2023 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Студия актерского мастерства Азбука театра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 85
(МАОУ СОШ № 85)
620149, Российская Федерация, г. Екатеринбург,
ул. Серафимы Дерябиной, 49а Тел./факс 240-50-24
ПРИНЯТО
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 85
Протокол № 1
от «30» августа 2023 г.

Т
.
И|

t ДирейЙ&^ГАОУ СОШ№ 85
Н.А.Ващук
Пр^з№ 254-ОД
августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Студия актерского мастерства «Азбука театра»

Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:
Зелень Екатерина Александровна,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2023 год

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной
школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом
МАОУ СОШ № 85.
Направленность. Художественная.
Актуальность программы. Театральное творчество является синтезом
различных видов искусств. В театре взаимосвязаны: музыкальное,
хореографическое, изобразительное, литературное творчество. Программа
дополнительной общеразвивающей художественной направленности «Азбука
театра»
способствует
проявлению
у
обучающихся
творческой
индивидуальности, раскрытию природного таланта через основные
направления театрального искусства. Благодаря музыке, пластике,
художественному слову, изобразительному искусству, воспитанники учатся
целостно воспринимать окружающий мир, социализироваться в нём и
культурно развиваться.
Особенность программы. Театр - не только универсальное
синтетическое искусство, но и коллективное, позволяющее наиболее
комплексно воздействовать на формирующуюся личность. Занятия в
школьном театральном объединении развивают общую и эстетическую
культуру,
художественные
способности
обучающихся
средствами
театрального искусства, носят ярко выраженный креативный характер,
предусматривая возможность творческого самовыражения и самореализации
обучающихся, развивают коммуникативную и эмоциональную сферу
личности школьников, способствует социальной и психологической
адаптации. Также особенностями программы можно считать:
- комплексный подход к решению поставленных задач.
- взаимосвязь театральной деятельности с учебным процессом.
- театральная игра, как способ развить выразительность речи, эмоциональное
раскрепощение, коммуникабельность.
Адресат программы. Программа ориентирована на школьников
возраста 11-15 лет. Возраст детей 5 класса можно назвать переходным от
младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот
возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного
личностного новообразования младшего подростка. Психологическими
особенностями детей 5 класса являются: возрастание тревожности, снижение
работоспособности, повышение робости или, напортив, «развязности»,
проявление неорганизованности и забывчивости, заболевания носят
психосоматический характер. Появляется чувство страха и неуверенности в
1

ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность
порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал
на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это
отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять
любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое
количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм - первичная форма
механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком
собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует
и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских
отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то
поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные
ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в
зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы.
Возрастные особенности детей учитываются в процессе обучения через
индивидуальный подход к обучающимся.
В объединение принимаются все желающие без предварительного
отбора. Для зачисления необходимы: заявление родителей (законных
представителей).
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю
Объём общеразвивающей программы. 72 учебных часа.
Срок освоения программы. 1 учебный год.
Уровневость. Стартовый уровень – использование и реализация
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Формы обучения. Индивидуально-групповая, групповая, фронтальная.
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие,
которое предполагает взаимодействие педагога с обучающимися и строится
на основе индивидуального подхода.
Для достижения поставленной цели и реализации задач изучаемого
курса используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение актерских навыков);
- частично - поисковый (проблемная ситуация - рассуждение - верный ответ);
- эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
художественные
впечатления).
Виды занятий. Практическое занятие, занятие-спектакль, репетиция.
Также могут быть использованы следующие формы обучения: творческие
отчеты; концертная деятельность; культурно-досуговая деятельность;
проектная деятельность. Театральные игры. Театральные тренинги.
2

