностные:
- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности
спортивной деятельности;
- формирование основ здорового образа жизни;
- формирование активной жизненной позиции, умения ставить достижимые цели
и идти к ним
- стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, физическому и
духовному;
- мобилизация знаний и практического опыта для решения поставленных задач.
Предметные:
В результате освоения программы дополнительного образования
обучающиеся должны знать:
- историю развития футбола и воздействие этого вида спорта на организм
человека;
- значение здорового образа жизни;
- правила техники безопасности при занятиях данным виде спорта;
- правила игры;
- терминологию игры и жесты судьи;
- технику изученных приёмов и тактику, индивидуальных и коллективных
действий;
- методику регулирования психического состояния.
Уметь:

- технически правильно осуществлять
двигательные
действия,
применяющиеся в футболе, использовать их в условиях соревновательной
деятельности и организации собственного досуга;
- применять в игре изученные тактические действия и приёмы;
- соблюдать правила игры;
- регулировать психическое состояние во время тренировок
соревнований;
- достигать оптимального боевого состояния;
- организовывать и судить соревнования;
- осуществлять соревновательную деятельность.

и

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Для проведения занятий по футболу
имеется большой спортивный зал, малый спортивный зал, футбольная
площадка, а также следующее оборудование и инвентарь:
1. Гимнастическая стенка - 10
2. Гимнастические скамейки - 6
3. Гимнастические маты - 10
4. Скакалки - 15
5. Мячи набивные – 8
6. Мячи футбольные – 10
7. Гантели различной массы - 15
8. Мячи волейбольные – 8
9. Маты гимнастические – 6
10. Компьютер с выходом в Интернет
Информационное обеспечение.
http://amfr.ru. - Ассоциация мини-футбола России;
http://uroramf.ru - Уральское отделение ассоциации мини-футбола России;
http://sport-express.ru/futsal/ - Информационно-аналитический портал о футболе;
http://yaca.yandex.ru. - Яндекс. Каталог: футбол (Справочно-информационный
портал);
http:// footballtrainer.ru/books/football1999 - Футбольный тренер; методическая

литература;
http:// nsportal.ru/ - Социальная сеть работников образования;
http://www.nsdushor.yam.sportsng.ru - сайт МБУ ДО «СДЮСШОР».
Кадровое обеспечение
Крушинских Сергей Александрович
Место работы: МАОУ СОШ № 85
Адрес: 620149, г. Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной, 49а
Образование: высшее, Свердловский ордена «Знак Почёта» государственный педагогический институт по специальности «Физическая
культура»
Должность: учитель физической культуры, педагог дополнительного
образования.
Квалификационная категория: учитель (высшая), педагог дополнительного
образования (первая).
Тимерханов Эмиль Ракипович
Место работы: МАОУ СОШ № 85
Адрес: 620149, г. Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной, 49а
Образование: среднее специальное, ГБПОУ Свердловской области
«Красноуфимский
педагогический
колледж»
по
специальности
«Физическая культура»
Должность: учитель физической культуры, педагог дополнительного
образования
Методические материалы
 презентации (составленные педагогом и взятые из открытых Интернетисточников)
 обучающие демонстрационные плакаты
2.2.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Контрольные тесты и упражнения.
Мониторинг.
Сдача контрольных нормативов.

Тестовый контроль
Общефизическая и специальная физическая подготовка (11-12 лет)
Тест
Мальчики
Девочки
№
п/п
1 Бег 30 м, с
6,1 - 5,5
6,3 – 5,7
2 Челночный бег 3х10 м, с
9,3 – 8,8
9,7 – 9,3
3 Прыжки в длину с места, см
160 - 180
150 - 175
4 6-минутный бег, м
1000-1100
850-1000
5 Наклон вперёд из положения стоя, см
6-8
8 - 10
6 Подтягивание на высокой перекладине из
4-5
10 - 14
виса (мальчики), кол-во раз; на низкой
перекладине из виса лёжа (девочки).
7
8

Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин).
Прыжки в высоту с места, см

