(Приложение 4 КЛООП HOO ЙпЩ^2021 Директор МАОУ С О ^9045509^'" -&<< ■’ ZX/-/.<• Л о *>. If АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» 1-4 классы срок реализации программы - 5 лет 2021-2022 учебный год Содержание 1 2 3 стр. 1 Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета стр. 2 Содержание учебного предмета Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на стр. 6 освоение каждой темы 1. Планируемые Предметные результаты: результаты освоения учебного предмета - Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. - Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. - Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. - Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. - Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. - Овладение' учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. - Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. 1 2. Содержание учебного предмета «Русский язык» Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п. Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо 2 букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: •раздельное написание слов; •обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши); •прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; •перенос слов по слогам без стечения согласных; •знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов. Систематический курс Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударный -безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный — непарный; согласный звонкий- глухой, парный непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика 4. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. 3 Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица. Частица не, её значение. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске(интонации): восклицательные и невосклицательные. Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце предложения). Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений. 4 Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации: •сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; •сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.; •перенос слов; •прописная буква в начале предложения, в именах собствен-ных; •проверяемые безударные гласные в корне слова; •парные звонкие и глухие согласные в корне слова; •непроизносимые согласные; •непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова; •гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; •разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки; •мягкий знак после шипящих на конце имён существительных(речь, рожь, мышь); •соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход); •е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка); •безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин); •безударные падежные окончания имён прилагательных; •раздельное написание предлогов с именами существительными; •раздельное написание предлогов с личными местоимениями; •раздельное написание частицы не с глаголами; •мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь); •мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; •безударные личные окончания глаголов; •раздельное написание предлогов с другими словами; •знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки; •знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; •запятая при обращении в предложениях; •запятая между частями в сложном предложении. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств информационных и коммуникационных технологий(ИКТ). Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. 5 Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Тематическое планирование 1 класс № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Тема урока Блок «Русский язык. Обучение письму» (92 часа) Добукварный период (17 часов) Пропись – первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов. Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. Письмо строчной и заглавной букв А, а. Письмо строчной и заглавной букв О, о. Письмо строчной и заглавной букв И, и. Письмо строчной и заглавной букв И, и. Письмо строчной буквы ы. Письмо строчной и заглавной букв У, у. Письмо строчной и заглавной букв У,у. Букварный период (55 часов) Письмо строчной и заглавной букв Н, н. Письмо строчной и заглавной букв Н, н. Письмо строчной и заглавной букв С, с. Письмо строчной и заглавной букв С, с. Письмо строчной и заглавной букв К, к. Письмо строчной и заглавной букв К,к. Письмо строчной и заглавной букв Т, т. Количест во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 Письмо слогов и слов с буквами Т, т. Письмо строчной и заглавной букв Л, л. Повторение и закрепление изученного Письмо строчной и заглавной букв Р,р. Письмо строчной и заглавной букв Р,р. Письмо строчной и заглавной букв В, в. Письмо строчной и заглавной букв В, в. Письмо строчной и заглавной букв Е, е. Письмо строчной и заглавной букв Е, е. Письмо строчной и заглавной букв П, п. Письмо строчной и заглавной букв П, п. Письмо строчной и заглавной букв М, м. Письмо слов с буквами М, м. Письмо строчной и заглавной букв З,з. Письмо слов и предложений с буквами З, з. Письмо строчной и заглавной букв Б, б. Письмо слов и предложений с изученными буквами. Письмо строчной и заглавной букв Д, д. Письмо строчной и заглавной букв Д, д. Письмо строчной и заглавной букв Я, я. Письмо строчной и заглавной букв Я, я. Письмо строчной и заглавной букв Г, г. Письмо строчной и заглавной букв Г, г. Строчная буква ч, правописание сочетаний ча – чу. Заглавная буква Ч. Написание буквы ь. Написание буквы ь, слов и предложений с ь. Письмо строчной буквы ш. Письмо заглавной буквы Ш. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Письмо строчной буквы ж. Письмо заглавной буквы Ж, правописание сочетаний жи – ши. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Письмо строчной буквы ё. Письмо заглавной буквы Ё. Письмо строчной и заглавной букв Й, й. Письмо строчной буквы х. Письмо заглавной буквы Х, слов и предложений с ней. Письмо строчной и заглавной букв Ю, ю. Написание предложений с буквами Ю, ю. Письмо строчной буквы ц. Письмо заглавной буквы Ц. Письмо строчной и заглавной буквы Э, э. Письмо строчной буквы щ. Письмо заглавной буквы Щ. Написание строчной и заглавной букв Ф, ф. Написание строчной и заглавной букв Ф, ф. Написание букв ь и ъ. Написание букв ь и ъ. Послебукварный период (19 часов) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 1 2 3 4 Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Заглавная буква в именах собственных. Начиная с этого урока, используется рабочая тетрадь в узкую линейку. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений в русском языке. Слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?». Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений в русском языке. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие». Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений в русском языке. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Предлоги. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. В русском языке обозначение мягкости согласных на письме буквами е, ё, ю, я, и. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Правописание ча-ща в русском языке Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Правописание чу-щу в русском языке Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Правописание жи-ши, чк-чн в русском языке Проверочный диктант. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. 1 Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Мягкий знак – показатель мягкости. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Мягкий знак – показатель мягкости. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Безударные гласные в корне слова. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Безударные гласные в корне слова. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Алфавитный порядок слов. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Алфавитный порядок слов. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Оформление предложений. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Оформление предложений. Проверим себя. Русский язык (40 часов) Наша речь (2 часа) Знакомство с учебником. Язык и речь. Для чего нужна речь. Наша речь. Виды речи (общее представление) Что такое родной язык? Текст, предложение, диалог (2 часа) Текст и предложение. Диалог. Проверочная работа. Слова, слова, слова (4 часа) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Что такое слово? Слова - название предметов, признаков предметов, действий предметов. Тематические группы слов. «Вежливые слова» русского языка. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Проверочная работа. Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. Слово и слог. Ударение (5 часа) Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. Правила переноса. Ударение. Ударный и безударный слог. Орфоэпический словарь. Одинаковые по написанию, но разные по значению слова. Развитие речи. Коллективное составление содержание основной части сказки. Звуки и буквы (29 часов) Звуки и буквы. Чем отличается звук от буквы. Русский алфавит, или Азбука. Алфавитный порядок слов. Гласные звуки, буквы, обозначающие гласные звуки Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э. Ударные и безударные гласные звуки. Необходимость проверки обозначения безударных гласных в слове. Правило проверки буквы, обозначающей безударный гласный в слове. Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос. Упражнение в написании букв, обозначающих безударные гласные. Проверочный диктант. Написание слов с безударными гласными, к которым нельзя подобрать проверочные слова. Орфографический словарь. Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Согласные звуки. Как отличить согласный звук от гласного. Слова с удвоенными согласными. Буквы й и и. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое». Перенос слов с буквой й в середине слова. Твёрдые и мягкие согласные звуки в русском языке. Обозначение твердых и мягких согласных звуков на письме. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Обозначение мягкости согласных букв ь. Перенос слов с мягким знаком в середине слова. Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные по глухости-звонкости согласные. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова. Упражнение в обозначении звонких и глухих согласных звуков на конце слова в русском языке. Развитие речи. Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки). Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки». Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 34 35 36 37 38 39 40 Написание буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ. Итоговая проверочная работа. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). Итоговое повторение. Упражнение в списывании с печатного текста и письме под диктовку слов и предложений. Итоговое повторение. Упражнение в списывании с печатного текста и письме под диктовку слов и предложений. Итоговое повторение. Написание слов с изученными орфограммами 1 1 1 1 1 1 1 132 Тематическое планирование 1 класс (дополнительный) № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Тема урока Блок «Русский язык. Обучение письму» (92 часа) Добукварный период (17 часов) Пропись – первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов. Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. Письмо строчной и заглавной букв А, а. Письмо строчной и заглавной букв О, о. Письмо строчной и заглавной букв И, и. Письмо строчной и заглавной букв И, и. Письмо строчной буквы ы. Письмо строчной и заглавной букв У, у. Письмо строчной и заглавной букв У,у. Букварный период (55 часов) Письмо строчной и заглавной букв Н, н. Письмо строчной и заглавной букв Н, н. Количест во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 Письмо строчной и заглавной букв С, с. Письмо строчной и заглавной букв С, с. Письмо строчной и заглавной букв К, к. Письмо строчной и заглавной букв К,к. Письмо строчной и заглавной букв Т, т. Письмо слогов и слов с буквами Т, т. Письмо строчной и заглавной букв Л, л. Повторение и закрепление изученного Письмо строчной и заглавной букв Р,р. Письмо строчной и заглавной букв Р,р. Письмо строчной и заглавной букв В, в. Письмо строчной и заглавной букв В, в. Письмо строчной и заглавной букв Е, е. Письмо строчной и заглавной букв Е, е. Письмо строчной и заглавной букв П, п. Письмо строчной и заглавной букв П, п. Письмо строчной и заглавной букв М, м. Письмо слов с буквами М, м. Письмо строчной и заглавной букв З,з. Письмо слов и предложений с буквами З, з. Письмо строчной и заглавной букв Б, б. Письмо слов и предложений с изученными буквами. Письмо строчной и заглавной букв Д, д. Письмо строчной и заглавной букв Д, д. Письмо строчной и заглавной букв Я, я. Письмо строчной и заглавной букв Я, я. Письмо строчной и заглавной букв Г, г. Письмо строчной и заглавной букв Г, г. Строчная буква ч, правописание сочетаний ча – чу. Заглавная буква Ч. Написание буквы ь. Написание буквы ь, слов и предложений с ь. Письмо строчной буквы ш. Письмо заглавной буквы Ш. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Письмо строчной буквы ж. Письмо заглавной буквы Ж, правописание сочетаний жи – ши. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Письмо строчной буквы ё. Письмо заглавной буквы Ё. Письмо строчной и заглавной букв Й, й. Письмо строчной буквы х. Письмо заглавной буквы Х, слов и предложений с ней. Письмо строчной и заглавной букв Ю, ю. Написание предложений с буквами Ю, ю. Письмо строчной буквы ц. Письмо заглавной буквы Ц. Письмо строчной и заглавной буквы Э, э. Письмо строчной буквы щ. Письмо заглавной буквы Щ. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 1 2 Написание строчной и заглавной букв Ф, ф. Написание строчной и заглавной букв Ф, ф. Написание букв ь и ъ. Написание букв ь и ъ. Послебукварный период (19 часов) Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Заглавная буква в именах собственных. Начиная с этого урока, используется рабочая тетрадь в узкую линейку. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений в русском языке. Слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?». Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений в русском языке. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие». Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений в русском языке. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Предлоги. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. В русском языке обозначение мягкости согласных на письме буквами е, ё, ю, я, и. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Правописание ча-ща в русском языке Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Правописание чу-щу в русском языке Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Правописание жи-ши, чк-чн в русском языке Проверочный диктант. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. 1 1 1 Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Мягкий знак – показатель мягкости. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Мягкий знак – показатель мягкости. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Безударные гласные в корне слова. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Безударные гласные в корне слова. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Алфавитный порядок слов. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Алфавитный порядок слов. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Оформление предложений. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Оформление предложений. Проверим себя. Русский язык (40 часов) Наша речь (2 часа) Знакомство с учебником. Язык и речь. Для чего нужна речь. Наша речь. Виды речи (общее представление) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Что такое родной язык? Текст, предложение, диалог (2 часа) Текст и предложение. Диалог. Проверочная работа. Слова, слова, слова (4 часа) Что такое слово? Слова - название предметов, признаков предметов, действий предметов. Тематические группы слов. «Вежливые слова» русского языка. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Проверочная работа. Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. Слово и слог. Ударение (5 часа) Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. Правила переноса. Ударение. Ударный и безударный слог. Орфоэпический словарь. Одинаковые по написанию, но разные по значению слова. Развитие речи. Коллективное составление содержание основной части сказки. Звуки и буквы (29 часов) Звуки и буквы. Чем отличается звук от буквы. Русский алфавит, или Азбука. Алфавитный порядок слов. Гласные звуки, буквы, обозначающие гласные звуки Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э. Ударные и безударные гласные звуки. Необходимость проверки обозначения безударных гласных в слове. Правило проверки буквы, обозначающей безударный гласный в слове. Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос. Упражнение в написании букв, обозначающих безударные гласные. Проверочный диктант. Написание слов с безударными гласными, к которым нельзя подобрать проверочные слова. Орфографический словарь. Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Согласные звуки. Как отличить согласный звук от гласного. Слова с удвоенными согласными. Буквы й и и. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое». Перенос слов с буквой й в середине слова. Твёрдые и мягкие согласные звуки в русском языке. Обозначение твердых и мягких согласных звуков на письме. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Обозначение мягкости согласных букв ь. Перенос слов с мягким знаком в середине слова. Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные по глухости-звонкости согласные. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова. Упражнение в обозначении звонких и глухих согласных звуков на 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 32 33 34 35 36 37 38 39 40 конце слова в русском языке. Развитие речи. Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки). Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки». Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Написание буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ. Итоговая проверочная работа. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). Итоговое повторение. Упражнение в списывании с печатного текста и письме под диктовку слов и предложений. Итоговое повторение. Упражнение в списывании с печатного текста и письме под диктовку слов и предложений. Итоговое повторение. Написание слов с изученными орфограммами 1 1 1 1 1 1 1 1 1 132 Тематическое планирование 2 класс № урока 1. 2. 3-4. 5. 