АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» 1-4 классы срок реализации программы - 5 лет 2021-2022 учебный год Содержание 1. 2. 3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета стр. 1 стр. 1 Содержание учебного предмета Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на стр. 6 освоение каждой темы 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире. 2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА Окружающий мир, его многообразие. Способы и средства познания окружающего мира. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Представление о 1 времени и его течении. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели, времён года, месяцев. Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Явления природы. Примеры природных явлений: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Разнообразие звуков в окружающем мире; причина возникновения и способ распространения звуков. Радуга — украшение окружающего мира, цвета радуги, причины возникновения радуги. Связи в окружающем мире: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между человеком и природой. Изображение связей с помощью моделей. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна — спутник Земли. Освоение человеком космоса; достижения нашей страны в космических исследованиях. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Холодные и жаркие районы Земли, особенности их природы. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измере- 11 ние температуры воздуха с помощью термометра. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Мир камней, его разнообразие и красота. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые 2 для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Особенности дыхания и питания растений. Размножение и развитие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов, бережное отношение к ним. Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Земноводные, пресмыкающиеся и другие группы животных (по выбору). Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепи питания. Размножение и развитие животных (на примере насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Природное сообщество и взаимосвязи в нём: растения — пища и укрытие для животных; животные — 12 распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных. Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Всемирное природное наследие. Бережное отношение к природному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО 3 Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний 13 мир человека, общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья — самое близкое окружение человека. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Семейные традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Хозяйство семьи. Предметы домашнего обихода, их разнообразие. Вещи как хранители семейной памяти. Бережное отношение к вещам. Путь воды от природных источников до жилища людей, способы экономии воды в быту. Общее представление о способах выработки электроэнергии и доставке её потребителям. Бытовые электроприборы, их роль в жизни современного человека. Способы экономии электроэнергии в быту. Одежда в прошлом и теперь. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя и др.). Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Роль учителя в духовно-нравственном развитии и воспитании личности школьника. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Режим дня школьника, составление режима дня. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Экономика, её составные части (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля) и связи между ними. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества. Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Наземный, воздушный и водный транспорт. Транспорт города или села. Общественный транспорт. Правила пользования транспортом. Общее представление об истории развития транспорта, в том числе об истории появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, детский трёхколёсный и др.). 4 Роль компьютера в современной жизни. Средства связи: поч та, телеграф, телефон, электронная почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Города Золотого кольца России (по выбору). Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. История — наука о прошлом людей. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта. История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовнонравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. 5 Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран и народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Представления об эпохах в истории человечества: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени. Памятники истории и культуры — свидетели различных эпох в истории человечества. Всемирное культурное наследие. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, основные дорожные знаки. Правила безопасности при использовании транспортных средств, в том числе при езде на велосипеде. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством и электроприборами, водой. Правила безопасности при использовании компьютера, мобильного телефона. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. Тематическое планирование 1 класс № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема урока Вводный урок. Задавайте вопросы! Раздел «Что и кто?» (20 часов) Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина» Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 6 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина» Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов) Как живёт семья? Проект «Моя семья» Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лёд? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежинках грязь? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья» Раздел «Где и когда?» (11 часов) Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» Когда придёт суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа» Раздел «Почему и зачем?» (22 часа) Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идёт дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 Проект «Мои домашние питомцы» Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта: «Мои домашние питомцы» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование 1 класс (дополнительный) № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Тема урока Вводный урок. Задавайте вопросы! Раздел «Что и кто?» (20 часов) Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина» Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина» Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов) Как живёт семья? Проект «Моя семья» Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лёд? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежинках грязь? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья» Раздел «Где и когда?» (11 часов) Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» Когда придёт суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа» Раздел «Почему и зачем?» (22 часа) Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идёт дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы» Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 63 64 65 66 Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта: «Мои домашние питомцы» 1 1 1 1 Тематическое планирование 2 класс № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Тема урока Вводный урок. Знакомство с новым учебником. Раздел 1 «Где мы живем» (5 ч) Родная страна Город и село. Наши проекты. Запуск проекта «Родной город» Природа и предметы, сделанные руками человека. Природа в опасности! Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём». Раздел 2 «Природа» (19 ч) Неживая и живая природа. Явления природы. Практическая работа «Учимся измерять температуру». Демонстрационный эксперимент «Для чего нам нужны термометры» с использованием датчиков температуры. Что такое погода. Демонстрационный эксперимент «Почему в жаркий и солнечный день следует носить светлый головной убор с использованием датчиков температуры. В гости к осени. Неживая природа осенью (урок-экскурсия). В гости к осени. Живая природа осенью. Звёздное небо. Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа «Исследуем состав гранита». Про воздух… …И про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Практическая работа «Учимся ухаживать за комнатными растениями». Про кошек и собак. Количество уроков 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. Красная книга. Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Раздел 3 «Жизнь города и села» (9ч) Что такое экономика? Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Все профессии важны. Проект «Профессии». В гости к зиме. Экскурсия В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой. Презентация проектов «Родной город», «Красная книга», «Профессии». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Раздел 4 « Здоровье и безопасность» (8 ч) Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Практическая работа «Учимся соблюдать изученные правила безопасности» Домашние опасности. Пожар! На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. Проект «Подробнее о лесных опасностях» Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». Раздел 5 «Общение» (6 ч) Наша дружная семья. Проект «Родословная». В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» Раздел 6 «Путешествия»(18 ч) Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Практическая работа «Учимся ориентироваться по компасу». Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне (урок-экскурсия). В гости к весне. Неживая и живая природа весной. Россия на карте. Проект «Города России». Путешествие по Москве. Московский Кремль и Красная площадь. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Московский Кремль и Красная площадь. Город на Неве. Земля на карте. Земля на карте. Путешествие по материкам и частям света Путешествие по материкам и частям света Страны мира. Проект «Страны мира» Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» Впереди лето. Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование 3 класс № урока Тема урока Количество часов Как устроен мир (6 часов) 1. 2. 3. 4. 5. 6. Природа Человек. Общество. Российская Федерация. О чем расскажет план. Что такое экология. Проект «Богатства, отданные людям» 1 1 1 1 1 1 Эта удивительная природа (18 часов) 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Звездное небо – Великая книга Природы Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» Воздух и его охрана. Практическая работа №3 «Свойства воздуха» (опыт «При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается») Вода. Практическая работа №4 «Свойства воды» (практическое задание «Готовим воду для питья») Превращения и круговорот воды. Практическая работа №5 «Круговорот воды в природе» Берегите воду! Тест №2 «Берегите воду!» Что такое почва. Практическая работа №6 «Состав почвы» Разнообразие растений. Проверочная работа Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Практическая работа №7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест. Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Обобщение по разделу «Эта удивительная природа». Тест №3 «Эта удивительная природа». Наши проекты «Разнообразие природы родного края». Мы и наше здоровье (10 часов) Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Практическая работа №8. «Знакомство с внешним строением кожи» Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9. «Подсчет ударов пульса» Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Обобщение по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа «Мы и наше здоровье» Наши проекты: «Школа кулинаров». Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «школа кулинаров». Наша безопасность (7 часов) Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Тест №4 «Поведение на улице и в транспорте» Дорожные знаки. Тест №5 «Дорожные знаки» Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность. Практическая работа №10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды» Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа «Наша безопасность». Наши проекты: «Кто нас защищает». Чему учит экономика (12 часов) Для чего нужна экономика? Природные богатства и труд людей – основа экономики. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Практическая работа №11 «Полезные ископаемые» Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями» Животноводство. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Какая бывает промышленность? Что такое деньги? Практическая работа №13 «Знакомство с различными монетами» Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. Наши проекты: «Экономика родного края» Экономика и экология. Тест №6 «Экономика и экология». Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Тест №7 «Чему учит экономика» Путешествие по городам и странам (15 часов) Золотое кольцо России. Золотое кольцо России. Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Практическая работа №14 «Работа с картой. Страны зарубежной Европы, их многообразие. Скандинавские страны» Что такое Бенилюкс. Практическая работа №15 «Работа с картой. Страны зарубежной Европы, их многообразие» В центре Европы. Практическая работа №16 «Работа с картой. Страны зарубежной Европы, их многообразие. Страны центральной Европы» По Франции и Великобритании. Практическая работа №17 «Работа с картой. Страны зарубежной Европы – Франция и Великобритания» На юге Европы. Практическая работа №18 «Работа с картой. Страны на юге Европы – Греция, Италия» Всемирное наследие. Практическая работа №19 «Работа с картой. Знаменитые места мира, с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран» Наши проекты «Музей путешествий» 1 1 Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Тест №8 «Путешествие по городам и странам» Обобщение знаний. Итоговая диагностическая работа Презентация проектов «кто нас защищает», «экономика родного края», «Музей путешествий». Презентация проектов «кто нас защищает», «экономика родного края», «Музей путешествий». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование 4 класс 14 № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 Название раздела и тема урока Раздел «Земля и человечество» (9 ч) Урок-путешествие. Мир глазами астронома Планеты Солнечной системы Звёздное небо – Великая книга Природы Мир глазами географа. Мир глазами историка. Урок-следствие ведут знатоки. Когда и где? Мир глазами эколога Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие. Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Проверочная работа по разделу. Раздел «Природа России» (10 ч) Равнины и горы России Урок-путешествие. Моря, озера и реки России. Природные зоны России Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России Лес и человек. Зона степей Пустыни У Чёрного моря. Проверочная работа по разделу. Раздел «Родной край – часть большой страны» ( 15 ч) Урок-путешествие. Наш край. Поверхность нашего края Водные богатства нашего края Наши подземные богатства Урок открытых мыслей. Земля-кормилица Жизнь леса. Жизнь луга. Экскурсия на луг (зоочная). Жизнь луга. Жизнь в пресных водоемах Растениеводство в нашем крае. Экскурсия (зоочная). Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны». Проверим себя и оценим свои достижения. Экскурсия (зоочная). Животноводство в нашем крае. Презентация проектов (по выбору) Раздел «Страницы всемирной истории» (5 ч) Урок-путешествие в историю. Начало истории человечества Мир древности: далекий и близкий Средние века: время рыцарей и замков Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Новое время: встреча Европы и Америки Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверочная работа по разделу. Раздел «Страницы истории России» (20 ч) Жизнь древних славян Во времена Древней Руси Страна городов Из книжной сокровищницы Древней Руси Трудные времена на Русской земле Урок-следствие ведут знатоки. Русь расправляет крылья Куликовская битва Иван Третий. Мастера печатных дел Иван Третий. Мастера печатных дел Патриоты России Урок-путешествие. Петр Великий Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая Отечественная война 1812 года Страницы истории XIX века Россия вступает в XX век Страна, открывшая путь в космос Страницы истории 20–30-х годов Урок-диалог. Великая война и Великая Победа Великая война и Великая Победа. Проверочная работа по разделу. Раздел «Современная Россия» (9ч) Основной закон России и права человека 1 1 Урок открытых мыслей. Мы – граждане России Урок- нравственности. Славные символы России. Урок-творчество. Такие разные праздники. Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) Путешествие по России (по Волге, по югу России). КВН. Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Проверочная работа. Презентация проектов (по выбору) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16