МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 85 (МАОУ СОШ № 85) 620149, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной, 49а Тел./факс 240-50-24 ПРИНЯТО педагогическим советом МАОУ СОШ № 85 Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НАРОДНЫЕ УЗОРЫ» Возраст обучающихся: 7-12 лет Срок реализации: 3 года Автор-разработчик: Солодова Наталия Валерьевна, учитель изобразительного искусства г. Екатеринбург, 2023 год Пояснительная записка. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративноприкладного искусства (ДПИ) составляет творческий ручной труд. Искусство росписи имеет многовековые традиции. Каждый из его видов отличается своеобразием художественно-стилистических черт, основанных на особенностях исторических, экономических, природных условий развития. Актуальность программы обусловлена следующими факторами: - Целью современного образования, которая заключается в воспитании всесторонне развитой личности. Важное направление в развитии личности – нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. - Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умения организовать свой досуг. Как помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа художественной росписи. В процессе выполнения данной программы ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир декоративноприкладного искусства, превращать его в предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм. Научит творчески подходить к окружающей действительности и преображать мир вокруг себя. - Интересом к истории своего народа. Данная программа способствует приобщению ребенка к народной культуре, традициям и обычаям русского народа. Способствует осознанию причастности к культуре своего народа. Программа предполагает изложение материала по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов и упражнений до заданий на импровизацию, роспись изображений, создание своих композиций. Итогом обучения будут служить творческие задания, в которых должны проявиться инициативность детей, знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Новизна программы. Особенностью данной программы является практическая направленность. Кружковцы творчески преображают окружающую действительность, используя полученные навыки для создания изделий, используемых в быту ( карандашницы, брошки, вазы, наборы елочных игрушек, открытки, матрешки и др.) Цель программы: Развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через декоративно-прикладное искусство росписи. Обучение учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов предполагает решение следующих основных задач: Обучающие: - познакомить с историей народных промыслов России, - научить понимать символику народных орнаментов, распознавать различные виды росписи; - научить технике свободной росписи кистью; - научить копировать узоры старых мастеров и создавать на их основе свои неповторимые мотивы; - научить выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных элементов; - познакомить с технологией росписи деревянных изделий; научить использовать полученные знания в жизни; - закрепить теоретические понятия полученные на уроках ИЗО: декоративно-прикладное искусство, стилизация, композиция, ритм, симметрия, цветовая гамма, перспектива и др. Развивающие - развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; - развитие колористического видения; - развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; - улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера; - развитие деятельность; способности самостоятельно планировать свою - развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации). Воспитательные: - воспитание чувства уважения к традициям своего народа. формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством; - формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов; - воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия; - воспитание аккуратности. Сроки реализации программы и возраст обучающихся. Программа кружка художественной росписи предназначена для реализации в условиях школы (кабинет изобразительного искусства), после учебных занятий. Программа рассчитана на 3 года обучения. Общее количество часов – 216 ч. 72 часа в год. Возраст обучающихся: 7-12 лет Наполняемость учебной группы 5 - 15 человек. Формы занятий: творческие занятия. теоретико-практические, практические, На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные методы – рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ, просмотром презентаций и видеофильмов. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Учащиеся выполняют коллективные. как индивидуальные работы, так и Программой также предусмотрены посещения выставок, экскурсии в краеведческие музеи. Предусмотрен выход учащихся из школы для зарисовок на природе. Оценка планируемых результатов освоения программы. Каждое занятие начинается с обсуждения выполненных работ, выявления положительных моментов и недостатков. Система отслеживания и оценивания результатов проходит через участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, ярмарках. Выставки могут быть однодневные в конце каждого занятия; постоянные, проводящиеся в помещении, где работают дети; тематические по итогам изучения разделов, тем; итоговые - в конце года организуется выставка практических работ воспитанников. Изготовление подарочных работ, сувениров к праздникам: День учителя, Новый год, 23 февраля, 8 марта и др. Основной принцип обучения учащихся – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью педагог знакомит детей с историей развития ремесла, творческими работами народных мастеров. На примере этих работ и работ педагога учащиеся вначале подражают, копируют, а в дальнейшем сами составляют свои орнаменты и композиции. В каждую работу воспитанники привносят что-то свое, личное, отражают собственное видение. Ожидаемые результаты. Учащиеся должны знать: - правила безопасности труда, требования к организации рабочего места; о применении орнамента в жизни; - главные отличительные элементы орнамента в Мезенской, Дымковской, Хохломской, Городецкой росписи, Урало-сибирской, Пермогорской, матрешки, лаковой миниатюры; - знать значения слов: орнамент, симметрия, ритм, стилизация, композиция, народный мастер, цветовая гамма, колорит, панорама, перспектива; Учащиеся должны уметь: - решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации, импровизации по мотивам народного орнамента, росписи по дереву (мезенской, дымковской, хохломской, городецкой), - составлять орнамент в полосе, круге; - составлять композицию росписи разделочной доски, пасхального яйца, матрешки. - рисовать кистью элементы геометрического орнамента (точку, круг, прямую, волнистую линию, клетку); - рисовать кистью элементы растительного орнамента (ягоды, яблоки, цветы, листья, многолепестковые розетки), трехлопастной листок, тюльпановидный цветок, кустик из округлых листьев; розан, купавку. - при анализе произведений народных мастеров находить главные отличительные элементы орнаментов в росписи по дереву. - рисовать кистью птиц, животных, используемых в росписях Примерный тематический план на 1-ый год обучения. Номер Название разделов и тем раздела темы 1 Введение. Правила техники безопасности 2 Народные промыслы России. 3 Традиционные мотивы и символика народной росписи. 4 Занятие на развитие воображения. Рисуем настроение 5 Дымковская игрушка 6 Мезенская роспись. 7 Урало-сибирская роспись. 8 Набор елочных игрушек в народном стиле. 9 Городецкая роспись 10 Творческое занятие. Создание собственной росписи 11 Матрешка традиционная. Семеновская, загорская, полоховмайдан. Роспись традиционной матрешки. 12 Пленер. Зарисовка цветов, природных эл 13 Художественная миниатюра. Лирический пейзаж. Роспись плоского изделия. 14 Итоговая выставка 15 Экскурсия в музей ДПИ Количество часов Всего теория практика 1 1 1 4 1 2 2 2 1 1 6 8 8 6 2 2 2 2 4 6 6 4 8 2 2 1 6 1 10 2 8 4 1 3 8 2 6 2 2 72 2 2 25 47 Итого: 72 часа Содержание программы 1 года обучения. 1.