100-110
40-45

110-120
35-40

Общефизическая и специальная физическая подготовка (13-14 лет)
Тест
Мальчики
Девочки
№
п/п
1 Бег 30 м, с
5,8 - 5,4
6,2 – 5,5
2 Челночный бег 3х10 м, с
9,0 – 8,6
9,6 – 9,1
3 Прыжки в длину с места, см
165 - 180
155 - 175
4 6-минутный бег, м
1100-1200
900 -1050
5 Наклон вперёд из положения стоя, см
6-8
9 - 11
6 Подтягивание на высокой перекладине из
4-6
11 - 15
виса (мальчики), кол-во раз; на низкой
перекладине из виса лёжа (девочки).
7
8

Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин).
Прыжки в высоту с места, см

110-120
45-50

120-130
40-45

Общефизическая и специальная физическая подготовка (15-16 лет)
№
Тест
Мальчики
Девочки
п/п
1 Бег 30 м, с
5,6 - 5,2
6,0 – 5,3
2 Челночный бег 3х10 м, с
8,8 – 8,4
9,4 – 8,9

3
4
5
6

Прыжки в длину с места, см
6-минутный бег, м
Наклон вперёд из положения стоя, см
Подтягивание на высокой перекладине из
виса (мальчики), кол-во раз; на низкой
перекладине из виса лёжа (девочки).

7
8

Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин).
Прыжки в высоту с места, см

170 - 185
1200-1300
7-9
6-8

120-130
50-55

160 - 180
1000 -1150
10 - 12
12 - 17

130-140
45-50

Общефизическая и специальная физическая подготовка (17 лет)
№
Тест
Мальчики
Девочки
п/п
1 Бег 30 м, с
5,4 - 5,0
5,8 – 5,1
2 Челночный бег 3х10 м, с
8,6 – 8,2
9,2 – 8,7
3 Прыжки в длину с места, см
175 - 190
165 - 185
4 6-минутный бег, м
1300-1400
1100 -1200
5 Наклон вперёд из положения стоя, см
8 - 10
11 - 14
6 Подтягивание на высокой перекладине из
8-10
14 - 18
виса (мальчики), кол-во раз; на низкой
перекладине из виса лёжа (девочки).
7
8

Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин).
Прыжки в высоту с места, см

130-140
55-60

130-140
50-55

Вопросы для определения теоретической подготовленности
обучающихся по правилам соревнований
Площадка и её разметка
Какую форму имеет футбольная площадка?
Какие требования предъявляются к площадке?
Как называются линии, ограничивающие площадку?
Что такое средняя линия?
Ворота
Какие должны быть ворота и каковы её размеры?
Мяч
Каким должен быть мяч для игры?

Кто решает вопрос о пригодности мяча?
Правила и обязанности игроков
Что должны знать участники соревнований?
Имеет ли право игрок обращаться непосредственно к судье во время
соревнований?
В чём заключается основное различие между предупреждением и
персональным замечанием?
Может ли судья сделать персональное замечание игроку, не получившему
до этого предупреждение?
В каких случаях применяется удаление игрока?
Разрешается ли включать в состав команды игрока, не имеющего
разрешения врача о допуске к соревнованиям?
Возраст игроков
На какие возрастные группы делятся участники соревнований?
Костюм игроков
Каким должен быть костюм игрока?
Разрешается ли игрокам выступать без обуви?
Разрешается ли игрокам выступать в головных уборах?
Какие предметы должны быть исключены из костюма игрока?
В какой форме должны выступать команды?
Разрешается ли игрокам выступать в тренировочных костюмах?
Должна ли спортивная форма одной команды отличаться по цвету от
спортивной формы другой команды?
Разрешается ли игроку изменять свой личный номер во время
соревнования? В каком прядке присваиваются номера основным и
запасным игрокам каждой команды?
Какой отличительный знак должен иметь капитан команды?
Состав команды и расстановка игроков
Каково число игроков в команде?
Какие игроки считаются основными и какие запасными?
Разрешается ли изменять состав основных и запасных игроков в следующей
игре?
Разрешается ли допускать к соревнованиям игроков, не занесённых в
протокол до начала соревнований?
Существует ли обязательная расстановка
игроков? Как называются игроки?

