1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ СОШ № 85. Направленность – естественно-научная. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в творческих, активных, неординарно мыслящих людях, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые. При этом одной из приоритетных направлений образования является раннее выявление и развитие талантливых детей и подростков. Поэтому так важно именно в начальных классах выявить тех детей, кто интересуется вопросами, лежащими за пределами школьной программы, помочь им раскрыть способности и сформировать познавательную компетентность. Главным условием развития ребенка является его деятельность, поскольку только в деятельности и рождаются потребность в новых знаниях, стремление овладеть новыми способами действий, формируется самостоятельность и организованность. Потенциал развития, которым каждый ребенок наделен от рождения, может проявиться и развиться только в процессе собственной деятельности. «Не существует сколько-нибудь достойных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе», - писал академик А.Н. Колмогоров. А потому важно предоставить ребенку возможность участия в разных видах познавательной деятельности, в том числе поисковой, исследовательской, деятельности по добыванию информации, ее обработке и применении, а также по оценке результатов. На все это и нацелена программа работы НОУ начальных классов. Отличительные особенности программы в том, что она состоит из нескольких параллельно изучаемых блоков: развитие основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти; обучение работе с разными источниками информации и способами ее обработки; овладение исследовательской и проектной деятельностью. Адресат. Программа адресована детям 7-11 лет. Членами научного общества могут стать дети, изъявившие желание работать в НОУ. Поступить в Научное общество могут обучающие как по рекомендации педагогов, родителей, так и по собственной инициативе (поскольку не всегда ребенок проявляет признаки одаренности в коллективе класса, состоящем из 30 и 2 более человек, а в групповых занятиях Научного общества, в более неформальной обстановке или при участии в нестандартных конкурсах его потенциал может раскрыться по-новому). Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей детей. В группе от 10 до 15 человек. Для зачисления – необходимо заявление родителей (законных представителей). Режим занятий – 1 раз в неделю для каждой возрастной группы по 2 академических часа (1час теоретический, 1 практический), всего 72 часа в год. Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Объём программы – 216 часов. Срок освоения программы – 3 года. Уровневость. Стартовый уровень – использование и реализация общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Форма обучения – очная (допускаются в случае необходимости дистанционные занятия на платформе meet.jit.si). Особенности организации образовательного процесса – сочетание групповой и индивидуально форм обучения и развития. Обучающиеся объединяются в постоянные группы одного возраста и состоят из 10-15 человек. Кроме этого, предусмотрены индивидуальные занятия или занятия в малых группах (как одновозрастных, так и разновозрастных) для консультативной помощи в написании исследовательских проектов и подготовки к конкурсам и олимпиадам. В работе используются следующие педагогические технологии: технология развивающего обучения технология проблемного обучения технология исследовательской деятельности технология проектной деятельности технология портфолио технология решения изобретательских задач При работе по программе используются следующие методы: - по источнику передачи и восприятия информации: словесный: рассказ, беседа, лекция; наглядный: опыт, иллюстрация, дидактический, наглядный материал, образцы и т.п.; практический: показ, постановка опытов; - по характеру деятельности: объяснительно-иллюстративный (рассказ, показ, лекция, фильм, карточки и т.п.); репродуктивный (воспроизведение, действие по алгоритму); 3 проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций); исследовательский метод (опыты, эксперименты); проектный метод (разработка проектов, моделирование объектов, ситуаций); игровой (игры дидактические, развивающие). Для эффективности работы с одаренными детьми необходимы особые по своей организации формы работы. Требования к формам работы: Во-первых, это выстраивание стиля общения педагога с детьми на основе диалогового общения и партнёрства. Главная обязанность педагога в таких условиях – поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка. Самыми разными способами стремиться развить у него независимость, изобретательность и творческую инициативу. Основными чертами этой организационной модели можно отнести: нестандартное использование времени занятий, помещения, опору на опыт и интересы ребенка, акцентирование внимания детей на наблюдениях и экспериментировании, активное участие каждого ребенка в планировании собственной учебно-исследовательской работы. Во-вторых, это чередование индивидуальных и групповых заданий при проведении исследований. Индивидуальная форма наиболее приемлема и актуальна при создании индивидуальных исследовательских и творческих работ. Групповая – при создании коллективных проектов. Тесный контакт детей друг с другом, обмен идеями и способами их воплощения позволяет включать и активно использовать взаимное обучение. При этом группы не должны быть очень большими. Для обеспечения возможности побывать в качестве лидера и подчиненного, проявления особенностей и поддержания инициативы каждого ребенка эти группы не должны быть постоянными, они должны создаваться на период работы над конкретным проектом. В-третьих, при проведении занятий необходимо учитывать влияние предметно-пространственной среды на развитие творческой активности ребенка. Необходимо организовать образовательное пространство так, чтобы оно будило мысль. Положительное влияние может оказать расстановка мебели. Она не должна быть постоянной, хотя для групповой формы занятия наиболее приемлемой может стать постановка парт по две или больше в круг, так, чтобы детям было видны лица товарищей. Можно менять расстановку мебели внутри одного занятия, можно заранее расставить парты группами для разных этапов работы. В-четвертых, обучение работе с различными источниками