• строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
• находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи
измерительной линейки и с помощью вычислений;
• выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 м 6 дм
и 16 дм или 160 см);
• использовать соотношения между изученными единицами длины (сантиметр,
дециметр, метр) для выражения длины в разных единицах;
• распознавать на чертеже и изображать прямую, луч, угол (прямой, острый,
тупой); прямоугольник, квадрат, окружность, круг, элементы окружности (круга): центр,
радиус, диаметр; употреблять соответствующие термины;
• измерять и выражать массу, используя изученные единицы массы (килограмм,
центнер);
• устанавливать связь между началом и концом события и его
продолжительностью; устанавливать момент времени по часам;
• распознавать и формулировать простые и составные задачи;
пользоваться терминами, связанными с понятием «задача» (условие, требование,
решение, ответ, данные, искомое);
• строить графическую модель арифметической сюжетной задачи; решать задачу
на основе построенной модели;
• решать простые и составные задачи, содержащие отношения «больше на …»,
«меньше на …»;
• разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи
решения (по действиям и в виде одного выражения);
• формулировать обратную задачу и использовать ее для проверки решения
данной;
• читать и заполнять строки и столбцы таблицы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе;
• пользоваться римскими цифрами для записи чисел первого и второго десятков;
• понимать и использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»;
• понимать термин «числовая последовательность»;
• воспроизводить и применять правило вычитания суммы из суммы;
• понимать связь между компонентами и результатом действия (для сложения и
вычитания);
• записывать действия с неизвестным компонентом в виде уравнения;
• понимать бесконечность прямой и луча;
• понимать характеристическое свойство точек окружности и круга;
• использовать римские цифры для записи веков и различных дат;
• оперировать с изменяющимися единицами времени (месяц, год) на основе их
соотношения с сутками; использовать термин «високосный год»;
• понимать связь между временем-датой и временем-продолжительностью;
• рассматривать арифметическую текстовую (сюжетную) задачу как особый вид
математического задания: распознавать и формулировать арифметические сюжетные
задачи;
• моделировать арифметические сюжетные задачи, используя различные
графические модели и уравнения;
• использовать табличную форму формулировки задания.
Содержание курса
Программа включает следующие разделы: "Общие понятия", "Элементы истории
математики", "Числа и операции над ними","Занимательность", "Геометрические фигуры
и величины".
Раздел программы "Общие понятия" (4 часа) направлен на развитие логического
мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых
для успешной учебы по математике и другим предметам.
Раздел программы "Элементы истории математики" (4 часа) расширяет и
углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими
идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике.
Раздел программы "Числа и операции над ними" (8 часов) составляет ядро
математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения
арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.
Раздел программы "Занимательность" (9 часов) состоит из разнотипных
упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные
физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики
целых чисел и дробных чисел.
Раздел программы "Геометрические фигуры и величины" (9 часов) направлен
на изучения величин и для развития пространственных представлений учащихся. На
занятиях рассматривается процесс формирования элементарных геометрических
представлений у младших школьников, подобрана система упражнений и задач
развивающего характера, позволяющая формировать пространственные представления
детей.
Тематическое планирование «Занимательная математика» 2 класс
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов
Форма
организации
учебных занятий
Содержание занятия
1
Логические
цепочки
1
беседа
практическая
работа
Знакомство
с
принципом построения
логической
цепочки.
Завершение логических
цепочек и построение
собственных.
2
Классификация
предметов
1
беседа
практическая
работа
Понятие о принципе
классификации.
Выполнение заданий на
классификацию.
3
Занимательная
1
геометрия: точка,
прямая и кривая
линии
беседа
практическая
работа
Знакомство
понятиями
прямая» и
линии».
4
Магические
квадраты
беседа
практическая
работа
Принцип построения.
Заполнение магических
квадратов. Построение
собственных
магических квадратов.