Викторина. Беседы. Репетиции. Походы в театр.
Формы подведения итогов. Фронтальный опрос, практическое занятие,
прослушивание, просмотр, контрольные упражнения, итоговое занятие,
выступление.
Реализация программы «Азбука театра» предусматривает текущий
контроль и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического
наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр,
показа этюдов и миниатюр.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по
окончании освоения программы «Азбука театра» в форме творческого отчета:
показа инсценировок, театральных миниатюр, миниспектаклей, проведения
школьного мероприятия.
Работа с родителями. Для реализации воспитательных задач родители
(законные представители) принимают активное участие в культурнодосуговой деятельности творческого коллектива. Родители оказывают
посильную помощь в процессе подготовки к концертам, фестивалям и
конкурсам.
1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: формирование активной, творческой личности через обогащение
ее духовного и эмоционального опыта, побуждение ребёнка к познанию и
творчеству посредством школьного театра.
Задачи:
Обучающие:
1. Обучение логике и последовательности действий (движений) в
комплексных игровых упражнениях.
2. Обучение профессиональной театральной терминологии; развитие
внимания, памяти, мышления учащихся.
3. Знакомство детей с основой театральной деятельности – игрой.
4. Знакомство и обучение детей различным типам и видам игр (развивающие,
познавательные, подвижные, народные, дидактические, сюжетно-ролевые и
режиссерские игры).
5. Освоение учащимися основных приемов и средств воплощения игровой
ситуации.
6. Освоение учащимися различных выразительных средств для создания
игрового образа (пластика, мимика и т.д.).
Развивающие:
1. Развитие фантазии и воображения учащихся, связанных с творческой
деятельностью.
2. Формирование и развитие музыкальности и ритмичности детей; приобретение навыков владения голосом.

3

3. Формирование и развитие навыков владения средствами пластической
выразительности при создании игрового образа.
4. Формирование и развитие быстроты реакции, сообразительности и
находчивости.
5. Формирование и развитие раскрепощённости и свободы движений (снятие
мышечных зажимов, зажатости, скованности движений).
6. Формирование и развитие выдержки, настойчивости и работоспособности.
7. Формирование и развитие навыков самостоятельного творческого
образного мышления.
8. Приобретение навыков координации своих действий с участниками игры.
9. Приобретение навыков коллективного творчества при реализации события
в игровом задании.
10. Приобретение учащимися знаний о технике безопасности при участии
(выступлении) на сцене в театральной игре.
Воспитательные:
1. Воспитание морально-этических норм поведения в детском коллективе.
2. Воспитание норм поведения в театральных играх при соблюдении
определенных ограничений и правил.
3. Воспитание творческой инициативы обучающихся.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№

Количество часов
Наименование разделов, тем

1
2
2.1
2.2
3
3.1.

Введение в программу.
Техника безопасности
История театра

Всего Теория Прак
тика

Форма аттестации/
контроля

1
2

1
2

0
0

Наблюдение

Зарождение театра. Театральные
жанры.
Знакомство с сценической
терминологией. Этюд.

1

1

0

Викторина

1

1

0

Творческое задание

Актёрское мастерство

26

3

23

Творческий показ

Круги внимания. (Упражнения и
этюды на развитие актёрского
внимания)

5

1

4

Наблюдение

4

3.2.

Фантазия - источник
вдохновения. (Упражнения и
этюды на развитие воображения
и фантазии)

5

1

4

Наблюдение

3.3.

Предмет - и друг, и враг актёра.
(Работа с предметом)
ПФД (Память физических
действий)
Придумай сам!
Этюды с предметами и без них.

6

1

5

Наблюдение

5

0

5

Творческое задание

5

0

5

Творческий показ

Сценическая речь

24

0

24

Конкурс чтецов

4.1

Дыхание. Опора дыхания.

4

0

4

Наблюдение

4.2
4.3

Развитие голоса
Дикция. Артикуляционная
гимнастика, игровые
упражнения
Скороговорки

4
5

0
0

4
5

Наблюдение
Наблюдение

5

0

5

Наблюдение

Работа с текстом. Выбор
стихотворений детских поэтов.

