МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 85
(МАОУ СОШ № 85)
620149, Российская Федерация, г. Екатеринбург,
ул. Серафимы Дерябиной, 49а Тел./факс 240-50-24
ПРИНЯТО
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 85
Протокол № 1
от «30» августа 2023 г.
фМАОУ СОШ №85
) / Щ.А.Ващук
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«РУСИЧ»
Автор программы
Серебров Владимир Александрович,
педагог дополнительного образования
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации: 1 год
г. Екатеринбург, 2023 год
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной
школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом
МАОУ СОШ № 85.
Направленность. Физкультурно-спортивная.
Актуальность. В настоящее время большое внимание уделяется
сохранению здоровья обучающихся, развитию спорта. Стрелковый спорт
является одним из самых массовых видов спорта; он воспитывает смелость,
мужество, решительность, самообладание, целеустремленность, трудолюбие,
внимательность, самостоятельность. Особенно большой популярностью он
пользуется среди молодежи. Доступной формой обучения учащихся приемам
стрельбы является стрельба из пневматических винтовок.
Стрелковый спорт в нашей стране является одним из популярных
видов спорта. Особенно большой популярностью он пользуется среди
молодежи и школьников, которые с увлечением отдают свое свободное
время этому замечательному виду спорта
Правильно поставленная в спортивном коллективе воспитательная
работа способствует развитию у ребят таких необходимых качеств, как
отношение к труду, коллективизм, дисциплинированность, дружба,
товарищество. Стрелковый спорт воспитывает смелость, мужество,
решительность,
самообладание,
целеустремленность,
трудолюбие,
внимательность, самостоятельность. Соревнования и сопутствующее им
эмоциональное возбуждение являются проверкой характера юного
спортсмена, его спортивно-технической подготовки и волевых качеств.
Доставляя радость или огорчение, они мобилизуют стрелка на дальнейшее
совершенствование,
на
проявление
значительных
усилий
для
самовоспитания.
Доступной формой массового обучения школьников приемам
стрельбы является стрельба из пневматических винтовок. Преимущества
пневматического оружия: доступность приобретения, хранения, невысокая
стоимость винтовки и пулек к ней; возможность использования школьных
помещений для стрельбы; небольшой вес оружия, позволяющий привлекать
к обучению стрельбой школьников с 10-летнего возраста. Эти преимущества
дают возможность успешно решать задачи развития стрелкового спорта в
2
школе. Стрельба из пневматического оружия на короткую дистанцию
значительно расширяет возможности тренировок стрелков-спортсменов.
Стрельба – это спорт, охота и здоровье. Стрельба насчитывает
многовековую историю. Пулевой стрельбой занимаются во многих странах
мира сотни миллионов людей: мужчины, женщины, дети.
Для достижения высоких показателей и победы на соревнованиях
стрелку требуются многие разнообразные и весьма ценные для любого
человека качества. Стрельба имеет различные виды упражнений и
спортивных нормативов по разным типам оружия: винтовка, пистолет,
револьвер, арбалет и лук.
В России стрельба из различных видов оружия стала массовым видом
спорта и имеет два значительных достоинства для здорового образа жизни:
способствует улучшению здоровья, отвлекает людей от вредных привычек,
укрепляет обороноспособность нашей Родины.
Отличительные особенности. Программа позволяет обучать
подростков военно-прикладным видам спорта внутри образовательного
учреждения и призвана содействовать заинтересованности детей к ведению
здорового образа жизни. Новизна программы заключается в принципиально
новом способе организации жизнедеятельности подросткового коллектива
как команды: во время занятий каждый из обучающихся занимается
достижением личностного результата и в то же время работает на общий
результат, когда как член команды участвует в соревнованиях различного
уровня.
Данная программа дает возможность каждому обучающемуся
попробовать свои силы одновременно в разных видах военно-спортивной
направленности. Позволяет раскрыть как физические способности и
возможности учащегося, так и сориентировать на более глубокое изучение
вопросов, связанных с изучением новых моделей пневматических винтовок.
В программу также включены темы по изучению материальной части,
разборка и сборка автомата Калашникова; топографическая подготовка и
строевая подготовка.
Педагогическая целесообразность - «дух соревнования», защита
Отечества, как смысл самоопределения, отражены в главной идее детского
объединения. Материал, изучение которого предусмотрено программой,
изложен так, чтобы обучающиеся впоследствии смогли воспитать в себе
лучшие качества человеческого характера: ловкость, выносливость, силу
духа, стойкость, аккуратность, коммуникативность, самостоятельность.
Привлекает воспитанников эта программа тем, что у них имеется реальная
возможность научиться метко стрелять, что крайне важно для будущих
защитников Отечества.
Адресат общеразвивающей программы. Программа адресована
детям от 12 до 17 лет. Краткие сведения о коллективе: состав коллектива
3
постоянный. Участниками осуществления программы являются дети 6-10
классов общеобразовательной школы. Возраст детей, участвующих в
программе – средний школьный. В этом возрасте дети любознательны,
активны. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и
зачастую идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.
Гармонизировать отношения с подростком можно лишь приняв его взрослую
позицию. Ведущий мотив поведения подростка – желание быть принятым в
коллективе ровесников, завоевать авторитет, уважение, внимание. Для
подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он
принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Ведущей
формой деятельности является общение. В соответствии с возрастом
применяются разнообразные методы и формы деятельности взаимодействия
в объединении «Русич».
Для обучения принимаются все желающие. Количество детей в группе
– 10-12 человек. Для зачисления необходимы заявление законных
представителей и медицинская справка.
Режим занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю.
Объём общеразвивающей программы. 162 учебных часа.
Срок освоения программы. 1 учебный год.
