Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА: Вводное занятие. Предмет и задачи курса (2 часа) Теория: Беседа, ознакомление обучающихся с особенностями объедения дополнительного образования. Знакомство с целями и задачами Программы. Обобщение анкет обучающихся. 1. 2 Инструктаж по охране при проведении массовых мероприятий (вечеров, утренников, концертов, фестивалей, конкурсов, конференций, слетов, брейн-рингов и др.). Практическая работа: Занятие-игра «Привет, я – новенький». 2. Лидер (8 часов) 2.1. Самоуправление (2 часа) Теория: Сущность школьного самоуправления и условия его развития. Ученическое самоуправление как способ организации коллективной деятельности. Цели и задачи формирования в школе детского самоуправления. Органы школьного самоуправления, структура, направления деятельности. Функции и полномочия школьного совета старшеклассников. Практическая работа: Деловые игры: «Дом самоуправления», «Органы самоуправления в молодежной организации». Круглый стол с представителями школьного самоуправления. 2.2. Программы деятельности (2 часа) Теория: Содержание деятельности молодежных объединений. Вариативно-программный подход в деятельности молодежного объединения. Знакомство с программами деятельности международных, межрегиональных, профильных объединений, организаций. Практическая работа: Деловая игра «Сделай свой выбор». 2.3. Лидер во всех аспектах (2 часа) Теория: Обзор западных и отечественных теорий лидерства. Понятия лидерства и лидера, руководителя. Составление словарика лидера, организатора, выявление отличий и сходств. Типология лидерства. Основные качества лидера. Практическая работа: Ток-шоу «Плюсы и минусы лидерства». Тестирование «Лидер? Лидер…Лидер!». Игра-путешествие «Калейдоскоп открытий». 2.4. Итоги реализации раздела (2 часа) Практика: 3 Беседа, обсуждение понятий «лидер», «лидерство». Подведение итогов тестирования «Лидер? Лидер…Лидер!» и проведенных игр. 3. Методика организаторского мастерства (9 часов) 3.1. Как организовать работу (2 часа) Теория: Организаторские способности. Как выявить способного организатора, его качества, индивидуальность. Правила организаторской работы. Советы организатору. Практическая работа: Практическое занятие «Это должен знать каждый…организатор». Деловая игра «Мы советуем». 3.2. Почерк организатора (2 часа) Теория: Стили работы: «Разящие стрелы», «Возвращающийся бумеранг», «Снующий челнок», «Плывущий плот». Взаимосвязь между организаторскими знаниями, умениями, качествами отношениями и практическими действиями. Стили работы как стили взаимоотношений. Влияние стилей работы на эффективность деятельности и психологический климат в коллективе. Практическая работа: Дискуссия «Каким быть». 3.3. Стадии развития коллектива (2 часа) Теория: Понятие коллектива, группы. Основные признаки. Уровни развития коллектива. Этапы развития коллектива. Практическая работа: Игры на командообразование. 3.4. Психологический климат (2 часа) Теория: Зоны настроения. Их особенности и влияние на поведение людей. Особенности цветопсихологии. Практическая работа: Ролевая игра «Давай дружить». 3.5. Итоги реализации раздела (1 час) Теория: Беседа, обсуждение понятий раздела. Практическая работа: Игры на сплочение коллектива. 4 4. Если знать, как действовать (6 часов) 4.1. Искусство общения (2 часа) Теория: Как стать счастливым в общении, стили общения. Темперамент, как биологический фундамент, на котором формируется личность. Общение, понятие общения, общение как специфическая форма взаимодействия людей. Структура, виды, формы общения. Уровни общения, признаки, характеристика. Позиции в общении. Практическая работа: Ролевые игры «Комплимент и похвальное слово», «Как вежливо отказать», «Как рождаются сплетни». 4.2. Личность и коллектив (2 часа) Теория: Секреты личного обаяния, понятие личного влияния. Коллектив и лидер. Взаимоотношения в коллективе: деловые и личные, совместимость людей. Влияние коллектива на личность. Практическая работа: Игра «Свет мой, зеркальце, скажи…». 4.3. Этикет (2 часа) Теория: Этика как наука о взаимопонимании людей. Нормы морали, нравственность. Этикет как совокупность правил «хорошего тона, принятых в обществе и устанавливающих порядок поведения и общения людей». Деловой этикет. Речевой этикет как правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями людей. Требования к культуре речи. Значение культуры говорящего для формирования отношения к нему собеседника. Практическая работа: Дебаты «Организаторская этика», беседы «Деловой этикет», «Как вести за собой», «Речевой этикет», лекция «Этика. Этикет. Нормы морали». Инструментарий лидера (4 часа) 5.1. Формы организаторской деятельности (2 часа) Теория: Жанры публичных выступлений, формы организаторской деятельности. Ознакомление с формами управленческой деятельности, требующих 5. 