6

0

6

Конкурс чтецов

Ритмопластика

8

1

7

Творческий показ

5.1

Чудеса пластики. Упражнения
на развитие пластической
выразительности

2

1

1

Наблюдение

5.2

В гармонии с музыкой
(музыкально-пластические
импровизации)

2

0

2

Наблюдение

5.3

Пластические этюды

2

0

2

Наблюдение

6

Подготовка к спектаклю

10

2

8

6.1

Знакомство с материалом.
Обсуждение.

1

1

0

6.2

Распределение ролей

1

1

0

6.3

Чтение по ролям.

1

0

1

3.4
3.5
4

4.4
4.5
5

5

6.4

Внутренний и внешний монолог

1

0

1

6.5

Репетиции в мизансценах

2

0

2

6.6

Репетиции с реквизитом и
музыкальным сопровождением

1

0

1

6.7

Сводная репетиция

2

0

2

6.8

Генеральная репетиция

1

0

1

Аттестация

1

0

1

Всего:

72

9

63

7

Спектакль

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с техникой безопасности на занятиях.
Практика: Игры на сплочение коллектива.
Тема 2. История театра.
1.1. Зарождение театра. Театральные жанры.
Теория: Театр Древней Греции-мифы и легенды. Театральные жанры:
Комедия, Драма, Мелодрама, Трагедия, Мюзикл. Вера в духов была широко,
хотя и не повсеместно, распространена среди первобытных народов. Духи
считались существами, обитающими в омутах, горах и т.д. и схожими в
поведении с людьми. Им приписывали не только сверхъестественную силу, но
и вполне человеческие слабости.
Практика: Викторина.
1.2. Знакомство с сценической терминологией. Этюд.
Теория: Театральные термины. Изучение основных театральных терминов:
сцена, авансцена, кулисы, задник, занавес, антракт, балкон, бельэтаж, галерка,
и т.д. Понятие- этюд.
Практика: Создание этюда.
1.3. Знакомство с основными профессиями в театре.
Теория: Основные профессии в театре: билетёр, гардеробщик, рабочий сцены,
костюмер, гримёр, художник, осветитель, звукооператор, суфлёр, режиссёр,
актёр, директор театра.
Практика: Творческое задание. Этюд «Театр начинается с вешалки»
Тема 3. Актёрское мастерство.
3.1. Круги внимания. (Упражнения и этюды на развитие актёрского
внимания)
Теория: Малый круг внимания, средний круг внимания, большой круг
6

внимания. Внимание (сценическое внимание)- очень активный сознательный
процесс концентрации воли для познания окружающей действительности, в
котором участвуют все системы восприятия - зрение, слух, осязание,
обоняние. Главная задача педагога научить детей удерживать своё внимание в
непрерывно активной фазе в процессе сценического действия. Видеть,
слышать, воспринимать, ориентироваться и координироваться в сценическом
пространстве.
Практика: Упражнения и этюды на развитие актёрского внимания. (Ручка,
переправа)
3.2. Фантазия - источник вдохновения. (Упражнения и этюды на развитие
воображения и фантазии)
Теория: Фантазия. Размышления на тему «Где фантазия рождается?».
Воображение - ведущий элемент творческой деятельности. Без воображения
не может существовать ни один сегмент актерской техники. Фантазию и
воображение необходимо развивать в раннем детском возрасте, т.к. именно
детям свойственна творческая наивность и полная уверенность, с которой они
относятся к собственным вымыслам. Развитие этих элементов способствует
развитию ассоциативного и образного мышления. Предлагаемые
обстоятельства. Различные жизненные обстоятельства побуждают нас к тому
или иному действию. Мы постоянно находимся во взаимодействии с этими
обстоятельствами, их мы либо сами себе создаем, либо они существуют и
появляются в нашей жизни независимо от нас. На сцене — это обстоятельства,
предложенные автором, то есть предлагаемые обстоятельства. Они
побуждают к действию, двигают и развивают процесс.
Практика: Упражнения и этюды на развитие воображения и фантазии.
Примеры упражнений: а) «воображаемый телевизор» Дети сидят на стульях и
смотрят «передачу». Кто какую передачу смотрит? Пусть каждый расскажет о
том, что он видит. С помощью воображаемого пульта переключать передачи.
б) стол в аудитории - это: королевский трон, аквариум с экзотическими
рыбками, костер, куст цветущих роз. в) передать друг другу книгу так, как
будто это: кирпич, кусок торта, бомба, фарфоровая статуэтка и т. д. г)
Предлагаемые обстоятельства.
1 обстоятельства места - где происходит действие,
2 обстоятельства времени - когда происходит действие
3 личные обстоятельства - кто действует,
4 ситуативные обстоятельства - чем живет человек в данной ситуации: откуда
пришел? зачем пришел? куда направляюсь? чего хочу? что мешает добиться
желаемого?
5 «Если бы...» Магическое «если бы» К.С. Станиславского, подлинная вера в
сочиненные обстоятельства являются основой в работе над этюдами.
Совершение ранее выполненных физических действий с условием «если бы.».
Как я буду рисовать, если бы у меня болела рука, или постоянно ломался бы
карандаш или плохо пишет ручка и т.д.
6 «Я в предлагаемых обстоятельствах» Выполнение одного и того же
действия, с различными предлагаемыми обстоятельствами. Разбор педагога с
7