Счёт и результат игры
В каких случаях команда проигрывает?
Сколько очков должна набрать команда для выигрыша одной партии?
Из скольких таймов состоит соревнование?
Когда соревнование считается законченным?
Продолжительность игры и выбор сторон
Как возобновляется игра после окончания первого тайма?
Приём и передача мяча
Каким способом можно ударять по мячу?
В каких случаях передача считается не правильной?
Замены игроков
Разрешается ли замена игрока в процессе соревнования?
Когда может быть произведена замена игрока?
Даётся ли команде время на замену игрока? Какое место должен занять
запасной игрок, входящий в игру?
Перерывы
Какие установлены перерывы между таймами?
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимов А.М. Игра футбольного вратаря. – М.: ФиС, 2008.
2. Андреев С.Н. Мини-футбол. – М.: ФиС, 2018.
3. Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных
спортсменов. – М.: ФиС, 2015.
4. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: ФиС, 2018.
5. Гагаева Г.М. Психология футбола. – М.: ФиС, 2019.
6. Гриндлер К. и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. –
М.: ФиС, 2016.
7. Гриндлер К. и др. Физическая подготовка футболистов. – М.: ФиС, 2016.
8. Правила игры в футбол. М.: ФиС (последний выпуск).
9. Рогальский Н., Дегель Э. Футбол для юношей. – М.: ФиС, 2015
10. Чанади А. Футбол. Техника. – М.: ФиС, 2018.
11. Чанади А. Футбол. Стратегия. – М.: ФиС, 2015.
12. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.,
2014.
13. Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Теория и практика футбол» 2008 г.

14. Антипов А., Губов В. «Диагностика и тренировка двигательных
способностей» 2008 г.
15. Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Методика тренировки техники игры
головой» 2006 г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1.

Учеб
ные
недели
1
неделя

2.

3.

4.

2
неделя

Название темы
Содержание тем

Форма занятий

КолФорма/
во
методы
часов
контроля
1
Опрос

Введение в программу ИТБ и ПБ
Гигиена, врачебный контроль и
самоконтроль ОФП
Инструктаж по ТБ. Общий режим дня.
Гигиена сна, питания. Гигиена одежды и
обуви. Гигиенические требования к
инвентарю и спортивной одежде.
Предупреждение травм при занятиях
футболом.

Лекция

СФП
Контрольные испытания
Значение СФП для подготовки
футболистов
Прыжок в длину с места, челночный бег
3*10м., штрафной бросок.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

Наблюдение

Физическая культура и спорт в РФ
ОФП

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

/Наблюдение

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

/Наблюдение

Коллектив физической культуры –
основное звено физкультурного
движения. Организация, задачи и
содержание работы коллективов
физкультуры.
Развитие быстроты, скоростно-силовых
качеств.
Основы техники и тактики игры
СФП
Характеристика основных приемов
техники: перемещения, ловля, передача,
ведение, удар.
Характеристика основных средств СФП
и их значение для достижения высокого
спортивно-технического мастерства.

5.

3
неделя

6.

7.

4
неделя

8.

9.

5
неделя

Тренировки по
общей и
специальной
Перемещения, ведение мяча, передачи на технической
месте.
подготовке,
Развитие выносливости.
соревновательные
игры, эстафеты

2

Наблюдение

Сведения о строении и функциях
организма человека. Влияние
физических упражнений на организм
занимающихся.
СФП
Влияние физических упражнений на
увеличение мышечной массы и
подвижность суставов.
Основные сведения о сердечно сосудистой системе человека и ее
функциях. Дыхание и газообмен.
Значение дыхания для
жизнедеятельности организма.
Основы техники и тактики игры
Основы техники и тактики игры
Перемещения, ведение мяча, передачи
на месте.
Удары по воротам с близкой дистанции

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты,
опрос

1

Групповая/
Тестирование,
наблюдение,
беседа

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

Тестирование,
наблюдение

Экскурсии, посещение соревнований

Экскурсия

1

/Наблюдение

Основы техники и тактики игры
СФП
Передачи с заходом за спину. Удары в
движении.
Игра «Пятнашки с ведением мяча»,
«Десять передач»

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

/Наблюдение

Основы техники и тактики игры
ОФП

10.

11.

6
неделя

12.

13.

14.

