Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ЮНЫЙ МУЗЕЙЩИК

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
составлена для занятий с обучающимися в школьном историко-бытовом
музее «Река времени» в соответствии действующими нормативными
документами, Уставом МАОУ СОШ № 85.
Направленность – социально-гуманитарная.
Актуальность программы связана с тем, что обеспечение духовнонравственного развития и патриотического воспитания является ключевой
задачей современной государственной политики страны.
Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее прошлого. Еще
А.С. Пушкин писал, что «неуважение к предкам есть первый признак
дикости и безнравственности». Всем известно крылатое выражение «Иван,
родства не помнящий», называющего каждого, кто отрекается от прошлого,
родных, человека без убеждений и традиций. Чтобы наши дети могли
строить будущее, надо научить их уважать прошлое, знать историю своего
народа, своей страны.
Одним из центров приобщения к историческим корням, центром
духовно-нравственного развития обучающихся, патриотического воспитания
призван стать школьный музей.
Одно дело, когда ребенок знакомится с историей и культурой своей
страны по рассказам учителя, книгам, учебникам и слайдам презентации, и
совсем другое, когда он может в прямом смысле слова прикоснуться к
подлинным предметам культуры и быта. Разглядывая эти предметы, дети
вспоминают, что подобные вещи они видели у своих бабушек, дедушек,
прабабушек и прадедушек. Это рождает эмоциональный отклик, чувство
сопричастности с народом, его историей и у юных музейщиков, и у
посетителей музея.
Отличительные особенности программы в том, что она направлена
как на воспитание и развитие юных музейщиков, так и посредством них на
воспитание и духовно-нравственное развитие посетителей музея. Программа
предусматривает собирание, изучение, хранение и экспонирование
предметов народного быта и произведений народных промыслов, проведение
экскурсий. Одна из главных особенностей деятельности школьного музея
состоит в том, что такая работа включает в себя элемент исследования.
Обучающиеся по программе работают над проектами по созданию текста
экскурсий и проведению тематических бесед для обучающихся школы, их
родителей и ближайшего социума.
В настоящее время существуют различные виды школьных музеев:
музей истории школы, села (или другого населенного пункта), музей славы и
т.д. Музей «Река времени» МАОУ СОШ № 85 – историко-бытовой.
Специфичность
подобных
музеев
заложена
в
использовании
непосредственных исторических свидетельств – предметов быта и
2

произведений
декоративно-прикладного
искусства,
отражающих
многогранную историю народа, его культурные и национальные традиции.
Адресат. В реализации программы участвуют дети от 9 до 12 лет.
Большинство
детей
этого
возраста
отличаются
подвижностью,
любознательностью, активностью и непоседливостью. Они не могут долго
концентрировать внимание на каком-либо предмете или объекте, поэтому
время их занятий должно быть коротким, а различные виды деятельности
чередоваться между собой и иметь обязательно игровой характер. Программа
педагогически целесообразна, так как становится важным и неотъемлемым
компонентом, способствующим личностному росту обучающихся данного
возраста, развитию их творческих способностей. Она построена так, чтобы
обучающиеся получили ясные представления о системе взаимодействия
искусства с жизнью с опорой на жизненный опыт и живые примеры из
окружающей действительности. В группе от 12 до 15 человек. Набор детей
проводится по желанию, без предварительного отбора. Для зачисления –
необходимо заявление родителей (законных представителей).
Режим занятий – 1 раз в неделю.
Объём программы – 36 часов.
Срок освоения программы – 4 года.
Уровневость. Стартовый уровень – использование и реализация
общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Форма обучения – очная (допускаются в случае необходимости
дистанционные занятия на платформе meet.jit.si).
В работе используются следующие педагогические технологии:
 технология исследовательской деятельности
 технология проектной деятельности
технология портфолио
При работе по программе используются следующие методы:
- по источнику передачи и восприятия информации:
 словесный: рассказ, беседа, лекция;
 наглядный: иллюстрация, экспонаты и т.п.;
 практический.
- по характеру деятельности:
 объяснительно-иллюстративный (рассказ, показ, лекция, фильм,
карточки и т.п.);
 репродуктивный (воспроизведение, действие по алгоритму);
 исследовательский метод;
 проектный метод (разработка проектов, моделирование объектов,
ситуаций);
3

