ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные положения 1. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. 2. Учебный план МАОУ СОШ №85, реализующий Адаптированную основную образовательную программу основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), относящуюся к уровню основного общего образования (нормативный срок освоения программы 5 лет), формируется в соответствии с требованиями: - Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования); - Порядка организации и осуществления образовательной деятельности но основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442; - Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254; - перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; - санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); - санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21); - Устава МАОУ СОШ №85; - Лицензии на право ведения образовательной деятельности Серия 66Л01 № 0005072 от 28.03.2016 г. выдана Министерством - Свидетельством о государственной аккредитации рег. № 8948 от 28.03.2016 г. выдано Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, серия 66А01 № 0002591 с приложением. 3. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ТНР и учебный план к ней являются частью основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №85 и разработаны в соответствии с ФГОС основного общего образования с учетом проекта примерной адаптированной обучающихся основной с образовательной задержкой https://ikprao.ru/frc-ovz/ (дата программы психического обращения: основного развития 06.07.2021), общего [Электронный образования pecypc].URL: обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. 4. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. 5. Итоговые достижения обучающихся с ТНР в целом должны соответствовать требованиям к итоговым достижениям сверстников с нормативным развитием, определяемым действующим ФГОС ООО1. 6. Рабочие программы (включая тематическое планирование) по учебным предметам адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ТНР совпадают с рабочими программами учебных предметов, по которым ведется обучение в образовательной организации в условиях инклюзии. 7. При разработке содержания учебного предмета «Физическая культура» учитывается состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 1351-263/123 «Об Проект примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (п.2.1.2.1) [Электронный ресурс].иКЬ: https://ikp-rao.ru/frc-ovz/ 1 оценивании и аттестации обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»). Физическое воспитание и адаптивная физическая нагрузка планируется для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья. При организации занятий физической культуры для обучающихся с ОВЗ обеспечивается индивидуальное сопровождение, исходя из психофизических возможностей обучающегося и медицинских рекомендаций2. Режим функционирования учреждения. 1. Образовательный процесс проводится во время учебного года, который начинается со 01 сентября 2021 года. 2. Учебный год условно делится на четверти, являющиеся учебными периодами, по итогам которых выставляются отметки за текущее освоение образовательных программ. 8. Продолжительность учебного года в V, VI, VII, VIII классах составляет 34 учебные недели, IX класс – 33. Продолжительность урока - 40 минут. Для обучающихся с ОВЗ V-IX классов устанавливается пятидневная учебная неделя (понедельник-пятница). Программы внеурочной деятельности, включая коррекционные занятия и занятия системы дополнительного образования, могут быть реализованы, в том числе, и по субботам. В воскресенье и в праздничные дни образовательная организация не работает. На период школьных каникул приказом директора устанавливается особый график работы. 3. Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул: - в течение учебного года не менее 31 календарного дня. 4. Трудоемкость учебных предметов учитывается при составлении расписания занятий с учетом дневной и недельной умственной работоспособности учащихся и шкалой трудности учебных предметов. В расписании занятий различные по сложности предметы распределены в течение дня и недели. Между началом факультативных занятий и последним уроком предусматривается перерыв продолжительностью не менее 45 минут. 5. Учебный план определяет максимально допустимую нагрузку при 5-дневной учебной неделе для V-IХ классов: V класс- 29 часов в неделю, VI класс- 30 часов, VII класс- 32 часа, VIII класс- 33 часа, IХ класс- 33 часа; предусматривает рациональный баланс между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений (ФГОС70% на 30%). 6. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий, дополнительных/факультативных занятий, консультаций. Проект примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (п.2.1.2.1) [Электронный ресурс].иКЬ: https://ikp-rao.ru/frc-ovz/ 2 7. Объем домашних заданий по всем предметам предполагает затраты времени на его выполнение, не превышающее (в астрономических часах) в V классах - 2 часа, в VI - VIII классах по 2,5 часа. 8. смене в Обучение осуществляется в две смены. Учебные занятия начинаются в первой 8-30. Во второй смене 13.30. Проведение «нулевых» уроков в первой смене не допускается. Продолжительность перемен между 1-4 уроками составляет 15 минут, 5-6 уроками- 10 минут. Внеурочная деятельность проводятся с перерывом не менее 45 минут после последнего урока. Расписание звонков классов ежегодно утверждается приказом директора образовательной организации на начало нового учебного года. 9. Образовательный процесс осуществляется в рамках классно-урочной системы. Основной формой организации образовательного процесса является урок. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса применяются лабораторные работы, практические занятия, интерактивные уроки, интегрированные уроки. 10. Порядок, формы и периодичность промежуточной аттестации регламентируется «Положением о порядке, формах и периодичности текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» (утверждено приказом № 153 –ОД от 30.08.2021 г.). 11. Текущий контроль происходит в форме выставления поурочных отметок за различные виды деятельности обучающихся в результате контроля, проводимого учителем. 12. Текущая аттестация — это оценка качества усвоения содержания компонентов какойлибо части (темы) конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе ее изучения обучающимися по результатам проверки (проверок) по четвертям, году в V, VI, VII, VIII, IХ классах. 13. Промежуточная аттестация проводится за 10 дней до окончания учебного года. 14. Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям, по которым образовательной программой предусмотрено проведение промежуточной аттестации, в сроки, предусмотренные образовательной программой (по итогам учебного года). Формами промежуточной аттестации являются: - диктант; контрольная работа; комплексная работа; тестирование; зачет; сдача нормативов по физической культуре. Структура Учебного плана ООО МАОУ СОШ №85: Учебный план V-IХ классов обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей) в соответствии с возможностями образовательной организации. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает увеличение учебных часов с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. 4. Учебный план основного общего образования Основное общее образование: V-IX классы - не более 4 обучающихся с ОВЗ в классе в условиях инклюзии. В учебный план включены учебные предметы: «Второй иностранный язык (немецкий)», «Русский родной язык», «Родная русская литература». Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного основного общего образования: - воспитание российской гражданской идентичности обучающихся; - формирование уважительного отношения к закону и правопорядку, осознания своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, - формирование целостного мировоззрения; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; - формирование коммуникативной компетентности; - формирование ценности целесообразного образа жизни; здорового и безопасного образа жизни, экологически - формирование осознания значимости профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Основные задачи реализации предметных областей: Русский язык и литература Предметная область включает два учебных предмета: «Русский язык» и «Литература». На изучение учебного предмета «Русский язык» в пятом классе предусмотрено 5 часов в неделю, в шестом - 6 часов в неделю, в седьмом - 4 часа в неделю, в восьмых и девятых классах 3 часа в неделю. На учебный предмет «Литература» в пятых, шестых и девятых классах отведено 3 часа в неделю, в седьмых и восьмых классах - 2 часа в неделю. Родной язык и литература. На основании приказов Министерства образования и науки РФ №1576 ,1577, письма Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2017 г. № ТС-945/08 —О реализации прав граждан на получение образования на родном языке”, письма Рособрнадзора от 09.10.2017 г. № 05-453 "О направлении информации", письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 10.11.2017 № 02-01-81/9784 «О соблюдении требований ФГОС в части изучения родного языка» , письма прокуратуры Свердловской области от 03.11.2017 № 21-04-2017» «О состоянии законности в сфере обеспечения прав граждан России на добровольное изучение родного языка» В обязательную часть учебного плана введена предметная область «Родной язык и родная литература» Предметная область включает два учебных предмета «Родной русский язык», «Родная русская литература». Предметы изучаются с V-IX класс по 0,5 часа в неделю соответственно и реализуются за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений. Предметные области Русский язык и литература и Родной язык и родная литература направлены на получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации. Формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитание уважения к ним. Осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию. Иностранный язык Предметная область включает два учебных предмета: «Иностранный язык (английский)», «Второй иностранный язык (немецкий)» по выбору обучающихся. В соответствии с п.18.3.1. ФГОС основного общего образования учебные предметы «Иностранный язык», «Второй иностранный язык» входят в обязательную предметную область учебного плана. При составлении адаптированной основной образовательной программы МАОУ СОШ №85 используется вариант учебного плана для V-IX классов, предусматривающий изучение второго иностранного языка (немецкого) в качестве обязательного, по соответствующему запросу родителей (законных представителей) обучающихся и имеющихся условий в школе. На изучение учебного предмета «Иностранный язык (английский)» основной образовательной программой предусмотрено 3 часа в неделю. При изучении учебного предмета «Второй иностранный язык (немецкий)» образовательной программой предусмотрено 1 час в неделю. При проведении занятий по иностранному языку осуществляется деление класса на две группы. Основная цель изучения иностранных языков в школе - формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции: способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает также развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, понимании воспринимаемого на слух (аудировании), чтении и письме. Предметное содержание речи определяется на основе сфер общения (социально-бытовой, социально-культурной, учебно-трудовой), ситуаций общения и выделенной на их основе тематики общения Математика и информатика Предметная область представлена учебными предметами «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика». Предмет «Математика» изучается в пятых-шестых классах 5 часов в неделю, «Алгебра» и «Геометрия» изучаются в седьмых-девятых классах 3 часа и 2 часа в неделю соответственно, предмет «Информатика» изучается в седьмых-девятых классах 1 час в неделю. Предметная область направлена на осознание значения математики в повседневной жизни человека. Формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки. Понимание роли информационных процессов в современном мире. Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. Общественно-научные предметы Формирование мировоззренческой, ценностно - смысловой сферы учащихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, политкультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации. Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации. Владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияние на качество жизни человека и качество окружающей его среды. Осознание своей роли в целостном многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире. Естественно — научные предметы Формирование целостной научной картины мира. Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире. Овладение научным подходом к решению различных задач. Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты. Воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования. Проведение точных измерений и адекватной оценки полученных результатов. Искусство Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоиндентификации личности. Развитие эстетического вкуса, художественного мышления учащихся, способности воспринимать эстетику природных объектов. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России. Технология Развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач. Активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов и сформированных универсальных учебных действий. Совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности. Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное развитие личности учащихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области. Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности. Развитие двигательной активности учащихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности. Учебный план направлен на достижение учащимися личностных результатов (готовность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности), метапредметных результатов (освоение межпредметных связей, способность использования регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий в учебной, социальной практике), предметных результатов (получение нового знания в рамках учебного предмета, его преобразование, применение в различных ситуациях). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, используются следующим образом: - 1 час в неделю отведено в V классе на предметную область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКиСЭ. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимомсти, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности; - 1 час в неделю в VII классах отведен на курс «Финансовая грамотность». Данный курс дает возможность обучающимся научиться оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, проявлять самостоятельность и личную ответственность за свое финансовое поведение, отстаивать свои права и формировать активную жизненную позицию. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (в год не более 350 часов) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности сформировано с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Учебный (недельный) план основного общего образования обучающихся с ТНР 5 класс Учебный (годовой) план основного общего образования обучающихся с ЗПР 5 класс Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего VI Формы промежуточной аттестации Всего Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранный язык Математика и информатика Русский язык Литература Родной (русский) язык Родная (русская) литература Иностранный язык (английский) Второй иностранный язык (немецкий) Математика 170 102 17 17 170 102 17 17 102 102 34 34 170 170 68 68 34 34 Биология 34 34 Основы духовнонравственной культуры народов России 34 34 изложение сочинение сочинение сочинение контрольная работа контрольная работа контрольная работа Алгебра Геометрия Информатика и ИКТ История России. Всеобщая история. Общественнонаучные предметы тестовая работа Обществознание География тестовая работа Физика Естественнонаучные предметы Основы духовнонравственной культуры народов России Химия 34 Музыка Искусство Изобразительное 34 искусство Технология 68 Технология Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности основы безопасности Физическая культура 68 жизнедеятельности Часть, формируемая участниками образовательных отношений 34 34 тестовая работа творческая работа творческая работа творческая работа 68 проект 68 нормативы Максимально допустимая учебная нагрузка Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область) Коррекционный курс: «Коррекционноразвивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические)» Коррекционный курс: «Логопедические занятия» 986 340 102 68 Другие направления внеурочной деятельности 170