учащимися насколько удачно или неудачно, логично или нелогично
придуманы и использованы различные предлагаемые обстоятельства.
7
Действенная борьба с предлагаемыми обстоятельствами Обострение
предлагаемых обстоятельств активизирует сценическое действие, а наличие
препятствий и их преодоления через активное, конкретное целеустремленное,
органичное действие, делает его более интересным.
3.3. Предмет - и друг, и враг актёра. (Работа с предметом)
Теория: Предмет — партнер актера.
Практика: Изучение предмета. Работа с предметом. Этюды.
3.4. ПФД (Память физических действий)
Практика: Физическое действие с воображаемым предметом. Важно каждый
этюд максимально приблизить к правде жизни. Поэтому физические действия
должны быть понятны ребенку, он может совершать их ежедневно в реальной
жизни (умываться, чистить зубы, вышивать, подметать, играть с куклой
(машинкой), рисовать и т.д.).
3.5. Придумай сам! Этюды с предметами и без них.
Практика: Показ.
Тема 4. Сценическая речь.
4.1. Дыхание. Опора дыхания.
Теория: Беседа о содержании и задачах предмета "Сценическая речь".
Элементарные сведения об анатомическом строении, физиологии и гигиене
дыхательного и голосового аппарата.
Практика: Практические упражнения для укрепления мышц диафрагмы,
брюшного пресса, межрёберных мышц стоя, сидя, в движении. Выполнение в
игровой форме дыхательной гимнастики.
4.2. Развитие голоса.
Теория: Культура речи, как важнейшая часть общей культуры человека.
Элементарные сведения об анатомии, физиологии и гигиене речевого
аппарата, о понятиях: диапазон голоса, тембр, регистр, резонатор.
Практика: Упражнения на развитие силы голоса, интонационной
выразительности.
4.3. Дикция. Артикуляционная гимнастика, игровые упражнения
Теория: Дикционная культура.
Практика: Упражнения для развития речевого аппарата, освобождения от
мышечных зажимов, артикуляционная гимнастика, сочетания гласных и
согласных.
4.4. Скороговорки
Теория: Нормы произношения и ударения в современном русском языке,
правила орфоэпии.
Практика: Исполнение скороговорок в игровой форме для проверки
правильности произношения проблемных звукосочетаний. Игровые
упражнения на выделение ударного слога разными способами (взмахом руки,
шагом и т.п.). Упражнения на произношение согласных в сочетаниях:
смычных
взрывных
(п-б,т-д,к-г);
щелевых(с-з,ш-ж,ф-в,х):
глухих(п,т,к,х,с,ф,ш,щ,ц,ч) и звонких (б,д,г,з,в.ж), сонорных(м,н,л,р). В
8