При реализации программы используются
организации образовательного процесса:
 групповая
 индивидуальная

следующие

формы

Виды занятий
 беседа
 проведение экскурсии
 работа с текстом
 конкурс
 создание и защита проектов
Алгоритм учебного задания. Занятия строятся в соответствии с
направлением модуля.
При проведении занятий модуля «Музееведение» преобладает изучение
теоретического материала с использованием метода беседы в сопровождении
презентации или виртуальной экскурсии. Фондовая работа в самом музее
посвящена знакомству с разделами экспозиции, экспонатами.
При проведении занятий модуля «Исследовательская деятельность.
Проектирование» большая часть времени посвящена созданию экскурсии.
При проведении занятий модуля «Экскурсионная деятельность»
обучающиеся проводят экскурсии для одноклассников, воспитанников ДОУ,
обучающихся школы, родителей и т.п.
Формы подведения результатов
Для определения результативности освоения программы используются
следующие формы текущей аттестации:
 тестирование (с последующей самопроверкой – формирующее
оценивание);
 конкурсы;
 защита проектов.
Для отслеживания и фиксации результатов используются:
 портфолио;
 дипломы;
 протоколы конкурсов.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
 аналитическая справка;
 защита проектов;
 портфолио.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Назначение школьного музея:
1. Ознакомление обучающихся школы и ближайшего социума с историей
культуры и быта России.
4

2. Создание условий для формирования гражданских чувств: патриотизма,
любви к своей родной земле, ее истории.
3. Воспитание чувства единения ребенка, его семьи с народом, его
историей.
4. Создание условий для проведения уроков и внеклассных мероприятий
учителями школы с использованием экспозиции музея или отдельных
экспонатов.
Цель программы: духовно-нравственное и гражданско-патриотическое
воспитание, формирование ценностного отношения к культуре и истории
России в процессе овладения основами музейного дела и включения
участников программы в активную социально-значимую деятельность.
Задачи программы
Обучающие:
 обучить основам музейного дела (оформлению документации и
материалов музея, составлению экспозиции);
 обучить основами экскурсионной деятельности (методами и приёмами
организации и проведения экскурсии, работы над содержанием
экскурсии);
 сформировать
навыки
научно-исследовательской
работы
с
историческими, краеведческими материалами и литературными
источниками.
Развивающие:
 способствовать
развитию
познавательной
активности
и
самостоятельности, умению планировать свои действия;
 развивать навыки исследовательской деятельности, проектирования и
творческого мышления, способности аргументировано отстаивать свое
мнение, на практике применять теоретические знания в деле развития
школьного музея;
 формировать познавательный интерес к истории своей страны, своего
края;
 развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
 воспитывать гражданственность, любовь к Родине, уважение народных
традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности
поколений, ответственности за судьбу своего народа, историю и
культуру;
 формировать культуру и навыки группового взаимодействия.
 формировать потребность в саморазвитии.
1.3.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
5

Написание исследовательских и творческих проектов, участие в конкурсах

Составление экскурсий и
проведение их для
сверстников

Практические занятия по
описанию экспонатов и
созданию экспозиций

Сбор материалов для
экспозиций

Обучающие занятия по
работе с различными
источниками информации

Теоретическая
подготовка

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ МУЗЕЯ

ЛИЧНОСТНОЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1-й год обучения (9-10 лет)
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
Всего Теория Практи аттестации/конт
ка
роля
Модуль 1. Музееведение (основы музейной работы) – 10 ч
1. Вводное
занятие.
1
1
Формирование группы
2. Что такое музей
7
4
3
Защита пректа
«Музеи
Екатеринбурга»
Игра-тест
3. Фондовая работа
2
1
1
Модуль 2. Исследовательская деятельность. Проектирование – 22 ч
4. Что изучает история.
15
7
8
Сообщения о
Исторические источники
найденной
информации по
выбранной теме
5. Проектирование.
5
1
4
Защита проекта
Составление
текста
(своей части
экскурсии
экскурсии)
6. Подготовка к проведению
2
1
1
Защита проекта
«Ночи
музеев»
проведения
(экскурсия, мастер-класс
«Ночи музеев»
6

