Рабочая программа курса ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 8 класс

2. Содержание курса
Введение
Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно научного цикла. Значимость и практическая направленность курса.
1. Окружающая среда и здоровье человека (6 часов)
Что изучает экология человека. Здоровье и образ жизни. История развития представлений о
здоровом образе жизни. Из истории развития взаимоотношений человека с природой.
Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях. Влияние
климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы окружающей среды. Вредные
привычки (болезненные, пагубные пристрастия).
Лабораторная работа.
Оценка состояния физического здоровья.
2. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (22 часа)
1.Опорно-двигательная система
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие
двигательной активности на организм человека.
Лабораторная работа. Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой.
2. Кровь и кровообращение
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье.
Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушений
деятельности сердечно-сосудистой системы.
Лабораторные работы.
Оценка состояния противоинфекционного иммунитета.
Определение стрессоустойчивости сердено-сосудистой системы.
3. Дыхательная система
Правильное дыхание.
Лабораторная работа.
Влияние холода на частоту дыхательных движений.
4. Пищеварительная система
Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический
фактор. Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний.
Рациональное питание и культура здоровья.
Практическая работа. О чем может рассказать упаковка продукта.
5. Кожа
Воздействие солнечных лучей на кожу. Температура окружающей среды и участие кожи в
терморегуляции. Закаливание. Средства и способы закаливания.
6. Нервная система. Высшая нервная деятельность
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Стресс как
негативный биосоциальный фактор. Чувствительность к внешним воздействиям и тип
высшей нервной деятельности.
Биоритмы и причины их нарушения.
Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни.
Практическая работа.
Развитие утомления.
Лабораторные работы.
Оценка температурного режима помещений.
Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.
7. Анализаторы

2

Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешние воздействия на
органы слуха и равновесия. Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней
секреции.
3. Репродуктивное здоровье (4 часа)
Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных
факторов. Проблема взросления и культура здоровья. Факторы риска внутриутробного
развития. Гендерные роли. Биологические и социальные причины заболеваний,
передающихся половым путем. Ответственное поведение как социальный фактор.
3. Тематическое планирование
«Экология человека. Культура здоровья» 8 класс
№
п/
п

1

Тема урока

Кол- Форма организации
учебных занятий
во
часо
в

Введение

1

Место
курса
«Экология 1
человека. Культура здоровья»
в
группе
дисциплин
естественно - научного цикла.
Значимость и практическая
направленность курса.

Окружающая
среда
здоровье человека

беседа

Слушание
объяснений
учителя.
Слушание
и
анализ
выступлений
своих
товарищей.

Слушание
объяснений
учителя.
Слушание
и
анализ
выступлений
своих
товарищей.
Просмотр
учебных фильмов.

и 6

2

Что
изучает
экология 1
человека. История развития
представлений о здоровом
образе жизни.

беседа

3

Здоровье и образ жизни.
1
Лабораторная работа №1.
Оценка
состояния
физического
здоровья.
Показатели здоровья.

практическое
занятие

История развития отношений 1
человека и природы.

теоретическое
занятие

4

Основные виды учебной
деятельности

Выполнение
практикума
Слушание
и
выступлений
товарищей.

работ
анализ
своих

Просмотр
учебных
фильмов.
Анализ
графиков, таблиц, схем.
3

5

Различия между людьми, 1
проживающими в разных
природных условиях.

виртуальная
экскурсия

6

Влияние
климатических 1
факторов
на
здоровье.
Экстремальные
факторы
окружающей среды.

игровое

7

Вредные
(болезненные,
пристрастия).

привычки 1
пагубные

Построение гипотезы на
основе
анализа
имеющихся
данных.
Объяснение наблюдаемых
явлений.
Просмотр
учебных
фильмов.
Анализ
проблемных ситуаций.

теоретическое
занятие

Анализ графиков, таблиц,
схем. Просмотр учебных
фильмов.

игровая

Работа с раздаточным
материалом.
Анализ
проблемных ситуаций.

защита проектов

Построение гипотезы на
основе
анализа
имеющихся
данных.
Работа
с
научнопопулярной литературой.
Отбор
и
сравнение
материала по нескольким
источникам.
Выполнение
работ
практикума. Слушание и
анализ выступлений своих
товарищей.

Влияние факторов среды на 22
функционирование систем
органов
8

Условия
правильного 1
формирования
опорнодвигательной системы.

9

Воздействие
активности
человека.

10

Лабораторная . работа №2. 1
Оценка подготовки организма
к
занятиям
физической
культурой

практическое
занятие

11

Лабораторная
работа
№3 1
«Оценка
состояния
противоинфекционного
иммунитета»
Иммунитет
и
здоровье.
Условия
полноценного
развития
системы
кровообращения.

практическое
занятие

Выполнение
работ
практикума.
Слушание
объяснений
учителя.
Анализ
проблемных
ситуаций.
Просмотр
учебных фильмов.

12

Природные и антропогенные 1
факторы, влияющие на состав
крови.

интегрированный

Моделирование
и
конструирование.
Объяснение наблюдаемых
явлений.

двигательной 1
на
организм

4

13

14

Профилактика
нарушения 1
деятельности
сердечнососудистой системы.
Лабораторная
работа
№4
«Определение
стрессоустойчивости
сердечно-сосудистой
системы»
Правильное дыхание. Горная 1
болезнь.
Лабораторная
работа
№5
«Влияние холода на частоту
дыхательных движений»

Выполнение
работ
практикума.
Выполнение заданий по
разграничению понятий.
Систематизация учебного
материала.