Вводное занятие. Теория. Знакомство с кабинетом, его оборудованием. Задачи и содержание работы в кабинете изобразительного искусства. Внутренний распорядок в кабинете, общие правила безопасности труда и личной гигиены. Необходимые инструменты и материалы. 2. Народные промыслы России. Теория. Основные виды традиционной росписи по дереву у народов Росписи, северорусские графические росписи (мезенсая, красноборская, борокская, пучугская). Северорусские и уралосибирские живописные росписи (каргопольская, шенкурская, вятская, …). Росписи Поволжья (городецкая, хохломская, уралосибирская). Новые центры росписи по дереву (Урал, Поволжье, Сибирь). Народные промыслы и современность. Использование в быту. 3. Традиционные мотивы и символика народной росписи. Теория: древо жизни, знаки солнца, земли, воды, птица сирин, лев, русалка, единорог и др. Отражение окружающего мира в народных орнаментах. Защита дома и семьи от враждебных сил. Знакомство с приемами росписи, правильной постановкой руки, используемыми красками. Практика. Изображение древа жизни. 4. Занятие на развитие воображения. Рисуем настроение. Цветовой круг. Названия цветов. Смешивание красок. Эмоциональная окраска различных цветов и форм, их влияние на настроение человека. Практика. Нарисовать чувства: любопытство, радость, горе, печаль, тоска, спокойствие и др. 5. Дымковская игрушка. История промысла. Элементы росписи, цветовая гамма. Символика росписи. Роспись бумажных заготовок: олешек, барынька, павлин. 6. Мезенская роспись. Теория. История и традиция промысла. Символика. Ознакомление с лучшими произведениями, мастерами. Просмотр репродукций, настоящих расписных изделий, работ. Инструменты и оборудование, выпускаемые промышленностью. Приспособления характерные для росписи. Рабочее место художника по росписи. Правила безопасности труда и личной гигиены. Правильная посадка работающего. Основные элементы росписи и приёмы их выполнения; простейшие композиции. Организация рабочего места. Правильная посадка работающего. Основные используемые цвета. Технология росписи деревянного изделия. Особенности росписи изделий различных форм. Практика. Приёмы владения кистью. Мазок как основной элемент кистевой росписи. Разновидности мазка – от каплевидного до штрихового. Растительные мотивы в росписи и их разнообразие. Животные и птицы в росписи. Зависимость выбора мотива росписи от техники письма. Простейшие композиции росписи. Технологические пробы по освоению приёмов росписи. Копирование образцов росписи на бумаге. Вклеивание наиболее удавшихся в альбом. Составление эскиза росписи подарочной коробки. Открытки. Закладки для книг. 7.Урало-сибирская Теория. История Урало-сибирской росписи. Техника Уральской росписи. Элементы и орнаменты росписи. Практическая работа: Выполнение простейших элементов Урало-сибирской росписи: (кистевые мазки, бутон, ягодки, цветочек, вертушка, травинки, усики,). Выполнение композиции - «Гирлянда» Самостоятельная работа по росписи деревянных предметов и работа импровизаций. 8. Набор елочных игрушек в народном стиле. Особенности составления комплекта предметов, объединенных в единую композицию. Практика. Составление эскиза набора елочных игрушек в народном стиле. Роспись комплекта. 9. Городецкая роспись. Ознакомление с художественными и техническими приёмами Городецкой росписи по дереву. Теория. Основные элементы росписи и приёмы их выполнения; простейшие композиции. Практика. Приёмы владения кистью. Мазок (тенёвка, оживка), обводка и обрамления как важные элементы росписи. Растительные мотивы, цветы (купавки, розаны…) в росписи и их разнообразие. Простые композиции с изображением птиц, животных. Зависимость выбора мотива росписи от техники письма. Простейшие композиции росписи. Технологические пробы по освоению приёмов росписи. Работа над росписью по городецким мотивам Изучение техники росписи дерева. Цветовое решение городецких росписей. Подготовка деревянной основы. Повтор главных отличительных элементов растительного орнамента (приём прикладывания кисти), "Роза", "Белая и тёмная оживка" (штрихи, точки). Вариация главных элементов орнамента, украшение спинки стульчика. Импровизация по мотивам городецкой росписи "Сказочная ветка" (симметрия). Роспись изделия плоской формы (разделочные доски прямоугольной, фигурной формы). Последовательность. Этапы. Особенности росписи комплекта из нескольких изделий. Практика. Составление эскиза с изображением птиц, животных и растительных мотивов. Роспись разделочной доски. 