МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 85 (МАОУ СОШ № 85) 620149, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной, 49а Тел./факс 240-50-24 ПРИНЯТО педагогическим советом МАОУ СОШ № 85 Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа физкультурно-спортивной направленности «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС» Возраст обучающихся: 7-17 лет Срок реализации программы: 1 год Автор-разработчик: Токарева Екатерина Игоревна, тренер-преподаватель, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ СОШ № 85. Направленность. Физкультурно-спортивная. Актуальность программы. Занятия спортом, благодаря индивидуальному подходу к особенностям каждого ребенка, позволяют ему ощутить себя в динамике непрерывного физического развития, отражающейся в его спортивных показателях и достижениях и, самое главное, в показателях его физического и психологического здоровья. Ведущую роль в настольном теннисе играют быстрота, сила, ловкость и выносливость в определённых сочетаниях. При этом первостепенное значение имеют скорость мышечного сокращения и регулирование скорости движений, а также пространственная точность движений, кроме того, настольный теннис требует быстрого решения сложных двигательных задач в каждой игровой ситуации. Занятия настольным теннисом рассматриваются, как одно из средств повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни. С этой точки зрения упражнения с мячом и ракеткой, а также обучение основам игры в настольный теннис представляет особый интерес, т.к. в процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки, приобретаются специальные знания, воспитываются физические и морально-волевые качества. Отличительная особенность программы – это формирование комфортной образовательной среды, которая воспитывает у детей и подростков культуру здорового и безопасного образа жизни на всех возрастных этапах. При составлении программы разработана система поэтапного обучения и контроля, в результате которой дети получают расширенное представление об игре в настольный теннис, овладевают основными навыками игры, осваивают счет, а по окончании обучения могут самостоятельно играть в настольный теннис. Настоящая программа может быть успешно выполнена на основе строгого соблюдения режима тренировки и отдыха, сочетания учебно-тренировочных занятий и выполнения самостоятельных заданий, планомерного осуществления восстановительно-профилактических мероприятий. Адресат. Программа рассчитана на обучающихся 7-17 лет. Она педагогически целесообразна, так как становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим личностному росту обучающихся, развитию их способностей. Она построена так, чтобы обучающиеся получили ясные представления о системе взаимодействия спорта с жизнью с опорой на жизненный опыт и живые примеры из окружающей действительности. В группе от 6 до 8 человек. Набор детей проводится по желанию, без предварительного отбора. Для зачисления – необходимо заявление родителей, заключение Договора на оказание платных услуг и медицинская справка об отсутствии противопоказаний для занятий данным видом спорта. Цена одного занятия – 300 рублей. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю (по 40 минут). Третье занятие (по субботам) – соревновательное. Объём общеразвивающей программы: 68 часов. Срок освоения общеразвивающей программы. 1 год. Уровневость. Стартовый уровень – предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Формы обучения. Занятия строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. Эффективность зависит от степени рациональной организации плотности занятий, оптимальной дозировки нагрузки, учёта индивидуальных особенностей обучающихся. В зависимости от этих факторов и ступени подготовки, занятия могут проводиться с помощью различных организационных форм: - групповая форма обучения создаёт хорошие условия для микросоперничества во время занятий, а также воспитывает чувство взаимопомощи при выполнении упражнений; - индивидуальная форма обучения: обучающиеся получают задания и работают самостоятельно, что даёт