Уровневость. Стартовый уровень – использование и реализация
общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Формы обучения. Программа предусматривает применение различных
методов и приемов, что позволяет сделать обучение эффективным и
интересным.
Наглядный метод применяется при объяснении теоретического материала
по темам курса.
Использование метода беседы позволяет выбрать правильную тактику в
работе с каждым ребенком. Сущность беседы заключается в том, что
учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся
рассуждать, анализировать, мыслить в определенной логической
последовательности. Беседа представляет собой не сообщающий, а
вопросно-ответный способ учебной работы по осмыслению нового
материала. Главный смысл беседы - побуждать учащихся с помощью
вопросов к рассуждениям, действенному анализу, к самостоятельному
«открытию» новых для них выводов, идей, ощущений и т.д. При
проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо
ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных
утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений,
определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся
4
учатся формулировать свои мысли, понимать и познавать свои
эмоциональные ощущения.
Метод сравнения эффективен, этот метод помогает педагогу и учащимся
отслеживать рабочий процесс. «У тебя сегодня получилось хуже (лучше),
чем вчера, потому, что ......» или «Эти предлагаемые обстоятельства
выбраны более точно, чем в прошлый раз потому, что...».
Обязательным фактором в обучении детей в данном объединении
дополнительного
образования
является
дисциплина.
Необходимо
воспитывать у учащихся чувство ответственности и способность доводить
начатое дело до логического итога вопреки перемене своих интересов или
влиянию внешних факторов.
При реализации программы используются:
- упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций);
- мотивация (создание желания заниматься определенным видом
деятельности);
- стимулирование (создание ситуации успеха).
Основными формами образовательного процесса являются лекции,
практические занятия и игры. На всех этапах освоения программы
используется индивидуальная и коллективная формы организации процесса
обучения.
Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Русич» основано на следующих принципах:
- гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому
ребенку как личности);
- от простого - к сложному (взаимосвязь и взаимообусловленность всех
компонентов программы);
- единства индивидуального и коллективного (развитие индивидуальных
черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности,
обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с
полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий);
- психологической комфортности (создание на занятии доброжелательной
атмосферы);
- индивидуальности (выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом
различия детей, уровнем их способностей);
- наглядности;
- дифференцированного подхода;
- доступности и посильности (подача учебного материала соответственно
развитию способностей и возрастным особенностям учащихся).
Педагогические технологии, используемые в обучении:
Личностно – ориентированные технологии позволяют найти
индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые
условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы,
объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают
ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
5
Игровые технологии помогают ребенку приобрести нужные навыки. Они
повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
Основные направления деятельности:
1. Развитие познавательной активности в области расширения и укрепления
теоретических знаний по стрелковому спорту.
2. Совершенствование и укрепление у учащихся практических навыков по
стрельбе из пневматической винтовки.
3. Привлечение детей к систематическим занятиям стрелкового спорта.
4. Активизация познавательной деятельности в области стрелкового спорта.
5. Создание благоприятного нравственно-психологического климата в
коллективах, основу которого составляет радость общения, радость общего
дела, радость победы.
Виды занятий. При реализации программы используются следующие
виды занятий: индивидуальные, групповые и коллективные. Коллективные
формы применяются при проведении соревнований, учебно-тренировочных
занятий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с
отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Групповые - при выполнении отдельных видов практических заданий. По
типу занятия проводятся комбинированные, теоретические, практические,
тренировочные, контрольные. Большее количество времени занимают
учебно-тренировочные занятия.
Формы подведения результатов. Формами отслеживания и фиксации
образовательных результатов по программе при проведении текущего
контроля являются:
- журнал посещаемости объединения дополнительного образования «Русич»;
- диагностика личностного роста и продвижения;
- педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся;
- грамоты и дипломы обучающихся;
- отзывы родителей о работе объединения «Русич».
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов
программы при проведении промежуточной аттестации являются:
- соревнования на школьном уровне;
- протоколы по итогам выполнения нормативов обучающихся на уровне
учреждения;
- приказы органов управления образования об итогах соревнований и
конкурсов обучающихся районного и городского уровней.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов
программы являются:
- участие в соревнованиях, конкурсах на уровне учреждения, района и
муниципалитета.
6
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.
Цель программы: развитие устойчивого интереса к укреплению
психического и физического здоровья через занятия стрелковым спортом.
Задачи программы:
Образовательные
сформировать первичные знания о современных видах пневматических
винтовок, их устройстве и технических характеристиках;
изучить основы теории стрельбы;
сформировать навыки меткой стрельбы из пневматической винтовки
на различные расстояния из различных положений;
изучить основы судейства соревнований.
Развивающие
развивать у воспитанников внимание, усидчивость, глазомер, память,
внимательность;
привить навыки безопасного обращения с оружием, правильному
уходу и хранению оружия;
обеспечивать активное участие членов кружка в спортивной и
оборонно-массовой работе.
Воспитательные
прививать любовь к военно-прикладным видам спорта;
готовить молодежь к военной службе;
сформировать у воспитанников целеустремлённость, настойчивость,
коллективизм и коммуникативность.
1.3.
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№
Название раздела
Кол-во часов
Формы и
Форма контроля
теория практика всего методы
1.
Вводное занятие
1
1
ТБ на занятиях.
2.
История развития
стрелкового спорта
Словесный
Беседа
(беседа)
3
3
Словесный
(беседа,
Педагогическое
наблюдение
рассказ)
Наглядный
(видеофильм)
7
3.
Инструкции при
2
2
Словесный
обращении с
(объяснение,
оружием
беседа)
Опрос
Наглядный
4.
Материальная
3
7
10
Словесный
Беседа,
часть
(объяснение)
педагогическое
пневматической
Практический
наблюдение
винтовки
Наглядный
(плакат)
5.