10.Творческое занятие. Создание собственной росписи. Стилизация растительных элементов: листьев, цветов, ягод и др. Роспись вазы. 11. Традиционная матрешка. Теория. Игрушки. История возникновения матрешки. Первые матрешки. Особенности росписи матрешек Загорска, Семеновска, Полохов-Майдана. Особенности композиции. Цветовая гамма. Рисование лиц, ручек, одежды. Русский национальный костюм. Последовательность росписи деревянной заготовки. Грунтовка, нанесение рисунка, роспись. Покрытие лаком. Практика. Тренировочные упражнения по рисованию лиц матрешек. Передник. Составление эскизов матрешек в различных стилях. Выбор лучшего. Роспись матрешки. 12. Пленер. Зарисовка цветов, природных эл. Выход на природу, зарисовка наиболее понравившихся растительных элементов карандашом, ручкой, акварелью. 13. Лаковая миниатюра. Русский лирический пейзаж История. Виды. Основные центры изготовления: палех, мстера, федоскино. Мастера. Просмотр иллюстраций, слайдов. Пейзаж. Просмотр картин с пейзажами. Пейзажно-панорамное письмо. Подготовка деревянного изделия к росписи. Технология росписи: закатка фона или имитирующая подкраска, заливка (небесный фон), нанесение облаков, контур эскиза, нанесение изображений деревьев, строений. Особенности композиции в круге. Запись пейзажа в круг. Особенности композиции на пасхальном яйце. Панорама. Перспектива. Законы перспективы. Технология покрытия лаком. Практика. Рисование по фотографиям. Составление эскизов росписи тарелочки, пасхального яйца. Роспись деревянного изделия по эскизам. 14. Итоговая выставка Оформление итоговой выставки работ кружковцев. 15. Экскурсия в музей ДПИ. Посещение искусства. музеев, выставок работ декоративно-прикладного Примерный тематический план на 2-ой год обучения. Номер Название разделов и тем раздела темы 1 Введение. Правила техники безопасности. 2 Народные промыслы России. 3 Традиционные мотивы и символика народной росписи 4 Занятие на развитие воображения. Рисуем чувства 5 Городецкая роспись. Изображения людей. 6 Хохломская роспись. 7 Урало-сибирская роспись. 8 Жестовская роспись. Роспись броши 9 Художественная миниатюра. Лирический пейзаж. Роспись шкатулки 10 Пленер. Пейзаж. 11 Итоговая выставка 12 Экскурсия на выставку ДПИ Количество часов Всего теория практика 1 1 1 4 1 1 3 2 1 1 10 2 8 8 2 6 14 10 14 4 2 4 10 8 10 4 2 2 72 1 3 2 2 53 19 Итого: 72 Содержание программы 2 года обучения. 1.Введение. Правила техники безопасности. Теория. Знакомство с кабинетом, его оборудованием. Задачи и содержание работы в кабинете изобразительного искусства. Внутренний распорядок в кабинете, общие правила безопасности труда и личной гигиены. Необходимые инструменты и материалы. 2.Народные промыслы России. Теория: Повторение полученных знаний 1 года обучения в игровой форме. Игра «Экскурсия в город мастеров». Кружковцы делятся на команды, вытягивают по жребию название промысла и готовят презентацию для других команд. 3. Традиционные мотивы и символика народной росписи. Теория: основные символы: древо жизни, знаки солнца, земли, воды, птица сирин, лев, русалка, единорог и др. Отражение представлений об окружающем мире в народных орнаментах. Защита дома и семьи от враждебных сил. Практика: изображение птицы сирин. 4. Занятие на развитие воображения. Рисуем чувства. Цветовой круг. Названия цветов. Смешивание красок. Эмоциональная окраска различных цветов и форм, их влияние на настроение человека. Практика. Нарисовать чувства: любопытство, радость, горе, печаль, тоска, спокойствие и др. 5.