МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 85 (МАОУ СОШ № 85) 620149, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной, 49а Тел./факс 240-50-24 ПРИНЯТО педагогическим советом МАОУ СОШ № 85 Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. Т . И| t ДирейЙ&^ГАОУ СОШ№ 85 Н.А.Ващук Пр^з№ 254-ОД августа 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Студия актерского мастерства «Азбука театра» Возраст обучающихся: 11-15 лет Срок реализации: 1 год Автор-разработчик: Зелень Екатерина Александровна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2023 год 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ СОШ № 85. Направленность. Художественная. Актуальность программы. Театральное творчество является синтезом различных видов искусств. В театре взаимосвязаны: музыкальное, хореографическое, изобразительное, литературное творчество. Программа дополнительной общеразвивающей художественной направленности «Азбука театра» способствует проявлению у обучающихся творческой индивидуальности, раскрытию природного таланта через основные направления театрального искусства. Благодаря музыке, пластике, художественному слову, изобразительному искусству, воспитанники учатся целостно воспринимать окружающий мир, социализироваться в нём и культурно развиваться. Особенность программы. Театр - не только универсальное синтетическое искусство, но и коллективное, позволяющее наиболее комплексно воздействовать на формирующуюся личность. Занятия в школьном театральном объединении развивают общую и эстетическую культуру, художественные способности обучающихся средствами театрального искусства, носят ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения и самореализации обучающихся, развивают коммуникативную и эмоциональную сферу личности школьников, способствует социальной и психологической адаптации. Также особенностями программы можно считать: - комплексный подход к решению поставленных задач. - взаимосвязь театральной деятельности с учебным процессом. - театральная игра, как способ развить выразительность речи, эмоциональное раскрепощение, коммуникабельность. Адресат программы. Программа ориентирована на школьников возраста 11-15 лет. Возраст детей 5 класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Психологическими особенностями детей 5 класса являются: возрастание тревожности, снижение работоспособности, повышение робости или, напортив, «развязности», проявление неорганизованности и забывчивости, заболевания носят психосоматический характер. Появляется чувство страха и неуверенности в 1 ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Возрастные особенности детей учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к обучающимся. В объединение принимаются все желающие без предварительного отбора. Для зачисления необходимы: заявление родителей (законных представителей). Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю Объём общеразвивающей программы. 72 учебных часа. Срок освоения программы. 1 учебный год. Уровневость. Стартовый уровень – использование и реализация общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Формы обучения. Индивидуально-групповая, групповая, фронтальная. Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с обучающимися и строится на основе индивидуального подхода. Для достижения поставленной цели и реализации задач изучаемого курса используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); - практический (освоение актерских навыков); - частично - поисковый (проблемная ситуация - рассуждение - верный ответ); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Виды занятий. Практическое занятие, занятие-спектакль, репетиция. Также могут быть использованы следующие формы обучения: творческие отчеты; концертная деятельность; культурно-досуговая деятельность; проектная деятельность. Театральные игры. Театральные тренинги. 2 Викторина. Беседы. Репетиции. Походы в театр. Формы подведения итогов. Фронтальный опрос, практическое занятие, прослушивание, просмотр, контрольные упражнения, итоговое занятие, выступление. Реализация программы «Азбука театра» предусматривает текущий контроль и итоговую аттестацию обучающихся. Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения программы «Азбука театра» в форме творческого отчета: показа инсценировок, театральных миниатюр, миниспектаклей, проведения школьного мероприятия. Работа с родителями. Для реализации воспитательных задач родители (законные представители) принимают активное участие в культурнодосуговой деятельности творческого коллектива. Родители оказывают посильную помощь в процессе подготовки к концертам, фестивалям и конкурсам. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: формирование активной, творческой личности через обогащение ее духовного и эмоционального опыта, побуждение ребёнка к познанию и творчеству посредством школьного театра. Задачи: Обучающие: 1. Обучение логике и последовательности действий (движений) в комплексных игровых упражнениях. 2. Обучение профессиональной театральной терминологии; развитие внимания, памяти, мышления учащихся. 3. Знакомство детей с основой театральной деятельности – игрой. 4. Знакомство и обучение детей различным типам и видам игр (развивающие, познавательные, подвижные, народные, дидактические, сюжетно-ролевые и режиссерские игры). 5. Освоение учащимися основных приемов и средств воплощения игровой ситуации. 6. Освоение учащимися различных выразительных средств для создания игрового образа (пластика, мимика и т.д.). Развивающие: 1. Развитие фантазии и воображения учащихся, связанных с творческой деятельностью. 2. Формирование и развитие музыкальности и ритмичности детей; приобретение навыков владения голосом. 3 3. Формирование и развитие навыков владения средствами пластической выразительности при создании игрового образа. 4. Формирование и развитие быстроты реакции, сообразительности и находчивости. 5. Формирование и развитие раскрепощённости и свободы движений (снятие мышечных зажимов, зажатости, скованности движений). 6. Формирование и развитие выдержки, настойчивости и работоспособности. 7. Формирование и развитие навыков самостоятельного творческого образного мышления. 8. Приобретение навыков координации своих действий с участниками игры. 9. Приобретение навыков коллективного творчества при реализации события в игровом задании. 10. Приобретение учащимися знаний о технике безопасности при участии (выступлении) на сцене в театральной игре. Воспитательные: 1. Воспитание морально-этических норм поведения в детском коллективе. 2. Воспитание норм поведения в театральных играх при соблюдении определенных ограничений и правил. 3. Воспитание творческой инициативы обучающихся. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план № Количество часов Наименование разделов, тем 1 2 2.1 2.2 3 3.1. Введение в программу. Техника безопасности История театра Всего Теория Прак тика Форма аттестации/ контроля 1 2 1 2 0 0 Наблюдение Зарождение театра. Театральные жанры. Знакомство с сценической терминологией. Этюд. 1 1 0 Викторина 1 1 0 Творческое задание Актёрское мастерство 26 3 23 Творческий показ Круги внимания. (Упражнения и этюды на развитие актёрского внимания) 5 1 4 Наблюдение 4 3.2. Фантазия - источник вдохновения. (Упражнения и этюды на развитие воображения и фантазии) 5 1 4 Наблюдение 3.3. Предмет - и друг, и враг актёра. (Работа с предметом) ПФД (Память физических действий) Придумай сам! Этюды с предметами и без них. 6 1 5 Наблюдение 5 0 5 Творческое задание 5 0 5 Творческий показ Сценическая речь 24 0 24 Конкурс чтецов 4.1 Дыхание. Опора дыхания. 4 0 4 Наблюдение 4.2 4.3 Развитие голоса Дикция. Артикуляционная гимнастика, игровые упражнения Скороговорки 4 5 0 0 4 5 Наблюдение Наблюдение 5 0 5 Наблюдение Работа с текстом. Выбор стихотворений детских поэтов. 6 0 6 Конкурс чтецов Ритмопластика 8 1 7 Творческий показ 5.1 Чудеса пластики. Упражнения на развитие пластической выразительности 2 1 1 Наблюдение 5.2 В гармонии с музыкой (музыкально-пластические импровизации) 2 0 2 Наблюдение 5.3 Пластические этюды 2 0 2 Наблюдение 6 Подготовка к спектаклю 10 2 8 6.1 Знакомство с материалом. Обсуждение. 1 1 0 6.2 Распределение ролей 1 1 0 6.3 Чтение по ролям. 1 0 1 3.4 3.5 4 4.4 4.5 5 5 6.4 Внутренний и внешний монолог 1 0 1 6.5 Репетиции в мизансценах 2 0 2 6.6 Репетиции с реквизитом и музыкальным сопровождением 1 0 1 6.7 Сводная репетиция 2 0 2 6.8 Генеральная репетиция 1 0 1 Аттестация 1 0 1 Всего: 72 9 63 7 Спектакль Содержание учебного (тематического) плана Тема 1. Вводное занятие Теория: Знакомство с техникой безопасности на занятиях. Практика: Игры на сплочение коллектива. Тема 2. История театра. 1.1. Зарождение театра. Театральные жанры. Теория: Театр Древней Греции-мифы и легенды. Театральные жанры: Комедия, Драма, Мелодрама, Трагедия, Мюзикл. Вера в духов была широко, хотя и не повсеместно, распространена среди первобытных народов. Духи считались существами, обитающими в омутах, горах и т.д. и схожими в поведении с людьми. Им приписывали не только сверхъестественную силу, но и вполне человеческие слабости. Практика: Викторина. 1.2. Знакомство с сценической терминологией. Этюд. Теория: Театральные термины. Изучение основных театральных терминов: сцена, авансцена, кулисы, задник, занавес, антракт, балкон, бельэтаж, галерка, и т.