информации, использование информационно-коммуникативных технологий. Компьютерные технологии, при условии корректности применения, обладают большими потенциальными возможностями в деле развития интеллектуальнотворческого потенциала личности ребенка. При этом дети должны научиться 4 критическому отношению к достоверности информации, изложенной в сети Интернета. Необходимо показать разные подходы в изложении материала в разных источниках информации: в словарях разного вида, энциклопедиях и справочниках, материалах разных сайтов Интернета. В-пятых, использования собственной исследовательской практики ребенка как средства развития одаренности. При реализации программы используются следующие формы организации образовательного процесса: групповая индивидуальная Виды занятий Организация научного общества обучающихся начальной школы позволяет использовать все подходы, необходимые при работе по выявлению и развитию детской одаренности, применить вышеизложенные формы работы. Занятия по развитию познавательных и творческих способностей детей – это обучающие занятия по ознакомлению с органами чувств, их работой. Это задания по развитию психических процессов (внимание, память, воображение, мышление). Обучение разгадыванию анаграмм, ребусов, загадок и решению изобретательских и творческих задач (ТРИЗ и РТВ). Другим направлением являются занятия по ознакомлению со способами получения и обработки информации. Важнейшее направление – занятия по организации и проведению исследовательской и проектной деятельности. На занятиях ребята знакомятся с лабораторным оборудованием, приобретают навыки работы с химической посудой и учатся проводить простейшие опыты и эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. В качестве реактивов используются вещества, знакомые детям: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д. При работе над различными проектами чередуются индивидуальные и групповые занятия. Некоторые проекты выполняются коллективно, но так, чтобы каждый выполнял свой участок работы. Некоторые выполняются индивидуально. Поскольку программа рассчитана на младших школьников деление на теоретический и практический час условна. В течение занятия теоретический и практический материал чередуются, практика чаще предшествует теории. Первые 15 минут (не менее) занятия – разминка: интеллектуальные и развивающие игры, разгадывание и составление загадок и т.п. беседа игра наблюдение постановка опытов и экспериментов работа с текстом составление интеллект-карт 5 конкурс решение изобретательских задач создание и защита проектов Формы подведения результатов Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.75) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам не предусмотрено. Для определения результативности освоения программы используются следующие формы текущей аттестации: тестирование (с последующей самопроверкой – формирующее оценивание) конкурсы защита проектов компьютерные игры по типу викторины Для отслеживания и фиксации результатов используются: портфолио аналитическая справка дипломы протоколы конкурсов таблица уровней сформированности исследовательских умений, заполняемая по результатам наблюдений в конце каждого года. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка диагностическая карта защита проектов олимпиада портфолио 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель: создание условий для формирования интеллектуально развитой творческой личности, её самореализации в проектной и исследовательской деятельности. Программа направлена на развитие у обучающихся познавательного интереса, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, формирование навыков научно – исследовательской и проектной деятельности. Задачи Образовательные: - Обучить младших школьников работе с различными источниками информации. 6 - Организовать развивающую среду, стимулирующую любознательность ребёнка и обеспечивающую возможность удовлетворения интересов. - Предоставить детям возможность реализовать свои склонности в исследовательской, проектной и творческой деятельности. Развивающие: - Развивать базовую совокупность знаний и общий интеллект учащихся. - Развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике. - Развивать умственные способности одарённых детей с помощью анализа результатов умственного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей. Воспитательные: - Воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению естественно-научных дисциплин. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план Подготовка и участи в конкурсах, олимпиадах Исследовательские занятия: постановка опытов и экспериментов Занятия по созданию информационных и исследовательских проектов Обучающие занятия по работе с разными источниками информации Занятия по развитию познавательных и творческих способностей НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ НОУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ 1-ый год обучения (7-8 лет) № п/п 1. 2. Название раздела, темы Вводное занятие Откуда человек узнает об окружающем мире? Количество часов Всего Теория Практика 2 14 1 5 1 9 Формы аттестации/ контроля Соревнование по составлению 7 Восприятие 3. Внимание. Воображение. Мышление. Память 12 4 8 4. Информация. Источники информации 10 2 8 5. Исследовательская деятельность. Коллективный исследовательский проект 24 9 15 10 5 5 72 26 46 Подготовка к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, консультирование по написанию индивидуальных исследовательских проектов Всего часов: 6. № п/п 1. 2-ой год обучения (8-9 лет) Название раздела, темы Количество часов Вводное занятие. Всего Теория Практи ка 2 1 1 фигур игры «Танграм» (два варианта). Составление и разгадывание загадок Игра «Ступени познания» Конкурс на лучшее разгадывание ребусов Информационны й проект «Энциклопедия слова…» Защита коллективного исследовательск ого проекта «Вода. Вода? Вода!» Промежуточный контроль: Конкурс-игра «Самый умный1» Участие в конкурсах, защита исследовательск их проектов Формы аттестации/конт роля 8 Что мы знаем о мире вокруг? Исследовательская деятельность Вещества 20 8 12 18 5 3 4. Строение веществ. Молекулы и атомы. 10 5 5 5. Химия Химические реакции 10 5 5 6. Подготовка к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, консультирование по написанию индивидуальных исследовательских проектов 12 6 6 72 30 42 2. 