Модуль 3. Экскурсионная деятельность – 4 ч
7. Проведение экскурсий
2
2
8. Проведение
«Ночи
1
1
музеев»
(экскурсия,
мастер-класс)
9. Подведение итогов года.
1
0,5
0,5
Аттестация
Итого:
36
15,5
20,5
2-ой год обучения (10-11 лет)
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
Всего Теория Практи аттестации/кон
ка
троля
Модуль 1. Музееведение (основы музейной работы) – 5 ч
1. Вводное занятие
1
1
2. Изучение,
описание,
4
2
2
хранение
экспонатов
школьного
историкобытового музея «Река
времени»
Модуль 2. Исследовательская деятельность. Проектирование – 20 ч
3. История быта в России.
16
14
2
Сообщение по
Знакомство с народными
выбранной
художественными
тематике
промыслами России и
Урала.
4. Проектирование.
4
1
3
Защита текста
Корректировка экскурсии.
экскурсии.
Подготовка к проведению
Защита
«Ночи музеев»
проекта
проведения
«Ночи музеев»
Модуль 3. Экскурсионная деятельность – 11 ч
5. Проведение экскурсий
9
9
6. Проведение
«Ночи
1
1
музеев»
7. Подведение итогов года
1
1
Самооценка и
Аттестация
взаимооценка
Итого:
36
17
19

7

3-4 год обучения (11-13 лет)
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации/кон
троля
Модуль 1. Музееведение (основы музейной работы) – 4 ч
1. Вводное занятие
1
1
2. Ведение
документации
3
1
2
музея
Модуль 2. Исследовательская деятельность. Проектирование – 15 ч
3. Написание
8
2
6
Сообщение по
исследовательских
выбранной
проектов
тематике
(индивидуальных,
коллективных)
4. Проектирование.
7
1
6
Защита текста
Корректировка экскурсии.
экскурсии.
Подготовка к проведению
Защита
«Ночи музеев»
проекта
проведения
«Ночи музеев»
Модуль 3. Экскурсионная деятельность – 17 ч
5. Проведение экскурсий
15
15
6. Проведение
«Ночи
1
1
музеев»
7. Подведение итогов года.
1
1
Самооценка и
Аттестация
взаимооценка
Итого:
36
17
18
Всего

Теория

Практи
ка

Содержание учебного (тематического) плана
1-ый год обучения, 9-10 лет
Модуль 1. Музееведение (основы музейной работы)
Раздел 1. Вводное занятие
Формирование группы
Раздел 2. Что такое музей
Теория: Что такое музей. Исторический музей. Виртуальная экскурсия по
Центральному историческому музею в Москве. Художественный музей.
Виртуальная экскурсия по Русскому музею. Краеведческий музей.
Профессии работников музея.
Практика: Музеи Екатеринбурга (проект).
Раздел 3. Фондовая работа
8

Практика: Экскурсия по школьному музею «Река времени» Знакомство с
экспозицией. Классификация экспонатов.
Модуль 2. Исследовательская деятельность. Проектирование.
Раздел 1. Что изучает история. Исторические источники
Теория: Наука история. Исторические источники: памятники архитектуры.
Исторические источники: предметы быта. Раскопки, экспедиции.
Исторические источники. Берестяные грамоты, летописи, книги.
Практика: Практическая работа «О чем может рассказать вещь?» Учимся
извлекать информацию из книг. Энциклопедии и справочники по истории
России. Можно ли извлечь информацию из художественных книг?
Практическая работа с детскими книгами, сказами П.П. Бажова, книгами
легенд и сказок Урала. Учимся находить информацию в Интернете.
Сохранение информации.
Раздел 2. Проектирование. Составление текста экскурсии
Практика: План экскурсии. Распределение подтем (частей) экскурсии.
Практическая работа по составлению экскурсии по своей части плана.
Составление
общего
текста
экскурсии.
Проговаривание
текста.
Корректировка. Подготовка к проведению ежегодной акции «Ночь музеев»:
выбор темы, составление программы, подбор материала для тематической
экскурсии и мастер-класса. Изготовление афиши. Репетиция.
Модуль 3. Экскурсионная деятельность
Практика: Проведение пробных экскурсий. Корректировка текста.
Проведение экскурсии для воспитанников ДОУ. Проведение «Ночи музеев»
2-ой год обучения, 10-11 лет
Модуль 1. Музееведение (основы музейной работы)
Вводное занятие. Чем будем заниматься в этом году
Работа по изучению, описанию, хранению экспонатов школьного историкобытового музея «Река времени»
Теория: Документация музея. Обучение описанию экспонатов в учетной
карточке, ведению инвентарной книги.
Практика: Описание 1-2 экспонатов в учетной карточке, запись экспоната в
инвентарной книге.
Модуль 2. Исследовательская деятельность. Проектирование.
Раздел 1. История быта в России. Знакомство с народными промыслами
России и Урала
Теория: Дом и его устройство. Особенности строительства избы: сруб, окна,
двери. Отапливание изб. Сохранение тепла. Русский костюм. Мужская и
9