Правила поведения
1
1
2
Словесный
в тире и на линии
(объяснение,
огня
беседа)
Педагогическое
наблюдение,
опрос
Наглядный
6.
Правила и приемы
1
19
20
Словесный
Беседа,
стрельбы стоя по
(объяснение)
педагогическое
неподвижной
Практический
наблюдение
мишени
Наглядный
(плакат)
7.
Внутригрупповые
соревнования
8.
Строевая
подготовка
1
4
4
23
24
Словесный
(объяснение,
беседа)
Наглядный
Словесный
Тестирование,
педагогическое
наблюдение
(объяснение)
педагогическое
Практический
наблюдение
Беседа,
Наглядный
(плакат)
9.
Внутригрупповые
соревнования
4
4
Словесный
(объяснение,
беседа)
Наглядный
Беседа,
педагогическое
наблюдение
8
10.
Правила и приемы
1
19
20
Словесный
Беседа,
стрельбы сидя «с
(объяснение)
педагогическое
колена» по
Практический
наблюдение
неподвижной
Наглядный
мишени
(плакат)
11.
Внутригрупповые
соревнования
12.
Общая физическая
3
4
4
Словесный
(объяснение,
беседа)
Наглядный
17
20
Словесный
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
подготовка с
(объяснение)
педагогическое
уклоном
Практический
наблюдение
самообороны
Наглядный
(плакат)
13.
Внутригрупповые
соревнования
14.
Правила и приемы
1
4
4
Словесный
(объяснение,
беседа)
Наглядный
20
21
Словесный
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
стрельбы лежа по
(объяснение)
педагогическое
неподвижной
Практический
наблюдение
мишени
Наглядный
(плакат)
15.
Внутригрупповые
соревнования
Туристическая
3
4
4
12
15
Словесный
(объяснение,
беседа)
Наглядный
Словесный
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
9
16.
подготовка с
(объяснение)
элементами школы
Практический
выживания
Наглядный
наблюдение
(плакат)
17.
Внутригрупповые
соревнования
Всего
20
4
4
142
162
Словесный
(объяснение,
беседа)
Наглядный
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие. 1 час
Теория. Цель и задачи объединения дополнительного образования.
2. История развития стрелкового спорта. 3 часа
Теория. Развитие стрелкового оружия в России. Виды стрелкового оружия.
Просмотр видеофильма «История оружия». Стрелковый спорт.
3. Инструкции при обращении с оружием. 2 часа
Теория. Меры безопасности при обращении с оружием. Порядок обращения
с оружием во время переноса, стрельбы и чистки оружия.
4. Материальная часть пневматической винтовки. 10 часов.
Теория. Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов
пневматической винтовки. Порядок разборки и сборки винтовки.
Характерные неисправности, их устранение. Уход за оружием, хранение.
Практика. Сборка и разборка винтовки. Уход за оружием, хранение.
5. Правила поведения в тире и на линии огня. 2 часа.
Теория. Понятие о стрельбе и выстреле. Основы устройства оружия и
боеприпасов. Внутренняя и внешняя баллистика.
Практика. Пристрелка оружия. Прицеливание. Режим дыхания. Меры
безопасности.
6. Правила и приемы стрельбы стоя по неподвижной мишени.
20 часов.
Теория. Стабилизация полета пули в воздухе. Средняя точка попадания
пуль, ее определение. Основные элементы техники выполнения выстрела:
изготовка, прицеливание, спуск курка, дыхание.
Практика. Выполнение стрельбы. Заряжание и разряжение. Приемы
стрельбы стоя по неподвижной мишени.
7. Внутригрупповые соревнования. 4 часа.
10
Практика. Соревнования.
8. Строевая подготовка. 24 часа.
Теория. Основные понятия и термины строевой подготовки.
Практика. Отработка строевых приёмов и движения. Строевая стойка.
Повороты на месте. Движение в составе взвода. Выполнение воинского
приветствия.
9. Внутригрупповые соревнования. 4 часа.
Практика. Соревнования.
10.Правила и приемы стрельбы сидя «с колена» по
неподвижной мишени. 20 часов.
Теория. Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка,
прицеливание, спуск курка, дыхание.
Практика. Приёмы стрельбы сидя «с колена». Стрельба по неподвижной
мишени. Отработка приёмов стрельбы.
11.Внутригрупповые соревнования. 4 часа.
Практика. Соревнования.
12.Общая физическая подготовка с уклоном самообороны. 20
часов.
Теория. Страховка и самоконтроль при падениях.
Практика. Упражнения на мосту: в упоре головой в ковер движения впередназад, в стороны, кругообразные движения, вставание на мост из положения
лежа на спине. Имитационные упражнения с включением элементов приемов
и защит без партнера, с манекеном, с партнером. Парные упражнения.
Подвижные игры с элементами единоборств. Упражнения на расслабление.
Изучение и совершенствование техники и тактики: стойки, дистанции,
уходы, повороты, подготовка к броскам, положения борьбы лежа,
перемещения в бою, взаиморасположение бойцов.
13.Внутригрупповые соревнования. 4 часа.
Практика. Соревнования.
14.Правила и приемы стрельбы лежа по неподвижной мишени.
21 час.
Теория. Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка,
прицеливание, спуск курка, дыхание.
Практика. Приемы стрельбы лежа по неподвижной мишени. Отработка
навыка стрельбы.
15.Внутригрупповые соревнования. 4 часа.
Практика. Соревнования.
16.Туристическая подготовка с элементами школы выживания.
15 часов.
11
Теория. История туризма. Вид и формы туризма. Основы туристической
подготовки.
Практика. Установка палатки. Разведение и виды костров. Костер без
спичек и зажигалок. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
Гигиеническое обеспечение туристического путешествия. О первой
медицинской помощи. Основные элементы топографии.
