МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 85 (МАОУ СОШ № 85) 620149, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной, 49а Тел./факс 240-50-24 ПРИНЯТО педагогическим советом МАОУ СОШ № 85 Протокол № X от «^» г Принято с учетом мотивированного мнения Совета родителей МАОУ СОШ № 85 Протокол № / от «//> /У 20// г УТВЕРЖДАЮ Дире.ктоп'<МА0У СОШ № 85 / < Н.А.Ващук Прик^ДХ от 20^^ г. ПОЛОЖЕНИЕ о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 1. Общие положения 1.1 Настоящее «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» (далее Положение) является локальным актом образовательной организации, регулирующим порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, порядок ликвидации академической задолженности, а также порядок хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных и электронных носителях по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. 1.2 Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Уставом МАОУ СОШ № 85. 1.3 Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной аттестации являются частью системы внутришкольного мониторинга качества образования по направлению «качество образовательного процесса» и индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня образования. 1.4 Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по отдельным частям учебного предмета или учебному предмету в целом, курсу, дисциплине (модулю) образовательной программы являются обязательными для обучающихся 2-11 классов и проводятся в рамках часов, отведенных учебным планом (индивидуальным учебным планом) на соответствующие части образовательной программы. Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации является основанием для перевода в следующий класс, продолжения обучения в классах и допуска учащихся 9-х и 11-х классов к государственной (итоговой) аттестации. Решения по данным вопросам принимаются педагогическим советом школы. 1.5 Результаты, полученные в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации за отчетный период (учебный год, полугодие, четверть), являются документальной основой для составления отчета о самообследовании, который размещается на официальном сайте Организации в установленном порядке с соблюдением положений Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». 1.6 Основными потребителями информации о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации являются участники образовательных отношений: педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители), коллегиальные органы управления Учреждения, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования и аккредитации, учредитель. 2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся 2.1 Текущий контроль успеваемости обучающихся - систематическая проверка образовательных (учебных) достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой и направленная на выстраивание максимально эффективного образовательного процесса в целях достижения планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами соответствующего уровня общего образования. 2.2 Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется в течение учебного периода в целях: - определения степени освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования в течение учебного года по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана образовательной программы; - коррекции рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в зависимости от анализа качества, темпа и особенностей освоения изученного материала; - предупреждения неуспеваемости. 2.3 Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы в соответствии с его должностными обязанностями. 2.4 Текущий контроль успеваемости осуществляется поурочно и(или) по темам в соответствии с тематическим планированием рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования, индивидуальных особенностей обучающихся класса, содержанием образовательной программы, используемых образовательных технологий в формах: –письменной работы (тест, диктант, изложение, сочинение, реферат, эссе, контрольные, проверочные, самостоятельные, лабораторные и практические работы); –устного ответа, в том числе в форме опроса, защиты проекта, реферата или творческой работы, работы на семинаре, коллоквиуме, практикуме; –диагностики образовательных достижений обучающихся (стартовой, промежуточной, итоговой); –проведение текущих и итоговых стандартизированных работ по предметам. –иных формах, предусмотренных учебным планом (индивидуальным учебным планом). 2.5 Текущему контролю подлежит успеваемость всех обучающихся 2-11 классов Организации. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по пятибалльной системе. Отметка за устный ответ выставляется учителем в ходе урока, критерии выставления отметки за устный ответ предъявляются обучающимся в обязательном порядке (критерии оценивания содержатся в Приложении к образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования). Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, лабораторную, проверочную, практическую работы выставляется учителем в дату проведения работы; критерии выставления отметки за письменный ответ предъявляются обучающимся в обязательном порядке. После каждых контрольных и самостоятельных работ проводится анализ результатов. Отметки за текущие письменные самостоятельные, проверочные, лабораторные работы выставляются в электронный журнал на следующий день. Отметки за творческие работы и сочинение по русскому языку и литературе, контрольные работы по математике выставляются в электронный журнал не более чем через три дня после проведения в дату проведения работы; также указывается форма тематического контроля в соответствии с Рабочей программой по предмету. За сочинение и диктант с грамматическим заданием выставляются в электронный журнал 2 отметки. В ходе текущего контроля успеваемости педагог не может оценить работу обучающегося отметкой «2» («неудовлетворительно») или «1» («плохо») при выполнении самостоятельной работы обучающего характера. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с обучающимися, индивидуализацию содержания образовательной деятельности обучающегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении обучающегося. Обучающийся имеет право получить консультацию по его требованию, с пояснениями к выставлению отметки за любой вид работ. На безотметочной основе осуществляется текущий контроль успеваемости обучающихся по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» (4 класс). Объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность обучающегося, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию, которая проводится в виде проведения систематизированных упражнений и тестовых заданий разных типов. Безотметочная система оценивания используется также при изучении элективных и факультативных курсов, включенных в формируемую часть основной общеобразовательной программы, и изучаемых на уровне обучения менее 68 часов. Текущий контроль в рамках внеурочной деятельности определяется формой организации занятий, особенностями выбранного направления и осуществляется на безотметочной основе. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок по пятибалльной системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию. 2.6 Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом. Четвертное оценивание для обучающихся 2-9 классов, полугодовое оценивание для обучающихся 10-11 классов – по полугодиям проводится по четвертям (полугодиям) на основании средневзвешенного балла. Средневзвешенный балл подсчитывается с учетом веса, то есть коэффициента важности каждой работы, и демонстрирует более объективный показатель успеваемости. Средневзвешенный балл = (сумма произведений оценок на их веса)/(сумма весов этих оценок). Устанавливается следующий вес оценочных процедур: Название работы Практическая работа Зачёт Сочинение Тест Контрольная работа Лабораторная работа Домашнее задание Самостоятельная работа Срез Диктант (все виды) Весовой коэффициент 2 3 3 2 3 2 1 2 1 3 Наизусть Работа на уроке Изложение 2 1 3 2.7. Четвертное (полугодовое) оценивание проводится на основе результатов текущего оценивания при наличии не менее трех отметок при реализации учебного предмета в объеме один час в неделю; не менее пяти отметок при реализации учебного предмета в объеме более одного часа в неделю и представляет собой среднее арифметическое этих результатов. Итоговый балл выставляется с учетом правил математического округления по следующей шкале: от 0 до 2,64 – отметка «2», от 2,65 до 3,64 - отметка «3», от 3,65 до 4,64 – отметка «4», от 4,65 до 5,00 – отметка «5». 2.8. При наличии медицинского заключения, освобождающего обучающегося от физической нагрузки и (или) двигательной активности по учебному предмету «Физическая культура» по состоянию здоровья, на период освобождения обучающемуся предоставляется возможность освоить отдельную часть или весь объем учебного предмета в условиях и формах, учитывающих состояние его здоровья (реферат, собеседование, творческая работа и тестовая работа). 2.9. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям обучающихся, не допускается проведение текущего контроля успеваемости: – в первый учебный день после каникул для всех обучающихся школы; – в первый учебный день после длительного пропуска занятий для обучающихся, не посещавших занятия по уважительной причине. Не допускается проведение более одной контрольной оценочной процедуры в день. Под контрольной оценочной процедурой понимаются контрольные, проверочные и диагностические работы, которые выполняются всеми обучающимися в классе одновременно и длительность которых составляет не менее тридцати минут 2.10. Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ на дому, осуществляют педагогические работники школы. Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости обучающихся фиксируются в журнале обучения на дому и электронном журнале. 2.11. Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ в медицинской организации, осуществляется данной организацией. Результаты успеваемости подтверждаются справкой об обучении в медицинской организации и учитываются в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом школы. 2.12. Текущий контроль успеваемости в рамках внеурочной деятельности определятся ее моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления внеурочной деятельности. Оценивание планируемых результатов внеурочной деятельности обучающихся осуществляется в порядке и на условиях, установленных локальным нормативным актом школы. 2.13. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник обучающихся, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости обучающихся в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. 3. Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации 3.1. Промежуточная аттестация – это оценка уровня освоения отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы. 3.2. Промежуточную (годовую) аттестацию в школе в обязательном порядке проходят обучающиеся, осваивающие основную образовательную программу начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования во всех формах обучения; включая обучающихся, осваивающих образовательные программы по индивидуальным учебным планам; обучающиеся, осваивающие программу в форме семейного образования (экстерны) и в форме самообразования (экстерны). Освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается итоговой аттестацией. Промежуточная аттестация проводится по каждому предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года в последнюю неделю мая как среднее арифметическое результатов четвертных аттестаций, учитывая правила математического округления в пользу обучающегося. 3.3. Четвертная (2-9 классы) и полугодовая (10-11 классы) промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью определения качества освоения обучающимися школы содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка (четверть, полугодие). 3.4. Отметки за четверть по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренных учебным планом, определяются как среднее арифметическое текущего контроля успеваемости, включая четвертную письменную работу. Четвертные (полугодовые) отметки выставляются в электронный журнал целыми числами в соответствии с правилами математического округления в пользу обучающегося. 3.5. Формами промежуточной аттестации являются: - письменная проверка - письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое; - устная проверка - устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме беседы, собеседования и другое; - комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок; - защита группового/индивидуального проекта; - иные формы, определяемыми образовательными программами и (или) индивидуальными учебными планами. 3.6. Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть установлены Организацией для следующих категорий обучающихся: - выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы и иные подобные мероприятия; - отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж; - для иных обучающихся по решению педагогического совета. 3.7. Для обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом. 3.8. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета Организации. Порядок перевода обучающихся в следующий класс и допуска на следующий уровень образования 4.1. Обучающиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть образовательной программы, переводятся в следующий класс. 4.2 Годовая аттестация обучающихся 9-х и 11-х классов осуществляется по оценкам, полученным в течение учебного года, как округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимся в период учебного года по данному предмету. 4.3 При выставлении годовой оценки следует учитывать оценки за четверти (2 – 9 классы), полугодия (10-11 классы). Годовая оценка выставляется как среднее арифметическое четвертных (2-9 классы) и полугодовых (10-11 классы) оценок. 