д. Понятие- этюд. Практика: Создание этюда. 1.3. Знакомство с основными профессиями в театре. Теория: Основные профессии в театре: билетёр, гардеробщик, рабочий сцены, костюмер, гримёр, художник, осветитель, звукооператор, суфлёр, режиссёр, актёр, директор театра. Практика: Творческое задание. Этюд «Театр начинается с вешалки» Тема 3. Актёрское мастерство. 3.1. Круги внимания. (Упражнения и этюды на развитие актёрского внимания) Теория: Малый круг внимания, средний круг внимания, большой круг 6 внимания. Внимание (сценическое внимание)- очень активный сознательный процесс концентрации воли для познания окружающей действительности, в котором участвуют все системы восприятия - зрение, слух, осязание, обоняние. Главная задача педагога научить детей удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия. Видеть, слышать, воспринимать, ориентироваться и координироваться в сценическом пространстве. Практика: Упражнения и этюды на развитие актёрского внимания. (Ручка, переправа) 3.2. Фантазия - источник вдохновения. (Упражнения и этюды на развитие воображения и фантазии) Теория: Фантазия. Размышления на тему «Где фантазия рождается?». Воображение - ведущий элемент творческой деятельности. Без воображения не может существовать ни один сегмент актерской техники. Фантазию и воображение необходимо развивать в раннем детском возрасте, т.к. именно детям свойственна творческая наивность и полная уверенность, с которой они относятся к собственным вымыслам. Развитие этих элементов способствует развитию ассоциативного и образного мышления. Предлагаемые обстоятельства. Различные жизненные обстоятельства побуждают нас к тому или иному действию. Мы постоянно находимся во взаимодействии с этими обстоятельствами, их мы либо сами себе создаем, либо они существуют и появляются в нашей жизни независимо от нас. На сцене — это обстоятельства, предложенные автором, то есть предлагаемые обстоятельства. Они побуждают к действию, двигают и развивают процесс. Практика: Упражнения и этюды на развитие воображения и фантазии. Примеры упражнений: а) «воображаемый телевизор» Дети сидят на стульях и смотрят «передачу». Кто какую передачу смотрит? Пусть каждый расскажет о том, что он видит. С помощью воображаемого пульта переключать передачи. б) стол в аудитории - это: королевский трон, аквариум с экзотическими рыбками, костер, куст цветущих роз. в) передать друг другу книгу так, как будто это: кирпич, кусок торта, бомба, фарфоровая статуэтка и т. д. г) Предлагаемые обстоятельства. 1 обстоятельства места - где происходит действие, 2 обстоятельства времени - когда происходит действие 3 личные обстоятельства - кто действует, 4 ситуативные обстоятельства - чем живет человек в данной ситуации: откуда пришел? зачем пришел? куда направляюсь? чего хочу? что мешает добиться желаемого? 5 «Если бы...» Магическое «если бы» К.С. Станиславского, подлинная вера в сочиненные обстоятельства являются основой в работе над этюдами. Совершение ранее выполненных физических действий с условием «если бы.». Как я буду рисовать, если бы у меня болела рука, или постоянно ломался бы карандаш или плохо пишет ручка и т.д. 6 «Я в предлагаемых обстоятельствах» Выполнение одного и того же действия, с различными предлагаемыми обстоятельствами. Разбор педагога с 7 учащимися насколько удачно или неудачно, логично или нелогично придуманы и использованы различные предлагаемые обстоятельства. 7 Действенная борьба с предлагаемыми обстоятельствами Обострение предлагаемых обстоятельств активизирует сценическое действие, а наличие препятствий и их преодоления через активное, конкретное целеустремленное, органичное действие, делает его более интересным. 3.3. Предмет - и друг, и враг актёра. (Работа с предметом) Теория: Предмет — партнер актера. Практика: Изучение предмета. Работа с предметом. Этюды. 3.4. ПФД (Память физических действий) Практика: Физическое действие с воображаемым предметом. Важно каждый этюд максимально приблизить к правде жизни. Поэтому физические действия должны быть понятны ребенку, он может совершать их ежедневно в реальной жизни (умываться, чистить зубы, вышивать, подметать, играть с куклой (машинкой), рисовать и т.д.). 3.5. Придумай сам! Этюды с предметами и без них. Практика: Показ. Тема 4. Сценическая речь. 4.1. Дыхание. Опора дыхания. Теория: Беседа о содержании и задачах предмета "Сценическая речь". Элементарные сведения об анатомическом строении, физиологии и гигиене дыхательного и голосового аппарата. Практика: Практические упражнения для укрепления мышц диафрагмы, брюшного пресса, межрёберных мышц стоя, сидя, в движении. Выполнение в игровой форме дыхательной гимнастики. 