3. Итого: № п/п 3-ий год обучения (9-10 лет) Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практи ка 1. 2. Введение Изучаем время 2 2 1 1 1 1 3. Изучаем свет 12 6 6 Коллективный исследовательск ий проект «Невидимка вокруг нас» Тест с последующей самопроверкой (формирующее оценивание) Тест с последующей самопроверкой (формирующее оценивание) Промежуточный контроль: Конкурс-игра «Самый умный -2» Участие в конкурсах, защита исследовательск их проектов Формы аттестации/кон троля Тест с последующей самопроверкой (формирующее оценивание) Сообщение 9 4. 5. 6. 7. Изучаем звук Изучаем силы Изучаем энергию Подведем итоги 8. Подготовка олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, консультирование написанию индивидуальных исследовательских проектов Итого: к 4 22 14 4 2 11 7 - 2 11 7 4 12 6 6 72 34 38 по Сообщение Сообщение Сообщение Защита индивидуальн ых исследовательс ких проектов Интеллектуаль ная играконкурс «Самый умный-3 Участие в конкурсах, защита исследовательс ких проектов Содержание учебного (тематического) плана 1-ый год обучения Раздел 1. Вводное занятие. Кто такой исследователь? Теория: Беседа об организации работы научного общества, эмблеме, девизе. Поиск ответа на вопрос «Кто такой исследователь?» Способы познания мира. Инструктаж по технике безопасности. Практика: Опыты (показывает педагог): запуск в плавание кораблика, символа научного общества, в воде с помощью капли жидкого мыла, на столе с помощью магнита). Раздел 2. Откуда человек узнает об окружающем мире? Восприятие Теория: органы чувств (глаза, уши, кожа, язык, нос), их устройство. Различие органов чувств человека и животных. Практика: опыты на определение формы предмета, вкуса, запаха с закрытыми глазами. Как органы чувств могут «обманывать» (обман зрения и т.п.). Описание предметов. Составление и разгадывание загадок. Игра «Да-нетка» (угадывание предмета по вопросам об их признаках). Игра «Танграм». 1 вариант: составление фигурок из заданного набора по образцу. 2-ой вариант: пластиковый набор вставляется в выдолбленную из пластика форму. Раздел 3. Внимание. Воображение. Мышление. Память 10 Теория: Мозг – командный пункт организма. Можно ли развить мозг? Практика: Игра «Муха». Игра «Назови цвет». Игра «Найди различие». Игра «Назови все предметы». Знакомство с ребусами и способами их разгадывание. Конкурс на лучшее разгадывание ребусов. Таблицы Шульте. Игра (диагностическая) «Ступени познания». Раздел 4. Информация, источники получения информации Теория: что такое информация, способы получения информации (книги: словари, энциклопедии, научно-популярные издания; электронные пособия, Интернет). Практика: практическая работа с различными источниками информации. Составление индивидуального или группового (в парах) информационного проекта «Энциклопедия слова». Раздел 5. Исследовательская деятельность. Теория: Что такое исследование. Цели и задачи исследования. Этапы исследования. Методы исследования: наблюдение, опыт, эксперимент, анкетирование. Фиксация хода исследования. Исследовательский проект. Этапы проекта. Лабораторное оборудование. Микроскоп. Устройство микроскопа. Практика: Опыты с водой (свойства воды, три состояния воды, куда течет вода, круговорот воды в природе, вода – растворитель, поверхностное натяжение). Коллективный исследовательский проект «Вода. Вода? Вода!» Защита проекта. 2-ой год обучения Раздел 1. Вводное занятие. (1 ч) Теория: Что мы знаем о мире вокруг? Тела и вещества. Свойства тел. Практика: Классификация тел по веществам, из которых они состоят. Игра «Да-нетка»: узнай тело по его свойствам. Раздел 2. Вещества Теория: Что изучает наука химия. Тела, вещества и смеси веществ. Три состояние веществ. Раствор, суспензия (взвесь), сплав. Воздух. Свойства воздуха. Практика: Моделирование веществ (ТРИЗ – «Маленькие человечки»). Чистое вещество и смесь. Опыты по получению растворов, смесей и разделению веществ из смеси. Опыты с мыльными пузырями. Опыты с крахмалом и его обнаружением в продуктах. Раздел 3. Исследовательская деятельность Теория: Этапы исследования. Исследовательский проект. Этапы работы над проектом. Диаграмма. Оформление проекта. Практика: Коллективный исследовательский проект «Невидимка вокруг нас (о воздухе и его свойствах)» Раздел 4. Строение веществ. Молекулы и атомы. 11 Теория: Что такое молекула и атом. Модель молекулы. Периодическая система Д. Менделеева (общее представление). Химическая реакция. Признаки химической реакции. Виды химической реакции. Индикаторы. Катализаторы. Практика: Создание моделей молекул из пластилина. Работа с периодической системой Менделеева (поиск знакомых элементов). Опыты с проведением химических реакций (в качестве реактивов используются вещества, знакомые детям: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.п. 3-ий год обучения Раздел 1. Вводное занятие. Раздел 2. Изучаем время Теория: Меры времени. Часы. Виды часов. Практика: Модели часов Раздел 3. Изучаем свет Теория: Что такое свет. Скорость света. Отражение света. Преломление света. Как работают линзы. Откуда берутся радуги. Почему темный цвет притягивает тепло. Практика: Лупа из капли воды. Опыт по смешиванию цветов. Опыт с темным и белым цветами («притягивание» тепла). Работа с текстом: извлечение информации, составление текста сообщения. Составление интеллект-карты. Раздел 4. Изучаем звук Теория: Что такое звук. Свойства звука: громкость, частота звука, скорость звука. Практика: Работа с текстом: Работа с текстом: извлечение информации, составление текста сообщения. Опыт с высотой звука (с разными линейками). Раздел 5. Изучаем силы Теория: Силы в природе. Сила притяжения. Сила тяжести. Центр тяжести. Равновесие. Что такое рычаг. Практика: Работа с текстом. Опыты на определение центра тяжести, опыты на равновесие. Раздел 6. Изучаем движение. Теория: Движение и покой. Импульс. Сила инерции. Сила трения. Центробежная и центростремительная силы. Реактивное движение. Практика: опыты с силами инерции, трения, центробежной и центростремительной силой. Опыт с реактивным движением (запускаем воздушный шарик) Раздел 7. Изучаем энергию Теория: Энергия. Какая бывает энергия. Тепловая энергия. Влияние теплоты на состояние веществ. Теплопроводность. Электричество. Статическое электричество. Электрический ток. Электропроводимость. Электрическая 12 цепь. Батарейка. Магнетизм. Магниты. Магнитная сила. Магнитные полюса. Магнитные полюса Земли. Практика: Работа с текстом. Составление интеллект-карты. Опыты с теплопроводностью. Опыты со статическим электричеством. Создание электрической цепи. Батарейка из огурца, лимона, картофеля и т.