ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные положения Учебный план является основным механизмом реализации АООП НОО обучающихся с ТНР. Учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (далее — учебный план) определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план АООП НОО обучающихся с ТНР МАОУ СОШ № 85 составлен в соответствии с: 1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с особыми образовательными потребностями, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598; 3. Уставом Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 85 Ленинского района города Екатеринбурга Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательной деятельности, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно- деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, включающей внеурочную деятельность. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: - формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. - Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), может быть использовано: - на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; - на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д. При организации осуществляющей внеурочной образовательную деятельности деятельность обучающихся могут организацией использоваться , возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность. Для развития потенциала одарённых и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы. При проведении занятий по иностранному языку (2—4 классы) осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью. Организация, осуществляющая образовательную деятельность самостоятельно определяет режим работы (5-дневная учебная неделя). Для учащихся 1-4 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в первом классе — 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часа и более 3345 часов на учебную деятельность, на внеурочную деятельность не более 1350 часов. Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет в I отделении 5 лет (I дополнительный – 4 классы), во II отделении 4 года (I – 4 классы). Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к освоению программы I класса, предусматривается I дополнительный класс. Выбор продолжительности обучения (за счет введения I дополнительного класса) на I отделении (4 года или 5 лет) остается за образовательной организацией, исходя из возможностей региона к подготовке детей с ТНР к обучению в школе. Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов "Русский язык", "Литературное чтение" может корректироваться с учетом психофизических особенностей обучающихся с ТНР. Со второго класса введен учебный предмет "Иностранный язык", в результате изучения которого у обучающихся с ТНР будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ТНР приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. На его изучение отводится 2 часа в неделю. При проведении занятий по предмету "Иностранный язык" класс делится на две группы. Предметы обязательной части учебного плана обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации и ориентированы на становление личностных характеристик выпускника начальной школы: - любящий свой народ, свой край и свою Родину; - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования реализуется школой через урочную и внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности реализуется с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ и программами коррекционно-развивающей направленности. Часы коррекционно-развивающей индивидуальными области коррекционно-развивающими представлены занятиями групповыми и (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционноразвивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия - до 40 минут. Часы коррекционно-развивающей области, которые проводятся в течение учебного дня, не входят в максимальную нагрузку. Коррекционно-развивающая область учебного плана решает задачи: продолжение целенаправленной работы по коррекции и развитию психических процессов, эмоциональной и когнитивной сфер, обеспечивающих усвоение обучающимися образовательной программы (на основе применения методов и приемов, форм обучения, способствующих повышению работоспособности, активизации учебной деятельности). Календарный учебный график Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: - даты начала и окончания учебного года; - продолжительность учебного года, четвертей; - сроки и продолжительность каникул; - сроки проведения промежуточной аттестации. - Дата начала и окончания учебного года. Дата начала учебного года - 1 сентября текущего года. Дата окончания учебного года - в соответствии с учебным планом. Продолжительность учебного года, учебных периодов. Продолжительность учебного года составляет 34 недели в 2-4 классах, 33недели в 1 классах. Учебный год в 1-4 классах делится на четыре четверти. Сроки и продолжительность каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней. Выходные и праздничные дни определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О переносе выходных дней» (издается ежегодно). Сроки промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года без прекращения образовательного процесса. Календарный учебный график представлен в Приложении № 1 к АООП. Основные задачи реализации предметных областей: Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе образования обучающихся с ТНР. Это обусловлено характером и структурой речевого дефекта у обучающихся с ТНР, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость обучающихся по всем другим предметам. У обучающихся с ТНР отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи. У обучающихся с ТНР оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностикопраксический, сенсомоторный. Однако ведущим в структуре речевого дефекта этих детей является недоразвитие языкового уровня речевой деятельности, которое проявляется в нарушении усвоения языковых единиц и правил их сочетания, комбинирования, в нарушении использования закономерностей языка в процессе речевого общения. Нарушения речевого развития у обучающихся с ТНР проявляются как на уровне практического использования языка, так и на уровне осознания правил языка. Особенно страдает осознание языковых правил, т.