возможность воспитывать у них чувство самоконтроля и творческого подхода к занятиям. Используя этот вариант ведения занятий, педагог может дозировать индивидуальную нагрузку для каждого обучающегося; фронтальная форма обучения позволяет педагогу одновременно контролиро- - вать выполнение задания всеми обучающимися, так как одно и то же упражнение выполняется всеми одновременно. Виды занятий. При обучении детей игре «Настольный теннис» используются следующие виды занятий: - учебно-тренировочные занятия (групповые) - направлены на обучение и повышение спортивного мастерства (тренинг, практическое занятие), - теоретические занятия (беседа, обучающее занятие), - участие в спортивных соревнованиях - направлены на воспитание воли, самостоятель- ности и ответственности (турнир, спортивный праздник), - просмотр и анализ учебных кинофильмов и видеофильмов, - комплекс восстановительных мероприятий. Формы подведения результатов. Тщательное программирование процесса подготовки занимающихся в объединении дополнительного образования «Настольный теннис» даёт необходимый эффект только при наличии столь же тщательной системы контроля за ходом подготовки воспитанников. Знания определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы в следующих формах: зачёт, собеседование, вопросы; а умения и навыки - с практическими (выполнение нормативов, контрольные упражнения, выступление на соревнованиях и спортивных мероприятиях). Контроль и оценка тренировочного процесса дают возможность определить степень эффективности использованных средств и методов. В настольном теннисе самыми эффективными контрольными проверками являются игры на счет, товарищеские встречи, соревнования. 1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы. Развитие у обучающихся основных физических качеств, укрепление здоровья, формирование потребности в организации здорового образа жизни посредством регулярных занятий настольным теннисом. Задачи. Образовательные: изучить технические приемы игры в настольный теннис; способствовать приобретению теоретических и методических знаний; способствовать овладению основными приёмами современной техники и тактики игры; повышать спортивную квалификацию. Развивающие: развивать у обучающихся основных физических качеств, важные двигательные умения и навыки (ловкость, выносливость, гибкость, координация, быстрота реакции и движений); развивать у обучающихся специальные психофизические качества (оперативное мышление, умение концентрировать и переключать внимание); развитие организаторских навыков; развивать навыки работы в команде; формировать у обучающихся навыки занятий физическими упражнениями во время игрового досуга. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи; формировать потребность к ведению здорового образа жизни; формировать основы позитивного общения и коллективного взаимодействия. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план № п/п Название раздела, темы 1 Кол-во часов всего теория практика Теоретическая подготовка 4 2 2 2 Общая физическая подготовка 10 1 9 3 Специальная физическая подготовка 8 1 7 4 Техническая подготовка 22 2 20 Формы аттестации/ контроля Анкетирование. Беседа. Собеседование Оценка технической подготовленности. Педагогическое наблюдение Оценка технической подготовленности. Педагогическое наблюдение Оценка технической подготовленности. Выполнение контрольных упражнений Оценка технической подготовленности. Выполнение контрольных упражнений Оценка технической подготовленности. 