4.4 Итоги годовой промежуточной аттестации обучающихся отражаются в классных (электронных) журналах в разделах тех учебных предметов, по которым она проводилась. 4.5 Итоговые отметки по учебным предметам (с учетом результатов годовой промежуточной аттестации) за текущий учебный год должны быть выставлены за 3 дня до начала каникул или начала аттестационного периода. 4.6 Классные руководители доводят до сведения родителей (законных 4. представителей) сведения о результатах годовой аттестации, путём выставления отметок в дневники обучающихся, в том, числе и электронный дневник. 4.7 В соответствии со ст.58 Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. 4.8 Неудовлетворительные результаты промежуточной (годовой) аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 4.9 Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. 4.10 Организация создает условия обучающимся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. 4.11 Обучающиеся, имеющие академическую задолженность имеют право: - получать консультации по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям); - получать информацию о сроках и датах работы комиссий по сдаче академических задолженностей; - получать помощь педагога-психолога и других специалистов школы. 4.12 Обучающие, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые Организацией, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в отпуске по беременности и родам (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность не позднее начала следующего периода обучения. 4.13 Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности во второй раз Организацией создается комиссия. 4.14 Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации. 4.15 Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс с академической задолженностью. 4.16 Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации. 4.17 Обучающиеся в Организации по образовательным программам начального общего, основного общего образования, среднего общего образования, в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Организация информирует родителей обучающегося о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения в письменной форме. 5. Особенности проведения промежуточной аттестации экстернов 5.1. Промежуточная аттестация экстернов проводится в соответствии с настоящим положением в сроки и в формах, предусмотренных образовательной программой, в порядке, установленном настоящим положением. 5.2. По заявлению экстерна образовательная организация вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации. 5.3. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию в образовательной организации, (его законные представители) имеет право на получение информации о сроках, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, а также о порядке зачисления экстерном в образовательную организацию. 5.4. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию (его законные представители) должен подать заявление о зачислении его экстерном в образовательную организацию не позднее, чем за месяц до начала проведения соответствующей промежуточной аттестации. В ином случае гражданин к проведению промежуточной аттестации в указанный срок не допускается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5.2 настоящего положения. Оформление документации общеобразовательной организации по итогам промежуточной аттестации обучающихся 6.1 Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются в классных (электронных) журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась. Итоговые отметки по учебным предметам с учетом результатов промежуточной аттестации за текущий учебный год должны быть выставлены за 3 дня до начала каникул или начала аттестационного периода. 6.2 Родителям (законным представителям) обучающегося должно быть своевременно вручено письменное сообщение о неудовлетворительных отметках, полученных им в ходе промежуточной аттестации, и решение педагогического совета о повторном обучении в данном классе или условном переводе обучающегося в следующий класс после прохождения им повторной промежуточной аттестации. Копия этого сообщения с подписью родителей хранится в личном деле обучающегося. 6.3 Письменные работы и протоколы устных ответов, обучающихся в ходе промежуточной аттестации, хранятся в делах общеобразовательного учреждения в течение учебного года. 6. 7. Обязанности администрации общеобразовательного учреждения в период подготовки, проведения и после завершения промежуточной аттестации обучающихся 7.1 В период подготовки к промежуточной аттестации обучающихся администрация Организации: -организует обсуждение на заседании педагогического совета вопросов о порядке и формах проведения промежуточной аттестации обучающихся, системе отметок по ее результатам; -доводит до сведения всех участников образовательных отношений сроки и перечень предметов, по которым организуется промежуточная аттестация обучающихся, а также формы ее проведения; -формирует состав аттестационных комиссий по учебным предметам; -организует экспертизу аттестационного материала; -организует необходимую консультативную помощь обучающимся при их подготовке к промежуточной аттестации. 7.2. После завершения промежуточной аттестации администрация школы организует обсуждение ее итогов на заседаниях методических объединений и педагогического совета. 8 . Порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осуществляющих индивидуальное обучение на дому, в форме семейного образования и самообразования 8.1 Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения и дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. 8.2 Ребенок, получающий семейное образование и самообразование, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации; 8.3 Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: - обеспечить получение детьми общего образования; - соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; - уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. 8.4 За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. 8.5 Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 ФЗ-№273 «Об образовании в Российской федерации» промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательной организации. 8.6 Текущий контроль успеваемости обучающихся получающих образование в форме семейного образования и самообразования, не осуществляется. 9 . Порядок хранения в архивах информации о результатах успеваемости, аттестации на бумажных и электронных носителях Порядок хранения в архивах информации о результатах успеваемости, аттестации на бумажных и электронных носителях регламентируется следующими документами: - Письмом Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. N АП147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде» - Законом от 27.07 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». - Законом от 27.07. 2006 г. № 149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». - Регламентом деятельности участников образовательного процесса с использование электронного журнала, утвержденного Приказом №435-ОД от 30.11.2018г