сочетаниях твёрдых и мягких согласных (ел-ель, был-бил, кра-кря и т.п.).
4.5. Работа с текстом. Выбор стихотворений детских поэтов.
Теория: Стихотворения детских поэтов - А.Барто, С. Михалкова, Б. Заходера,
Э.Мошковской, А. Усачёва, Э.Успенского и других.
Практика: Исполнение стихотворений с предварительным разбором идейнотематического содержания, авторского и личностного отношения. Конкурс
чтецов.
Тема 5. Ритмопластика
5.1. Чудеса пластики. Упражнения на развитие пластической
выразительности.
Теория: Беседа с учащимися о теле и возможностях его. Проведение
инструктажа по технике безопасности на занятиях по пластике.
Практика: Упражнения на развитие пластической выразительности. Основная
задача - развитие внутреннего ощущения движения. Упражнения: на
напряжение и расслабление; на подвижность и выразительность рук; на
подвижность и ловкость; на чувство непрерывного движения, формы, жеста,
пространства; на освоение различных типов и характеров движения.
5.2. В гармонии с музыкой (музыкально-пластические импровизации)
Практика: Освобождение тела от зажимов и приобретение природных
возможностей тела. Развитие слуха и «внутреннего» уха учащегося.
Мышечная свобода — основной закон органического поведения человека в
жизни. Освобождение мышц, физических зажимов и мускульная свобода - это
первый этап к органичному существованию на сцене. Научить учащихся
расходовать ровно столько мышечной энергии, сколько ее необходимо для
совершения того или иного действия.
5.3. Пластические этюды.
Практика: Выход учащихся на сценическую площадку. Главная задача - уход
от бытовой пластики. Ритмическая гимнастика — это комплекс произвольных
упражнений, выполняемых в танцевальной манере, когда не требуется
больших усилий для их выполнения и темп продиктован, прежде всего,
звучащей музыкой. Сам человек при этом становится другим, находится в
особом психическом состоянии, приподнятом настроении, наступает
психологическая разрядка. Затем интенсивные упражнения, направленные на
развитие мышечных групп.
Тема 6. Подготовка к спектаклю. Теория: Знакомство с материалом,
обсуждение замысла, образов и характеров героев. Обсуждение воплощения
декораций и костюмов. Практика: Чтение по ролям. Проживание сюжетных
линий героев. Репетиции по мизансценам. Сводная репетиция. Музыкальная
репетиция. Генеральная репетиция.
Тема 7. Аттестация.

9

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
выразительно читать и правильно интонировать;
различать произведения по жанру;
читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической
речи;
использовать
упражнения
для
проведения
артикуляционной
гимнастики;
использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
ориентироваться в сценическом пространстве;
выполнять простые действия на сцене;
взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения
учебной задачи и правильность ее выполнения;
приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
способность к объективному анализу своей работы и работы
товарищей;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции;
стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими
людьми.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
понимание и принятие учебной задачи, сформулированной
преподавателем;
планирование своих действий на отдельных этапах работы;
осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей
деятельности;
анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью
педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое
смогу».
Познавательные УУД позволяют:
развить интерес к театральному искусству;
освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
сформировать представления о театральных профессиях;
освоить правила проведения рефлексии;
строить логическое рассуждение и делать вывод;
выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
■
■
■
■

■

■
■
■
■
■
■

■

■

■

■

■

■
■

■
■

■

■
■
■
■
■

■

10

удивление, восхищение);
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником;
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
простого текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с
педагогом
и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей.
■

■

■

■

■

■

■

11

2.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:
1.
Учебная
аудитория,
соответствующая
требованиям
санитарных и противопожарных норм.
2.
Стол.
3.
Стулья.
4.
Магнитофон или CD-проигрыватель.
5.
Фортепиано или рояль.
6.
Компьютер, оснащенный звуковыми колонками.
7.
Спортивный инвентарь (скакалки, обручи, веревочки,
мячики).
8.
Театральный реквизит (элементарные
сценические
декорации,
маски, костюмы и пр.).
На занятиях детям необходимо иметь удобную одежду (спортивную форму),
мягкую нескользкую обувь.
Информационное обеспечение:
1. Фонотека.
2. Видеотека.
3. Возможность подключения к сети Интернет.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, реализующий программу, должен
иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и
иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы,
либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к
стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Методические материалы:
В основу программы положены ведущие методологические принципы
современной педагогики и психологии:
1.
Системный подход, сущность которого заключается в том,
что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не
изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе
12

