РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса Логопедические занятия обучающихся с ЗПР (1-4 класс)

ожение 5

п-ноо
приказ № U,
Директор МАОУ СОШ №

! Ж 2021
щук Н.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса «Логопедические занятия»
обучающихся с ЗПР
1-4 класс
Учебный год: 2021-2022
Срок реализации программы: 4 года
Содержание
1

Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

стр. 1

2

Содержание коррекционного курса.

стр. 3

3

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на стр. 5
освоение каждой темы.

1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса

«Логопедические занятия» на уровень начального общего образования
В результате освоения коррекционно-развивающего курса «Логопедические
занятия» осуществляется формирование речевой компетенции учащихся, развитие и
совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и
языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма,
формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию
коммуникативных компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем
индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
-умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные
1

тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
-понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные
мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия
в диалоге;
-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
-умение задавать вопросы.
Предметными результатами являются:
-овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
-умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в
объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
-умение проверять написанное;
-умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать
такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения,
простое предложение;
-способность контролировать свои действия, проверять написанное.
По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:
-различать звуки на слух и в произношении, анализировать слова по звуковому составу;
-определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги,
переносить части слова при письме;
-различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и
аффрикаты, гласные ударные и безударные;
-списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
-формулировать несложные выводы, основываясь на тексте
По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь:
-различать предложение, словосочетание, слово;
-анализировать слова по звуковому составу;
-составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать
нарушенный порядок слов в предложении;
-подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу
(несложные случаи);
-писать под диктовку предложения и тексты;
-правильно читать вслух целыми словами;
-соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;
-отвечать на вопросы по прочитанному;
-высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты –
самостоятельно;
-устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:
-производить звукобуквенный анализ и синтез слов;
-дифференцировать звуки по акустическому сходству;
-подбирать, к слову, родственные слова;
-владеть навыками словообразования и словоизменения;
-подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;
-дифференцировать предлоги и приставки;
-составлять распространенные предложения;
-определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;
-составлять план связного высказывания.
По окончании 4 класса:
2

-должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных
с полноценными представлениями о морфологическом составе слова
(безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён
прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных);
-уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные;
согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие;
-различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
-находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
-находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
-пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно, сопоставлять и обобщать
содержащуюся в разных частях текста информацию, составлять на основании текста
небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными
требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также
психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что
необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления
коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
2. Содержание курса «Логопедические занятия»
Содержание курса «Логопедические занятия» строится в соответствии с
требованиями к результату изучения учебного предмета «Русский язык» и основано на
использовании учебного материала.
Цель курса «Логопедические занятия» – коррекция и преодоление/или ослабление
имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЗПР,
формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию
коммуникативных компетенций.
Данный курс способствует формированию у обучающихся с ЗПР предпосылок,
лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит
к применению их в учебной деятельности. «Коррекция нарушений устной и письменной
речи» – курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения,
адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной
модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по
вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений
устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых
закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в
системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной
взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным
чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в
которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным
литературным образованием.
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:
Коррекция дефектов произношения; формирование полноценных фонетических
представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование
звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
2. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
3

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее
обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным
частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков
морфемного анализа и синтеза слов.
3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем
овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков
самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания,
отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать
предложения по заданным образцам.
Основные методы обучения, используемые на занятиях:
- объяснительно – иллюстративный;
- наглядный;
- репродуктивный;
- частично – поисковый;
- информационно – коммуникационный;
- контроль;
- самоконтроль.
Характеристика содержания направлений коррекционной работы
Направление
коррекционной
работы

Деятельность специалистов в рамках
данного направления

Диагностическое

логопедическое обследование;
анализ педагогической и
медицинской документации;
промежуточный мониторинг
динамики;
итоговый мониторинг
(на конец года)

Коррекционноразвивающее

написание рабочих программ;
составление расписания
индивидуальных и групповых
занятий;
написание планов индивидуальной
работы;
организация и проведение
индивидуальных и групповых
занятий

Консультативнопросветительское
направление

консультирование родителей по
вопросам особенностей воспитания и
обучения детей;
консультация, беседа, родительские
собрания и т.д.