17.Внутригрупповые соревнования. 4 часа.
Практика. Соревнования.
1.4.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты:
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации,
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих,
• овладение навыками первичными приемами выполнения меткой
стрельбы из пистолета Макарова и автомата Калашникова.
Личностные результаты:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми
в разных социальных ситуациях, умение разрешать конфликты и
находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
•
•
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении
спортивной стрельбы для укрепления здоровья человека (физического,
социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие
человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное),
о занятиях спортивной стрельбой как факторах успешной учёбы и
социализации;
• овладеть основами стрельбы из электронного пистолета
Макарова и автомата Калашникова;
• сформировать
рациональную изготовку для производства
точного выстрела, уметь правильно нажимать на спусковой крючок.
•
12
иметь представление об устройстве пистолета Макарова и
автомата Калашникова.
•
В конце обучения обучающиеся должны:
Знать:
1. Историю развития стрелкового спорта.
2. Развитие стрелкового оружия в России.
3. Меры безопасности при обращении с оружием. Порядок обращения с
оружием во время переноса, стрельбы и чистки оружия.
4. Материальная часть пневматической винтовки. Назначение, устройство и
взаимодействие частей и механизмов пневматической винтовки.
5. Порядок разборки и сборки винтовки.
6. Характерные неисправности, их устранение.
7. Уход за оружием, хранение.
8. Правила поведения в тире и на линии огня. Обязанности дежурного по
тиру.
9. Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка,
прицеливание, спуск курка, дыхание.
Уметь:
1. Правильно вести стрельбу стоя по неподвижной мишени.
2. Правильно вести стрельбу сидя «с колена» по неподвижной.
3. Правильно вести стрельбу лежа по неподвижной мишени.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
- Школьный стрелковый тир с рубежом 10 метров.
- Спортивный инвентарь: пневматические винтовки; мишени; пули
пневматические.
- Установки для замены мишеней.
- Стойка для стрельбы с упора.
- Тренажёр для укрепления рук.
- Оборудование кабинета: классная доска, проектор, ПК, аудиоколонки,
ученические столы двухместные с комплектом стульев, стол учительский с
тумбой, шкафы для хранения оборудования, дидактических материалов,
пособий и др.
- Спортивная площадка.
- Спортивный зал.
- Строевая площадка.
13
Информационное обеспечение
Официальные сайты
► Международный олимпийский комитет http://www.olympic.org/
► Международный паралимпийский комитет http://www.paralympic. org/
► Международные олимпийские комитеты
http://www.olympic.org/uk/organisation/noc/index uk.asp?id assoc=8
► Национальные спортивные структуры и организации. Представлены
национальные спортивные структуры стран всех континентов (Азии,
Америки, Африки, Европы, Океании), их связи с правительственными
структурами и ключевыми административными организациями в каждой
стране. http://www.ucalgary.ca/library/ssportsite/natorg.html
► Международные спортивные федерации
► http://olympic.org/uk/organisation/if/index uk.asp
► Международная ассоциация спортивной информации http://www.iasi.org/
► Национальная информационная сеть "Спортивная Россия". На сайте
имеется информация о структуре отрасли, об организациях и
учреждениях, имеющих отношение к спорту, о российских спортсменах и
специалистах, приведен каталог спортивных ресурсов, имеются ссылки на
сайты спортивной направленности. http://www.infosport.ru/
► Российский олимпийский комитет http://www.olympic.ru/
► Ассоциация спортивных судей http://www.footballreferee.org/index.asp
► Министерство спорта Российской Федерации http://www.minport.gov.ru/
► Министерство
спорта
Свердловской
области
htth:
//www.minsport.minural.ru/
► Официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://минобрнауки.рф/
► Министерство образования Свердловской области htth: //www.minobraz.ru/
► Стрелковый союз России, официальный сайт - http://shooting-russia.ru
Центры спортивной информации
► Всемирное антидопинговое агентство http://www.wada-ama.org/ en/
dynamic. ch2
► Национальная информационная сеть "Спортивная Россия". На сайте
имеется информация о структуре отрасли, об организациях и
учреждениях, имеющих отношение к спорту, о российских спортсменах и
специалистах, приведен каталог спортивных ресурсов, имеются ссылки на
сайты спортивной направленности. http ://www.infosport.ru/xml/t/
default.xml
► Олимпийский информационный центр
http://www.aafla.org/6oic/review frmst.htm
► Ссылки на центры спортивной информации
14
http://www.aafla.org/4sl/links frmst.htm
Спортивные информационные ресурсы
► Каталог спортивных интернет-ресурсов
http://www.sportfLles.ru/sf/catalog.asp?razd=21
► Классификационный спортивный сайт Евросоюза
http://www.europa.eu.int/comm/sport/index en.html
► Научно-исследовательский институт физической культуры, СанктПетербург http://www.genoterra.ru/news/view/11/517
► Спортивные средства массовой информации
http://www.infosport.ru/xml/t/bank.xml?nic=spec
► Виртуальная библиотека спортивной информации, собрана коллекция
ссылок по видам спорта http://sportsvl.com/
► Информационные центры, библиотеки, научно-исследовательские
институты и др. организации (адреса, телефоны, факсы, электронная почта
и интернет- адреса более 60 организаций, имеющих отношение к
спортивной информации) http://www.directory-iasi.org/
► Электронные каталоги спортивных библиотек
http://www.iasi.org/resources/catalogues.html
► Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту
Российского государственного университета физической культуры и
спорта. Возможен поиск информации в электронном каталоге. В разделе
новости представлены материалы конференций, проводимых на базе
РГУФК http://lib.sportedu.ru/
► Электронный каталог библиотеки Национального государственного
университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.