Городецкая роспись. Теория: Сцены из жизни людей в городецкой росписи. Занятия людей. Особенности их изображения. Повторение художественных и технических приёмов Городецкой росписи. Приёмы владения кистью. Растительные мотивы. Сложные композиции с изображением людей, сценки из жизни «Ожидание», Чаепитие», «Посиделки». Практика: иллюстрации к сказке или литературному произведению по выбору учащихся в городецком стиле. Роспись шкатулки. 6. Хохломская роспись Теория. Знакомство с Хохломской росписью. История промысла, Художественные особенности, тематика, традиции. Различные виды техники письма: травка, верховое письмо, фоновое письмо, кудрина. Практика. Изучение и освоение основных приемов Хохломской росписи. Освоение элементов. Знакомство и освоение травной росписи, росписи «Кудрина» (цветы, птицы, бабочки). Постановка руки для выполнения травки. Урало-сибирская роспись. Теория: Содержание росписи, значение мотивов и элементов. Знакомство с художественно-техническими приемами росписи по дереву. Изучение и освоение основных типовых композиций росписи. Практика: упражнения по изображению листочек простой, листок двойной, ягодка, бутон, солнышко, вертушка, многолепестковая розетка, гирлянда. Композиция «Древо жизни» 7.Жестовская роспись. Роспись броши. Теория: история промысла, изделия, особенности, этапы росписи, особенности композиции. Приемы владения кистью. Построение композиции в круге. Практика: эскиз жестовского подноса, эскиз броши, роспись броши. 8. Лаковая миниатюра. сувенирной тарелочки. Лирический пейзаж. Роспись Теория: виды лаковой миниатюры (палехская, федоскинская миниатюра) история развития промысла, особенности изготовления. Сюжеты. Изображение пейзажа: небо, облака, вода, деревья. Особенности композиции, законы перспективы. Этапы росписи. Практика: эскиз росписи шкатулки. роспись шкатулки. 9.Пленер. Пейзаж. Выход на пленер, зарисовки картин природы. 10. Итоговая выставка. 11. Экскурсия на выставку ДПИ Примерный тематический план на 3-ой год обучения. Номер Название разделов и тем раздела темы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Количество часов Всего практика техники 1 1 Введение. Правила безопасности. Народные промыслы России. Традиционные мотивы и символика народной росписи. Занятие на развитие воображения. Рисуем символы. Гжель. Сюжетная матрешка Танцующие матрешки. Разработка эскиза. Набор Матрешек по сказочным сюжетам. Разработка эскиза. Народные традиции в работах русских художников. Иллюстрации к сказкам Урало-сибирская роспись. Роспись деревянной доски в технике Урало-сибирской росписи по эскизу Пермогорская роспись. Лаковая миниатюра. Городской пейзаж. Пленер. 15 Итоговая выставка 16 Экскурсия на выставку ДПИ Итого: 72 теория 1 2 1 1 1 2 1 1 8 1 5 2 1 1 6 6 1 5 4 2 2 6 10 1 2 5 6 8 12 2 4 6 8 4 2 2 2 2 2 2 Содержание программы 3 года обучения. 1. Введение. Правила техники безопасности. Знакомство с кабинетом, его оборудованием Внутренний распорядок в кабинете, общие правила безопасности труда и личной гигиены. Необходимые инструменты и материалы. 2. Народные промыслы России. Повторение знаний о народных промыслах, полученных на предыдущих занятиях, уроках изобразительного искусства в игровой форме: карточки с описаниями, иллюстрации, разгадывание кроссворда. 3. Традиционные мотивы и символика народной росписи. Теория: древо жизни, знаки солнца, земли, воды, птица сирин, лев, русалка, единорог и др. Отражение окружающего мира в народных орнаментах. Защита дома и семьи от враждебных сил. Практика: составление оберега для дома. 4. Занятие на развитие воображения. Рисуем символы. Эмоциональная окраска различных цветов и форм, их влияние на настроение человека. Символика цвета, предметов и пр. Символ – условный знак каких-либо идей, понятий, явлений; изображение какоголибо животного или предмета для обозначения качества объекта. (заяц – трусость, лиса хитрость и др.) Практика. Придумать и нарисовать символ. 5. Гжель. Теория: История промысла. Цветовая гамма. Особенности композиции. Мотивы. Этапы росписи. Приемы владения кистью. Практика: роспись вазы. 6. Сюжетная матрешка. Наборы матрешек. Особенности композиции. Сюжеты. Современные матрешки. 7.