п. Опыт с солнечной батареей. Опыты с магнитами. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные Регулятивные универсальные учебные действия – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения познавательных заданий с использованием энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ, составления интеллект-карт; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных задач; 13 – основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. Коммуникативные универсальные учебные действия – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнёра; – использовать речь для регуляции своего действия; 14 – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; – с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного – находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; – вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; – сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака; – понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); – понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; – ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. – использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; – работать с несколькими источниками информации; – сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. 15 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации – формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; – сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; – составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. – делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; – составлять интеллект-карты на основе текста. Работа с текстом: оценка информации Член НОУ научится: – на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, – обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; – сопоставлять различные точки зрения; – соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; – в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером – использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; – организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных – вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты; – сканировать рисунки и тексты. Обработка и поиск информации – подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты); – описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ; – собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, а также в ходе опроса людей; – редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, фотоизображений; 16 – пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, следовать основным правилам оформления текста; – искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников. – грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, – оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; – критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений – создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их; – готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; – создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.; Планирование деятельности, управление и организация – определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий; – планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира, – проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, – моделировать объекты и процессы реального мира. Личностные – познавательный интерес к новому материалу и способам решения нестандартных задач (в том числе изобретательских); – ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретного задания; – основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного поведения; – устойчивого познавательного; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности; – положительной адекватной дифференцированной самооценки 17 Предметные результаты – описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; – проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; – проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; – использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; – использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; – определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; – понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; – использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; – моделировать объекты и отдельные процессы реального мира; – планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Особенности, основные направления и планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности Учебно-исследовательская и проектная деятельности обучающихся направлена на развитие метапредметных умений. Включение учебно-исследовательской и проектной деятельности в процесс обучения является важным инструментом развития познавательной сферы, приобретения социального опыта, возможностей саморазвития, повышение интереса к предмету изучения и процессу умственного труда, получения и самостоятельного открытия новых знаний у младшего школьника. Главная особенность развития учебно-исследовательской и проектной деятельности – возможность активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер и таким образом передать 18 учащимся инициативу в своей познавательной деятельности. Учебноисследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Проектная деятельность в большей степени связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач. В ходе освоения учебно-исследовательской и проектной деятельности учащийся начальной школы получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. Обучающийся выступает в роли субъекта образовательной деятельности, поскольку получает возможность быть самостоятельным, активным творцом, который планирует свою деятельность, ставит задачи, ищет средства для решения поставленных задач. Основными задачами в процессе учебно-исследовательского и проектного обучения является развитие у ребенка определенного базиса знаний и развития умений: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, генерировать гипотезы, экспериментировать, устанавливать причинноследственные связи. Данные умения обеспечивают