школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности жизни и здоровья. Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание на ошибки школьников, и предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей. Созданию атмосферы доброжелательности способствуют некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации. В представленной ниже таблице показано, как, используя воспитательные технологии, технологии обучения и развития, можно создать позитивный социальный опыт у учащихся в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Компетенции и УУД, на формирование которых Наименование Формы воспитательной направлено использование технологии деятельности технологий в воспитательной работе Технология воспитания Дежурные команды по Общекультурные, социальнообщественного системе И.П. Иванова со трудовые компетенции творчества в условиях сменными поручениями коллективной (группы чистоты, группы творческой порядка) деятельности И.П. Иванова Технология Работа в парах, группах при Способность к саморазвитию и деятельностного метода освоении новых знаний самоизменению; умение планировать, анализировать свою работу Технология Индивидуальный подход Умение ставить цель и дифференцированного достигать ее; умение пояснять обучения свою цель Технология Выдвижение и Умение оценивать свою проблемного обучения доказательство гипотез, учебно-познавательную работа в парах, группах деятельность, умение вести диалог ИнформационноИндивидуальная работа, Владение навыками коммуникативные работа в парах, группах. использования технологии Создание презентаций, информационных устройств. видеороликов, Умение искать, анализировать фотоколлажей. Организация и отбирать необходимую выставок информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее Технология групповой Диспуты, дискуссии, Учебно-познавательные, проблемной работы обсуждения ситуаций, ценностно-смысловые разработки проектов по компетенции предметам 2 Технология свободного Предоставление свободы Информационные, учебновоспитания выбора и самостоятельности познавательные, ценностносмысловые, здоровьесберегающие компетенции Личностно КВН, шоу, викторины, Креативные, ориентированные позволяющие обеспечить коммуникативные, технологии воспитания комфортные, культуроведческие, бесконфликтные условия общекультурные компетенции развития личности и реализацию ее природных потенциалов Технология правового и Кружок «Правовое Формирование социального патриотического воспитание от А до Я» здоровья. Развитие воспитания толерантности, правовой грамотности. Коммуникативные, информационные компетенции; компетенции личностного самосовершенствования и самопознания Технология здорового Физкультминутки, хоровое Личностные компетенции: гармоничнопение поведенческие, раскрепощенного эмоциональные развития детей в учебнопознавательном процессе (В.Ф. Базарный) ФизкультурноУроки физической Личностные компетенции, оздорвительные культуры, физкультминутки, направленные на физическое технологии: внеклассные мероприятия, развитие «Ритмическая мозаика» закаливание А.И. Бурениной, «Детская аэробика» С.В. Колесниковой Экологические Кружки, внеклассные Исследовательские технологии: мероприятия компетенции цветотерапия, флорадизайн Технология звуковой Музыкальные занятия Здоровьесберегающие психорегуляции компетенции дыхания М.Л. Лазарева Методика игрового Кружки, внеклассные Личностные компетенции, обучения С.С. и Е.С. мероприятия направленные на физическое Железновых развитие Массаж биологически Занятия в группах Личностные компетенции, активных зон по А.А. направленные на физическое Уманской развитие и повышение сопротивляемости организма 3 Пальчиковые игры Арт-технологии Уроки физической культуры, физкультминутки, внеклассные мероприятия Уроки ИЗО, музыки, технологии, внеклассные мероприятия Речевые и коммуникативные компетенции Личностные компетенции, направленные на развитие эмоционального восприятия Результатом освоения программы является наличие компетенций, как умений, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья. К таким компетенциям относятся понимание ценностей собственной жизни и жизни окружающих людей, способность контролировать свою деятельность, умение вовлекать эмоции в процесс деятельности, готовность и способность обучаться самостоятельно, способность к рефлексии, уверенность в себе, самоконтроль, адаптивность, исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья, умение проявлять настойчивость при соблюдении здорового образа жизни, отношение к правилам и нормам здорового образа жизни как указателям желательных способов поведения, способность принимать решения, способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих. Ценностно-смысловые компетенции по здоровьесберегающему направлению - это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами младшего школьника по отношению к собственному психическому, нравственному, духовному и физическому здоровью, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Данные компетенции предполагают наличие у младших школьников следующих универсальных учебных действий: • умения формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровьесбережению; • владения способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; • умений принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; • умения действовать на основе выбранных целевых и смысловых установок; • умение выбирать индивидуальную образовательную программу с учетом общих требований и норм. 4 Учебно-познавательные компетенции по определению А.