5 публичных выступлений: круглые столы, конференции, дебаты, дискуссии, интервью, выступления, беседы. Проект как форма коллективной деятельности, структура проекта, схема анализа, правила организации проектной деятельности, критерии эффективности. Формы досуговой деятельности: праздник, вечер, утренник, конкурс, викторина. Практическая работа: Лекции «Жанры публичных выступлений», «Проект как форма коллективной деятельности». Ролевые игры «Интервью», «Телефон». Деловая игра «Сами с усами». 5.2. Игра, игровые технологии (2 часа) Теория: История возникновения игры. Игра как один из видов деятельности человека. Классификация игр. Виды и формы игр, функции игры. Роль ведущего и водящего в игре. Игры: обучение, тренинг, досуг. Игровая атрибутика. Технология подготовки и проведения игр. Практическая работа: Формы организаторской деятельности, связанные с игрой. Беседа «Роль игры в жизни человека», «Виды игр и их классификация», «Как вести за собой». 6. Творческие мастерские. Мастер-классы (3 часа) Практическая работа: Понятие творческих мастерских, мастер-классов. Значимость практических умений и навыков оформительского, журналистского, декоративно-прикладного, игрового направления в деятельности лидера. Условия применения полученных умений и навыков в работе объединения. Мастерские «Журналист», «Веселый карандаш», «Очумелые ручки», «Затейник». Творческие дела, конкурс презентаций «Мы зажигаем звезды», «Стартинейджер», деловая игра «Необычное в обычном». 7. Итоги реализации программы (2часа) Практическая работа: Реализация практических умений и навыков организаторской деятельности. Реализация лидерского потенциала при организации и проведении мероприятий. 6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 Тема урока Вводное занятие Беседа. Ознакомление обучающихся с особенностями программы. Цели и задачи курса Инструктаж по охране при проведении массовых мероприятий (вечеров, утренников, концертов, фестивалей, конкурсов, конференций, слетов, брейн-рингов и др.). Обобщение анкет обучающихся Количество Форма часов организации учебных занятий 2 1 Теоретическое и практическое занятие 1 Лидер 8 часов Самоуправление 2 часа Сущность школьного 1 самоуправления и условия его развития. Ученическое самоуправление как способ организации коллективной деятельности. Цели и задачи 1 формирования в школе детского самоуправления. Органы школьного самоуправления, структура, направления деятельности.Функции и полномочия школьного совета старшеклассников. Основные виды учебной деятельности Слушание объяснений учителя, анализ, систематизация полученного материала, Теоретическое и практическое занятие Проведение анкетирования, занятие-игра «Привет, я – новенький». Беседа Слушание объяснений учителя, деловые игры: «Дом самоуправления», «Органы самоуправления в молодежной организации». Беседа Работа с материалом, круглый стол с представителями школьного самоуправления. 7 5 6 7 8 9 10 Программы 2 деятельности Содержание деятельности 1 молодежных объединений. Вариативно-программный подход в деятельности молодежного объединения. Знакомство с программами деятельности международных, межрегиональных, профильных объединений, организаций. Дискуссия Беседа, практическое занятие Лидер во всех аспектах Обзор западных и отечественных теорий лидерства. Понятия лидерства и лидера, руководителя. Составление словарика лидера, организатора, выявление отличий и сходств. 2 1 Типология лидерства. Основные качества лидера. 1 Итоги реализации раздела Беседа, обсуждение понятий «лидер», «лидерство». 2 Подведение итогов тестирования «Лидер? Лидер…Лидер!» и проведенных игр. 1 1 Слушание объяснений учителя, работа с раздаточным материалом. Деловая игра «Сделай свой выбор!» Дискуссия Слушание объяснений учителя, работа с материалом, Тестирование «Лидер? Лидер…Лидер!», играпутешествие «Калейдоскоп открытий». Теоретическое и практическое занятие Слушание объяснений учителя, ток – шоу «Плюсы и минусы лидерства» Дискуссия, Слушание и анализ игровое занятие выступления своих товарищей, анализ проблемных ситуаций, игры Дискуссия, Слушание и анализ игровое занятие выступления своих товарищей, играпутешествие 8 «Калейдоскоп открытий». 11 12 13 14 Методика организаторского мастерства Как организовать работу? Организаторские способности. Как выявить способного организатора, его качества, индивидуальность. 9 1 Теоретическое и практическое занятие Слушание объяснений учителя, практическое занятие «Это должен знать каждый…организатор». Правила организаторской работы. Советы организатору. 1 Теоретическое и практическое занятие Слушание объяснений учителя, работа с раздаточным материалом, деловая игра «Мы советуем». Дискуссия Слушание объяснений учителя, дискуссия «Каким быть?» Беседа Анализ проблемных ситуаций, дискуссия «Каким быть?» 2 Почерк организатора 2 Стили работы: «Разящие 1 стрелы», «Возвращающийся бумеранг», «Снующий челнок», «Плывущий плот». Взаимосвязь между организаторскими знаниями, умениями, качествами отношениями и практическими действиями Стили работы как стили 1 взаимоотношений. Влияние стилей работы на эффективность деятельности и психологический климат в коллективе. Стадии развития коллектива 2 9 15 Понятие коллектива, группы. Основные признаки. 