5 Тактическая подготовка 14 6 Контрольные испытания 2 2 7 Игровая подготовка 4 4 Оценка технической подготовленности. Педагогическое Наблюдение Оценка технической подготовленности 8 Соревнования 3 3 Педагогическое наблюдение Оценка технической подготовленности 9 Аттестация 1 1 Выполнение контрольных упражнений ИТОГО 68 1 7 13 61 Содержание учебного (тематического) плана 1. Теоретическая подготовка Теория. Физическая культура и настольный теннис как средство укрепления здоровья. Правила ведения здорового образа жизни. Режим питания спортсменов. История развития настольного тенниса в России. История развития настольного тенниса в мире. Практика. Техника безопасности на занятиях по настольному теннису. Правила игры в настольный теннис. Основные сведения о технике ударов и передвижения. Основные сведения о тактике игры. 2. Общая физическая подготовка Теория. Основные направления общей физической подготовки Практика. Развитие координационных способностей: бег с высоким подниманием бедра, с захлёстом голени, с преодолением препятствий, по разметкам; бег с изменением длины и частоты шагов, приставными шагами, челночный бег; удержание равновесия на одной ноге; прыжки с разворотом на 180 градусов; маховые движения ногами без опоры; жонглирование. Развитие скоростных способностей: бег с максимальной скоростью на 30 м; бег с максимальной скоростью на 60 м; прыжки: на одной и двух ногах, через скакалку на скорость; бег с изменением скорости и направления по звуковым сигналам. Развитие силовых качеств: общеразвивающие упражнения без предметов, с утяжелителями (1-3 кг); сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу; прыжки с подтягиванием колен к груди. Развитие выносливости: равномерный медленный бег до 10 минут; равномерный медленный бег до 1 км; планка. Развитие гибкости: растяжка мышц спины; растяжка «Мостик»; растяжка с наклоном в сторону; растяжка с выпадом в сторону. Подвижные игры: Эстафеты с элементами настольного тенниса. 3. Специальная физическая подготовка Теория. Основные направления специальной физической подготовки Практика. Упражнения для развития скоростных способностей: бег и прыжки по натянутой на полу лесенке вперед, в разные стороны, боком; прыжки в быстром темпе через скакалку: 3 раза по 45 сек.; 2 раза по 60 сек.; игры с прыжками (для развития взрывной силы ног). Упражнения для развития стартовой скорости: по сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5-10 м из различных исходных положений: стоя лицом, боком, спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, сидя, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте. Упражнения для развития скоростных способностей: бег и прыжки по натянутой на полу лесенке спиной вперед; бег скрестным шагом в различных направлениях; прыжки в быстром темпе через скакалку: 3 раза по 45 сек; 2 раза по 60 сек; бег 10 м (для развития взрывной силы ног); бег с ускорением, изменением направления, темпа; бег с максимальной скоростью на 60 м. Упражнения для развития скоростно-силовых способностей: поднимание туловища с доставанием грудью колен из положения лежа на спине; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу на скорость; прыжки толчком одной или двумя ногами в различных направлениях; прыжки в приседе вперед-назад; приставные шаги и выпады; приседания на скорость; многоскоки; имитация ударов без ракетки, с ракеткой; упражнения с утяжелителями. Упражнения для развития специальной выносливости: прыжки боком через натянутую на уровне высоты гимнастической скамейки скакалку; бег и прыжки на месте; прыжки из приседа; скрутка; бег в умеренном темпе 500 м. Упражнения для развития специальных координационных способностей и ловкости: упражнения с теннисными мячами (в парах): ловля и броски мячей двумя руками, одной рукой; метание теннисного мяча на точность попадания в заданную цель; метание мяча в стенку, ловля после отскока от земли или слета. Упражнения для развития гибкости. растяжка подколенных сухожилий сидя; растяжка подколенных сухожилий с дополнительной нагрузкой; поперечная растяжка сидя; скручивание сидя. 4. Техническая подготовка: Теория. Основные направления технической подготовки Практика. Хватка ракетки; набивание мячом; стойка теннисиста; овладение техникой основных ударов; овладение техникой основных передвижений; овладение техникой основных подач; овладение техникой дополнительных ударов; овладение техникой дополнительных передвижений; овладение техникой дополнительных подач. 5. Тактическая подготовка: Теория. Основные направления тактической подготовки Практика: умение реагировать на действия соперника; целесообразное использование изученных ударов; приемы подач; умение быстро определить особенности игры соперника. 