Ожидаемые результаты
коррекционной работы
специалистов по выделенным
направлениям
входной мониторинг уровня
развития устной и письменной
речи;
заполнение речевых карт,
уточнение заключений,
выявление резервных
возможностей;
комплектование групп
позитивная динамика
отслеживаемых параметров
успешность освоения
предметных результатов

помощь родителям (законным
представителям) в выборе
стратегий воспитания
обучающегося с ЗПР;
ознакомление родителей с
психолого-педагогическими
особенностями подростков
4

консультирование педагогов по
выбору индивидуально
ориентированных методов и приёмов
работы с обучающимися с ЗПР;
консультация, беседа, МО,
педагогическое совещание
(соответственно тематике) и т.д.

помощь в выборе
индивидуальноориентированных методов и
форм работы с обучающимися с
ЗПР;
ознакомление педагогов с
психолого-педагогическими
особенностями детей с ЗПР

Форма организации деятельности обучающихся: Коррекционно-развивающая
работа проводится в форме индивидуальных и групповых занятий, направленных на
формирование
полноценных
речемыслительных
процессов,
обеспечивающих
полноценную речевую деятельности детей с ЗПР, а также совершенствование их
социальной и учебной коммуникации и адаптации к условиям обучения на уровне
начального общего образования. Поставленные программой задачи отражаются в ее
содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
Планирование коррекционной работы обучающегося с ЗПР 1 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема занятия
Логопедическое обследование.
Уточнение речевых возможностей. Правила речи.
В мире звуков. Звуки окружающего мира.
Комплекс общих упражнений для развития артикуляционных органов.
Упражнения для дыхания. Гuмнacтикa мимикo-аpmuкуляторных
мышц.
Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика.
Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух.
Вербальная память.
Зрительное восприятие, внимание и память.
Логическое мышление.
Зрительно- пространственные и временные представления.
Зрительно-моторная координация. Графические упражнения.
Речь и предложение.
Звуки и буквы. Алфавит.
Гласные звуки и буквы. Уточнение гласных а, о, у, ы, и.
Гласные и согласные.
Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез.
Промежуточный мониторинг динамики
Ударение.
Согласные.
Дифференциация твердых и мягких согласных.
Различение звонких - глухих согласных звуков.
Различение шипящих – свистящих звуков.
Различение аффрикат. Звуко-буквенный анализ и синтез.

Количество
часов
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
5

25
26
27
28
29
30
31
32
Итого:

Различение соноров. Звуко-буквенный анализ и синтез.
Состав слова. Словообразование.
Словоизменение. Согласование слов.
Предлоги. Понятие о предлогах и употреблении их в речи.
Дифференциация предлогов и приставок.
Предложение. Знакомство с предложением как единицей речи.
Текст. Обучение письменному ответу на вопросы.
Итоговый мониторинг (на конец года).

2
2
2
2
2
2
2
2
66ч.

Планирование коррекционной работы обучающегося с ЗПР 2 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Тема занятия
Логопедическое обследование. Выявление недостатков в
формировании устной и письменной речи.
Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений.
Предложение и слово. Связь слов в предложении.
Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении
главных слов в предложении.
Упражнение в выделении предложений из рассказа.
Звуки и буквы. Алфавит.
Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы.
Уточнение гласного а.
Уточнение гласного о.
Уточнение гласного у.
Уточнение гласного ы.
Уточнение гласного и.
Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного.
Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов.
Ударение. Перенос слов.
Промежуточный мониторинг динамики.
Звуки [б], [б‫]׳‬, буква «Б». Упражнение в различении [Б] - [П] в слогах,
словах, предложениях в устной и письменной речи.
Звуки [в], [в‫]׳‬, буква «В». Упражнение в различении [В] - [Ф] в слогах,
словах, предложениях в устной и письменной речи.
Звуки [г], [г‫]׳‬, буква «Г». Звуки [к], [к‫]׳‬, буква «К». Звуки [х], [х‫]׳‬,
буква «Х». Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи.
Звук [ж], буква «Ж». Звук [ш], буква «Ш». Различение звонких и
глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи.
Звуки [з], [з‫]׳‬, буква «З». Звуки [с], [с‫]׳‬, буква «С». Различение звонких
и глухих [З] - [С] в устной и письменной речи.
Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи.
Различение [Ш] - [С] в устной и письменной речи.
Звук [щ], буква «Щ». Различение [Щ] - [С’] в устной и письм. речи.
Звук [ч], буква Ч. Звук [ц], буква Ц. Различение [Ч] - [Ц] в устной и
письменной речи.
Различение согласных [Ч] - [Т’] в слогах, словах,
предложениях в устной и письменной речи.