е. формирование языковых обобщений: фонематических, лексических, морфологических, синтаксических. В связи с этим в процессе обучения русскому языку обучающихся с ТНР проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи, развитию фонетикофонематической и лексико-грамматической стороны речи, формированию диалогической и монологической речи. Преподавание русского языка осуществляется с использованием различных методов, но имеет главной целью коррегировать недостатки речевого развития, создать предпосылки для овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Основной задачей реализации содержания предметной области является формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности Учебный предмет «Русский язык» состоит из двух разделов: «Обучение грамоте» (I дополнительный - I класс) и «Русский язык» (II – IV класс).Его продолжительность составляет 207 часов в год (115 часов предмета «Русский язык», 92 часа «Литературного чтения»). Содержание курса подчеркивает интегрированный характер этого периода с учетом специфики предметов «Русский язык» и «Литературное чтение». После курса «Обучение грамоте» начинается изучение русского языка и литературного чтения. В 1-м классе количество часов на изучение составляет 50 часов, во 2-м, 3-м, 4-м – по 136 часов. В 1-м классе количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» составляет 40 часов, во 2-м, 3-м классах - 136 часов, в 4-м классе – 102 часа в год. Специально разработанная система занятий по русскому языку предусматривает овладение обучающимися различными способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи. В связи с этим в процессе преподавания русского языка ставятся следующие задачи: -сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового пространства России, о языке как основе национального самосознания; -повысить уровень речевого и общего психического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи; - овладение грамотой; -осуществлять профилактику орфографических) ошибок; специфических и сопутствующих (графических, - закрепить практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности; -сформировать фонематические, лексические, морфологические, синтаксические обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил языка на уроках русского языка, литературного чтения, развития речи; - формировать «чувство» языка, умение отличать правильные языковые формы от неправильных; - выработать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма; - развить умение точно выражать свои мысли в устной и письменной форме; - овладеть способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач; - расширить и обогатить опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении; -обеспечить условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексий, дисграфий и дизорфографий. Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетенции обучающихся с ТНР, определяющейся владением техникой чтения, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельного выбора, сформированного духовной потребностью к книге и чтению. Основными задачами уроков литературного чтения являются: - обучение сознательному, правильному, беглому, выразительному чтению, чтению вслух и про себя; - освоение общекультурных навыков чтения, формирование умений понимать содержание художественного произведения, работать с текстом; - овладение коммуникативной культурой, обогащение и активизация речи обучающихся, формирование умения выражать свои мысли; - расширение и углубление знаний обучающихся об окружающем мире; - формирование нравственного сознания и эстетического вкуса, понимания духовной сущности произведений; - формирование у обучающихся интереса к книгам, к самостоятельному чтению; - коррекция нарушений устной и письменной речи (обогащение словарного запаса, уточнение значений слов, преодоление аграмматизма, расширение речевой практики обучающихся, развитие их познавательной деятельности, мыслительных операций, интеллектуальных, организационных умений). Родной язык и литературное чтение на родном языке. На основании приказов Министерства образования и науки РФ №1576 ,1577, письма Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2017 г. № ТС-945/08 - О реализации прав граждан на получение образования на родном языке, письма Рособрнадзора от 09.10.2017 г. № 05-453 "О направлении информации", письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 10.11.2017 № 0201-81/9784 «О соблюдении требований ФГОС в части изучения родного языка», письма прокуратуры Свердловской области от 03.11.2017 № 21-04-2017» «О состоянии законности в сфере обеспечения прав граждан России на добровольное изучение родного языка» в часть, формируемую участниками образовательных отношений учебного плана введена предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Предметная область включает два учебных предмета «Родной язык (русский)», «Литературное чтение (на русском языке)». Учебные предметы «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение (на русском языке)» интегрированы в предмет «Русский язык» и «Литературное чтение». Предметная область «Родной язык и родная литература» реализуется путем интеграции