женская одежда. Головные уборы. Обувь. Украшения. Народные промыслы
народов России (ткачество, вышивка, плетение, кружево, посуда и ее
роспись). Что и как ели на Руси: традиционные блюда, сервировка стола,
посуда. Народные игрушки. Обереги. Народные художественные промыслы
Урала: камнерезное искусство, художественное литье, изготовление и
роспись подносов, изготовление самоваров и т.п.
Практика: Поиск информации в книгах и интернете. Подготовка сообщений
по изученным темам по выбору обучающихся.
Раздел 2. Проектирование. Составление текста экскурсии
Практика: Корректировка плана и хода экскурсии с темами, изученными в
первом разделе второго модуля. Подготовка к проведению ежегодной акции
«Ночь музеев»: выбор темы, составление программы, подбор материала для
тематической экскурсии и мастер-класса. Изготовление афиши. Репетиция.
Модуль 3. Экскурсионная деятельность
Практика: Проведение экскурсий для обучающихся школы, воспитанников
ДОУ, родителей и т.п. Проведение «Ночи музеев»
3 и 4 год обучения, 11-13 лет
Модуль 1. Музееведение (основы музейной работы)
Практика: Ведение документации музея: описание вновь поступивших
экспонатов. Занесение новых экспонатов в картотеку и книгу учета.
Корректировка музейной экспозиции.
Модуль 2. Исследовательская деятельность. Проектирование.
Теория: Этапы работы над проектом. Методы исследования. Правила
оформления проекта.
Практика: изучение материалов книг, интернета и т.п. Написание
исследовательских проектов (индивидуальных и групповых по выбранной
теме. Корректировка плана и хода экскурсии. Подготовка к проведению
ежегодной акции «Ночь музеев»: выбор темы, составление программы,
подбор материала для тематической экскурсии и мастер-класса.
Изготовление афиши. Репетиция.
Модуль 3. Экскурсионная деятельность
Практика: Проведение экскурсий для обучающихся школы, воспитанников
ДОУ, родителей и т.п. Проведение «Ночи музеев»

10

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
– адекватно воспринимать предложения и оценку педагога,
товарищей, родителей и других людей;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного
результата;
– проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
познавательных
заданий
с
использованием
энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве сети Интернет;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов
ИКТ;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой
коммуникации;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других
людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
11

– с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и
полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир
для построения действия;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции
своей деятельности.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном
виде;
– вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию
по заданному основанию;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и
справочниках;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить
аргументы, подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста
информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое
высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
– делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их
дальнейшего использования.
Работа с текстом: оценка информации
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать
сомнению достоверность прочитанного,
– обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в
информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
достоверную (противоречивую) информацию.
Личностные
У активистов музея будут сформированы:
– основы
гражданской
идентичности,
своей
этнической
принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,
представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю;
– устойчивый интерес к истории своей страны, своего края;
12

– ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на понимание оценок
педагога, товарищей, родителей и других людей.
Члены НОУ получат возможность для формирования адекватного
понимания причин успешности/неуспешности деятельности.
Предметные результаты
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные
исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных событий на «ленте времени»;
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и
научно-популярную литературу, материалы Интернета с целью поиска
информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания
собственных устных или письменных высказываний;
– описать музейный предмет;
– составить карточку предмета;
– составить экскурсию (фрагмент экскурсии);
– провести экскурсию (свой фрагмент) по выбранной теме;
 ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и
фактах прошлого и настоящего;
 оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым
чувство исторической перспективы.
 работе с историческими и краеведческими источниками, ведением
переписки с общественными организациями и частными лицами.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Учебное помещение должно соответствовать требованиям санитарных
норм и правил, установленных Санитарными правилам (Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи").
 Светлый просторный кабинет (кабинет 43)
 Мебель - 15 парт, 30 стульев, шкафы, стол учителя
 компьютер с доступом к Интернету
 проектор
 интерактивная доска

