Директор МАОУ иложение 4 %Шкооп ноо Off Я. ^2021 О^ДВащук H.A. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» 1-4 классы срок реализации программы - 4 года 2021-2022 учебный год Содержание 1 2 3 Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета с. 1 Содержание учебного предмета с. 2 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на с. 3 освоение каждой темы 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметные результаты: - понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание коммуникативно-эстетической возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы; осознание значимости чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы; - умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности; совершенствование в процессе чтения произведений русской литературы читательских умений: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; - применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения; 1 овладеть умением самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. восприятие художественной литературы как одного из видов искусства, умение соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; овладение умением создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; овладение умением пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц; умение писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; умение создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями. 2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание) Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста. Чтение Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов. Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения. Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа. Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственноэтические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев. Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека. Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов. 2 Говорение (культура речевого общения) Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста). Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета. Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся. Письмо (культура письменной речи) Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях. Библиографическая культура Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре. Круг чтения Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи. Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений) Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников. Тематическое планирование 1 класс № урока Тема урока МИР ДЕТСТВА Я и книги 1. 2. Не красна книга письмом, красна умом С. А. Баруздин. «Самое простое дело». Не красна книга письмом, красна умом Кол-во часов 11 3 1 1 3 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). Не красна книга письмом, красна умом Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). Я взрослею Без друга в жизни туго Пословицы о дружбе. И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). Без друга в жизни туго Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». Без друга в жизни туго С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный Пословицы о правде и честности. Л. Н. Толстой. «Лгун». Я фантазирую и мечтаю Необычное в обычном С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). Необычное в обычном В. В. Лунин. «Я видела чудо». Необычное в обычном М. М. Пришвин. «Осинкам холодно». Необычное в обычном А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры». РОССИЯ — РОДИНА МОЯ Что мы Родиной зовём 12. 13. 14. 15. 16. 17. С чего начинается Родина? Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент). С чего начинается Родина? П. А. Синявский. «Рисунок». С чего начинается Родина? К. Д. Ушинский. «Наше Отечество». О родной природе Сколько же в небе всего происходит Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках. И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» В. М. Катанов. «Жар-птица». А. Н. Толстой. «Петушки». Обобщение по разделу 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 6 3 1 1 1 3 1 1 1 Тематическое планирование 2 класс № урока 1. Тема урока МИР ДЕТСТВА Я и книги Не торопись отвечать, торопись слушать Кол-во часов 10 3 1 4 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. О. С. Бундур «Я слушаю». Не торопись отвечать, торопись слушать Е. Н. Егорова «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»). Не торопись отвечать, торопись слушать Т. А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент). Я взрослею Как аукнется, так и откликнется Пословицы об отношении к другим людям. В. В. Бианки «Сова». Л. И. Кузьмин «Дом с колокольчиком». Кто идёт вперёд, того страх не берёт Пословицы о смелости. С. П. Алексеев «Медаль». В. В. Голявкин «Этот мальчик». В. Ю. Драгунский «Рабочие дробят камень». Пословицы о труде. Е. А. Пермяк «Маркел-самодел и его дети». Б. В. Шергин «Пословицы в рассказах». Я и моя семья Семья крепка ладом Л. Н. Толстой «Отец и сыновья». В. В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент). Семья крепка ладом С. Г. Георгиев «Стрекот кузнечика». М. В. Дружинина «Очень полезный подарок». Я фантазирую и мечтаю Мечты, зовущие ввысь Н. К. Абрамцева «Заветное желание». Е. В. Григорьева «Мечта». Мечты, зовущие ввысь Л. Н. Толстой «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»). РОССИЯ – РОДИНА МОЯ Родная страна во все времена сынами сильна Люди земли русской В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»). Люди земли русской М. А. Булатов, В. И. Порудоминский «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент). Люди земли русской М. Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент). Народные праздники, связанные с временами года (1 ч) Хорош праздник после трудов праведных Песни-веснянки. Л. Ф. Воронкова «Девочка из города» (глава «Праздник весны»). В. А. Жуковский «Жаворонок». А. С. Пушкин «Птичка». И. С. Шмелёв «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»). О родной природе (2 ч) К зелёным далям с детства взор приучен Русские народные загадки о поле, цветах. Ю. И. Коваль «Фарфоровые колокольчики». М. С. Пляцковский «Колокольчик». К зелёным далям с детства взор приучен 1 1 3 1 1 1 2 1 1 2 1 1 7 3 1 1 1 1 1 1 5 17. И. С. Никитин «В чистом поле тень шагает». Ф. И. Тютчев «Тихой ночью, поздним летом…» В. А. Солоухин «Трава» (фрагмент). Проверочная работа 1 Тематическое планирование 3 класс № урока Тема урока МИР ДЕТСТВА Я и книги 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Пишут не пером, а умом В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). Пишут не пером, а умом В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»). Я взрослею Жизнь дана на добрые дела Пословицы о доброте. Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». Живи по совести Пословицы о совести. П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». Живи по совести Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон». Я и моя семья В дружной семье и в холод тепло О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). В дружной семье и в холод тепло В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). Я фантазирую и мечтаю Детские фантазии В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). Детские фантазии Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). Проверочная работа по итогам изучения раздела РОССИЯ — РОДИНА МОЯ Родная страна во все времена сынами сильна Люди земли русской О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). Люди земли русской Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). Люди земли русской О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в дальнюю деревню»). От праздника к празднику Всякая душа празднику рада Кол-во часов 10 2 1 1 3 1 1 1 2 2 1 1 1 7 3 1 1 1 1 1 6 15 16 17 А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). О родной природе Неразгаданная тайна — в чащах леса… Русские народные загадки о лесе, реке, тумане. В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). В. Д. Берестов. «У реки». И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». Неразгаданная тайна — в чащах леса… М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья». И. П. Токмакова. «Туман». Проверочная работа по итогам изучения раздела 3 1 1 1 Тематическое планирование 4 класс № урока Тема урока МИР ДЕТСТВА Я и книги 1 2 3 4 6 7 8 9 Испокон века книга растит человека С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания») Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками») Испокон века книга растит человека Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент). С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). Я взрослею Скромность красит человек Пословицы о скромности Е. В. Клюев. «Шагом марш» И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша» Любовь всё побеждает Б. П. Екимов. «Ночь исцеления» И. С. Тургенев. «Голуби» Я и моя семья Такое разное детство Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент) М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет») Такое разное детство О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту») К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент) Я фантазирую и мечтаю Такое разное детство Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент) Придуманные миры и страны Кол-во часов 10 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 3 1 1 7 10 В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты) Проверочная работа по итогам изучения раздела РОССИЯ — РОДИНА МОЯ Родная страна во все времена сынами сильна 11 12 13 14 15 16 17 Люди земли русской Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа») Люди земли русской Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу») Что мы Родиной зовём Широка страна моя родная А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент) А. Д. Дорофеев. «Веретено» Широка страна моя родная В. Г. Распутин. «Саяны» Сказ о валдайских колокольчиках О родной природе Под дыханьем непогоды Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. А. Н. Апухтин. «Зимой» В. Д. Берестов. «Мороз» Под дыханьем непогоды А. Н. Майков. «Гроза» Н. М. Рубцов. «Во время грозы» Проверочная работа по итогам изучения раздела 1 7 2 1 1 2 1 1 3 1 1 1 8