6-7 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Тема урока Наша речь (2 ч) Знакомство с учебником «Русский язык», 2 класс. Виды речи Диалог и монолог Текст (3 ч) Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста Части текста Предложение (10 ч) Предложение как единица речи. Знаки препинания в конце предложения Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) Второстепенные члены предложения Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения Распространенные и нераспространенные предложения Административная контрольная работа (входная) Связь слов в предложении Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень» Проверочная работа по теме «Предложение» Слова, слова, слова… (17 ч) Слово и его значение Слово как общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слов Синонимы Количеств о часов 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 21. 22. 23. Антонимы Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам Родственные слова 1 1 1 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Корень слова. Однокоренные слова Единообразное написание корня в однокоренных словах Слог как минимальная произносительная единица в русском языке Ударение Ударение Перенос слов по слогам Перенос слов по слогам Контрольная работа по теме «Слова, слова, слова» Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам Гласные звуки (18 часов) Звуки и буквы (повторение и обобщение представлений). Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями Употребление прописной (заглавной) буквы. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины 3. Е. Серебряковой «За обедом» Проверочная работа по теме «Родственные слова» Гласные звуки Правописание слов с безударным гласным звуком в корне 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Слова с непроверяемой буквой гласного звука Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы Проверочный диктант Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» 2 2 33. 34-35. 36. 37. 38. 39. 40-44. 45-46. 47-48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. Согласные звуки (28 часов) Согласные звуки (повторение и углубление знаний) Согласный звук [й’] и буква й («и краткое») Слова с удвоенными согласными Слова с удвоенными согласными. Проект «И в шутку и всерьез» Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения Мягкий знак (ь). Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (повторение). Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Проект «Рифма» Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Проверочная работа Контрольная работа за 1 полугодие (промежуточный контроль) 1 2 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 60. 63. 64. 67 68-71 72. 73. 74. 75-77. 78. 79-80. 81. 82-83 84-88 89-91. 92. 93. 94. 95-97. 98. 99-100. 101. 102 103 104-105 106-110. 111-112. 113-115. Проект «Пишем письмо» Звонкие и глухие согласные звуки (повторение) Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова Упражнение в написание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным Обобщение знаний об изученных правилах письма в русском языке Проверочный диктант Письменное изложение текста по вопросам Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов в русском языке с разделительным мягким знаком (ь) Проверочная работа по теме «Звонкие и глухие согласные» ЧАСТИ РЕЧИ (48 ч) Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают с частями речи Имя существительное (14 часов) Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных Единственное и множественное число имён существительных в русском языке. Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном Обобщение знаний об имени существительном Проверочная работа по теме «Имя существительное» Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам Глагол ( 11 часов) Глагол как часть речи. Признаки глагола. Значение глаголов в речи Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Число глагола. Изменение глагола по числам Правописание частицы не с глаголом Обобщение знаний о глаголе Проверочная работа по теме «Глагол» Текст-повествование и роль в нём глаголов Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту Имя прилагательное (12 часов) Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным Единственное и множественное число имён прилагательных в русском языке. Изменение имён прилагательных по числам Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. 1 1 3 1 4 1 1 1 3 1 2 1 2 5 3 1 1 1 3 1 2 1 1 1 2 5 2 3 16 116. 117. 118-119. 120 121. 122. 123-124. 125. 126. 127. 128. 129. 130 131 132 133 134 135 136 Составление текста-описания по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» Обобщение знаний об имени прилагательном Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» Местоимение (5 часов) Местоимение (личное) как часть речи в русском языке: значение и употребление в речи Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования Текст-рассуждение Проверочная работа по теме «Местоимение» Предлог (4 часа) Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Правописание предлогов с именами существительными. Развитие речи. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста Проверочная работа по теме «Предлог» Повторение (10 ч) Проект «В словари – за частями речи!» Итоговая контрольная работа Контрольное списывание Итоговое повторение. Предложение Итоговое повторение. Однокоренные слова Итоговое повторение. Гласные и согласные звуки Итоговое повторение. Имя существительное Итоговое повторение. Глагол Итоговое повторение. Имя прилагательное Итоговое повторение. Местоимение 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование 3 класс № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Тема урока Язык и речь (1 ч) Наша речь и наш язык. Развитие речи. Составление текста по рисунку Текст. Предложение. Словосочетание (13 часов) Текст Предложение Виды предложений по цели высказывания Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» Виды предложений по интонации. Предложение с обращением. Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей Административная контрольная работа (входная диагностика) Состав предложения. Главные и второстепенные члены Кол-во часов 1 17 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. предложения Разбор предложения по членам предложения Простое и сложное предложение Словосочетание Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень» Обобщение по теме «Текст. Предложение. Словосочетание» Проверочная работа Слово в языке и речи (17 часов) Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова Синонимы и антонимы Омонимы Слово и словосочетание Фразеологизмы Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста (обучающее) 21. 