7
неделя

Основы техники и тактики игры
Основы техники и тактики игры
Ведение мяча с изменением
направления, скорости и высоты отскока
мяча.
Выбивание и вырывание мяча.
Индивидуальная защита: правило
«треугольника».
Гигиена, врачебный контроль и
самоконтроль ОФП
Контрольные игры и соревнования
Общие гигиенические требования к
занимающимся футболистам с учетом их
специфических особенностей. Режим
дня и питания с учетом занятий спортом.
Предупреждение спортивных травм на
занятиях футболом. Гигиенические
требования к спортивной одежде и
инвентарю.
Игра 1*1.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

Фронтальный
опрос

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

Наблюдение

СФП
Основы техники и тактики игры
Упражнения со скакалкой, гантелями,
гимнастическими скамейками.
Жонглирование мячом.
Передачи в движении. Бросок со
средней дистанции

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

Наблюдение

Основы техники и тактики игры
СФП
Индивидуальная защита: зона отскока.
Жонглирование мячом. Подтягивание.
Выпрыгивание на мяч. Удар головой

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

Наблюдение

Основы техники и тактики игры
Ведение мяча с активным
сопротивлением защитника. Удары со
средней дистанции. Соревнования по
подвижной игре «десять передач».

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

Наблюдение

15.

8
неделя

9
неделя

18.

19.

2

Наблюдение

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

Наблюдение

Основы техники и тактики игры
Основы техники и тактики игры
Игра в «двойках». Удар в движении и со
средней дистанции.
Игра 2*2. Переключение защитников.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

Наблюдение

ОФП
Контрольные игры и соревнования
Развитие выносливости и гибкости.
Товарищеская игра.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

/Наблюдение

Основы техники и тактики игры
СФП
Передачи в «тройках с заходом за
спину». Удары со средней дистанции.
Игра 2*2.
Переключение защитников. Ведение
мяча. Ведение 2 мячами.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

/Наблюдение

Игра в «двойках». Удары по воротам в
движении и со средней дистанции.
Основы техники и тактики игры
СФП
Игра 2*2. Переключение защитников.
Упражнения со скакалкой, гантелями,
гимнастическими скамейками.
Жонглирование мячом.

16.

17.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

Влияние физических упражнений на
организм занимающихся. ОФП
Основы техники и тактики игры
Влияние физических упражнений на
увеличение мышечной массы и
подвижность суставов.

10
неделя

21.

11
неделя

22.

23.

12
неделя

24.

25.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

/Наблюдение

Тренировки по
Основы техники и тактики игры
общей и
СФП
специальной
Передачи в прыжке. Штрафной удар.
технической
Игра 2*2.
подготовке,
Упражнения с мячами на развитие силы
соревновательные
разных групп мышц.
игры, эстафеты

2

Наблюдение

Контрольные игры и соревнования
ОФП
Товарищеские игры.
Развитие гибкости и ловкости.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

/Наблюдение

Основы техники и тактики игры
Основы техники и тактики игры
Передачи в прыжке. Штрафной удар.
Игра 3*3. Переключение защитников.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

/Наблюдение

ОФП
Основы техники и тактики игры
Развитие скоростной выносливости.
Целесообразность применения
отдельных технических приемов в
конкретной игровой обстановке.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

/Наблюдение

Основы техники и тактики игры
ОФП
Тактическое взаимодействие в
«двойках»
(отдал мяч – выйди)
Развитие выносливости, гибкости

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

/Наблюдение

Основы техники и тактики игры
ОФП
Передачи в прыжке. Скоростное
ведение мяча. Штрафной удар.
Развитие силы и ловкости.

20.

13
неделя

26.
27.

14
неделя

28.

29.

15
неделя

30.

31.

32.

16
неделя

Посещение игр профессиональных
команд.
Тренировки по общей и специальной
технической подготовке,
соревновательные игры, эстафеты
аттестация

Экскурсия

Контрольные игры и соревнования
СФП
Ведение мяча с переводом мяча на
другую руку, с изменением направления
движения с обводкой препятствий.
Перехват мяча. Упражнения со
скакалкой, гантелями, гимнастическими
скамейками.
Ведение мяча.
Тренировки по общей и специальной
технической подготовке,
соревновательные игры, эстафеты

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

/Наблюдение

Соревнования,
эстафеты

2

/контрольные
замеры,
наблюдение

ОФП
Контрольные испытания
Развитие быстроты, скоростно-силовых
качеств.
Штрафной удар. Ведение с обводкой
стоек.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

/Наблюдение

ОФП
Основы техники и тактики игры
Развитие выносливости.
Выход на свободное место с целью
атаки противника и получения мяча.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры,
эстафеты
Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

/Наблюдение

1

Наблюдение

Основы техники и тактики игры
ОФП
Выбор свободного места для получения
мяча.
Развитие скоростной выносливости.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

наблюдение
/Наблюдение

2

33.