Количество
часов
4
2
3
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
6

29
30
31
32
33
Итого:

Различение согласных [Ч] - [Щ] в слогах, словах,
предложениях в устной и письменной речи.
Различение согласных [Ц] - [С] в слогах, словах,
предложениях в устной и письменной речи.
Звуки [р], [р‫]׳‬, буква «Р». Звуки [л], [л‫]׳‬, буква «Л». Различение [Р] [Л] в устной и письменной речи.
Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Провер. работа.
Итоговый мониторинг (на конец года).

2
2
2
2
1
68ч.

Планирование коррекционной работы обучающегося с ЗПР 3 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема занятия
Логопедическое обследование. Выявление недостатков в
формировании устной и письменной речи.
Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений.
Предложение и слово. Связь слов в предложении.
Дифференциация понятий «слово» - «предложение».
Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении
главных слов в предложении.
Упражнение в выделении предложений из рассказа.
Слово. Смысловое значение слова.
Образные слова и выражения в нашей речи.
Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета.
Связь слов в предложении.
Синонимы.
Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни).
Антонимы.
Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение.
Омонимы.
Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл.
Многозначные слова.
Слова, которые имеют прямое и переносное значение.
Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении
второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним.
Работа с деформированными предложениями.
Составление предложений по опорным словам.
Родственные слова. Корень слова.
Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении
корня.
Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов.
Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе
однокоренных слов и выделении корня.
Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова.
Родственные слова и слова с омонимичными корнями.
Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с
омонимичными корнями.
Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы
«Безударные гласные».

Количество
часов
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1

7

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
Итого:

Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и
соединительную гласную "о" или "е" между ними.
Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной
гласной в сложных словах.
Общее понятие о приставках и употреблении их в речи.
Тренировочные упражнения в выделении приставок.
Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в
речи.
Приставки пространственного значения.
Приставки временного значения.
Многозначные приставки.
Приставки, сходные по буквенному составу.
Разделительный твердый знак.
Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком.
Разделительный мягкий знак.
Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.
Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи.
Тренировочные упражнения в выделении суффиксов.
Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в
речи.
Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительноласкательные суффиксы.
Суффиксы профессий.
Суффикс прилагательных.
Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.
Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи.
Тренировочные упражнения в выделении окончаний.
Морфологический состав слова. Закрепление материала.
Употребление имен существительных в форме единственного и
множественного числа.
Употребление имен существительных разного рода.
Употребление имен существительных в косвенных падежах.
Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.
Согласование прилагательных и существительных в падеже.
Согласование глагола и существительного в числе.
Согласование глагола и существительного в роде.
Согласование глагола и существительного во времени.
Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи.
Тренировочные упражнения в выделении предлогов.
Предлоги у, около, к, от, по.
Предлоги на, над, под, с (со), из-под.
Предлоги в (во), из, за, из-за.
Предлоги между, возле, перед.
Дифференциация предлогов и приставок.
Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и
приставок.
Итоговый мониторинг (на конец года)

1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68ч.

8

Планирование коррекционной работы обучающегося с ЗПР 4класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Итого:

Тема занятия
Логопедическое обследование. Выявление недостатков в
формировании устной и письменной речи.
Однокоренные слова.
Правописание гласных в корне слова.
Однокоренные слова. Части слова. Суффикс. Образование слов при
помощи суффиксов.
Однокоренные слова. Части слова. Приставка. Образование слов при
помощи приставок. Правописание приставок.
Однокоренные слова. Части слова. Окончание.
Диктант. Работа над ошибками.
Работа с текстом.
Парные звонкие-глухие согласные в корне слове.
Работа с текстом.
Удвоенные согласные.
Работа с текстом.
Непроизносимые согласные в корне слова.
Работа с текстом.
Контрольное списывание «Любовь к маме»
Однородные члены предложения.
Промежуточный мониторинг динамики
Обучающее изложение «моя поляна». Работа над ошибками.
Имя существительное.
Правописание имен существительных 3-го склонения
Работа с текстом. Выделение в тексте смысловых частей.
Правописание безударных падежных окончаний имен
существительных.
Работа с текстом.
Диктант. Работа над ошибками.
Обучающее изложение «Орел»
Имя прилагательное.
Правописание безударных падежных окончаний имен
прилагательных.
Работа с текстом.
Глагол.
Правописание глаголов разных времен.
Работа с текстом.
Местоимение. Работа с текстом.
Итоговый мониторинг (на конец года)

Количество
часов
4
3
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
1
2
2
2
3
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
68ч.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».