педагогическая система работы со старшими школьниками рассматривается
как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели
образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования,
методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
2.
Личностный подход, утверждающий представления о
социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В
рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на
естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала
личности, создания для этого соответствующих условий.
3.
Деятельностный подход. Деятельность - основа, средства и
решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная
работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает
обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и
регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4.
Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность
человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность.
Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как
носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует
особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с
детьми.
5.
Культурологический подход обусловлен объективной связью
человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается
на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально
новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим
освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых,
развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой
личности.
Успешное освоение программы способствует творческому, эстетическому,
духовно-нравственному развитию обучающихся, созданию основы для
приобретения им опыта исполнительской практики.
Занятия проходят в форме игровой деятельности, включающую в себя
постановку и выполнение игровых, развивающих, воспитательных и
обучающих задач, осуществление игровых действий по определенным
правилам.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способы определения результативности
Виды контроля достижений результатов дополнительного образования:
Индивидуальная оценка результатов дополнительного
образования каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного
портфолио, самооценка каждого участника коллектива.
Коллективный результат деятельности театральной студии,
групповых и индивидуальных выступлений - участие в концертах и конкурсах
разного уровня, самостоятельные мероприятия коллектива: занятие-концерт,
открытое занятие, концерт, творческая мастерская, творческая презентация,
2.2.

13

отчётный концерт.
Качественная и количественная оценка эффективности
деятельности ОУ по направлениям дополнительного образования на
основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.
Формы подведения итогов освоения программы дополнительного
образования - результат обучения прослеживается в творческих достижениях
(призовые места) на конкурсах и фестивалях.
Участие учащихся в концертных выступлениях различного
уровня (классного, школьного, районного, муниципального, регионального,
всероссийского и международного).
Участие учащихся в конкурсных программах различного
уровня (классного, школьного, районного, муниципального, регионального,
всероссийского и международного).
Выполнение творческих и конкурсных работ художественно
цикла различного уровня (классного, школьного, районного,
муниципального, регионального, всероссийского и международного).
Эффективным способом проверки реализации программы является итоговая
творческая работа каждого учащегося (проза, стихотворение, монолог).
В процессе реализации программы на каждом этапе обучения проводится
мониторинг знаний, умений и навыков.
Вводный - проводится в начале учебного года в виде собеседования (уровень
и объем знаний о театре), творческого задания (на фантазию и творческое
мышление), викторины.
Промежуточный - по итогам первого полугодия (усвоение программы,
выполнение контрольных упражнений, этюдов, участие в новогоднем
театрализованном представлении, творческих показах на мероприятиях
общеобразовательного учреждения).
Итоговый - в конце учебного года (активность участия в творческих показах,
участие в учебном спектакле и уровень освоения программ). Так же в течение
учебного процесса проводится текущий контроль по освоению конкретной
темы, упражнения, задания.
Применяются следующие формы проверки усвоения знаний:

Участие в дискуссии.

Выполнение контрольных упражнений, этюдов.

Показ самостоятельных работ.

Участие в играх, викторинах, конкурсах, фестивалях.