17
неделя

34.

35.

18
неделя

36.

37.

38.

19
неделя

Основы техники и тактики игры
Гигиена, врачебный контроль и
самоконтроль ОФП
Взаимодействия двух игроков "передай мяч — выходи".
Методы самоконтроля.
Развитие скоростно-силовых качеств.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

Наблюдение,
тестирование

Основы техники и тактики игры
Основы техники и тактики игры
Взаимодействия двух игроков "передай мяч — выходи".
Выбор места по отношению к
нападающему с мячом.
Удары со средней дистанции.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

Наблюдение

ОФП
Основы техники и тактики
игры Развитие силы, быстроты.
Выбор места по отношению к
нападающему с мячом.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

Наблюдение

СФП
Основы техники и тактики игры
Упражнения со скакалкой, гантелями,
гимнастическими скамейками.
Жонглирование мячом.
Взаимодействия двух игроков "передай мяч — выходи".

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

Наблюдение

СФП
Основы техники и тактики игры
Упражнения с мячами и гантелями на
развитие силы разных групп мышц.
Организация командных действий по
принципу выхода на свободное место.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

/Наблюдение

ОФП
Основы техники и тактики игры
Развитие гибкости, силы, быстроты.
Взаимодействия двух игроков подстраховка.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

/Наблюдение

39.

20
неделя

40.

41.

21
неделя

42.

43.

44.

22
неделя

СФП
Экскурсии, посещение соревнований
Развитие специальной быстроты и
ловкости.
Посещение игры УГМК

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

/Наблюдение

ОФП
Основы техники и тактики игры
Развитие скоростной выносливости.
Организация командных действий по
принципу выхода на свободное место.

Соревнования,
эстафеты

1

/Контроль,
наблюдение

СФП
Основы техники и тактики игры
Развитие специальной выносливости
Организация командных действий по
принципу выхода на свободное место.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

/Наблюдение

ОФП
Контрольные игры и соревнования
Упражнения без предметов.
Упражнения для мышц рук и плечевого
пояса.
Упражнения для мышц ног и таз таза.
Товарищеская игра.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

/Наблюдение

СФП
Основы техники и тактики игры
Упражнения с мячами на развитие силы
разных групп мышц.
Передачи мяча. Ведение мяча с
активным сопротивлением защитника

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

Наблюдение

ОФП
Основы техники и тактики игры
Прыжки с места в длину, вверх. Прыжки
с разбега в длину и в высоту.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

/Наблюдение

45.

23
неделя

Врачебный контроль.
Врачебный контроль

46.

47.

24
неделя

50.

Основы техники и тактики игры
ОФП
Взаимодействия двух игроков подстраховка.
Подвижные игры: «День и ночь»,
«Салки без мяча», «Караси и щуки»,
«Волк во рву», «Третий лишний»,
«Удочка», «Круговая лапта».
Комбинированные эстафеты.
Основы техники и тактики игры
Контрольные игры и соревнования
Удары со средней дистанции. Обводка
стоек. Удары по воротам
Товарищеская игра.

48.

49.

Основы техники и тактики игры
Основы техники и тактики игры
Стойка защитника с выставленной
вперед ногой. Стойка со ступнями на
одной линии.
Выбор места по отношению к
нападающему с мячом.

25
неделя

ОФП
Основы техники и тактики игры
Упражнения без предметов.
Упражнения для мышц рук и плечевого
пояса. Упражнения для мышц ног и таз
таза. Взаимодействия двух игроков "передай мяч — выходи".

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательн
ые игры,
эстафеты
Беседа

2

Наблюдение

1

опрос

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

Наблюдение

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

/Наблюдение

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

/Наблюдение

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

/Наблюдение

51.

26
неделя

52.

53.

27
неделя

54.

55.