22. 23. Части речи. Части речи 24. 25. 26. 27. Имя числительное Однокоренные слова Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки 28. 29. 30. Разделительный мягкий знак Проверочный диктант 31. Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове» 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. Развитие речи. Составление предложений и текста репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды» по Согласные звуки и буквы для их обозначения. Звуко-буквенный разбор слова Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану Состав слова (14 ч) Корень слов. Однокоренные слова Сложные слова Формы слова. Окончание Как найти в слове окончание Формы слова. Приставка Значение приставок Суффикс Значение суффиксов Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе» Основа слова Обобщение знаний о составе слова Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом Проверочная работа Работа над ошибками. Проект «Семья слов» Правописание частей слова (23 ч) Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова 18 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. Правописание слов с безударными гласными в корне Правописание слов с безударными гласными в корне Правописание слов с безударными гласными в корне Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне Правописание слов с удвоенными согласными Правописание слов с удвоенными согласными Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану Правописание суффиксов и приставок Правописание суффиксов и приставок Правописание суффиксов и приставок Правописание суффиксов и приставок Правописание приставок и предлогов Правописание приставок и предлогов Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) Контрольный диктант Части речи (65 ч) Части речи (повторение и углубление представлений) Части речи (повторение и углубление представлений) Имя существительное (27ч) Имя существительное. Повторение и углубление представлений. Значение и употребление имён существительных в речи Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Проект «Тайна имени» Число имен существительных. Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие одну форму числа Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти Род имён существительных: мужской, женский, средний. Имена существительные общего рода (первое представление) Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода 19 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста Проверочный диктант Падеж имён существительных. Изменение имён существительных по падежам Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» Именительный падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа Обобщение знаний падежах имен существительных. Начальная форма имени существительного Морфологический разбор имени существительного Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» Проверочный диктант Работа над ошибками. Проект «„Зимняя“ страничка» Имя прилагательное(15 ч) Лексическое значение имён прилагательных. Связь имени прилагательного с именем существительным Роль имён прилагательных в тексте Развитие речи. Составление текста-описания растения в научном стиле Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя) Родовые окончания имён прилагательных Число имён прилагательны. Изменение имён прилагательных по числам Изменение имён прилагательных по числам. Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление) Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками» 20 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. Контрольный диктант Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках» Местоимение (4 ч) Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам Морфологический разбор местоимений. Проверочная работа Развитие речи. Составление письма Глагол (15 ч) Значение и употребление в речи. Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать? Число глаголов. Изменение глаголов по числам Времена глагола. Изменение глаголов по временам Изменение глаголов по временам. Правописание глаголов, которые сочетаются с личными местоимениями 2 лица единственного числа Образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану Род глаголов в прошедшем времени Правописание частицы НЕ с глаголами Правописание частицы НЕ с глаголами. Приставки и предлоги Административная контрольная работа Обобщение знаний о глаголе Морфологический разбор глагола Проверочная работа Развитие речи. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке» Повторение (5 ч) Повторение. Текст. Предложение. Слово Повторение. Части речи Повторение. Части речи Повторение. Звуки и буквы. Орфография Повторение. Орфография 21 Тематическое планирование 4 класс № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Тема урока Повторение (9 часов) Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык Текст. Признаки текста. Текст и его план Обучающее изложение Анализ изложения. Типы текстов Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации Обращение Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения Словосочетание Входная контрольная работа Предложение (7 часов) Работа над ошибками. Однородные члены предложения. Представление о предложениях с однородными членами. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Словарный диктант Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Различие простых и сложных предложений в русском языке. Союзы и знаки препинания в сложных предложениях. Различие сложного предложения и простого предложения с однородными членами. Проверочная работа по теме «Предложение» Слово в языке и речи (16 часов) Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение в русском языке Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы русского языка. Обобщение знаний о лексических группах слов Состав слова в русском языке. Значимые части слова. Словарный диктант. Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. Ко-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 23 Правописание приставок и суффиксов. 