1 Дискуссия 16 Уровни развития коллектива. Этапы развития коллектива. 1 Практическое занятие 2 17 Психологический климат Зоны настроения. Их особенности и влияние на поведение людей. 1 Беседа 18 Особенности цветопсихологии. 1 Дискуссия Итоги реализации раздела Беседа, обсуждение понятий раздела. 1 Если знать, как действовать Искусство общения Как стать счастливым в общении, стили общения. Темперамент, как биологический фундамент, на котором формируется личность. 6 Общение, понятие общения, общение как специфическая форма взаимодействия людей. Структура, виды, формы общения. Уровни общения, признаки, 1 19 20 21 1 2 1 Работа с литературой, слушание и анализ выступления товарищей, игры на командообразование. Работа с раздаточным материалом, игры на командообразование Слушание объяснений учителя, просмотр учебного фильма, работа с раздаточным материалом Просмотр учебного фильма, работа с раздаточным материалом, ролевая игра «Давай дружить» Игровое занятие Слушание и анализ выступления товарищей, игры на сплочение коллектива Практическое занятие Работа с раздаточным материалом, ролевые игры «Комплимент и похвальное слово», «Как вежливо отказать», «Как рождаются сплетни». Практическое занятие Слушание объяснений учителя, ролевые игры «Как вежливо отказать», «Как рождаются сплетни». 10 характеристика. Позиции в общении. 22 23 24 25 26 Личность и коллектив 2 Секреты личного обаяния, 1 понятие личного влияния. Коллектив и лидер. Взаимоотношения в коллективе: деловые и личные, совместимость людей. Влияние коллектива на личность. 1 Этикет 2 Этика как наука о 1 взаимопонимании людей. Нормы морали, нравственность. Этикет как совокупность правил «хорошего тона, принятых в обществе и устанавливающих порядок поведения и общения людей». Деловой этикет. Речевой этикет как правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями людей. Требования к культуре речи. Значение культуры говорящего для формирования отношения к нему собеседника. 1 Инструментарий лидера 4 Формы организаторской 2 деятельности Жанры публичных 1 выступлений, формы организаторской деятельности. Практическое занятие, дискуссия Дискуссия, практическое занятие Просмотр учебного фильма, игра «Свет мой, зеркальце, скажи…» Слушание и анализ выступления своих товарищей, работа с раздаточным материалом. Беседа, практическое занятие Работа с раздаточным материалом, дебаты «Организаторская этика», беседы «Деловой этикет», «Как вести за собой». Дискуссия Слушание объяснений учителя, беседы «Речевой этикет», «Этика. Этикет. Нормы морали». Беседа Слушание объяснений учителя, ролевые игры «Интервью», «Телефон». 11 Ознакомление с формами управленческой деятельности, требующих публичных выступлений: круглые столы, конференции, дебаты, дискуссии, интервью, выступления, беседы. 27 28 29 Проект как форма 1 коллективной деятельности, структура проекта, схема анализа, правила организации проектной деятельности, критерии эффективности. Формы досуговой деятельности: праздник, вечер, утренник, конкурс, викторина. Игра, игровые технологии История возникновения игры. Игра как один из видов деятельности человека. Классификация игр. Виды и формы игр, функции игры. 2 1 Роль ведущего и водящего 1 в игре. Игры: обучение, тренинг, досуг. Игровая атрибутика. Технология подготовки и проведения игр. Творческие мастерские. Мастер - классы Беседа, игровая Слушание объяснений учителя, работа с раздаточным материалом, деловая игра «Сами с усами» Беседа Слушание объяснений учителя, формы организаторской деятельности, связанные с игрой. Беседа «Роль игры в жизни человека», «Виды игр и их классификация», «Как вести за собой». Практическая Работа с раздаточным материалом, слушание и анализ выступления своих товарищей, беседы «Виды игр и их классификация», «Как вести за собой». 3 12 30 Понятие творческих мастерских, мастерклассов. 1 Практическая Слушание объяснений учителя, мастерская «Журналист» 31 Значимость практических 1 умений и навыков оформительского, журналистского, декоративно-прикладного, игрового направления в деятельности лидера. Практическая Мастерская «Очумелые ручки», конкурс презентаций «Мы зажигаем звезды» 32 Условия применения полученных умений и навыков в работе объединения. 33 34 Мастерская «Веселый карандаш», «Затейник», деловая игра «Необычное в обычном». Итоги реализации программы Реализация практических умений и навыков организаторской деятельности. 2 1 Практическая Подготовка творческого выступления для обучающихся школы Реализация лидерского потенциала при организации и проведении мероприятий. 1 Практическая Подготовка творческого выступления для обучающихся школы Итого 34 13