• строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки; • находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений; • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 м 6 дм и 16 дм или 160 см); • использовать соотношения между изученными единицами длины (сантиметр, дециметр, метр) для выражения длины в разных единицах; • распознавать на чертеже и изображать прямую, луч, угол (прямой, острый, тупой); прямоугольник, квадрат, окружность, круг, элементы окружности (круга): центр, радиус, диаметр; употреблять соответствующие термины; • измерять и выражать массу, используя изученные единицы массы (килограмм, центнер); • устанавливать связь между началом и концом события и его продолжительностью; устанавливать момент времени по часам; • распознавать и формулировать простые и составные задачи; пользоваться терминами, связанными с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ, данные, искомое); • строить графическую модель арифметической сюжетной задачи; решать задачу на основе построенной модели; • решать простые и составные задачи, содержащие отношения «больше на …», «меньше на …»; • разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения); • формулировать обратную задачу и использовать ее для проверки решения данной; • читать и заполнять строки и столбцы таблицы. Обучающиеся получат возможность научиться: • понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе; • пользоваться римскими цифрами для записи чисел первого и второго десятков; • понимать и использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»; • понимать термин «числовая последовательность»; • воспроизводить и применять правило вычитания суммы из суммы; • понимать связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания); • записывать действия с неизвестным компонентом в виде уравнения; • понимать бесконечность прямой и луча; • понимать характеристическое свойство точек окружности и круга; • использовать римские цифры для записи веков и различных дат; • оперировать с изменяющимися единицами времени (месяц, год) на основе их соотношения с сутками; использовать термин «високосный год»; • понимать связь между временем-датой и временем-продолжительностью; • рассматривать арифметическую текстовую (сюжетную) задачу как особый вид математического задания: распознавать и формулировать арифметические сюжетные задачи; • моделировать арифметические сюжетные задачи, используя различные графические модели и уравнения; • использовать табличную форму формулировки задания. Содержание курса Программа включает следующие разделы: "Общие понятия", "Элементы истории математики", "Числа и операции над ними","Занимательность", "Геометрические фигуры и величины". Раздел программы "Общие понятия" (4 часа) направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам. Раздел программы "Элементы истории математики" (4 часа) расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике. Раздел программы "Числа и операции над ними" (8 часов) составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач. Раздел программы "Занимательность" (9 часов) состоит из разнотипных упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел. Раздел программы "Геометрические фигуры и величины" (9 часов) направлен на изучения величин и для развития пространственных представлений учащихся. На занятиях рассматривается процесс формирования элементарных геометрических представлений у младших школьников, подобрана система упражнений и задач развивающего характера, позволяющая формировать пространственные представления детей. Тематическое планирование «Занимательная математика» 2 класс № п/п Тема занятия Количество часов Форма организации учебных занятий Содержание занятия 1 Логические цепочки 1 беседа практическая работа Знакомство с принципом построения логической цепочки. Завершение логических цепочек и построение собственных. 2 Классификация предметов 1 беседа практическая работа Понятие о принципе классификации. Выполнение заданий на классификацию. 3 Занимательная 1 геометрия: точка, прямая и кривая линии беседа практическая работа Знакомство понятиями прямая» и линии». 4 Магические квадраты беседа практическая работа Принцип построения. Заполнение магических квадратов. Построение собственных магических квадратов. 1 с «точка», «кривая беседа практическая работа Решение «китайских» головоломок с 1 игра Обучение разгадыванию ребусов, содержащих предлоги. Ребусы с числами 1 игра Разгадывание ребусов, содержащих числа. 8 Кто лишний? 1 игра Выполнение заданий на сравнение и обобщение. Нахождение лишнего числа и фигуры. 9 Задания счетными палочками со 1 беседа практическая работа Выполнение заданий со счетными палочками. 10 Шифровальщики 1 беседа практическая работа Расшифровка слов использованием математических выражений. 11 Зоркий глаз 1 игра Выполнение заданий на сравнение чисел, фигур, математических выражений. 12 Задачи о сказочных 1 героях игра Решение и составление задач с участием сказочных героев. 13 Примеры окошками с 1 игра Решение и составление примеров с окошками. 14 Какое число задумал? я 1 игра Решение и составление математических загадок о задуманном числе. 15 Задачи комбинаторного типа беседа практическая работа Решение задач комбинаторного типа при помощи графов и отрезков. 5 Танграм 6 Ребусы предлогами 7 16 1 1 1 с 17 Рисунки клеточкам по 1 беседа практическая работа Решение и составление рисунков по клеточкам 18 Счёт удобным 1 способом беседа практическая работа Решение и составление примеров на сложение нескольких слагаемых удобным способом 19 Нестандартные задачи 1 беседа, наблюдение Решение и составление нестандартных задач с использованием схем, чертежей и рисунков. 20 Занимательная геометрия: сети линий, путь 1 Практическая работа Решение и составление задач на сети линий, путь. 21 Буквы латинского алфавита. 1 беседа Знакомство с буквами латинского алфавита 22 Прямые и обратные 1 операции беседа Знакомство с понятием «операция» в математике. Выполнение и составление заданий на прямые и обратные операции. 23 Числовые лабиринты игра Знакомство с принципом составления числовых лабиринтов. Решение и составление числовых лабиринтов. 24 Римская нумерация 1 беседа, практическая работа Знакомство с римской нумерацией. Решение и составление выражений с использованием римской нумерации. 25 Круговые выражения. Игра «Математическое домино» игра Знакомство с понятием «круговые» выражения. 26 Площадь составной 1 фигуры практическая работа Решение и составление задач на нахождение площади фигуры, составленной из нескольких частей. 27 Цепочки примеров 1 игра Знакомство с принципом составления цепочки примеров. Решение и составление цепочек примеров. 28 Занимательная геометрия. Виды углов. Сторона и вершина 1 игра беседа наблюдение Знакомство с видами углов, понятием «сторона многоугольника», «вершина 1 1 многоугольника. многоугольника». 29 Блиц-турнир. 1 Решение задач при помощи буквенного выражения. игра Решение и составление задач, которые решаются составлением буквенного выражения. 30 Окружность. Радиус. Диаметр. 1 Беседа, наблюдение Составление узоров из окружностей. 31 Площадь сложных фигур. 1 беседа Решение и проектирование задач на нахождение площади фигур, содержащих вырезанные внутри участки. 32 Задания на развитие 1 восприятия игра Решение и составление заданий на развитие восприятия (внимания, памяти). 33 Дерево возможностей 1 игра Решение и составление задач с использованием дерева возможностей. 34 Интеллектуальный аукцион 1 защита проектов Защита и выбор самых удачных заданий, изготовленных учащимися для классной игротеки. Итого 34