Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Русский язык» 5-9 класс (обновленный ФГОС)
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» является приложением к
Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ СОШ № 85.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5-9 классов составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования утвержденного приказом Минпросвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 и с учетом
Примерной основной образовательной программы ООО, одобренной решением Федерального
учебно-методического объединения по общему образования протокол № 1/22 от 18.03.2022 г.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального
общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и
язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов
Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной
консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций
государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России,
независимо от места его проживания и этнической принадлежности. Знание русского языка и
владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание
его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и
эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют
успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно
важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих
способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной
деятельности, самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной
грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и
текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского
языка. Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и
предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст»,
«Функциональные разновидности языка»).
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к
русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального
общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме
выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству
общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения
к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом
формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение
нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и
потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике
разнообразных
грамматических
средств;
совершенствование
орфографической
и
пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как
средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным
предметам;
совершенствование
мыслительной
деятельности,
развитие
универсальных
интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения,
классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в
процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и
использовать тексты разных форматов (сплошной, не сплошной текст, инфографика и др.);
освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение
способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения
автора; логической структуры, роли языковых средств.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский
язык и литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе,
соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего
образования.
В пределах одного класса последовательность изучения тем, представленных в содержании
каждого класса, может варьироваться.
Учебным планом на изучение русского языка отводится 714 часов: в 5 классе — 170 часов
(5 часов в неделю), в 6 классе — 204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе 136 часов (4 часа в
неделю), в 8 классе — 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе — 102 часа (3 часа в неделю).