различать слова с разделительными ь и ъ; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь; приводить примеры слов с нужными орфограммами. Содержание курса Фонетика и орфоэпия (5часов) Актуализация фонематического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные ударные и безударные, согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, звонкие – глухие. Ударение, произношение звуков и их сочетаний в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Графика (4 часа) Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными. Совершенствование навыка клавиатурного письма. Лексика (4 часа) Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, об этимологии, омонимах, антонимах, синонимах, фразеологизмах, расширение словаря обучающихся. Работа со словарями, учебной и справочной литературой. Состав слова (морфемика) (4 часа) Родственные (однокоренные слова). Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Разбор слов по составу. Образование слов при помощи приставки, суффикса и сложения основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Морфология (6 часов) Части речи. Имя существительное: значение и употребление в речи. Умение определять начальную форму; опознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные существительные. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имён существительных по числам и падежам. Склонение имён существительных. Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Глагол: значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределённой формой глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных, служебных слов. Синтаксис (5 часов) Различение предложений по цели высказывания. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (без дифференциации последних). Предложения распространённые, нераспространённые. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Установление на практическом уровне роли служебных слов и форм самостоятельных слов для связи слов в предложении. Предложения с однородными членами и союзами и, а, но и без союзов. Простые и сложные предложения. Составление предложений из слов. Восстановление деформированных предложений. Орфография (6 часов) Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Применение ранее изученных правил правописания, а также правил: проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные в корне слова (ознакомление); непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных; разделительные ъ и ь; ь после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов с другими словами. Тематическое планирование курса «Русский язык с увлечением» 3 класс № п/п Тема Количе ство Формы часов занятий Урок – викторина, тестирован ие Определение понятия «корень», обозначение корня. Однокоренные слова. Подбор однокоренных слов к словам: гора, горелка. «Лишнее» слово в ряду однокоренных слов. Урок – практикум, тестирован ие Парные согласные звуки. Сильная и слабая позиция парных согласных. Звонкие и глухие согласные звуки. 1 1 Части слова. Корень. 2 Правописание проверяемых (парных) согласных букв в корне слова. 3 1 1 Основные виды учебной деятельности Способы проверки правописания парных согласных звуков. Кроссворд. Филворд. Урок — практикум Чередование согласных букв в корне. «Установи соответствие»: пары слов с чередующимися согласными буквами. Задание «Разбей на группы»: с чередованием и без чередования согласных. Урок – игра, тестирован ие Занимательная рифмовка о способах проверки безударного гласного в корне слова. Безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением (задание «Разбей на группы»). Подбор проверочных слов. Кроссворд. Урок применени я знаний и умений Что такое сложные слова. Соединительные гласные о, е. Образование сложных слов. Филворд. Урок применени я знаний и умений Правило-рифмовка. Сочетания стн-, -здн-. Способы проверки непроизносимых согласных в корне слова. Подбор синонимов к словосочетаниям. Филворд. Урок – практикум, тестирован ие Стихотворение об удвоенных согласных. Способы переноса слов с удвоенными согласными. Составление словосочетаний. Найди «лишнее». Кроссворд. Урок — путешестви е Рифмовка о приставках. Определение понятия «приставка». Правописание приставок. Задание «Разбей на группы»: слова с приставками и без приставок. Урок — практикум Рифмовки о правописании приставок с буквами О и А. Задания «Заполни пропуски», «Установи соответствие». Кроссворд. Урок — Слова с удвоенными 1 4 Чередование согласных букв в корне. 5 1 1 6 Безударные гласные в корне. 1 7 Сложные слова и их правописание. 8 9 1 Непроизносимые согласные буквы в корне слова. 1 1 10 Удвоенные согласные буквы в корне слова. 1 11 Части слова. Приставка. 12 1 1 13 Безударные гласные буквы в приставках. 14 Удвоенные 1 согласные буквы на стыке приставки и корня. 15 практикум Урок применени я знаний и умений Стихотворение о словах с Ъ и Ь знаками. Правила правописания твёрдого и мягкого знаков. Задания: «Установи соответствие», «Заполни пропуски», «Найди «лишнее». Филворд. Урок — практикум Занимательная рифмовка. Определение понятий «суффикс», «окончание», «основа». Установи соответствие: подбор слов к схемам. Филворд. Урок — практикум Рифмовка о суффиксе. Задание: вставь пропущенные суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Кроссворд. Урок применени я знаний и умений Занимательная рифмовка. Определение, что такое имя существительное. Задание: «Установи соответствие»: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Кроссворд. Урок применени я знаний и умений Рифмовка о способах определения рода имён существительных. Имя существительное и другие части речи. Задание «Установи соответствие»: определение рода имён существительных, подбор существительных к схеме. Урок применени я знаний и умений Рифмовка о частях слова. Число имён существительных. Имена существительные, которые употребляются только в форме множественного или единственного числа. Склонение имён существительных. Урок — Занимательная рифмовка. 1 1 16 Разделительные Ъ и Ь знаки. 1 17 Части слова. Окончание и основа. 18 1 19 Суффикс. Разбор слов по составу. 20 Имя существительное как часть речи: одушевлённые и неодушевлённые существительные. 1 1 1 21 Имя существительное как часть речи: род имён существительных. 1 22 Имя существительное как часть речи: число имён существительных, словообразование имён существительных. 23 Местоимение как 1 согласными буквами на стыке приставки и корня и с удвоенными согласными буквами в корне. Кроссворд. 24 часть речи. 1 практикум 1 25 1 26 Имя прилагательное как часть речи. 1 27 Имя прилагательное как часть речи. Род и число имён прилагательных. 1 28 Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Разбор прилагательных по составу. Урок применени я знаний и умений Занимательная рифмовка о прилагательном. Что такое имя прилагательное. Имя прилагательное и другие части речи. Филворд. Урок применени я знаний и умений Рифмовка. Словосочетания; согласование. Прилагательныеантонимы. Род и число имён прилагательных. Урок — практикум Безударные окончания имён прилагательных. Прилагательные-синонимы. Прилагательные антонимы. Разбор имён прилагательных по составу. Урок применени я знаний и Занимательная рифмовка о глаголе. Определение понятия «глагол». Время глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Неопределённая форма. Кроссворд. Урок применени я знаний и Глагол как часть речи: время глагола. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Неопределённая форма глагола. Урок применени я знаний и Глаголы совершенного и несовершенного вида. Время глагола. Неопределённая форма глагола. Филфорд. Урок — практикум Предложения распространённые и нераспространённые. Предложения с однородными членами. Виды предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложения. 1 29 Глагол как часть речи. 1 30 Глагол как часть речи: время глагола, неопределённая форма глагола. 1 31 Правописание частицы НЕ с глаголами. Неопределённая форма глагола. 1 32 Предложения: виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений. Определение понятия «местоимение». Личные местоимения. Задание «Заполни пропуски»: заменить существительные местоимениями. Начальная форма местоимений. Кроссворд. 1 33 Виды предложений: простые и сложные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. 1 34 Праздник творчества и игры Итого 34 Урок — путешестви е Занимательная рифмовка о членах предложения. Простые и сложные предложения. Схемы предложений. Филворд. Кроссворд. Урок — игра Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)