13

Информационное обеспечение
 Образовательные
Интернет-ресурсы:
портал
«Культура.РФ»,
материалы сайтов «Единый урок РФ», «Инфоурок» , «Первое
сентября».
Кадровое обеспечение
Муратова Наталья Алексеевна
Место работы: МАОУ СОШ № 85
Адрес: 620149, г. Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной, 49а
Образование: высшее, Свердловский государственный педагогический
институт
по специальности «Педагогика и методика начального
обучения»
Должность: начальных классов, педагог дополнительного образования
Квалификационная категория: высшая
Методические материалы
 презентации (составленные руководителем НОУ и взятые из
открытых Интернет-источников)
 экспозиции школьного историко-бытового музея «Река времени»
(кабинет № 47) по разделам:
 русская изба, история строительства;
 красный угол;
 печь и рабочее место хозяйки;
 посуда;
 стол; еда;
 прядение и ткачество, изготовление, уход и хранение одежды;
 игрушки;
 образование;
 почтовая служба;
 художественные промыслы России, Урала.
2.2.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

В современной теории выделяется три уровня реализации
«исследовательского обучения»:
 взрослый ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения,
само решение предстоит самостоятельно найти ребенку;
 взрослый ставит проблему, но уже метод её решения ребенок ищет
самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);
 на третьем — высшем уровне постановка проблемы, поиск методов её
исследования и разработка решения осуществляется ребенком
самостоятельно.
Программа школьного музея «Река времени» предоставляет обучающимся
возможность достичь каждый из этих уровней.
14

Критерии сформированности исследовательских умений
учащихся начальных классов (Автор: Семенова Н.А.)
1.
Практическая
готовность
ученика
к
осуществлению
исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок
самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает
шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования
(работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и
представляет результат (продукт) своей работы.
2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся
рассматривается нами как стремление ребенка узнавать новое, совершать
определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в
учебном исследовании. Ученик проявляет познавательную активность в
процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам
работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с
ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов
(добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое
знание, научиться способам нахождения информации).
3. Проявление креативности в исследовательской деятельности детей
учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в
продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности
подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта,
оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и
позиций видеть исследуемый предмет.
4. Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего
школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности
руководящая роль принадлежит учителю или другим взрослым. Как правило,
предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития
ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи.
Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности
участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от
руководителя к организатору, помощнику, консультанту.
Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнями
сформированности умений исследовательской деятельности учащихся
младших классов:
1. Исходный уровень мы определяем как уже имеющийся,
сформировавшийся на основе спонтанного исследовательского опыта детей и
учебных умений, полученных за время обучения в первом классе. Исходному
уровню можно дать следующую характеристику: низкий уровень проявления
интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об
исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности.
Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик
редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном
исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.
2. Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов
15

к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить
проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе
дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по
аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по
организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми
исследовательскими
умениями.
Проявление
креативности
можно
расценивать как невысокое.
3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками:
устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской
работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой)
исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской
деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного
исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с
помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками
информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к
решению проблемы, представлению результата своей деятельности.
4. Креативный уровень можно определить следующим образом:
проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований,
возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы
исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы
решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации
работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить
результат деятельности.
Уровни сформированности исследовательских умений
Критерий

Начальный
уровень

Исходный
уровень

Уровень

Практическая готовность в реализации
учебного
исследования

Мотивированность исследовательской
деятельности

Нет
знаний
и Низкая
конкретных умений мотивация
исследовательской
деятельности
Первоначальные
Преобладают
знания
и внешние
элементарные умения мотивы
осуществления
коллективного
учебного
исследования

Проявление
Самостоятельность
креативности в
в осуществлении
исследоваисследовательской
тельской
работы
деятельности
Действия
по Только
под
аналогии
руководством
учителя