с 1-4 класс 0,5 часа в неделю. Предметные области Русский язык и литература и Родной язык и Родная литература направлены на получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации. Формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитание уважения к ним. Осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию. Иностранный язык (английский): Целями изучения предмета являются: 1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; 2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; 3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. На изучение предмета отводится 68 часов в год. Математика: Основные задачи курса математики в начальной школе для обучающихся с ТНР заключаются в том, чтобы: - сформировать психологические механизмы, обеспечивающие успешность овладения математической деятельностью и применения математического опыта в практической жизни; - обеспечить усвоение письменной (нумерации) и буквенной символики чисел; - сформировать стойкие вычислительные навыки; - сформировать умение анализировать условие задачи, определять связи между ее отдельными компонентами; - сформировать умение находить правильное решение задачи; - сформировать представления об элементах геометрии (познакомить обучающихся с простейшими геометрическими понятиями и формами); - развивать у обучающихся интерес к математике и математические способности; - совершенствовать внимание, память, восприятие, логические операции сравнения, классификации, сериации, умозаключения, мышление; - сформировать первоначальные представления о компьютерной грамотности; - обогащать/развивать математическую речь; - обеспечить профилактику дискалькулии. Предметная область «Информатика и ИКТ» в связи с отсутствием часов интегрирован в предмет «Математика» и «Технология», а так же включен в план внеурочной деятельности (курс «Мир информатики»). Данный курс изучается с 1 по 4 класс по 4 часа в неделю – 136 часов в год. Окружающий мир: Основные задачи учебного предмета «Окружающий мир» состоят в следующем: - формирование научного мировоззрения обучающихся; - овладение основными представлениями об окружающем мире; - формирование умений использовать знания об окружающем мире, о живой и неживой природе на основе систематических наблюдений за явлениями природы для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях; - развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы; - формирование знаний о человеке, развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими; - овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины; - формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика; - формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных ситуациях; - практическое усвоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия; - развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем; - овладение знаниями о характере труда людей, связанного с использованием природы; - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; - развитие понимания взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и окружающей среды; - сенсорное развитие обучающихся с ТНР; - развитие процессов обобщения, систематизации, логического мышления, основываясь на анализе явлений природы и опосредуя их речью; - развитие речи обучающихся; - совершенствование познавательной функции речи; - овладение знаниями о мероприятиях по охране природы на основе анализа конкретной деятельности в данной местности (крае, республике) ; - воспитание гуманного отношения к живой и неживой природе, чувства милосердия, стремления к бережному отношению и охране природы; - ознакомление обучающихся с необходимыми гигиеническими знаниями, формирование представлений о значении гигиенических навыков для здоровья и деятельности человека, формирование у обучающихся навыков личной и общественной гигиены. Данный курс изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю – 68 часов в год. Основы религиозных культур и светской этики: Целями изучения предмета являются: 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7) осознание ценности человеческой жизни. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»: руководствуемся письмом МО и науки РФ от 25.05 2015г. № 08-761 « Об изучении предметных областей: основы религиозных культур и светской этики» и « Основы духовно-нравственной культуры народов России». На изучение предмета отведено 34 часа в 4 классе Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКиСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся. На основании произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе. В соответствии с результатами анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся МАОУ СОШ № 85 в 2019/2020 учебном году выбран модуль «Основы светской этики» (100%). Предметная область «Искусство» представлена предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство». Основной задачей реализации содержания предметной области является развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру Основными задачами обучения музыке являются: - формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; - формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - формирование умений воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; - развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-целостному восприятию произведений музыкального искусства; - развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, дыхания, способности к свободной голосоподаче и голосоведению; - создание благоприятных предпосылок для коррекции просодических нарушений (восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных произведениях) и овладение обучающимися комплексом просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации; - развитие слухового внимания, координации между дыханием и голосом; - формирование и охрана детского голоса с учетом психофизиологического и речевого развития обучающихся; - закрепление сформированной (на логопедических занятиях) артикуляции звуков. Целями изучения предмета Изобразительное искусство являются: 1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). Предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» изучаются с 1 по 4 класс по одному часу в неделю каждый. Технология: Целями изучения предмета являются: 1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; 2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека; 3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; 4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; 5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; 6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно- познавательных и проектных художественноконструкторских задач. Предмет изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. Физическая культура: Целями изучения предмета являются: 1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; 2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); 3)формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса « готов к труду и обороне» (ГТО). Предмет изучается с 1 по 4 класс по 3 часа в неделю, 102 часа в год (2-4 класс), 99 часов (1 класс). В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность. Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность выбора ребёнком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.) Учащиеся 1-4 классов могут выбрать любой модуль внеурочной деятельности (5 - 10 час/неделю). Внеурочная деятельность составляет отдельную часть учебного плана. Согласно требованиям Стандарта, для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно - полезные практики. Для реализации части, формируемой участниками образовательных отношений, во внеурочную деятельность введены различные курсы. Более подробно информацию о реализации части, формируемой участниками образовательных отношений за счет времени, отведенного на внеурочную деятельность можно узнать в плане внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не включается в расчёт допустимой (максимальной) обязательной нагрузки обучающихся. МАОУ СОШ №85 работает по трём уровням результатов внеурочной деятельности школьников: 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов: • Приобретение обучающимися социального опыта; • Формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; •Приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Более подробно организация внеурочной деятельности описана в плане внеурочной деятельности начального общего образования школы. Таким образом, учебный план выдержан по структуре и не превышает максимально допустимую нагрузку. Учебный (недельный) план начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.2) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю I II III IV 4 3 0,5 0,5 +1 доп -1 доп Обязательная часть Русский язык и литературное Русский язык чтение Литературное чтение Родной язык и литературное Родной (русский) язык чтение на родном языке Литературное чтение на родном (русском) языке Иностранный язык Иностранный язык (английский) Математика и информатика Математика Обществознание и естествознание Окружающий мир Основы религиозных культур Основы религиозных культур и светской этики и светской этики Музыка Изобразительное искусство Технология Искусство Технология Физическая культура Физическая культура 4 4 0,5 0,5 4 4 0,5 0,5 4 4 0,5 0,5 4 4 0,5 0,5 0 0 2 2 4 4 4 4 2 2 2 2 0 0 2 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 0 0 1 1 1 3 1 1 1 3 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 0 0 3 2 4 3 0 0 23 10 Максимально допустимая учебная нагрузка при пятидневной учебной неделе 21 21 23 23 Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область): 10 10 10 10 коррекционно-развивающая область 7 7 7 7 направления внеурочной деятельности 3 3 3 3 7 3 Учебный (годовой) план начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.2) Предметные области Учебные предметы Количество часов в год I II III IV Формы Всего (1-4) промежуточной +1 доп -1 доп аттестации +1 _1 доп доп Обязательная часть Русский язык Русский язык и литературное чтение Литературное чтение Родной язык и Родной (русский) литературное чтение язык на родном языке Литературное чтение на родном (русском) языке Иностранный Иностранный язык язык (английский) Математика Математика и информатика Обществознание и естествознание Окружающий (окружающий мир) мир Основы Основы религиозных религиозных культур и культур и светской светской этики этики Искусство Технология Физическая культура Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Итого: 136 672 540 102 638 506 17 17 84 67,5 17 17 17 84 67,5 0 68 68 68 204 204 132 136 136 136 672 540 68 68 68 336 270 0 0 132 132 136 136 132 132 136 136 16,5 16,5 17 16,5 16,5 0 132 66 66 0 0 33 33 34 33 33 34 33 33 34 99 99 102 693 693 782 Максимально допустимая учебная нагрузка творческая работа 34 34 34 34 168 135 творческая работа 34 34 168 135 творческая работа 34 34 168 135 проект 102 504 405 практическая работа 782 3732 3039 102 782 0 0 0 0 0 693 693 782 782 782 3732 3039 Внеурочная деятельность(включая коррекционно-развивающую 330 область): 330 340 340 340 1680 1350 231 231 238 238 238 1176 945 99 99 102 102 102 504 405 коррекционно-развивающая область направления внеурочной деятельности контрольная работа контрольная работа контрольная работа 34 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 0 контрольная работа контрольная работа контрольная работа контрольная работа