необходимую знаниевую и процессуальную основу для проведения исследований и реализации проектов. Исследовательская и проектная деятельность может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме, что помогает педагогу простроить индивидуальный подход к развитию ребенка. В качестве основных результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности младших школьников рассматриваются такие метапредметные результаты, как сформированные умения: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинноследственные связи и работать с источниками информации. В качестве результата следует также включить готовность слушать и слышать собеседника, умение в корректной форме формулировать и оценивать познавательные вопросы; проявлять самостоятельность в обучении, инициативу в использовании своих мыслительных способностей; критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; смело и твердо защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их последствия. 19 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Учебное помещение должно соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилам (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"). Светлый просторный кабинет Мебель - 15 парт, 30 стульев, шкафы, стол учителя компьютер с доступом к Интернету проектор интерактивная доска Учебное оборудование: микроскоп, пробирки, колбы, мензурки, спиртовка, термометр водный, весы рычажные, посуда (миски, стаканы, ложки, банки, бутылки, тарелки), наборы веществ для опытов (крахмал, раствор йода, сахар, соль, крупы, глицерин, мыло - твердое и жидкое, моющее средство для посуды и т.п.), свечи, пластилин, бумага, картон, хлопчатобумажная ткань, нитки (толстые), воздушные шарики, проволока Наборы для опытов - Набор для опытов «Опыты с магнитами»/«Маэстро» - Набор для опытов «Простые схемы»/«BONDIBON.Науки с Буки» - Набор для опытов «GREEN LIFE» (Машинка на солнечных батареях») - Набор для опытов «Энергия слайма»/«Экспериментариум» - Набор для опытов «Свет и звук»/«BONDIBON.Науки с Буки» - Набор для опытов «Наблюдаем за погодой»/«BONDIBON.Науки с Буки» - Набор для опытов «Фараонова змея» / «Простая наука» - Научная игра «Секреты живой природы» /RANOK/CREATIVE 20 Информационное обеспечение Образовательные Интернет-ресурсы: портал «Культура.РФ», материалы сайтов «Единый урок РФ», «Инфоурок», «Первое сентября», dumschool, «Мультиурок». Кадровое обеспечение Муратова Наталья Алексеевна Место работы: МАОУ СОШ № 85 Адрес: 620149, г. Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной, 49а Образование: высшее, Свердловский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения» Должность: начальных классов, педагог дополнительного образования Квалификационная категория: высшая Методические материалы презентации (составленные руководителем НОУ и взятые из открытых Интернет-источников) 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Для определения результативности освоения программы используются следующие формы текущей аттестации: тестирование (с последующей самопроверкой – формирующее оценивание) конкурсы защита проектов компьютерные игры по типу викторины Для отслеживания и фиксации результатов используются: портфолио аналитическая справка дипломы протоколы конкурсов 21 таблица уровней сформированности исследовательских умений, заполняемая по результатам наблюдений в конце каждого года. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка диагностическая карта защита проектов олимпиада портфолио Оценочные материалы В современной теории выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения»: взрослый ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку; взрослый ставит проблему, но уже метод её решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск); на третьем — высшем уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется ребенком самостоятельно. Программа научного общества «Дорогами открытий…» предоставляет учащимся 1-4 классов возможность достичь каждый из этих уровней. Критерии сформированности исследовательских умений учащихся начальных классов (Автор: Семенова Н.А.) 1. Практическая готовность ученика к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы. 2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся рассматривается нами как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном 22 исследовании. Ученик проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации). 3. Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет. 4. Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебнопознавательной деятельности руководящая роль принадлежит учителю или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту. Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнями сформированности умений исследовательской деятельности учащихся младших классов: 1. Исходный уровень мы определяем как уже имеющийся, сформировавшийся на основе спонтанного исследовательского опыта детей и учебных умений, полученных за время обучения в первом классе. Исходному уровню можно дать следующую характеристику: низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 2. Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. 23 Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности. 4. Креативный уровень можно определить следующим образом: проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности. Уровни сформированности исследовательских умений Критерий Практическая готовность в реализации учебного исследования Мотивированность исследовательской деятельности Проявление креативности в исследовательской деятельности Самостоятельность в осуществлении исследовательской работы Начальный уровень Исходный уровень Уровень Нет знаний и конкретных умений исследовательской деятельности Низкая мотивация Действия по аналогии Только под руководством учителя Первоначальные знания и элементарные умения осуществления коллективного учебного исследования Преобладают внешние мотивы Коллективное творчество: новые идеи генерируются в коллективном поиске Коллективный поиск по аналогии может осуществятся без непосредственного участия педагога, затруднения в индивидуальной самостоятельной работе 24 Продуктивный уровень Умения, связанные с Внешние и внутренние определением темы, поиском мотивы к исследованию информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного исследования. Способность