6. Контрольные испытания. Практика 7. Игровая подготовка: Практика: умение реагировать на действия соперника; приемы подач; игра на счет (одиночный разряд); игра на счет (парный разряд); игра на счет (только подрезками); игра на счет (только накатами). 8. Соревнования: промежуточные соревнования, итоговые соревнования. 9. Аттестация 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания программы «Настольный теннис» универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся. В области физической культуры: - владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе овладения упражнений с мячом и ракеткой, активное использование настольного тенниса в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; - владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по настольному теннису. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые отражаются в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия настольным теннисом для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. При занятиях настольным теннисом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Настольный теннис развивает такие жизненно важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях, концентрация внимания и распределение внимания, что существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической активности. Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества. Настольный теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи. Через усвоение теннисного этикета служит прекрасным средством коммуникативного общения, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения программы. Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных умений и навыков, умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по настольному теннису. В области познавательной культуры: - владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности настольного тенниса; В области нравственной культуры: - способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в настольном теннисе; - владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше. В области трудовой культуры: - умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям. В области эстетической культуры: - умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений; - умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко и непринужденно. В области коммуникативной культуры: - владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. В области физической культуры: - владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; - владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических действий в настольном теннисе, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности; - умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по настольному теннису. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение. Для успешной реализации программы «Настольный теннис» в наличии: столы для настольного тенниса; сетки для настольного тенниса; мячи для настольного тенниса; ракетки для настольного тенниса; скакалки; утяжелители; координационная лестница; мишени; судейский набор; видео, аудио и текстовый материал о настольном теннисе; рециркулятор бактерицидный Информационное обеспечение. Настольный теннис Влияние занятий настольным теннисом на физическое развитие подростков среднего школьного возраста История настольного тенниса Советы по технике и тактике настольного тенниса Учись играть в настольный теннис Как быстро научиться играть в настольный теннис Играем в настольный теннис Формирование технико-тактической подготовленности спортсмена в настольном теннисе с учетом типа вегетативной регуляции его организма Кадровое обеспечение. Токарева Екатерина Игоревна Место работы: МАОУ СОШ № 85 Адрес: 620149, г. Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной, 49а Образование: высшее, ФГБОУ ВО Уральский государственный университет физической культуры; специальность «Физическая культура», квалификация «Тренер-преподаватель физической культуры» Должность: педагог дополнительного образования. Методические материалы. презентации (составленные педагогом и взятые из открытых Интернет-источников) обучающие демонстрационные плакаты 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы В целях объективного определения перспективности обучающихся, динамики уровня спортивного совершенствования и своевременного выявления недостатков в спортивной подготовке осуществляется текущий контроль успеваемости, счёт общего времени на освоение соответствующей образовательной области. Текущий контроль обучающихся проводится в течение учебного года тренером-преподавателем, согласно перечню контрольных нормативов. Формами подведения итогов работы по программе являются: контрольные нормативы по ОФП, СФП, технико-тактической подготовке; выступление обучающихся в соревнованиях различного уровня; реализация творческого потенциала воспитанников; выполнение разрядных нормативов в зависимости от возраста и начала занятий настольным теннисом (Приложение 1). 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Барчукова Г.В. Программа по настольному теннису для спортивных школ- М., 2004. 2. Барчукова Г.В., Богушас В.М., Матыцин О.В. Теория и методика настольного тенниса. - М.: Академия, 2006. 3. Богушас В.М. Играем в настольный теннис. - М.: «Просвящение», 1987. 7. Гринберг Г.Л. Настольный теннис. Техника, тактика, методика обучения. - Кишинев, 1973. 4. Ефремова А.В., Гужаловский А.А. Нормирование тренировочных нагрузок на повыше- ние точности ударов в настольном теннисе.- Минск,1995. 5. Розин Б.М. Чудеса малой ракетки. - Душанбе: Ирфон, 1986 6. Теннис. Примерная программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст] / под общ.ред. проф. В. А. Голенко, проф. А. П. Скородумовой. М.: Советский спорт, 2009. 7. Фримерман Э.Я. Краткая спортивная энциклопедия. Настольный теннис. - М.: Олимпия Пресс, 2005. 8. Шестеркин О.Н. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис на этапе начальной спортивной специализации: кандидат пед. Наук/РГАФК.М.,2000. Приложение 1. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ для ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-10 ЛЕТ Контроль Физические споВозраст, ное упражсобности лет нение 9,9-9,3 9,5-9,0 115-135 8 9 10 7 10,2 9,9 100 и ниже 110 120 130 1 8 9 10 1 1 1 2-3 3-4 3-4 Бег 30м, с 8 9 10 7 Координационные Челночный бег 3*10м, с 8 9 10 7 Силовые Низкий (3) Средний (4) 7,3-6,2 Скоростные Подтягива ние на высокой перекладине (М), подтягива ние на низкой перекладине (Д), кол-во раз мальчики 7,5 и выше 7,1 6,8 6,6 11,2 и выше 10,4 7 Прыжок в Скоростно-силодлину с мевые ста, см Уровень 7,0-6,0 6,7-5,7 6,5-5,6 10,8 10,3 10,0-9,5 125-145 130-150 140-160 2-3 девочки Высокий (5) Низкий (3) 5,6 и ниже 5,4 5,1 5,1 9,9 и ниже 9,1 7,6 и выше 7,3 7,0 6,6 11,7 и выше 11,2 8,8 8,6 155 и выше 165 175 185 10,8 10,4 85 и ниже 90 110 120 Средний (4) 7,5-6,4 7,2-6,2 6,9-6,0 6,5-5,6 11,3 10,6 10,7 10,1 10,3-9,7 10,0-9,5 110-130 125-140 135-150 140-150 4-8 4 и выше 2 и ниже 3 6-10 5 3 7-11 5 4 8-13 Высокий (5) 5,8 и ниже 5,6 5,3 5,2 10,2 и ниже 9,7 9,3 9,1 150и выше 155 160 170 12 и выше 14 16 18 КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОФП И СФП для ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-15 ЛЕТ Контроль Физические споВозраст, ное упражнесобности лет ние Координационные Бег 30м, с Челночный бег 3*10м, с Прыжок в Скоростно-силодлину с места, вые см Силовые Подтягивание на высокой перекладин е(М), подтягивание на низкой перекладин е (Д), кол- во раз мальчики Низкий (3) Средний (4) 6,1-5,5 12 13 14 15 11 6,3 и выше 6,0 5,9 5,8 5,5 9,7 и выше 9,3 9,3 9,0 8,6 140 и ниже 145 150 160 175 1 12 13 14 15 1 1 2 3 4-6 5-6 6-7 7-8 11 Скоростные Уровень 12 13 14 15 11 12 13 14 15 11 5,8-5,4 5,6-5,2 5,5-5,1 5,3-4,9 9,3-8,8 9,0-8,6 9,0-8,6 8,7-8,3 8,4-8,0 160-180 165-180 170-190 180-195 190-205 4-5 девочки Высокий (5) Низкий (3) 6,4 и выше 6,2 6,3 6,1 6,0 10,1 и 8,5 и ниже выше 8,3 10,0 8,3 10,0 8,0 9,9 7,7 9,7 195 и 130 и выше ниже 200 135 205 140 210 145 220 155 6и 4 и ниже выше 7 4 8 5 9 5 10 5 5,0 и ниже 4,9 4,8 4,7 4,5 Средний (4) 6,3-5,7 6,0-5,4 6,2-5,5 5,9-5,4 5,8-5,3 9,7-9,3 