практическое
занятие

Выполнение
работ
практикума.
Работа
с
научнопопулярной литературой.
Слушание
и
анализ
выступлений
своих
товарищей.
Построение гипотезы на
основе
анализа
имеющихся
данных.
Работа
с
научнопопулярной литературой.
Отбор
и
сравнение
материала по нескольким
источникам. Слушание и
анализ выступлений своих
товарищей.
Слушание
объяснений
учителя.
Анализ
проблемных
ситуаций.
Просмотр
учебных фильмов.

защита проектов

15

Условия
формирования
двигательной,
сосудистой,
систем

16

Пища. Питательные вещества 1
и
природные
пищевые
компоненты
–
важный
экологический фактор.

теоретическое
занятие

17

Чужеродные примеси пищи. 1
Профилактика
вызываемых
ими заболеваний.

семинар

18

Рациональное
питание
культура здоровья.

семинар

19

Практическая работа №1
1
«О чем может рассказать
упаковка продукта»
Воздействие солнечных лучей 1
на
кожу.
Температура
окружающей среды и участие
кожи в терморегуляции.

20

правильного 1
опорносердечнодыхательной

практическое
занятие

и 1

практическое
занятие
беседа

Работа
с
научнопопулярной литературой.
Отбор
и
сравнение
материала по нескольким
источникам.
Написание
рефератов и докладов.
Работа
с
научнопопулярной литературой.
Слушание
и
анализ
выступлений
своих
товарищей.
Выполнение
работ
практикума.
Слушание
объяснений
учителя.
Слушание
и
анализ
выступлений
своих
товарищей. Выполнение
5

заданий по разграничению
понятий. Систематизация
учебного материала.
Слушание
объяснений
учителя.
Анализ
проблемных
ситуаций.
Просмотр
учебных фильмов.
Работа с раздаточным
материалом. Выполнение
фронтальных
лабораторных
работ.
Постановка фронтальных
опытов.
Проведение
исследовательского
эксперимента. Разработка
новых вариантов опыта.
Работа с раздаточным
материалом. Выполнение
фронтальных
лабораторных
работ.
Постановка фронтальных
опытов.
Проведение
исследовательского
эксперимента. Разработка
новых вариантов опыта.
Работа с раздаточным
материалом. Выполнение
фронтальных
лабораторных
работ.
Постановка фронтальных
опытов.

21

Закаливание.
Средства
способы закаливания.

и 1

теоретическое
занятие

22

Факторы,
влияющие
на 1
развитие и функционирование
нервной
системы.
Практическая работа №2
«Развитие утомления»

практическое
занятие

23

Стресс
как
негативный 1
биосоциальный фактор.
Лабораторная
работа
№6
«Оценка
температурного
режима учебных помещений»

практическое
занятие

24

Чувствительность к внешним 1
воздействиям и тип высшей
нервной
деятельности.
Лабораторная работа №7
«Определение
некоторых
свойств нервных процессов,
лежащих в основе деления на
типы
высшей
нервной
деятельности»
Биоритмы и причины их 1
нарушений.
Лабораторная работа № 8
«Оценка суточных изменений
некоторых физиологических
показателей»

практическое
занятие

практическое
занятие

Выполнение фронтальных
лабораторных
работ.
Постановка фронтальных
опытов.

26

Гигиенический режим сна – 1
составляющая
здорового
образа жизни

беседа

27

Условия

беседа

Слушание
объяснений
учителя.
Слушание
и
анализ
выступлений
своих
товарищей.
Систематизация учебного
материала.
Слушание
объяснений
учителя.

25

и

способы 1

6

правильного
формирования
пищеварительной
системы,
кожи, нервной системы

Слушание
и
анализ
выступлений
своих
товарищей. Выполнение
заданий по разграничению
понятий. Систематизация
учебного материала.
Работа с раздаточным
материалом. Выполнение
заданий по разграничению
понятий. Систематизация
учебного материала.
Выполнение
работ
практикума.
Разработка
новых вариантов опыта.

28

Условия функционирования 1
зрительного анализатора

теоретическое
занятие

29

Внешние
воздействия
на 1
органы слуха и равновесия.
Лабораторная
работа
№9
«Воздействие
шума
на
остроту слуха»

практическое
занятие

30

Влияние окружающей среды 1
на
некоторые
железы
внутренней секреции.

теоретическое
занятие

Слушание
объяснений
учителя.
Анализ
проблемных
ситуаций.
Просмотр
учебных фильмов.

Репродуктивное здоровье

4

31

Особенности
развития 1
организма юноши и девушки
под действием биосоциальных
факторов.

теоретическое
занятие

Работа с раздаточным
материалом. Выполнение
фронтальных работ.

32

Проблема
взросления
и 1
культура здоровья. Факторы
риска
внутриутробного
развития.

игровое

Просмотр
учебных
фильмов.
Анализ
проблемных ситуаций.

33

Гендерные
роли. 1
Биологические и социальные
причины
заболеваний,
передающихся
половым
путем.

семинар

34

Ответственное поведение как 1
социальный фактор.

круглый стол

Систематизация учебного
материала.
Работа
с
научно-популярной
литературой.
Отбор
и
сравнение
материала по нескольким
источникам.
Написание рефератов и
докладов.
Работа
с
научнопопулярной литературой.
Отбор
и
сравнение
материала по нескольким
источникам.
7

Написание рефератов и
докладов.
итого

34

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».