Лесгафта http://www.lesgaft-lib.ru/MarcWeb/Index.Asp
► Сайт библиотеки Московской государственной академии физической
культуры http://www.mgafk.ru/academy/bibl.htm
► Электронный каталог УралГУФК
http://elibrary.uralgufk.ac.ru/scripts/zgate.exe?Init+uralgafk.xml,simpl
uralgafk.xsl +rus
► Библиотека Сибирского государственного университета физической
культуры http ://www. sibsport.ru/www/
sibsport.nsf/0/5638BC150E2675F546256E 62002384EBopendocument
► Институт спортивной науки http://www.gssiweb.com/
► Интернет-источники по спорту и спортивным наукам ( Sport and Society
Internet Sources) http://sportsci.org/index.html?jour/03/03.htm&1
► Наука о тренерской работе ( Abstracts)
http://www-rohan.sdsu.edu/dept/coachsci/index.htm
► Собрание документов в области физического образования
http://www.ucalgary.ca/library/ssportsite/archives.html
15
► Спортивная медицина http://www.fims.org/fLms/frames.asp
► Спортивная наука. Содержит информацию о спортивной медицине,
питании спортсменов и т.д. http://www.sportsci.org/
► Спортивные ресурсы (обзор ресурсов, список новых научно-спортивных
публикаций, Web-директории и др.)
http://www.iasi.org/resources/index.html
► Энциклопедия по видам спорта http://www.infosport.ru/sp/
► ВСЕМИРНЫЙ АНТИДОПИНГОВЫЙ КОДЕКС на русском языке
http://lib.sportedu.by/internet/title/code ru.pdf
► Декларация по допингу http ://www. sportunterricht.de/lksport/Declaration
e.html
Интернет-ресурсы по физической культуре
► Газета "Здоровье детей" http://zdd. 1september.ru/
► Газета "Спорт в школе" http://spo. 1september.ru/
► Рефераты на спортивную тематику http ://www. sportreferats.narod.ru/
► Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.
Ежеквартальный научно-методический журнал Российской Академии
Образования Российской Государственной Академии Физической
Культуры http://www.infosport.ru/press/fkvot/
► Теория и практика физической культуры.Ежемесячный научно
теоретический журнал Г осударственного Комитета Российской
Федерации по физической культуре и туризму, Российской
Государственной Академии физической культуры http://tpfk.infosport.ru
► Спортивная жизнь России. Электронная версия ежемесячного
иллюстрированного
журналаhttp://www.infosport.ru/press/szr/1999N5/index.htm
► Журнал «Культура здоровой жизни» http://kzg.narod.ru/
► OlympicWare. Этот веб-сайт полностью посвящен Олимпийским играм.
Его базы содержат данные о всех Олимпиадах начиная с 1896 года
(первые игры в Афинах) http://olympic.ware.com.ua/
► Если хочешь быть здоров. Публикуются различные материалы по
физкультуре и спорту, различным методикам оздоровления и т.п.
http ://members. fortunecity.com/healthdoc/default.htm
► Инновационные
аспекты
совершенствования
дополнительного
образования в сфере физической культуры и спорта. Материалы
всероссийской
научнопрактической
конференции
http://ipk.spab.ru/newscon1.htm.
► Спортивное право. База данных, содержащая нормативные и
законодательные акты, регулирующие правовые, организационные,
экономические и социальные отношения в сфере физической культуры и
спорта http://sportlaws.infosport.ru
► История пулевой стрельбы http://www.shooting-russia.ru/index.php?page=1.2
16
Кадровое обеспечение
Серебров Владимир Александрович. Образование: высшее, ФГБОУ ВПО
«УрГПУ»,
направление
«050100.62
Педагогическое
образование,
квалификация «Бакалавр».
Место работы: МАОУ СОШ № 85, 620149, г. Екатеринбург, ул. Серафимы
Дерябиной, 49а.
Должность: учитель ОБЖ, педагог дополнительного образования, первая
квалификационная категория.
Методические материалы
Учебные плакаты, рисунки, фотографии.
Таблицы, схемы.
Кинофильмы.
Аудио и видеоматериалы для проведения теоретических и практических
занятий.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Контроль знаний по пройденным темам теоретической части
производится путем опроса. Контроль знаний правил ТБ при проведении
занятий и обращении с оружием проводится в форме опроса с допуском к
занятиям только при безусловном знании темы. Контроль качества
выполнения нормативов по стрельбе производится по трехбалльной системе
в соответствии с результатами и характером упражнения.
Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Русич» применяется:
Виды контроля
Наименование и время
проведения контроля
Входной контроль
(в начале курса
обучения)
Текущий контроль
(в течение всего
учебного года)
Промежуточный
контроль
(по окончании отчетного
периода)
Цель проведения
Формы контроля
Определение уровня
развития детей
Анкетирование,
результат стрельбы
Оценка качества
освоения какого-либо
раздела учебного
материала
Определение степени
усвоения
обучающимися
учебного материала,
Педагогическое
наблюдение
Выполнение
нормативов;
соревнование; опрос
17
Итоговый контроль
(в конце учебного
года/курса обучения
Определение
результатов обучения.
Оценка изменения
уровня развития детей.
Определение
результатов обучения.
Выполнение
нормативов; опрос;
соревнование; итоговое
занятие.
Оценочные материалы
Отследить уровень усвоения обучающимися содержания программы
можно по следующим показателям:
умение выполнить работу по образцу;
умение анализировать;
стабильность практических достижений обучающихся.
Показателями устойчивости интереса к деятельности, коллективу
являются:
текущая и перспективная сохранность контингента;
наполняемость, положительные мотивы посещения занятий;
осознание социальной значимости и нужности деятельности для себя.
Уровень воспитательных воздействий проявляется в характере
отношений между педагогом и обучающимися, между членами коллектива, в
том или ином состоянии микроклимата в группе, в культуре поведения
обучающихся.