4.2. Развитие голоса. Теория: Культура речи, как важнейшая часть общей культуры человека. Элементарные сведения об анатомии, физиологии и гигиене речевого аппарата, о понятиях: диапазон голоса, тембр, регистр, резонатор. Практика: Упражнения на развитие силы голоса, интонационной выразительности. 4.3. Дикция. Артикуляционная гимнастика, игровые упражнения Теория: Дикционная культура. Практика: Упражнения для развития речевого аппарата, освобождения от мышечных зажимов, артикуляционная гимнастика, сочетания гласных и согласных. 4.4. Скороговорки Теория: Нормы произношения и ударения в современном русском языке, правила орфоэпии. Практика: Исполнение скороговорок в игровой форме для проверки правильности произношения проблемных звукосочетаний. Игровые упражнения на выделение ударного слога разными способами (взмахом руки, шагом и т.п.). Упражнения на произношение согласных в сочетаниях: смычных взрывных (п-б,т-д,к-г); щелевых(с-з,ш-ж,ф-в,х): глухих(п,т,к,х,с,ф,ш,щ,ц,ч) и звонких (б,д,г,з,в.ж), сонорных(м,н,л,р). В 8 сочетаниях твёрдых и мягких согласных (ел-ель, был-бил, кра-кря и т.п.). 4.5. Работа с текстом. Выбор стихотворений детских поэтов. Теория: Стихотворения детских поэтов - А.Барто, С. Михалкова, Б. Заходера, Э.Мошковской, А. Усачёва, Э.Успенского и других. Практика: Исполнение стихотворений с предварительным разбором идейнотематического содержания, авторского и личностного отношения. Конкурс чтецов. Тема 5. Ритмопластика 5.1. Чудеса пластики. Упражнения на развитие пластической выразительности. Теория: Беседа с учащимися о теле и возможностях его. Проведение инструктажа по технике безопасности на занятиях по пластике. Практика: Упражнения на развитие пластической выразительности. Основная задача - развитие внутреннего ощущения движения. Упражнения: на напряжение и расслабление; на подвижность и выразительность рук; на подвижность и ловкость; на чувство непрерывного движения, формы, жеста, пространства; на освоение различных типов и характеров движения. 5.2. В гармонии с музыкой (музыкально-пластические импровизации) Практика: Освобождение тела от зажимов и приобретение природных возможностей тела. Развитие слуха и «внутреннего» уха учащегося. Мышечная свобода — основной закон органического поведения человека в жизни. Освобождение мышц, физических зажимов и мускульная свобода - это первый этап к органичному существованию на сцене. Научить учащихся расходовать ровно столько мышечной энергии, сколько ее необходимо для совершения того или иного действия. 5.3. Пластические этюды. Практика: Выход учащихся на сценическую площадку. Главная задача - уход от бытовой пластики. Ритмическая гимнастика — это комплекс произвольных упражнений, выполняемых в танцевальной манере, когда не требуется больших усилий для их выполнения и темп продиктован, прежде всего, звучащей музыкой. Сам человек при этом становится другим, находится в особом психическом состоянии, приподнятом настроении, наступает психологическая разрядка. Затем интенсивные упражнения, направленные на развитие мышечных групп. Тема 6. Подготовка к спектаклю. Теория: Знакомство с материалом, обсуждение замысла, образов и характеров героев. Обсуждение воплощения декораций и костюмов. Практика: Чтение по ролям. Проживание сюжетных линий героев. Репетиции по мизансценам. Сводная репетиция. Музыкальная репетиция. Генеральная репетиция. Тема 7. Аттестация. 9 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: выразительно читать и правильно интонировать; различать произведения по жанру; читать наизусть, правильно расставлять логические ударения; освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи; использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики; использовать упражнения для снятия мышечных зажимов; ориентироваться в сценическом пространстве; выполнять простые действия на сцене; взаимодействовать на сценической площадке с партнёром; произвольно удерживать внимание на заданном объекте; создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения; приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Регулятивные УУД: приобретение навыков самоконтроля и самооценки; понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем; планирование своих действий на отдельных этапах работы; осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности; анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД позволяют: развить интерес к театральному искусству; освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале); сформировать представления о театральных профессиях; освоить правила проведения рефлексии; строить логическое рассуждение и делать вывод; выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ 10 удивление, восхищение); вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста. Коммуникативные УУД позволяют: организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей. ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ 11 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: 1. Учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных и противопожарных норм. 2. Стол. 3. Стулья. 4. Магнитофон или CD-проигрыватель. 5. Фортепиано или рояль. 6. Компьютер, оснащенный звуковыми колонками. 7. Спортивный инвентарь (скакалки, обручи, веревочки, мячики). 8. Театральный реквизит (элементарные сценические декорации, маски, костюмы и пр.). На занятиях детям необходимо иметь удобную одежду (спортивную форму), мягкую нескользкую обувь. Информационное обеспечение: 1. Фонотека. 2. Видеотека. 3. Возможность подключения к сети Интернет. Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования, реализующий программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Методические материалы: В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии: 1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе 12 педагогическая система работы со старшими школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда. 2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий. 3. Деятельностный подход. Деятельность - основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. 4. Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми. 5. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности. Успешное освоение программы способствует творческому, эстетическому, духовно-нравственному развитию обучающихся, созданию основы для приобретения им опыта исполнительской практики. Занятия проходят в форме игровой деятельности, включающую в себя постановку и выполнение игровых, развивающих, воспитательных и обучающих задач, осуществление игровых действий по определенным правилам. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Способы определения результативности Виды контроля достижений результатов дополнительного образования: Индивидуальная оценка результатов дополнительного образования каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио, самооценка каждого участника коллектива. Коллективный результат деятельности театральной студии, групповых и индивидуальных выступлений - участие в концертах и конкурсах разного уровня, самостоятельные мероприятия коллектива: занятие-концерт, открытое занятие, концерт, творческая мастерская, творческая презентация, 2.2. 13 отчётный концерт. Качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям дополнительного образования на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся. Формы подведения итогов освоения программы дополнительного образования - результат обучения прослеживается в творческих достижениях (призовые места) на конкурсах и фестивалях. Участие учащихся в концертных выступлениях различного уровня (классного, школьного, районного, муниципального, регионального, всероссийского и международного). Участие учащихся в конкурсных программах различного уровня (классного, школьного, районного, муниципального, регионального, всероссийского и международного). Выполнение творческих и конкурсных работ художественно цикла различного уровня (классного, школьного, районного, муниципального, регионального, всероссийского и международного). Эффективным способом проверки реализации программы является итоговая творческая работа каждого учащегося (проза, стихотворение, монолог). В процессе реализации программы на каждом этапе обучения проводится мониторинг знаний, умений и навыков. Вводный - проводится в начале учебного года в виде собеседования (уровень и объем знаний о театре), творческого задания (на фантазию и творческое мышление), викторины. Промежуточный - по итогам первого полугодия (усвоение программы, выполнение контрольных упражнений, этюдов, участие в новогоднем театрализованном представлении, творческих показах на мероприятиях общеобразовательного учреждения). Итоговый - в конце учебного года (активность участия в творческих показах, участие в учебном спектакле и уровень освоения программ). Так же в течение учебного процесса проводится текущий контроль по освоению конкретной темы, упражнения, задания. Применяются следующие формы проверки усвоения знаний: Участие в дискуссии. Выполнение контрольных упражнений, этюдов. Показ самостоятельных работ. Участие в играх, викторинах, конкурсах, фестивалях. Работа над созданием спектакля. Критерии усвоения программы: • Владение теоретическими знаниями и специальной терминологией. • Владение основами актерского мастерства (творческое воображение, логика действий, органичность и выразительность, способность 14 к импровизации, эмоциональная возбудимость, выразительность речи). • Умение самостоятельно проводить различные тренинги (речевой, пластический, актерский). • Активность участия в творческих проектах и разработках. • Креативность в выполнении творческих заданий. • Умение взаимодействовать с товарищами и педагогом. • Умение организовать свое время и деятельность. Диагностический материал Диагностика результативности воспитательного образовательного процесса по программе театральной студии выделяются в качестве основных, пять показателей: • Качество знаний, умений, навыков. • Особенности мотивации к занятиям. • Творческая активность. • Эмоционально-художественная настроенность. • Достижения. Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по четырём уровням дополнительного образования в соответствии со следующей моделью: • Первый уровень - подготовительный; • Второй уровень - начальный; • Третий уровень - освоения; • Четвертый уровень - совершенствования. Критерии оценки. • Творческий интерес. • Ведущие мотивы: познавательный процесс к общению, умение добиться высоких результатов. Творческая активность. • Интерес к творчеству отсутствует. Инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Производит операции по заранее данному плану. Нет навыка самостоятельного решения проблем. • Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения, задания. Способен разрешить проблемную ситуацию, но при помощи педагога. • Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но часто не способен оценить их и выполнить. • Инициативу проявляет постоянно и способен оценить и выполнить их. • Эмоционально-художественная настроенность. • Подавленный, напруженный, бедные и маловыразительные мимики, жесты, голос. 15 Не может четко выразить свое эмоциональное состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность выполнять или воспринимать произведения искусства, но не всегда. • Замечает разные эмоциональные состояния, пытается выразить свое состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность выполнять или воспринимать произведения искусства, но не всегда. • Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи, включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии или исполнении произведения искусства. • Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи, включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии или исполнении произведения искусства. Достижения: • Пассивное участие в делах объединения. • Активное участие в делах объединения, отдела. • Значительные результаты на уровне района, города и т.д. Параметры, оценивая результативности: 1 балл - низкий уровень 2 балла - средний уровень 3 балла - высокий уровень • 16 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Педагогу: 1. Аникеева Т.А. Воспитание игрой. - М.: Мирос, 2006. 2. Выгодский С.Л. Педагогическая психология. - М.: педагогика, 1991. 3. Гипиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. СПб.:ПраймЕврознак, 2008. 4. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М.: б.и., 1999. 5. Кипнис М.Ш. Актерский тренинг. - СПб.:Прайм-Еврознак, 2008. 6. Колчеев Ю., Колчеева Н. Театрализованные игры в школе. - М.: б.и., 2000. 7. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М.: Просвещение, 2006. 8. Миллер С. Психология игры. - СПб.:б.и., 1999. 9. Праздники в народных традициях. Литературно-музыкальный альманах «Молодежная эстрада». - № 11-12, 2004. 10. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А.Календарные обрядовые праздники для детей: учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007. 11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Владос, 1994. 12. Станиславский К.С. Актерский тренинг. Работа актера над ролью/К.С. Станиславский. - М.: АСТ, 2009 (золотой фонд актерского мастерства). 13. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. - СПб, АзбукаКлассика, 2008. 14. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999. Учащимся: 1. Азаров Ю.Л. Радость учить и учиться. - СПБ.:Алетейя, 2010. 2. Апиян Т.А. Мир игры. - СПб.: Издательство Санкт- Петербургского государственного университета, 1996. 3. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор: в кн. «Для учителя и учащихся» /Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. - М.: Просвещение, 1995. 4. Станиславский К.С. Актерский тренинг. Работа актера над ролью/К.С. Станиславский. - М.: АСТ, 2009 (золотой фонд актерского мастерства).