Танцующие матрешки. Разработка эскиза. Теория: Способы передачи движения матрешки. Изображение рук, ног, складок одежды, поворот головы. Практика: разработка эскиза танцующей матрешки. 8. Набор Матрешек по сказочным сюжетам. Разработка эскиза. Теория: Композиция из нескольких персонажей. Практика: Эскизы сказочных героев. Разработка эскиза многоместной матрешки по сказкам. 9. Народные традиции в работах русских художников. Иллюстрации к сказкам. Теория: Русские народные, литературные сказки. Иллюстрации известных художников к сказочным сюжетам. (Васнецов В.М., Билибин И.Я. Рачев Е.М.)) Практика: Эскизы сказочных героев. Иллюстрации к сказкам. 10. Урало-сибирская роспись. Теория: Содержание росписи, значение мотивов и элементов. Знакомство с художественно-техническими приемами росписи по дереву. Изучение и освоение основных типовых композиций росписи. Практика. Упражнения по изображению: листочек простой, листок двойной, ягодка, бутон, солнышко, вертушка, многолепестковая розетка, ветки-перья, гирлянда. 11. Роспись деревянной доски в технике Урало-сибирской росписи по эскизу Теория: Этапы работы. Способы перенесения эскиза на деревянное изделие. Практика: Роспись деревянной Композиция «Древо жизни». заготовки разделочная доска. 12. Лаковая миниатюра. Городской пейзаж. Теория: История. Виды. Основные центры изготовления: палех, мстера, федоскино. Просмотр иллюстраций, слайдов. Просмотр картин с изображениями домов, архитектуры, церквей. Пейзажно-панорамное письмо. Подготовка деревянного изделия к росписи. Технология росписи: закатка фона или имитирующая подкраска, заливка (небесный фон), нанесение облаков, контур эскиза, нанесение изображений деревьев, строений. Особенности композиции в полосе. Запись пейзажа в замкнутой полосе. Особенности композиции на пасхальном яйце. Панорама. Перспектива. Законы перспективы. Технология покрытия лаком. Практика. Рисование по фотографиям. Составление эскизов пасхального яйца. Роспись деревянного изделия по эскизам. 13.Пермогорская роспись. Теория: История возникновения Пермогорской росписи. Основные правила композиции. Схемы построения орнаментальных композиций. Работа с таблицами, зарисовка мотивов пермогорской росписи с работ пермогорских мастеров или репродукций. Изучение теории цвета. Нахождение в процессе поиска цветовое решение пермогорской композиции. Работа на цветном фоне. Практика: Работа на цветном фоне. Эскиз росписи сундука. 15. Пленер. 16. Итоговая выставка. 17. Экскурсия на выставку ДПИ. Перечень оборудования и материалов: Для работы в кружке необходимы следующие основные материалы и инструменты: деревянные заготовки из фанеры и дерева, лак и кисти, наждачная бумага (мелкозернистая, крупнозернистая); краски для росписи (художественная гуашь, основные цвета – темперы, акварель); беличьи кисти несколько видов, номера от 1 по 10 (основные кисти: № 1, 2, 3, 5); кисти плоские щетина, синтетика несколько номеров (4, 5, 10, 16) лак; альбомы; калька для копирования рисунков; образцы изделий народных умельцев, учебные видеоматериалы, слайды, таблицы с характерными элементами росписей. Литература для учителя: 1. Величкина Н.К. «Русская роспись» Техника. Прием. Изделия.: Энциклопедия.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013 2. Зиновьев Н.М. Стилистические традиции искусства Палеха. – М: «Художник РСФСР» 1981 3. Корепанова О.А. Композиция от А до Я: Ассоциативная композиция – Ростов н/Д: Феникс, 2014 . А.Г.лазарева, «Сборник авторских программ дополнительного образования детей» - Москва, 2002. 5. М.С.Соколова, «Художественная роспись по дереву», Москва, 2002. 6. Е. Новикова, И. Сорокин «Семёновский сувенир» - Горький, 1987. 7. Книжки раскраски с элементами народных промыслов, «Страна фантазий» -Екатеринбург, 2004. 8. Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - Москва, 2003. Литература для учащихся: 1. Величкина Н.К. «Русская роспись» Техника. Прием. Изделия.: Энциклопедия.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013 2. Книжки раскраски с элементами народных промыслов. Серия «Народное творчество».