Критериями
оценки
результативности
обучения
являются:
выполнение нормативов по стрельбе из пневматической винтовки;
проверка усвоения теоретических знаний по темам,
уровень развития памяти,
уровень строевой подготовки,
уровень разборки сборки АКМ,
а также результаты участия воспитанников в конкурсах, соревнованиях.
Приобретённые детьми знания, умения и навыки оцениваются по трем
позициям: высокий, средний и низкий уровень усвоения.
1.Анкета «Определение уровня учебной мотивации воспитанников в
системе дополнительного образования»
1. Я посещаю дополнительные занятия, потому что
Здесь я занимаюсь творчеством
Здесь я готовлюсь к профессии
Это укрепляет здоровье
Мне нравится общаться с педагогом
Мне нравится общаться со сверстниками
Другое (напишите Ваш вариант)
2. С каким настроением ты собираешься на занятия
18
С радостью, интересом, воодушевлением
Настроение не имеет значения, это пригодится мне в будущем
Настроения нет, вынужден идти туда, т.к. этого требует классный
руководитель (воспитатель)
Настроение появляется уже на занятиях
Занимаюсь без настроения
Бывает по-разному
3. Занятия всегда интересны для меня?
Да
Нет
По-разному
4. Устраивает ли тебя уровень и тематика занятий?
Да
Нет
По-разному
5. Ты хотел бы, чтобы задания на занятиях были более легкими?
Да
Иногда
Хочу, чтобы задания были трудными
6. За период посещения занятий в системе дополнительного
образования:
Я многое узнал, многое для себя открыл
Я стал активным участником различных мероприятий, проводимых в
училище
Я стал активным участником различных мероприятий, проводимых в
городе, крае
У меня появилось больше друзей
Ничего не изменилось
7. Какие черты характера воспитывают в тебе занятия, которые
ты посещаешь
Аккуратность
Внимательность
Активность
Усидчивость
Любознательность
Серьёзность
Исполнительность
Общительность
Уверенность в себе
Другое (напишите Ваш вариант)
8. Как ты думаешь, поможет ли тебе посещение занятий
определиться с выбором будущей профессии?
Да, поможет
19
Может и нет, но мне нравится посещать занятия, заниматься
любимым делом
Не знаю, время покажет
Нет
9. Ты считаешь, что твой педагог ДО:
Проводит интересные и увлекательные занятия
Стремится вызвать интерес к занятиям у кадет
Доброжелателен, справедлив, тактичен
Всегда понимает тебя, твое настроение
У тебя есть желание быть похожим на него
Другое (напишите Ваш вариант)
10. Педагог ДО всегда учитывает мои возможности и способности?
Да
Нет
По-разному
11. Если бы педагог сказал, что завтра на занятия всем приходить
не обязательно, ты бы пришел?
пришел
не пошел бы
не знаю
12. Ты хотел бы, чтобы у тебя были другие, менее строгие педагоги?
не хотел, мне нравятся наши педагоги
хотел бы
точно не знаю
13. Ты часто рассказываешь о занятиях своим родственникам и
друзьям?
часто;
редко;
совсем не рассказываю
14. Тебе нравятся ребята, которые занимаются вместе с тобой?
да;
не очень;
нет
15. Напиши свои впечатления о занятиях в системе
дополнительного образования.
Обработка результатов:
За каждый ответ на вопрос № 2-5, 10-14:
а) да – 3 балла,
б) иногда, не знаю, редко, бывает по-разному – 1 балл,
20
в) нет – 0 баллов.
Подсчет общего коллектива баллов:
0-7 баллов – неучебная мотивация, неудовлетворительное отношение к
занятиям;
8-15 балов – низкий уровень мотивации к занятиям.
16-19 баллов – средний уровень мотивации, занятия привлекают, но, в
основном, с целью организации времяпрепровождения.
20-23 баллов – хороший уровень познавательной мотивации.
24-27 баллов – высокий уровень учебной мотивации.
2. Результат стрельбы.
Для создания большей заинтересованности в постоянном повышении
мастерства и учитывая традицию выставления отметок учащимся за
достигнутые успехи, рекомендуется ставить начинающим стрелкам отметки
по трехбалльной системе: 3, 4, 5. Отметка «5» означает выполнение
нормативов по стрельбе из пневматической винтовки.
На основании норм и опыта стрельбы выставляются отметки за
стрельбу при условии: дистанция стрельбы -5м пули – «ДН», «ДЦ», мишень
– спортивная «П», время стрельбы неограниченное.
Отметки по результатам стрельбы.
Возраст стрелков Положение для стрельбы
Отметки за количество
выбитых очков
мальчики
девочки
3
4
5
3
4
5
12-17
Лёжа
14 24 30 11 21 27
С колена
11 21 27 8
18 24
Стоя
9
19 25 6
16 22
3. Вопросы к теоретическому разделу по стрельбе для контроля знаний
учащихся
1. Расскажите об истории развития пулевой стрельбы в России.
2. Расскажите об участии российских спортсменов на чемпионатах.
3. Что называется выстрелом?
4. Что влияет на дальность и точность полета пули?
5. До каких пор действует сила отдачи винтовки?
6. Как называется наука, изучающая движение пули?
7. Что такое траектория полета пули?
8. От чего зависит величина силы сопротивления воздуха?
9. Расскажите о способах стабилизации полета пули.
10. Явление естественного рассеивания пуль.
11. Расскажите о причинах рассеивания пуль.
12. Что называется отклонениями пробоин?
13. Для какой цели необходимо определять среднюю точку попадания пуль?
14. Какие способы определения средней точки попадания пуль вы знаете?
21
15. Расскажите о технических характеристиках винтовки ИЖ38.
16. Какие пули используются для стрельбы из пневматических винтовок?