выбрать оригинальную тему, интересно представить результат работы Некоторые этапы исследования может осуществлять самостоятельно, другие - с помощью родителей и педагога Способность проявлять оригинальность в выборе темы, методов поиска, форм представления результата, высказывать много идей для решения проблем, смотреть на проблему с новой позиции Практически все этапы учебного исследования может реализовать самостоятельно Креативный уровень Умения учебноисследовательской деятельности, связанные с определением темы, цели, задач учебного исследования, использованием доступных методов, поиском информации в библиотеке, в Интернете, приемами ее фиксации и обработки, составлению графиков, таблиц, схем, рисунков, представлением результата исследования, его анализом и оценкой Устойчивые внутренние познавательные мотивы 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для учителя 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. 25 2. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция детской одаренности hhttp://sch136.minsk.edu.by/sm aspx?uid=99335. 3. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Холодная М.А., Шадриков В.Д. и другие. Одаренность. Рабочая концепция www.nrc-rodnik.ru/.../231_www.nrc-rodnik.ru/.../231_ 4. Одаренные дети: Перевод с английского/ Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М.Слуцкого; - М.: Прогресс, 1991. 5. Окружающий мир. 4 класс. Клуб почемучек: программа, конспекты занятий / авт.-сост. Е.М. Елизарова – Волгоград: Учитель, 2010. 6. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. 7. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты/ авт.-сост. М.Ю. Шатилова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2012. 8. Савенков А.. Развитие детской одаренности в образовательной среде. rl-online.ru/articles/3-02/133.html 9. Савенков А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема // Начальная школа.- 2000.- N 1.- С. 94-100. 10.Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 2 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. – М.: РОСТ, 2011. 11.Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 3 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. – М.: РОСТ, 2012. 12.Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 4 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. – М.: РОСТ, 2013. 13.Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. http://actic.tomsk.ru/docs/conf2010 sbornik 03.pdf 14.Технологии развития детской одаренности. Из опыта работы учителя химии, биологии ОУ Гимназии Баклановой О.М. gimnszr.3dn.ru/Novosti/Seminar/odar.doc 15.Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И.Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. 16.Холодова О. Юным умникам и умницам: Задачи по развитию познавательных способностей (9-10 лет) /Методическое пособие, 4 класс. Курс «РПС». – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2007. 26 17.Холодова О. Юным умникам и умницам: Задачи по развитию познавательных способностей (8-9 лет) /Методическое пособие, 3 класс. – 5-е изд., перераб. – М.: Росткнига, 2009. 18.Холодова О. Юным умникам и умницам: Задачи по развитию познавательных способностей (9-10 лет) /Методическое пособие, 4 класс. Курс «РПС». – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2007. 19.Холодова О. Юным умникам и умницам: Задачи по развитию познавательных способностей (8-9 лет) /Методическое пособие, 3 класс. – 5-е изд., перераб. – М.: Росткнига, 2009. Литература для детей 1. Большая книга увлекательных занятий для детей / Пер. с итал. Е. Саламатиной, пер. с нем. И. Бериновой. – М.: Эксмо, 2015. 2. Большая книга экспериментов для школьников / Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер с ит. Э.И. Мотылевой. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. 3. Ванклав Д. Большая книга научных опытов для маленьких детей / Дженис Ванклив; пер. с англ. Д.А. Клепацкая. – М.: АСТ: Астрель, 2011. 4. Гилпин Р., Пратт Л. Большая книга занимательных опытов. – М.: РОСМЭН, 2009. 5. Занимательные эксперименты и опыты / [Ф. Ола и др.]. – М.: Айрис-пресс, 2012 6. Книга экспериментов. Просто о сложном /Пер. с итал. И. Гурьянова. – М.: Эксмо, 2012. 7. Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей. – М.: Белый город, 2009. 8. Моя первая книга экспериментов / Пер. с нем. Л.С. Беловой– М.: Эксмо, 2009 9. Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей/ Пер. с нем. П. Лемени-Македона. – М.: Эксмо, 2011. 10.Робсон П. География в занимательных экспериментах /Пер. с англ. Т.В. Григорьевой – М.: РОСМЭН, 2007. 11.Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 2 класса: В 2-х частях / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. – М.: РОСТ, 2011. 12.Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 3 класса: В 2-х частях / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. – М.: РОСТ, 2012. 13.Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 4 класса: В 2-х частях / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. – М.: РОСТ, 2013. 27 14.Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. – 5-е изд., перераб. – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2009. 15.Хьют С. Природа в занимательных экспериментах. Перевод с англ. В.В.Свечникова – М.: РОСМЭН, 2006. 16.Вайткене Л.Д. Наглядная химия / Л.Д. Вайткене, М.Д. Филиппова. – М.: АСТ, 2018. 28 Тематическое планирование 1-ый год обучения (7- 8 лет) № п/п Месяц 1. сентябрь 2. сентябрь 3. сентябрь 4. сентябрь Число Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Форма контроля Раздел 1. Введение 1 Беседа 2 Вводное занятие. Приглашаем к Демонстрация опытов путешествию (показывает учитель) Интерпретация результатов опытов Раздел 2. Откуда человек узнает об окружающем мире? Восприятие. Органы чувств 8 Беседа 2 Признаки предметов: цвет, форма, Наблюдение размер, вкус, запах. Загадки. Разгадывание загадок Составление загадок Игра «Да-нетка» 15 Беседа в сопровождении 2 Зрение. Глаза – орган зрения презентации Работа с рисунком Практическая работа «Может ли зрение обмануть? Беседа о необходимости беречь зрение, способы заботы о здоровье глаз 22 Беседа в сопровождении 2 Слух. Уши – орган слуха презентации Работа с рисунком 29 5. сентябрь 29 6. октябрь 6 7. октябрь 13 8. октябрь 20 9. октябрь 27 Опыт с воронкой, поднесенной к уху Беседа о необходимости