1
с
«точка»,
«кривая
беседа
практическая
работа
Решение «китайских»
головоломок
с 1
игра
Обучение
разгадыванию ребусов,
содержащих предлоги.
Ребусы с числами
1
игра
Разгадывание ребусов,
содержащих числа.
8
Кто лишний?
1
игра
Выполнение заданий на
сравнение и обобщение.
Нахождение лишнего
числа и фигуры.
9
Задания
счетными
палочками
со 1
беседа
практическая
работа
Выполнение заданий со
счетными палочками.
10
Шифровальщики
1
беседа
практическая
работа
Расшифровка слов
использованием
математических
выражений.
11
Зоркий глаз
1
игра
Выполнение заданий на
сравнение чисел, фигур,
математических
выражений.
12
Задачи о сказочных 1
героях
игра
Решение и составление
задач
с
участием
сказочных героев.
13
Примеры
окошками
с 1
игра
Решение и составление
примеров с окошками.
14
Какое
число
задумал?
я 1
игра
Решение и составление
математических загадок
о задуманном числе.
15
Задачи
комбинаторного
типа
беседа
практическая
работа
Решение
задач
комбинаторного типа
при помощи графов и
отрезков.
5
Танграм
6
Ребусы
предлогами
7
16
1
1
1
с
17
Рисунки
клеточкам
по 1
беседа
практическая
работа
Решение и составление
рисунков по клеточкам
18
Счёт
удобным 1
способом
беседа
практическая
работа
Решение и составление
примеров на сложение
нескольких слагаемых
удобным способом
19
Нестандартные
задачи
1
беседа,
наблюдение
Решение и составление
нестандартных задач с
использованием схем,
чертежей и рисунков.
20
Занимательная
геометрия: сети
линий, путь
1
Практическая
работа
Решение и составление
задач на сети линий,
путь.
21
Буквы латинского
алфавита.
1
беседа
Знакомство с буквами
латинского алфавита
22
Прямые и обратные 1
операции
беседа
Знакомство с понятием
«операция»
в
математике.
Выполнение
и
составление заданий на
прямые и обратные
операции.
23
Числовые
лабиринты
игра
Знакомство
с
принципом составления
числовых лабиринтов.
Решение и составление
числовых лабиринтов.
24
Римская нумерация 1
беседа,
практическая
работа
Знакомство с римской
нумерацией. Решение и
составление выражений
с
использованием
римской нумерации.
25
Круговые
выражения. Игра
«Математическое
домино»
игра
Знакомство с понятием
«круговые» выражения.
26
Площадь составной 1
фигуры
практическая
работа
Решение и составление
задач на нахождение
площади
фигуры,
составленной
из
нескольких частей.
27
Цепочки примеров
1
игра
Знакомство
с
принципом составления
цепочки
примеров.
Решение и составление
цепочек примеров.
28
Занимательная
геометрия. Виды
углов. Сторона и
вершина
1
игра
беседа
наблюдение
Знакомство с видами
углов,
понятием
«сторона
многоугольника»,
«вершина
1
1
многоугольника.
многоугольника».
29
Блиц-турнир.
1
Решение задач при
помощи буквенного
выражения.
игра
Решение и составление
задач,
которые
решаются составлением
буквенного выражения.
30
Окружность.
Радиус. Диаметр.
1
Беседа,
наблюдение
Составление узоров из
окружностей.
31
Площадь сложных
фигур.
1
беседа
Решение
и
проектирование задач
на нахождение площади
фигур,
содержащих
вырезанные
внутри
участки.
32
Задания на развитие 1
восприятия
игра
Решение и составление
заданий на развитие
восприятия (внимания,
памяти).
33
Дерево
возможностей
1
игра
Решение и составление
задач с использованием
дерева возможностей.
34
Интеллектуальный
аукцион
1
защита проектов
Защита и выбор самых
удачных
заданий,
изготовленных
учащимися
для
классной игротеки.
Итого
34
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)