Работа над созданием спектакля.
Критерии усвоения программы:
•
Владение
теоретическими
знаниями
и
специальной
терминологией.
•
Владение основами актерского мастерства (творческое
воображение, логика действий, органичность и выразительность, способность

14

к импровизации, эмоциональная возбудимость, выразительность речи).
•
Умение самостоятельно проводить различные тренинги
(речевой, пластический, актерский).
•
Активность участия в творческих проектах и разработках.
•
Креативность в выполнении творческих заданий.
•
Умение взаимодействовать с товарищами и педагогом.
•
Умение организовать свое время и деятельность.
Диагностический материал
Диагностика результативности воспитательного образовательного процесса
по программе театральной студии выделяются в качестве основных, пять
показателей:
•
Качество знаний, умений, навыков.
•
Особенности мотивации к занятиям.
•
Творческая активность.
•
Эмоционально-художественная настроенность.
•
Достижения.
Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по четырём
уровням дополнительного образования в соответствии со следующей
моделью:
•
Первый уровень - подготовительный;
•
Второй уровень - начальный;
•
Третий уровень - освоения;
•
Четвертый уровень - совершенствования.
Критерии оценки.
•
Творческий интерес.
•
Ведущие мотивы: познавательный процесс к общению, умение
добиться высоких результатов.
Творческая активность.
•
Интерес к творчеству отсутствует. Инициативу не проявляет. Не
испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий.
Производит операции по заранее данному плану. Нет навыка
самостоятельного решения проблем.
•
Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в
получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности.
Добросовестно выполняет поручения, задания. Способен разрешить
проблемную ситуацию, но при помощи педагога.
•
Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и
коллектива. Проявляет инициативу, но часто не способен оценить их и
выполнить.
•
Инициативу проявляет постоянно и способен оценить и
выполнить их.
•
Эмоционально-художественная настроенность.
•
Подавленный, напруженный, бедные и маловыразительные
мимики, жесты, голос.
15

Не может четко выразить свое эмоциональное состояние, не
проникая в художественный образ. Есть потребность выполнять или
воспринимать произведения искусства, но не всегда.
•
Замечает разные эмоциональные состояния, пытается выразить
свое состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность
выполнять или воспринимать произведения искусства, но не всегда.
•
Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое
эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи,
включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии
или исполнении произведения искусства.
•
Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое
эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи,
включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии
или исполнении произведения искусства.
Достижения:
•
Пассивное участие в делах объединения.
•
Активное участие в делах объединения, отдела.
•
Значительные результаты на уровне района, города и т.д.
Параметры, оценивая результативности:
1
балл - низкий уровень
2
балла - средний уровень 3 балла - высокий уровень
•

16

3.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Педагогу:
1.
Аникеева Т.А. Воспитание игрой. - М.: Мирос, 2006.
2.
Выгодский С.Л. Педагогическая психология. - М.: педагогика, 1991.
3.
Гипиус
С.В.
Актерский
тренинг.
Гимнастика
чувств.
СПб.:ПраймЕврознак, 2008.
4.
Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М.: б.и., 1999.
5.
Кипнис М.Ш. Актерский тренинг. - СПб.:Прайм-Еврознак, 2008.
6.
Колчеев Ю., Колчеева Н. Театрализованные игры в школе. - М.: б.и.,
2000.
7.
Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М.: Просвещение, 2006.
8.
Миллер С. Психология игры. - СПб.:б.и., 1999.
9.
Праздники в народных традициях. Литературно-музыкальный альманах
«Молодежная эстрада». - № 11-12, 2004.
10. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А.Календарные обрядовые праздники для
детей: учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007.
11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Владос, 1994.
12. Станиславский К.С. Актерский тренинг. Работа актера над ролью/К.С.
Станиславский. - М.: АСТ, 2009 (золотой фонд актерского мастерства).
13. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. - СПб,
АзбукаКлассика, 2008.
14. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999.
Учащимся:
1.
Азаров Ю.Л. Радость учить и учиться. - СПБ.:Алетейя, 2010.
2.
Апиян Т.А. Мир игры. - СПб.: Издательство Санкт- Петербургского
государственного университета, 1996.
3.
Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский
игровой фольклор: в кн. «Для учителя и учащихся» /Сост. М.Ю. Новицкая,
Г.М. Науменко. - М.: Просвещение, 1995.
4.
Станиславский К.С. Актерский тренинг. Работа актера над ролью/К.С.
Станиславский. - М.: АСТ, 2009 (золотой фонд актерского мастерства).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».