17. Назначение и устройство основных частей пневматической винтовки.
18. Расскажите о положении частей и механизмов винтовки при хранении и
до заряжания.
19. Что происходит с механизмом винтовки при заряжании?
20. Как работают части и механизм винтовки при выстреле?
21. Основные правила ухода за пневматической винтовкой.
22. Какие правила безопасности и правила выполнения стрельб должен знать
стрелок?
23. Как производится приведение винтовки к нормальному бою?
24. Что такое точность стрельбы?
25. Что такое кучность стрельбы?
26. Порядок организации и проведение соревнований по стрельбе.
4. Оценивание разборки и сборки автомата.
Разборка:
«отлично» -18 сек
«хорошо» - 20 сек
«удовлетворительно» - 25 сек.
Сборка:
«отлично» -25 сек
«хорошо» - 27 сек
«удовлетворительно» - 30 сек.
5. Строевая подготовка.
Одиночная строевая выучка:
«отлично» – если не менее 50% строевых приемов выполнены на «отлично»,
а остальные не ниже «хорошо»;
«хорошо» — если не менее 50% строевых приемов выполнены на «хорошо»
и «отлично», а остальные на «удовлетворительно» при удовлетворительной
оценке за внешний вид.
«удовлетворительно» – если не менее 80% строевых приемов, внешний вид
оценены не ниже «удовлетворительно».
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Воспитательный эффект:
- формирование нравственных, морально-волевых качеств;
- формирование психологической и волевой готовности к патриотическому
поведению;
- формирование понимания необходимости вести здоровый образ жизни,
систематически заниматься физической культурой и спортом;
22
- формирование навыков культуры общения, коллективизма.
Социальный эффект:
- отвлечение подростков от антисоциальной деятельности;
- правовое воспитание, профилактика негативного поведения.
Оздоровительный эффект:
- привлечение подростков к систематическим занятиям
культурой и спортом.
физической
Развивающий эффект:
- активизация познавательной активности в различных областях
деятельности человека, связанных с безопасной жизнедеятельностью;
- расширение и углубление знаний, умений и навыков по стрелковой
подготовке, здоровому образу жизни;
- формирование чувства осмысления необходимости полученных знаний,
эффективности проводимых практических мероприятий.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
► Пулевая стрельба: примерная программа спортивной подготовки для
детско-юношеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских школ олимпийского резерва, училищ олимпийского резерва,
школ высшего спортивного мастерства / Под.ред. А. А. Насоновой. - М.:
Советский спорт, 2005., - 204 с.
► Ашмарин, Б. А. Педагогика физической культуры: учебное пособие / Б. А.
Ашмарин, Ю. Ф. Курамшин. - СПб.: ЛГОУ, 1999. - 352 с.
► Берштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. - М.:
Физкультура и спорт, 1991. - 228 с.
► Бондаревский, Е. Я. Возрастные особенности развития функции
равновесия у детей школьного возраста / Е. Я. Бондаревский // Развитие
двигательных качеств школьников. - М.: Просвещение, 1967. - 153 - 178 с.
► Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки
спортсменов [Текст] / Ю. В. Верхошанский. - М.: ФиС, 1988. - 331 с.
► Гачечиладзе, Я. В. Физическая подготовка стрелка / Я. В. Гачечиладзе, В.
А. Орлов. - М.: ДОСААФ, 1984. - 102 с.
► Григорян, Э. А. Двигательная координация школьников в зависимости от
возраста, пола и занятий спортом. - Киев, 2006. - 134 с.
► Дьячков, В. М. Физическая подготовка спортсмена / В. М. Дьячков. - М.:
ФиС, 1967. - 40 с.
► Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической
23
культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - М.: Издательский центр «Академия»,
2001. - 264 с.
► Кокоулина, О. П. Основы теории и методики физической культуры и
спорта: учебно-методическое пособие / О.П. Кокоулина. - М.: МГУ, 2001.
- 89 с.
► Корх, А. Я. Пулевая стрельба. Программа для тренерских факультетов
институтов физической культуры / А. Я. Корх. - М.: ФиС., 1981. - 255 с.
► Коссов, А. И. Психомоторное развитие младших школьников / А.И.
Коссов. - М.: АкадемПресс, 2003. - 264 с.
► Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие [Текст]
/ В. И. Лях. - М.: ТВТ «Дивизион», 2006 - 290 с.
► Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М.:
ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 272 с.
► Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю. Ф.
Курамшина. - М.: Советсткий спорт, 2003. - 464 с.
► Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Ж. К.
Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: издательский центр «Академия», 2000. 480 с.
► Янсон, Ю. А. Как диагностировать физическую подготовленность
школьников / Ю. А. Янсон // Физическая культура в школе. - 2002.- №4. С. 52-57.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сентябрь
Месяц Тема занятия
Форма
занятия
Теория Практика Форма контроля
Вводное занятие
Беседа
1
Беседа
История развития
стрелкового спорта
Беседа
2
Педагогическое
наблюдение
Развитие
стрелкового оружия
в России (просмотр
видеофильма
«История оружия»)
Просмотр
видеофильма
3
Педагогическое
наблюдение
Меры безопасности
при обращении с
оружием
Беседа
1
Педагогическое
наблюдение
24
Октябрь
Порядок обращения
с оружием во время
переноса, стрельбы
и чистки оружия
Объяснение,
рассказ
Педагогическое
наблюдение
1
Материальная часть Практическая 1
пневматической
часть
винтовки.
Назначение,
устройство и
взаимодействие
частей и механизмов
пневматической
винтовки
1
Педагогическое
наблюдение
Порядок разборки и
сборки винтовки
(плакат
«пневматическая
винтовка»)
Практическая 1
часть
2
Беседа.