9,6-9,1 9,5-9,0 9,4-9,0 9,3-8,8 150-175 155-175 160-180 160-180 165-185 10-14 11-15 12-15 13-15 12-13 Высокий (5) 5,1 и ниже 5,0 5,0 4,9 4,9 8,9 и ниже 8,8 8,7 8,6 8,5 185 и выше 190 200 200 205 19 и выше 20 19 17 18 КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ для ОБУЧАЮЩИХСЯ 15-18 ЛЕТ Физические способности Контрольное упражнение Возраст, лет 16 Скоростные Бег 30м, с 17,18 16 Челночный бег Координационные 3*10м, с 17,18 16 Скоростно-силовые Прыжок в длину с места, см 17,18 16 Силовые Подтягивание на высокой перекладине(М), подтягивание на низкой перекладине (Д), кол-во раз 17,18 Уровень юноши Низкий (3) 5,2 и ниже 5,1 Средний (4) 5,1 4,8 5,0 4,7 8,2 и 8,0 ниже 7,6 8,1 7,9 7,5 180 и 195 ниже 210 190 205 220 8-9 4и ниже 5 9-10 Девушки Высокий (5) Низкий (3) Средний (4) 4,4 и выше 4,3 6,1 и ниже 6,1 5,9-5,3 7,3 и выше 7,2 9,7 и ниже 9,6 9,3-8,7 230 и выше 240 160 и ниже 160 11 и выше 12 170 190 170 190 13-15 6 и ниже 6 13-15 5,9-5,3 9,3-8,7 Высокий (5) 4,8 и выше 4,8 и выше 8,4 и выше 8,4 и выше 210 и выше 210 и выше 18 и выше 18 и выше Нормативы технической подготовленности № п/п Наименование технического приема 1. Набивание мяча левой стороной ракетки 2. Набивание мяча правой стороной ракетки 3. Набивание мяча поочередно правой/левой стороной ракетки 4. Толчок слева по диагонали* 5. Толчок справа по диагонали* 6. Накат слева по диагонали* 7. Накат справа по диагонали* 8. Подрезка слева по диагонали* 9. Подрезка справа по диагонали* 10. Подача без вращения слева* 11. Подача без вращения справа* 12. Подача с боковым вращением слева* 13. Подача с боковым вращением справа* 14. Подача с нижним вращением слева* Кол-во ударов 100 80 60 100 80 60 90 70 50 9 8 6 8 7 5 8 7 5 7 6 4 7 6 4 6 5 3 9 8 6 9 8 6 8 7 5 7 6 4 7 6 4 Оценка Отлично Хорошо Удовлетворительно Отлично Хорошо Удовлетворительно Отлично Хорошо Удовлетворительно Отлично Хорошо Удовлетворительно Отлично Хорошо Удовлетворительно Отлично Хорошо Удовлетворительно Отлично Хорошо Удовлетворительно Отлично Хорошо Удовлетворительно Отлично Хорошо Удовлетворительно Отлично Хорошо Удовлетворительно Отлично Хорошо Удовлетворительно Отлично Хорошо Удовлетворительно Отлично Хорошо Удовлетворительно Отлично Хорошо Удовлетворительно 15. Подача с нижним вращением справа* 6 5 3 Отлично Хорошо Удовлетворительно * (количество попаданий в заданную область из 10 раз) Критерии оценивания «Личностного развития воспитанника» Показатели оцени- Критерии вания * Терпение * Воля * Самоконтроль Интерес к занятиям в объединении, самооценка Степень выраженности оцениваемого качества Организационно волевые качества Способность выдер- терпения хватает меньше, чем на 1/2 за- низкий наблюдение живать учебные нятия, волевые условия побуждаются нагрузки, побуждать педагогом, воспитанник действует под себя к практическим воздействием контроля; действиям, контролитерпения хватает больше, чем на 1/2 ровать поступки средний занятия, иногда проявляются волевые качества, может контролировать себя сам; терпения хватает на всё занятие, высокий волевые качества ярко выражены, постоянно контролирует себя Ориентационные интерес к занятию слабо выражен, самооценка занижена; низкий анкетировани интерес поддерживать самим воспитантестироваОсознание участия ником, самооценка занижена; средний ние воспитанника в освоении программы, способность воспитывать постоянный интерес к занятию, самосебя адекватно реаль- оценка нормальная высокий ным достижениям Поведенческие качества Конфликтность, тип Умение контролиро- провоцирует конфликт, сотрудничает сотрудничества вать себя в конфликт- по принуждению педагога; ной ситуации, умение сторонний наблюдатель конфликта, сотрудничать проявляет желание к сотрудничеству; доброжелательный, неконфликтный, проявляет инициативу в сотрудничестве Личностные достижения воспитанника Степень и качество не принимает участия; Участие в мероприятиях различного уровня Уровень Метод оценки диагностики принимает участие при поддержке взрослого; низкий наблюдение, тестирование средний высокий низкий средний самостоятельно проявляет инициативу высокий наблюдение