28
неделя

СФП
Контрольные испытания
Развитие специальной быстроты и
ловкости.
Контрольные испытания по общей и
специальной физической и технической
подготовке.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

Наблюдение

Гигиена, врачебный контроль и
самоконтроль ОФП
Основы техники и тактики игры
Общий режим дня. Гигиена сна,
питания. Гигиена одежды и обуви.
Гигиенические требования к инвентарю
и спортивной одежде. Предупреждение
травм при занятиях футболом.
Ведение с полуактивным
сопротивлением защитника. Удары по
воротам.
СФП
Основы техники и тактики игры
Развитие специальной выносливости.
Техника—основа спортивного
мастерства. Классификация техники и
тактики игры. Целесообразность
применения отдельных технических
приемов в конкретной игровой
обстановке. Выбор свободного места
для получения мяча. Перемещение
защитника, его расположение по
отношению к щиту и противнику.
ОФП
Контрольные игры и соревнования
Упражнения со скакалками, резиновыми
мячами.
Товарищеская игра.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

/Наблюдение

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

/Наблюдение

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

/Наблюдение

Основы техники и тактики игры
ОФП
Разбор проведенных игр. Устранение
ошибок в игре.
Прыжки с места в длину, вверх. Прыжки
с разбега в длину и в высоту. Прыжки
вперед и назад «лягушкой».

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

/Наблюдение

56.

Основы техники и тактики игры
Экскурсии, посещение соревнований
Выбор места по отношению к
нападающему с мячом.
Экскурсия в музей.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные

1

/Наблюдение

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

/Наблюдение

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

/Наблюдение

Беседа

2

/Фронтальный
опрос

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

/Наблюдение

игры, эстафеты
57.

29 неделя

58.

СФП
Основы техники и тактики игры
Ведение мяча. Упражнения с двумя
мячами.
Организация командных действий по
принципу выхода на свободное место.

59.

30 неделя ОФП
Основы техники и тактики игры
Упражнения без предметов.
Упражнения для мышц рук и
плечевого пояса. Упражнения для
мышц ног и таз таза. Организация
командных действий по принципу
выхода на свободное место.
Контрольные игры и соревнования
СФП
Товарищеские игры с командами
района. Ведение мяча. Упражнения с
двумя мячами.

60.

61.

62.

63.
64.

65.

66.

31 неделя Основы техники и тактики игры
ОФП
Разбор проведенных игр. Устранение
ошибок в игре.
Упражнения со скакалкой, гантелями,
гимнастическими скамейками.
Ведение мяча.
Основы техники и тактики игры
СФП
Совершенствование изученных
способов ловли, передач, ведения
мяча, ударов о воротам.
Развитие специальной быстроты.

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке, беседа

2

Наблюдение

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

/Наблюдение

32 неделя Экскурсии, посещение соревнований
Посещение музея.
Основы техники и тактики игры
Целесообразность применения
отдельных технических приемов в
конкретной игровой обстановке.
Выбор свободного места для
получения мяча. Перемещение
защитника, его расположение по
отношению к щиту и противнику.
33 неделя ОФП
Основы техники и тактики игры
Упражнения со скакалкой, гантелями,
гимнастическими скамейками.
Ведение с полуактивным
сопротивлением защитника. Удары по
воротам

Экскурсия

2

/Наблюдение

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

/Наблюдение

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

/Наблюдение

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

1

/Наблюдение

Основы техники и тактики игры
ОФП
Командные действия: переключения от
действий в нападении к действиям в
защите.
Упражнения без предметов.
Упражнения для мышц рук и
плечевого пояса.
Упражнения для мышц ног и таз таза.

67.

34 неделя Контрольные игры и соревнования
СФП

Тренировки по
общей и
специальной
технической
подготовке,
соревновательные
игры, эстафеты

2

/Наблюдение

68.

Основы техники и тактики игры
Командные действия: переключения от
действий в нападении к действиям в
защите.

Учебная игра

1

/Наблюдение

69.

35 неделя Основы техники и тактики игры
Командные действия: переключения от
действий в нападении к действиям в
защите.

Учебная игра

1

/Наблюдение

Учебная игра

3

Наблюдение

2

Тестирование,
контроль

70.

71.

Соревнования

36 неделя Аттестация

Выполнение
нормативов

ИТОГО ЗАНЯТИЙ ПО 1,5 ЧАСА

108
ВСЕГО ЧАСОВ

162


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».