беречь слух, способы заботы о здоровье ушей Беседа в сопровождении 2 Осязание. Кожа – орган осязания презентации Опыты по определению формы предметов, узнавание предметов с завязанными глазами Беседа в сопровождении 2 Обоняние и вкус. Нос – орган презентации обоняния, язык – орган вкуса Опыты по определению формы предметов Тестирование 2 Органы чувств (обобщение знаний) Самопроверка Игры, развивающие пространственное Формирующее оценивание восприятие. Игры «Муха», «Танграм» Игры, развивающие (1-ый вариант) пространственное восприятие. Игры, развивающие 2 Игры, развивающие пространственное пространственное восприятие. Игры «Муха», «Танграм» восприятие. (2-ой вариант) Раздел 3. Внимание. Воображение. Память. Мышление. Беседа в сопровождении 2 Мозг – командный пункт организма. презентации Игры, развивающие внимание: «Найди Тест «Что я узнал об органах чувств?» (с самопроверкой) 30 1 10. ноябрь 3 11. ноябрь 10 12. ноябрь 17 13. ноябрь 24 14. декабрь 1 15. декабрь 8 16. декабрь 15 Игры, внимание Игры, воображение развивающие 10 отличий», «Назови цвет», «Парочки» и др. развивающие 2 Игры, развивающие воображение: «Мир с точки зрения другого», «Запомни пары слов» и т.п. Игры, развивающие память 2 Игры, развивающие память: «Запомни картинки», «Запомни слова (пары слов», «Парочки» Интеллектуальные игры 2 Интеллектуальные игры: анаграммы, Решение сказочных задач решение сказочных задач (элементы (элементы ТРИЗ) ТРИЗ) и др. Интеллектуальные игры 2 Интеллектуальные игры. Ребусы Разгадывание ребусов (знакомство с правилами разгадывания) Разгадывание ребусов 2 Интеллектуальные игры. Ребусы Конкурс на Конкурс-соревнование по лучшее разгадыванию ребусов разгадывание ребусов 1 Раздел 4. Информация. Источники информации Работа со словарем 2 Словарь. Виды словарей. Запуск Поиск информации о слове проекта «Энциклопедия слова…» Проектирование (индивидуальный информационный проект). Работа со справочной 2 Справочная и научно-популярная литературой, литература. Энциклопедии. энциклопедиями Работа над проектом «Энциклопедия Начиная с этого раздела не менее 15 минут в начале занятия посвящается развивающим играм, изученным ранее или новым. 31 17. декабрь 22 18. декабрь 29 19. январь 12 20. январь 19 21. январь 26 22. февраль 2 Поиск информации о слове Проектирование Знакомство с электронными словарями, справочной литературой, энциклопедиями. Поиск информации о слове Проектирование Беседа о возможностях Интернета и правилах безопасности при использовании Интернета. Проектирование Защита проекта слова…» 2 Электронные энциклопедии и словари. Работа над проектом «Энциклопедия слова…» Интернет. Правила безопасности при пользовании Интернетом. Завершение проекта «Энциклопедия слова…». Подготовка к защите проекта. 2 Защита проекта «Энциклопедия Защита проекта слова…» Раздел 5. Исследовательская деятельность. Беседа о том, кто такой 2 Введение в исследовательскую исследователь, что такое деятельность (Кто такой объект исследования. исследователь? Объект исследования.) Наблюдение. Фиксирование Методы исследования: наблюдение) результатов наблюдения Беседа. 2 Знакомство с микроскопом. Наблюдение. Беседа. 2 Методы исследования: анкетирование Анкетирование. Обработка результатов анкетирования. 2 32 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31- февраль Беседа 2 Методы исследования: опыт и Опыт по заданному эксперимент описанию Эксперимент для подтверждения вывода февраль 16 Беседа 2 Этапы исследования. Запуск Проектирование коллективного исследовательского Работа с текстом: поиск проекта «Вода. Вода? Вода!» информации март 2 Опыты с водой 2 Изучаем воду. Свойства воды Проектирование март 9 Опыты с водой 2 Изучаем воду. Три состояния воды Беседа с использованием презентации Проектирование март 16 Опыты с водой 2 Изучаем воду. Куда течет вода? Моделирование Круговорот воды в природе Беседа с использованием презентации Проектирование март 23 Опыты с водой 2 Изучаем воду. Поверхностное Проектирование натяжение март 30 Проектирование 2 Обобщение по теме. Оформление Практическая работа проекта. Подготовка к защите проекта апрель 6 Защита проекта 2 Защита проекта «Вода. Вода? Вода!» Защита проекта Раздел 6. Подготовка к олимпиадам, конкурсам, индивидуальным проектам В течение года по Консультирование, решение 12 Участие в 9 33 36 мере необходимости олимпиадных заданий и т.п. олимпиадах конкурсах Тематическое планирование 2-ой год обучения (8 - 9 лет) № п/п Месяц Число 1. сентябрь 2 2. сентябрь 9 3. сентябрь 16 4. сентябрь 23 Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Форма контроля Раздел 1. Введение Классификация тел по 2 Что мы знаем о мире вокруг? разным основаниям (цвет, Тела и вещества. Свойства тел форма, размер, назначение) Работа с таблицей Беседа с использованием презентации Раздел 2. Исследовательская деятельность Беседа с презентацией. 2 Исследовательский проект. Этапы Проектирование работы над проектом. Запуск Прогнозирование коллективного исследовательского проекта «Невидимка вокруг нас» (о воздухе), индивидуальных проектов Эксперименты с воздухом 2 Что такое воздух? Где есть воздух? (Как доказать, что воздух есть везде?) Прогнозирование Опыты с воздухом Опыты с воздухом 2 Свойства воздуха 34 5. сентябрь 30 6. октябрь 7 7. октябрь 14 8. октябрь 21 9. октябрь 28 10. ноябрь 11 11. ноябрь 18 12. ноябрь 25 13. декабрь 2 Проектирование Опыты с воздухом 2 Состав воздуха Работа с текстом Знакомство с диаграммой Проектирование Опыты с воздухом 2 Давление воздуха Проектирование Работа с текстом (создание 2 Создание текста исследования в текста) программе Word Набор и редактирование текста в программе Word Работа с текстом. 2 Подготовка к защите проекта. Текст Создание текста защиты защиты Редактирование текста Создание презентации в 2 Подготовка к защите проекта. программе Power Point Создание презентации Редактирование текста 2 Завершение работы над проектом проекта, защитного слова, «Невидимка вокруг нас». Подготовка к презентации защите Репетиция защиты Защита проекта 2 Защита проекта Защита проекта Раздел 3. Вещества Классификация тел по 2 Вещества и их свойства. материалу (веществу). Классификация веществ по их Опыты по описанию свойств свойствам веществ Опыты с водой в разных 2 Три состояния веществ 35 14. декабрь 9 15. декабрь 16 16. декабрь 23 17. декабрь 30 18. январь 13 19. январь 20 20. январь 27 агрегатных состояниях Беседа с использованием презентации Опыты на различение и составление смесей, растворов и суспензий (взвесей). Работа с текстом: поиск информации Работа с текстом: поиск информации Прогнозирование Опыты с мыльными пузырями Опыты с мыльными пузырями Опыты с мыльными пузырями. Работа с информацией инструкций-рецептов Опыты с растворением веществ Опыт «Золушки»: разделение веществ из смеси Опыты с разделением веществ Моделирование веществ 2 Смеси, растворы и суспензии (взвеси). 