Коллективное
творчество:
новые
идеи
генерируются в
коллективном
поиске

Коллективный поиск по аналогии
может
осуществятся без
непосредственного участия педагога,
затруднения
в
индивидуальной
самостоятельной
работе
16

Продуктивный
уровень

Креативный
уровень

Умения, связанные с
определением темы,
поиском информации
в книгах, умения
работать с текстом,
выделять
главное;
умения представлять
результаты учебного
исследования.
Умения
учебно-исследовательской деятельности,
связанные с определением
темы, цели, задач
учебного исследования, использованием
доступных методов,
поиском информации
в библиотеке, в Интернете, приемами ее
фиксации и обработки,
составлению
графиков,
таблиц,
схем,
рисунков,
представлением
результата исследования, его анализом и
оценкой

Внешние
и
внутренние
мотивы
к
исследованию

Способность
выбрать
оригинальную
тему,
интересно
представить
результат
работы

Некоторые этапы
исследования может осуществлять
самостоятельно,
другие - с помощью родителей и
педагога

Устойчивые
внутренние
познавательные мотивы

Способность
проявлять оригинальность
в выборе темы,
методов поиска, форм представления результата,
высказывать
много идей для
решения
проблем, смотреть на проблему с новой
позиции

Практически все
этапы учебного
исследования
может реализовать
самостоятельно

Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести
обучающийся в процессе занятий по программе
К концу обучения по программе активист музея будет знать:
 основную терминологию (музей, виды музеев, профессии музейных
работников, музейная экспозиция, экспонат, музейные фонды,
экскурсовод, экскурсант и т.п.)
 многообразие исторических источников: устных, письменных,
археологических, этнографических, памятников архитектуры и
искусства и др.;
 основные требования к составлению экспозиции;
 основные требования к составлению и проведению экскурсии;
 систему учета музейных фондов;
 основную документацию школьного музея (основной фонд);
 правила составления этикеток к экспонатам;
 правила шифровки музейных экспонатов.
В результате освоения программы активист музея будет уметь:
– ориентироваться в музейной терминологии;
17

–
–
–
–
–
–

описывать музейный предмет;
составлять карточку предмета;
составить этикетку к экспонатам;
присвоить шифр музейным экспонатам;
составлять текст экскурсии (фрагмент экскурсии на выбранную тему);
проводить экскурсию (свой фрагмент по выбранной теме в составе
общей экскурсии);
– ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве музея;
– строить коммуникацию, вести диалог со слушателями (экскурсантами).
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:
Просвещение, 2010.
2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Фольклорные праздники в школе. Осень
и зима: сценарии праздничных мероприятий в начальных и средних
классах. – Волгоград: Учитель,2008.
3. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция детской одаренности
hhttp://sch136.minsk.edu.by/sm aspx?uid=99335.
4. Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн». –
Екатеринбург: Издательский дом «Автограф», 2008.
5. Семунова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.:
Азбука-классика, 2005.
6. Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов
быта в собрании Нижнесинячихинского музея-заповедника –
Свердловск: Уральский рабочий, 1988.
7. Колпакова О. Как жили в древней Руси: методическое пособие для
взрослых, для чтения взрослыми детям – М.: Белый город, 2015.
8. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной
педагогике / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. – М., 2001. –
223
с.
[Электронный
ресурс].
–
режим
доступа:
http://window.edu.ru/resource/438/42438/files/full.pdf
Литература для детей
1. Бажов П.П. «Уральские сказы» - М.:Сов. Россия, 1987.
2. Земля за Камнем: энциклопедия для детей/ Т.Л. Корецкая – СПб.:
Издательский дом «ПервоГрад», ИП Рейх А.Ф., 2020.
3. Калашников В. Боги древних славян. – М.: Белый город, 2002.
4. Лаврова С.А. Сказания земли Уральской. – Екатеринбург: Сократ, 2015.
5. Лаврова С.А. Урал. Кладовая земли – М.: Белый город, 2007.
6. Ожич Е. Ремесла русского народа. – СПб: Качели, 2017.
18

Тематическое планирование 1-ый год обучения (9-10 лет)
№
п/п

Месяц

Число

1.

сентябрь

3

2.

сентябрь

10

3.

сентябрь

17

4.

сентябрь

24

5-6

октябрь

1, 8

7.
8.

октябрь
октябрь

15
22

24.