1 24 25 26 Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Контрольный диктант по теме «Лексическое значение слова» Обучающее изложение деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Анализ диктанта и изложения. Работа над ошибками. Части речи. Морфологические признаки частей речи Грамматические признаки частей речи. Наречие как часть речи. Правописание наречий. Словарный диктант. Проверочная работа по теме «Части речи» Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» Имя существительное (36 часов) 1 1 1 Анализ сочинений и проверочной работы. Имя существительное. Изменение по падежам имен существительных. Распознавание падежей. Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах. Несклоняемые имена существительные. 1 Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1- го склонения Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег» 2-склонение имён существительных. Окончания имён существительных 2-го склонения З-е склонение имён существительных. Окончания имён существительных 3-го склонения . Словарный диктант. Алгоритм определения склонения имени существительного Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану. Анализ изложения. Проверочная работа. Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных Именительный и винительный падежи Правописание окончаний имён существительных в родительном 1 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 падеже 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 61 62 63 64 65 66 Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. Словарный диктант. Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и Ц. Упражнение в правописании. Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и Ц. Упражнение в правописании. Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. Упражнение в правописании. Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. Упражнение в правописании. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных Сочинение по репродукции картины В.А. Тропинина «Кружевница» Проверочная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» Анализ проверочной работы и сочинения. Работа над ошибками. Склонение имён существительных во множественном числе. Именительный падеж имён существительных множественного числа. Словарный диктант. Родительный падеж имён существительных множественного числа Правописание окончаний одушевлённых имён существительных множественного числа в родительном и винительном падежах. Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа Административная контрольная работа . 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 Подробное обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану Анализ контрольной работы. Анализ изложения. Работа над ошибками. Наши проекты Имя прилагательное (26 часов) Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление им. прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. Род и число имён прилагательных. Начальная форма имён прилагательных. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». 1 Анализ сочинений. Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов» Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Словарный диктант. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже Именительный, винительный, родительный падежи Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты Анализ изложения. Склонение имён прилагательных женского рода. Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных Изложение описательного текста Анализ изложения. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Словарный диктант. Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» Анализ сочинения. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа Родительный и предложный падежи имён прилагательных 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 множественного числа 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа Обобщение по теме «Имя прилагательное» Морфологический разбор имени прилагательного. Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» Анализ сочинений. Работа над ошибками Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Личные местоимения (7 часов) Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Словарный диктант. Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. Правописание местоимений. Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. Правописание местоимений Изменение личных местоимений по падежам. Изложение повествовательного текста с элементами описания Проверочная работа по теме «Местоимение» Анализ изложения и проверочной работы. Обобщение по теме «Местоимение» 1 Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи. Роль глаголов в русском языке Время глагола. Неопределённая форма глагола Изменение глаголов по временам Изложение повествовательного текста по цитатному плану Анализ изложения. Словарный диктант. Глагол (22 часа) Спряжение глаголов. Что такое спряжение. Спряжение глаголов настоящего и прошедшего времени. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственного числе 1 и 11 спряжение глаголов настоящего времени 1 и 11 спряжение глаголов будущего времени Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» 1 Анализ сочинений. Работа над ошибками. Наши проекты Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени Возвратные глаголы Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. Словарный диктант. Закрепление изученного. Составление рассказа по серии 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 картинок Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор Проверочная работа по теме «Глагол» Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Повторение (13 часов) Изложение повествовательного текста Анализ изложения. Повторение по теме « Язык. Речь. Текст» Повторение по теме «Предложение и словосочетание» Повторение по теме «Лексическое значение слова». Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина «Рожь» Анализ сочинения. Повторение по теме «Состав слова» Орфограммы Итоговое повторение по теме «Части речи» Административная итоговая контрольная работа Работа над ошибками Итоговое повторение. Орфография и пунктуация Итоговое повторение. Текст. Итоговое повторение. Части речи 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27