Рабочая программа курса Занимательная грамматика 4 класс

Содержание курса
Тема 1. Занимательное словообразование (19 часов)
Сказочное царство слов. Путешествие в страну Слов. Чудесные превращения слов. В
гостях у слов - родственников. Добрые слова. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
Новые слова в русском языке. Встреча с зарубежными друзьями. Синонимы в русском
языке. Слова - антонимы. Слова - омонимы. Крылатые слова. В королевстве ошибок. В
стране Сочинителей. Искусство красноречия. Трудные слова. Анаграммы и метаграммы.
Шарады и логогрифы. Шарады и логогрифы. Занимательное словообразование.
Тема 2. Занимательная лингвистика (15 часов)
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Что такое орфоэпия? Что такое фонография или звукозапись? Звуки не буквы!
Звучащая строка.
Лексикология (8 часов)
Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. В царстве смыслов
много дорог. Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова. Понятие
«этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными
этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Особенность синонимического ряда слов. Как возникают названия.

Тематическое планирование «Занимательная грамматика» 4 класс
№
п/п

1

2

Тема урока

Коли Форма
Основные виды учебной
честв организации
деятельности
о
учебных занятий
часов
Занимательное словообразование (19 часов)
Сказочное царство
1
Беседа. Конкурс
Слушание объяснений
слов
на знание
учителя.
пословиц и
Слушание и анализ
поговорок .
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала. Просмотр
учебных фильмов.
Путешествие в страну 1
Игра «СловаСлушание объяснений
Слов
братья».
учителя.
Составление
Слушание и анализ
тематического
выступлений своих
словаря о грибах. товарищей. Анализ
Игра «Эстафета». проблемных ситуаций.
Разгадывание
Просмотр учебных фильмов.
загадок. Игра
Объяснение наблюдаемых
«Найди лишнее
явлений.
слово»

2

3

Чудесные
превращения слов

1

Игра «Найди
заблудившуюся
букву». Игра
«Грустные
превращения».
Шарады.

4

В гостях у словродственников

1

практическое
занятие

5

Добрые слова.

1

Беседа
Игра «Умеете ли
вы здороваться?»

6

Экскурсия в прошлое.

1

практическое
занятие

7

Новые слова в
русском языке.

1

Беседа
Игра «Угадайка».

8

Встреча
с зарубежными
друзьями.

1

Беседа.
Игра «Шесть и
шесть».

9

Синонимы в русском
языке.

1

Беседа.
Практическая
занятие

10

Слова- антонимы.

1

Беседа.
Практическая
работа.
Игра «Подбери
нужные слова».

11

Слова- омонимы

1

Беседа.
Практическая
работа.
3

Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей.
Работа с раздаточным
материалом.
Анализ графиков, таблиц,
схем.
Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей.
Построение гипотезы на
основе анализа имеющихся
данных. Объяснение
наблюдаемых явлений
Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей.
Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей.
Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений. Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей.
Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей
Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых

явлений. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей
12

Крылатые слова.

1

Беседа.
Практическая
работа.

13

В королевстве ошибок

1

Игра «Исправь
ошибки». Игра «
Произноси
правильно».
Инсценировка П.
Реброва «Кто
прав?».

14

В стране
Сочинителей.

1

Беседа.
Сочинение

15

Искусство
красноречия.

1

Беседа.
Практическая
работа.

16

Трудные слова.

1

Беседа.
Практическая
работа.

17

Анаграммы и
метаграммы.

1

Беседа.
Практическая
работа.

4

Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей
Работа с раздаточным
материалом.
Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей
Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала.
Сочинение собственных
загадок по заданным рифмам.
Сочинение сказок о дружбе, о
добре и зле .
Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала
Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала
Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей

18

Шарады и логогрифы.

1

19

Занимательное
словообразование

1

Беседа.
Практическая
работа.
Дидактическая
игра

Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала

Игры на
превращения
слов: «Буква
заблудилась»,
«Замена буквы»,
«Какое слово
задумано?».
Шарады.
Занимательная лингвистика (15 часов)
Фонетика и орфоэпия (7 часов)

20

Что такое орфоэпия?

1

Беседа.
Практическая
работа

21

Что такое фонография
или звукозапись?

1

Беседа.

22

Звуки не буквы!

1

Беседа.

23

Звучащая строка.

1

Беседа.
Практическая
работа

24

Банты и шарфы.

1

Беседа.
Практическая
работа

5

Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений.
Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала. Просмотр
учебных фильмов.
Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала. Просмотр
учебных фильмов.
Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала.
Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала.

25

«Пигмалион» учит
орфоэпии.

1

Беседа.
Практическое
занятие

26

Кис- кис! Мяу!, или
Кое- что о
звукоподражаниях.

1

Беседа.
Практическое
занятие

Лексикология (8 часов)

Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала.
Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала.

27

Имена вещей.

1

Беседа.
Практическое
занятие

28

О словарях
энциклопедических и
лингвистических.

1

Беседа.
Практическая
работа

29

В царстве смыслов
много дорог.

1

Беседа.
Практическая
работа

Слушание объяснений
учителя. Работа с литературой.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений.

30

Как и почему
появляются новые
слова?

1

Беседа.
Практическая
работа

Слушание объяснений
учителя. Работа с литературой.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений.

31

Многозначность
слова.

1

Беседа.
Практическая
работа

Слушание объяснений
учителя. Работа с литературой.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений.

6

Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала.
Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений.
Слушание объяснений
учителя. Работа с литературой.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений.

32

«Откуда катится
каракатица?» О
словарях, которые
рассказывают об
истории слов.

1

Беседа.
Практическая
работа

33

Об одном и том же разными словами.

1

Беседа.
Практическая
работа

34

Как возникают
названия.

1

Беседа.
Практическая
работа

Итого

34

7

Слушание объяснений
учителя. Работа с литературой.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений
Слушание объяснений
учителя. Работа с литературой.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений
Слушание объяснений
учителя. Работа с литературой.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».