2 Что такое мыльные пузыри. Форма мыльных пузырей. Состав мыльных пузырей 2 Мыльные пузыри, состав выдувания мыльных пузырей 2 Создание растворов для выдувания мыльных пузырей 2 Что влияет на растворимость веществ? 2 Можно ли выделить вещества из растворов и смесей? Как очистить воду? Тест «Что я узнал о 2 для 36 21. февраль 3 22. февраль 10 23. февраль 17 24. февраль 24 25. март 3 26. март 3 27. март 10 Эксперимент по очистке воды от примесей Раздел 4. Строение веществ. Молекулы и атомы Работа с текстом: поиск 2 Что такое атом. Строение атома информации Беседа с презентацией Моделирование Беседа с презентацией 2 Что такое молекула. Строение молекул Моделирование Работа с текстом: поиск 2 Элемент. Знакомство с периодической информации таблицей Менделеева (общее Опыт с йодом (выделение представление). Йод. чистого йода из смеси) Работа с текстом: поиск 2 Металлы. Элементы и сплавы веществ информации Классификация металлов Работа с текстом: поиск 2 Газы. Элементы и смесь газов информации веществах?» (с самопроверкой) Тест «Что я узнал о строении веществ?» (с самопроверкой) Раздел 5. Химия. Химические реакции Беседа с презентацией 2 Что изучает наука химия Составление интеллекткарты Опыты 2 Что такое химическая реакция. Работа с текстом Признаки и виды химических реакций 37 28. март 17 29. март 24 30. март 31 3136 Беседа с презентацией Опыты Работа с текстом Опыты по обнаружению крахмала в продуктах с помощью раствора йода Прогнозирование Опыты 2 Химические реакции на кухне Химическая реакция горения. Температура горения 2 Индикаторы. Химическая реакция при соединении крахмала с йодом. Скорость химической реакции. Что Тест «Что я может повлиять на скорость узнал о химии и химической реакции? химических реакциях» (с самопроверкой) Раздел 6. Подготовка к олимпиадам, конкурсам, индивидуальным исследовательским проектам В течение года по Консультирование, решение 12 Участие в мере олимпиадных заданий и т.п. олимпиадах необходимости конкурсах 2 Тематическое планирование 3-ий год обучения (9 - 10 лет) № п/п Месяц Число 1. сентябрь 6 2. сентябрь 13 Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Форма контроля Раздел 1. Введение Игра-конкурс 2 Что мы уже знаем о мире вокруг? Игра «Конкурс знатоков» Раздел 2. Изучаем время Беседа с использованием 2 Меры времени. Часы. Виды часов. 38 презентации Моделирование 3. сентябрь 20 4. 5. 6. сентябрь октябрь октябрь 27 4 11 7. октябрь 18 8. октябрь 25 9. ноябрь 1 Модели часов Раздел 3. Изучаем свет использованием 2 Что такое свет. Скорость света Беседа с презентации Работа с текстом: извлечение информации Составление интеллекткарты Опыты 2 Отражение света. Опыты 2 Преломление света. Беседа 2 Как работают линзы. Лупа из капли Опыты воды. Беседа с использованием 2 Разнообразие цветов. презентации Откуда берутся радуги. Работа с текстом: извлечение информации, составление текста Опыты Прогнозирование 2 Почему темный цвет притягивает Сообщение Опыты тепло. «Что я узнал о Работа с текстом: извлечение свете?» информации, составление текста Беседа Раздел 4. Изучаем звук Опыты 2 Что такое звук? 39 10. ноябрь 8 11. ноябрь 15 12. ноябрь 22 13. ноябрь 29 14. декабрь 6 15. декабрь 13 16. 17. декабрь декабрь 20 27 Прогнозирование Работа с текстом: извлечение информации Работа с текстом: извлечение 2 Свойства звука: громкость, частота Сообщение информации звука, скорость звука. «Что я узнал о Опыты звуке?» Раздел 5. Изучаем силы Опыты 2 Силы в природе. Работа с текстом: извлечение Сила притяжения. информации, составление текста сообщения Опыты 2 Силы в природе. Работа с текстом: извлечение Сила тяжести информации, составление текста сообщения Опыты 2 Равновесие. Центр тяжести Работа с текстом: извлечение информации Опыты 2 Что такое рычаг. Работа с текстом: извлечение информации Опыты 2 Закон Архимеда. Работа с текстом: извлечение информации, составление текста сообщения Опыты 2 От чего зависит плавучесть тел Опыты 2 Движение и покой. Импульс движения 40 18. январь 10 19. январь 17 20. январь 24 21. январь 31 22. февраль 7 23. февраль 14 Опыты 2 Сила инерции Работа с текстом: извлечение информации, составление текста сообщения Опыты 2 Сила трения Работа с текстом: извлечение информации, составление текста сообщения Опыты 2 Центробежная и центростремительная Работа с текстом: извлечение силы. информации, составление текста сообщения Опыты 2 Реактивное движение. Работа с текстом: извлечение информации, составление текста сообщения Тема 6. Изучаем энергию Работа с текстом: извлечение 2 Энергия. Какая бывает энергия. информации Беседа с использованием презентации Составление интеллекткарты Опыты 2 Тепловая энергия. Влияние теплоты на Работа с текстом: извлечение состояние веществ. Теплопроводность. информации Беседа с использованием Сообщение «Что я узнал о силах в природе?» 41 презентации Опыты 24. февраль 21 25. февраль 28 Опыты Моделирование 2 26. март 7 Опыты 2 27. март 14 28. 29. 30. 3136 2 Электричество. Статическое электричество. Электрический ток. Электропроводимость. Электрическая цепь. Батарейка. Батарейка из огурца, лимона, картофеля и т.п. Магнетизм. Магниты. Магнитная сила. Опыты 2 Работа с текстом: извлечение информации Беседа с использованием презентации март 21 Опыты 2 Магнитные полюса. Сообщение Работа с текстом: извлечение Магнитные полюса Земли «Что я узнал о информации видах Беседа с использованием энергии?» презентации Раздел 4. Подведем итоги март 28 Защита проектов 2 Защита индивидуальных Защита исследовательских проектов проектов апрель 4 Игра-конкурс 2 Чему мы научились? ИнтеллектуальИнтеллектуальная игра «Самый ная игра умный» Раздел 5. Подготовка к олимпиадам, конкурсам, индивидуальным исследовательским проектам В течение года по 12 Консультирование, решение Участие в мере олимпиадных заданий и т.п. олимпиадах 42 необходимости конкурсах 43