февраль

25

Форма занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

Модуль 1. Музееведение (основы музейной работы)
Раздел 1. Введение
Беседа.
1
Введение. Формирование группы
Раздел 2. Что такое музей?
Беседа с использованием
1
Что такое музей. Исторический музей.
презентации
Виртуальная экскурсия по
Центральному историческому музею в
Москве.
Беседа
с
виртуальной
1
Художественный музей. Виртуальная
экскурсией
(сайт
экскурсия по Русскому музею.
Культура.РФ)
Беседа
с
виртуальной
1
Краеведческий музей.
экскурсией
(сайт
Культура.РФ)
Беседа.
2
Музеи Екатеринбурга (проект).
Проектирование.
Распределение обязанностей.
Поиск информации.
Защита проекта
1
Музеи Екатеринбурга. Защита проекта
Беседа с презентацией
1
Профессии работников музея.
Раздел 3. Фондовая работа
Экскурсия
1
Экскурсия по школьному музею «Река
Беседа
времени»

Форма контроля

Защита проекта
Игра-тест

20

Практическая работа
25.

март

4

9.

октябрь

29

1011.
1213.
1415.

ноябрь

5,
12
19,
26
3,
10

ноябрь
декабрь

1617.

декабрь

17,
24

1821.

январь,

14,
21,
28,
4

февраль
2223.

февраль

11,
18

Что такое экспозиция?
Классификация экспонатов.
Беседа
1
Описание и хранение экспонатов.
Практическая работа
Знакомство с документацией.
Модуль 2. Исследовательская деятельность. Проектирование
Раздел 1. Что изучает история. Исторические источники
Беседа с презентацией
1
Наука история. Исторические
источники: памятники архитектуры.
Беседа с презентацией
2
Исторические источники. Берестяные
грамоты, летописи, книги.
Беседа с презентацией
2
Исторические источники: предметы
быта. Раскопки, экспедиции.
Практическая работа
2
Практическая работа «О чем может
рассказать вещь?»
 предметы быта
 открытки, марки, значки
Практическая работа
2
Учимся извлекать информацию из
книг. Энциклопедии и справочники по
истории России и Урала.
Практическая работа
4
Можно ли извлечь информацию из
художественных книг? Практическая
работа с детскими книгами, сказами
П.П. Бажова, книгами легенд и сказок
Урала.
Беседа
2
Учимся находить информацию в
Практическая работа
Интернете. Сохранение информации.

Сообщение об
одном из
предметов
Сообщение о
найденной
информации
Сообщение о
найденной
информации
Сообщение о
найденной
информации

21

2628.

март

11,
18,
25

2930.

апрель

1, 8

31.
32.

апрель,
май
май

29,
6
13

33.

апрель

15

34.

апрель

22

35.

май

14

36.

май

20

Раздел 2. Проектирование. Составление текста экскурсии
Беседа
3
План экскурсии. Распределение
Проектирование
подтем (частей) экскурсии.
Практическая работа
Практическая работа по составлению
экскурсии по своей части плана.
Проектирование
2
Составление общего текста экскурсии.
Практическая работа
Проговаривание текста.
Корректировка.
Проектирование
1
Подготовка к проведению «Ночи
музеев»
Проектирование
1
Подготовка к проведению «Ночи
музеев»
(проговаривание,
корректировка)
Модуль 3. Экскурсионная деятельность
Проведение экскурсии
1
Проведение пробной экскурсии
Беседа
Корректировка
Проведение экскурсии для
1
Проведение экскурсии
воспитанников ДОУ
Проведение экскурсии
1
Проведение «Ночи музеев»
Проведение мастер-класса
Беседа
1
Подведение итогов года. Аттестация
ИТОГО

Защита
проекта (своей
части
экскурсии)
Самооценка и
взаимооценка
Защита
проекта
Самооценка и
взаимооценка
Самооценка и
взаимооценка
Самооценка и
взаимооценка
Самооценка и
взаимооценка
Самооценка и
взаимооценка

36

22

Тематическое планирование 2-ой год обучения (10 - 11 лет)
№
п/п

1.

23.
45.

67.
89.
1011.
1213.