Педагогическое
наблюдение
Характерные
неисправности, их
устранение
Практическая 1
часть
1
Педагогическое
наблюдение
Уход за оружием,
хранение
Практическая 1
часть
1
Педагогическое
наблюдение
Правила поведения в Практическая 1
тире и на линии огня часть
Педагогическое
наблюдение
Основные элементы Практическая 1
техники выполнения часть
выстрела: изготовка,
прицеливание, спуск
курка, дыхание
Беседа.
Педагогическое
наблюдение
Правила и приемы
стрельбы стоя по
неподвижной
мишени
Практическая
часть
3
Педагогическое
наблюдение.Опрос
Правила и приемы
стрельбы стоя по
неподвижной
мишени
Практическая
часть
3
Педагогическое
наблюдение.Беседа.
25
Ноябрь
Декабрь
Правила и приемы
стрельбы стоя по
неподвижной
мишени
Практическая
часть
3
Педагогическое
наблюдение
Правила и приемы
стрельбы стоя по
неподвижной
мишени
Практическая
часть
3
Педагогическое
наблюдение
Правила и приемы
стрельбы стоя по
неподвижной
мишени
Практическая
часть
3
Педагогическое
наблюдение
Правила и приемы
стрельбы стоя по
неподвижной
мишени
Практическая
часть
4
Педагогическое
наблюдение
Основные понятия и Практическая 1
термины строевой
часть
подготовки
Педагогическое
наблюдение
Отработка строевых Практическая
приёмов и движения часть
3
Педагогическое
наблюдение
Строевая стойка.
3
Педагогическое
наблюдение
Повороты на месте.
Практическая
часть
3
Педагогическое
наблюдение
Движение в составе
взвода.
Практическая
часть
4
Педагогическое
наблюдение
Движение в составе
взвода.
Практическая
часть
3
Педагогическое
наблюдение
Отработка строевых Практическая
приёмов и движения часть
4
Педагогическое
наблюдение
Выполнение
воинского
приветствия
Практическая
часть
3
Педагогическое
наблюдение
Внутригрупповые
соревнования
Практическая
часть
4
Соревнования
26
Февраль
Январь
Основные элементы Практическая 1
техники выполнения часть
выстрела: изготовка,
прицеливание, спуск
курка, дыхание
Педагогическое
наблюдение
Правила и приемы
стрельбы сидя «с
колена» по
неподвижной
мишени
Практическая
часть
3
Педагогическое
наблюдение.
Беседа.
Правила и приемы
стрельбы сидя «с
колена» по
неподвижной
мишени
Практическая
часть
8
Педагогическое
наблюдение.
Беседа.
Основные элементы Практическая
техники выполнения часть
выстрела: изготовка,
прицеливание, спуск
курка, дыхание
8
Педагогическое
наблюдение
Внутригрупповые
соревнования
Соревнования
2
Соревнования.
Внутригрупповые
соревнования
Соревнования
2
Соревнования.
История туризма.
Вид и формы
туризма.
Беседа
2
Педагогическое
наблюдение
Основы
туристической
подготовки.
Беседа
1
Педагогическое
наблюдение
Установка палатки.
Разведение и виды
костров.
Практическая
часть
3
Педагогическое
наблюдение
Костер без спичек и
зажигалок. Правила
поведения в
экстремальных
ситуациях.
Практическая
часть
3
Педагогическое
наблюдение
27
Гигиеническое
Практическая
обеспечение
часть
туристического
путешествия. О
первой медицинской
помощи.
3
Педагогическое
наблюдение
Основные элементы
топографии.
Практическая
часть
3
Педагогическое
наблюдение
Внутригрупповые
соревнования
Соревнования
1
Соревнования.
Внутригрупповые
соревнования
Соревнования
3
Соревнования.
Апрель
Март
Основные элементы Практическая 1
техники выполнения часть
выстрела: изготовка,
прицеливание, спуск
курка, дыхание
Педагогическое
наблюдение
Правила и приемы
стрельбы лежа по
неподвижной
мишени
Практическая
часть
3
Педагогическое
наблюдение
Правила и приемы
стрельбы лежа по
неподвижной
мишени
Практическая
часть
3
Педагогическое
наблюдение
Правила и приемы
стрельбы лежа по
неподвижной
мишени
Практическая
часть
4
Педагогическое
наблюдение
Правила и приемы
стрельбы лежа по
неподвижной
мишени
Практическая
часть
4
Педагогическое
наблюдение
Правила и приемы
стрельбы лежа по
неподвижной
мишени
Практическая
часть
6
Педагогическое
наблюдение
Внутригрупповые
Соревнования
4
Соревнования.
28
соревнования
Май
Страховка и
самоконтроль при
падениях.
Практическая
часть
4
Тестирование.
Упражнения на
Практическая
мосту: в упоре
часть
головой в ковер
движения впередназад, в стороны,
кругообразные
движения, вставание
на мост из
положения лежа на
спине.
4
Педагогическое
наблюдение.
Имитационные
Практическая
упражнения с
часть
включением
элементов приемов и
защит без партнера,
с манекеном, с
партнером.
3
Педагогическое
наблюдение
Упражнения с
манекеном. Парные
упражнения.
Практическая
часть
3
Педагогическое
наблюдение
Подвижные игры с
элементами
единоборств.
Практическая
часть
2
Педагогическое
наблюдение
Упражнения на
расслабление.
Практическая
часть
3
Педагогическое
наблюдение
Изучение и
Практическая
совершенствование часть
техники и тактики:
стойки, дистанции,
уходы, повороты,
подготовка к
броскам, положения
борьбы лежа,
перемещения в бою,
взаиморасположение
бойцов.
3
Педагогическое
наблюдение
Тестирование.
29
Внутригрупповые
соревнования
Всего 162
Соревнования
4
20
Соревнования.
142
30