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

Форма контроля

Вводное занятие (1 час)
Вводное занятие
1
Модуль 1. Музееведение (основы музейной работы)
Работа по изучению, описанию, хранению экспонатов школьного историко-бытового музея «Река времени»
Беседа, практическая работа
2
Документация музея. Обучение
описанию экспонатов в учетной
карточке, ведению инвентарной книги.
Беседа, практическая работа
2
Изучение и описание вновь
Описание
поступивших экспонатов.
экспоната
Модуль 2. Исследовательская деятельность. Проектирование.
Раздел 1.История быта в России. Знакомство с народными художественными промыслами России и Урала.
Беседа с презентацией
2
Дом и его устройство.
Сообщение по
Поиск информации в книгах,
теме, тест
интернете
Беседа с презентацией
2
Русский костюм.
Сообщение по
Поиск информации в книгах,
теме, тест
интернете
Беседа с презентацией
2
Украшения.
Сообщение по
Поиск информации в книгах,
теме, тест
интернете
Беседа с презентацией
2
Народные промыслы народов России
Сообщение по
Поиск информации в книгах,
(ткачество, вышивка, плетение,
теме, тест
интернете
кружево).
23

1415.
1617.
1819.
2021.

22.

2324.
25.

2633.
34.

Беседа с презентацией
2
Что и как ели на Руси.
Поиск информации в книгах,
интернете
Беседа с презентацией
2
Народные промыслы России (посуда и
Поиск информации в книгах,
ее роспись).
интернете
Беседа с презентацией
2
Народные игрушки.
Поиск информации в книгах,
интернете
Беседа с презентацией
2
Народные художественные промыслы
Поиск информации в книгах,
Урала.
интернете
Раздел 2. Проектирование
Корректировка,
1
Коррекция плана и хода экскурсии в
Проведении экскурсии.
связи с изученными темами.
Проведение пробной экскурсии
Проектирование
2
Подготовка к проведению «Ночи
музеев»
Проектирование
1
Подготовка к проведению «Ночи
музеев»
(проговаривание,
корректировка)
Модуль 3. Экскурсионная деятельность
Проведение экскурсии
Проведение экскурсии для учащихся
школы, воспитанников ДОУ, родителей
и т.д.
Проведение экскурсии
1
Проведение «Ночи музеев»
Проведение мастер-класса

Сообщение по
теме, тест
Сообщение по
теме, тест
Сообщение по
теме, тест
Сообщение по
теме, тест
Самооценка и
взаимооценка
Защита
проекта
Самооценка и
взаимооценка
Самооценка и
взаимооценка
Самооценка и
взаимооценка

24

35.

Беседа

1

Подведение итогов года. Аттестация

Самооценка и
взаимооценка

25

Тематическое планирование 3-4 год обучения (11 - 13 лет)
№
п/п

1.

24.

512.

1314.
1518.
19.

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

Форма контроля

Вводное занятие (1 час)
Вводное занятие
1
Модуль 1. Музееведение (основы музейной работы)
Работа по изучению, описанию, хранению экспонатов школьного историко-бытового музея «Река времени»
Описание вновь
3
Документация музея. Изучение и
поступивших экспонатов.
описание вновь поступивших
Занесение новых экспонатов
экспонатов.
в картотеку.
Корректировка музейной
экспозиции.
Модуль 2. Исследовательская деятельность. Проектирование.
Изучение материалов книг,
8
Исследовательские проекты
Защита
интернет, экскурсии и т.п.
(коллективные и индивидуальные по
проектов
Написание
выбранной теме)
исследовательского проекта
Корректировка,
2
Коррекция плана и хода экскурсии.
Самооценка и
Проведении экскурсии.
Проведение пробной экскурсии
взаимооценка
Проектирование
4
Подготовка к проведению «Ночи Защита
музеев»
проекта
Проектирование
1
Подготовка к проведению «Ночи Самооценка и
музеев»
(проговаривание, взаимооценка
корректировка)
Модуль 3. Экскурсионная деятельность
26

2033.

Проведение экскурсии

35.

Проведение экскурсии
Проведение мастер-класса
Беседа

36.

1
1

Проведение экскурсии для учащихся
Самооценка и
школы, воспитанников ДОУ, родителей взаимооценка
и т.д.
Проведение «Ночи музеев»
Самооценка и
взаимооценка
Подведение итогов года. Аттестация
Самооценка и
взаимооценка

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».