В. Хуторского - это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В их число входят следующие универсальные учебные действия: • способности ставить цель и достигать ее, умение пояснять свою цель; • умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебнопознавательной деятельности; • умения ставить вопросы к наблюдаемым явлениям, отыскивать их причины, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблемы; • умения ставить и решать познавательные задачи по сохранению и укреплению собственного здоровья; • способность создавать условия для проведения здоровьесберегающих действий (закаливание, проветривание, подвижные и малоподвижные игры и т. д.). Коммуникативные компетенции - это знание необходимых языков, умения взаимодействовать с людьми, использовать навыки работы в парах и группах, владеть различными социальными. ролями в коллективе. Уже к окончанию начальной школы ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заполнить анкету, написать заявление, задать вопрос, вести диалог и участвовать в дискуссии, выступать с докладом, защищать проект и т. д. Поэтому важно сформировать у младшего школьника следующие универсальные учебные действия: • умение взаимодействовать с окружающими людьми и анализировать происходящие события; • умения задать вопрос, корректно вести диалог; • владение разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо; • умение работать в коллективе; • умения искать и находить компромиссы; • умение развивать положительные навыки общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе, основанных на знании истории и традиций различных национальных общностей и социальных групп. Информационные компетенции - это умения при помощи телевизора, телефона, средств массовой информации, Интернета, видеозаписи самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и использовать ее. Информационные компетенции развивают навыки у младшего школьника, 5 которые относятся к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, в окружающем мире, формируя у обучающегося универсальные учебные действия: • владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, словарями, энциклопедиями, каталогами, Интернетом; • умения самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять ее; • способность ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; • умение осознанно воспринимать сообщения из средств массовой информации; • умение пользоваться информационными устройствами, такими, как компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, факс, принтер и др.; • умение использовать для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозаписи, электронную почту, Интернет. Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции - это знакомство с культурой своего народа и народов других стран, краеведением. Также сюда входит приобретение знаний по экологии, применение правил личной гигиены, формирование навыков здорового образа жизни, умение заботиться о собственном здоровье и личной безопасности, владение способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим или заболевшим, умение ухаживать за ребенком младшего возраста. У школьников формируются следующие универсальные действия: • понимание духовно-нравственных основ жизни человека и общечеловеческой культуры; • понимание культуры, традиций и обычаев своего народа; • формирование представления о родном крае, его природе, занятиях людей и т. д.; • владение опытом ориентации и экологической деятельности в природной среде; • владение эффективными способами организации своего свободного времени; • умение применять правила поведения в экстремальных ситуациях; • умение позитивно относиться к своему здоровью; • владение способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; • умения применять правила личной гигиены, заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; 6 • владение навыками оказания первой медицинской помощи; • владение элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения; • умение использовать многообразие двигательного опыта в массовых видах соревновательной деятельности и организации активного отдыха и досуга; • умение подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств. В уставе Всемирной организации здравоохранения под здоровьем понимают полное физическое, психическое и социальное благополучие. Начальное общее образование обеспечивает формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в процессах проведения урочной, внеурочной и внешкольной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Большое внимание уделяется построению и реализации здоровьесберегающего, безопасного для здоровья ребенка учебного процесса. Преподаватель начальных классов организует просветительскую работу с учащимися и их родителями. В своей педагогической деятельности учитель формирует положительную мотивацию младших школьников к усвоению знаний и представлений о здоровом и безопасном образе жизни и гигиенических основах физического воспитания. Необходимо учитывать, что ребенок, изучая себя и особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать здоровый образ жизни. Методика работы строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование, исследовательскую деятельность, поисковую активность младших школьников. Содержание курса Тема 1. Дружи с водой. Советы доктора Вода. Друзья - Вода и Мыло (2 часа) Тема 2. Забота о глазах. Глаза – главные помощники человека (1 час) Тема 3. Уход за ушами. Чтобы уши слышали (1 час) Тема 4. Уход за зубами. Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой (3 часа) Тема 5. Уход за руками и ногами. «Рабочие инструменты человека» (1 час) Тема 6. Забота о коже. Зачем человеку кожа. Надежная защита организма. Если кожа повреждена (3 часа) 7 Тема 7. Как следует питаться. Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи (2 часа) Тема 8. Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство (1 час) Тема 9. Настроение в школе. Как настроение? (1 час) Тема 10. Настроение после школы. Я пришел из школы (1 час) Тема 11. Поведение в школе. Я – ученик (2 часа) Тема 11. Вредные привычки. Вредные привычки (2 часа) Тема 12. Мышцы, кости и суставы. Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина! (2 часа) Тема 13. Как закаляться. Обтирание и обливание. Если хочешь быть здоров (1 час) Тема 14. Почему мы болеем. Причины болезни. Признаки болезни. Как здоровье? (3 часа) Тема 15. Кто и как предохраняет нас от болезней. Как организм помогает себе сам. Здоровый образ жизни (2 часа) Тема 16. Кто нас лечит. Какие врачи нас лечат (1 час) Тема 17. Народные игры. Народные игры (1 час) Тема 18. Подвижные игры. Подвижные игры (2 часа) Тема 19. Обобщение. Доктора природы (обобщение) (2 часа) Тематическое планирование № Тема урока п/п 1 Советы доктора Вода 2 Друзья Вода и мыло Количество часов Форма организации учебных занятий Дружи с водой (2ч) 1 Занимательная беседа, оздоровительные минутки, практические игры 1 Занимательная беседа, оздоровительные минутки, практические игры Основные виды учебной деятельности Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность. Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность, 8 познавательная деятельность. 3 Глаза – главные помощники человека 4 Чтобы уши слышали Забота о глазах (1ч) 1 Занимательная беседа, оздоровительные минутки, практические игры Уход за ушами (1ч) 1 Занимательная беседа, оздоровительные минутки, практические игры Уход за зубами (3ч) Занимательная 1 беседа, оздоровительные минутки, практические игры, презентация 5 Почему болят зубы 6 Чтобы зубы были здоровыми 1 Занимательная беседа, оздоровительная минутка, практические игры, презентация 7 Как сохранить улыбку красивой 1 Занимательная беседа, оздоровительная минутка, практические игры, презентация 8 «Рабочие инструменты человека» Уход за руками и ногами (1ч) Занимательная 1 беседа, оздоровительная минутка, Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная 9 практические игры, презентация Забота о коже (3ч) Занимательная 1 беседа, оздоровительная минутка, презентация 9 Зачем человеку кожа 10 Надежная защита организма 1 Занимательная беседа, оздоровительная минутка, презентация 11 Если кожа повреждена 1 Занимательная беседа, оздоровительная минутка, презентация 12 Питание – необходимое условие для жизни человека 13 Здоровая пища для всей семьи 14 Сон – лучшее лекарство Как следует питаться (2ч) Занимательная 1 беседа, оздоровительная минутка, презентация 1 Занимательная беседа, оздоровительная минутка, презентация Как сделать сон полезным (1ч) Занимательная 1 беседа, деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, 10 оздоровительная минутка, презентация 15 Как настроение? 16 Я пришел из школы 1718 Я - ученик 1920 Вредные привычки 21 Скелет – наша опора Настроение в школе (1ч) Занимательная 1 беседа, оздоровительная минутка, презентация Настроение после школы (1ч) Занимательная 1 беседа, оздоровительная минутка, презентация Поведение в школе (2ч) Занимательная 2 беседа, оздоровительная минутка, презентация, проект Вредные привычки (2ч) Занимательная 2 беседа, оздоровительная минутка, презентация, проект Мышцы, кости и суставы (2ч) Занимательная 1 беседа, оздоровительная минутка, презентация оздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. 11 22 23 24 25 26 27 Осанка – стройная спина! Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Как закаляться. Обтирание и обливание (1ч) Если хочешь быть Занимательная Досугово 1 здоров беседа, развлекательная оздоровительная деятельность, минутка, оздоровительная презентация деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Почему мы болеем (3ч) Причины болезни Занимательная Досугово 1 беседа, развлекательная оздоровительная деятельность, минутка, оздоровительная презентация деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Признаки болезни Занимательная Досугово 1 беседа, развлекательная оздоровительная деятельность, минутка, оздоровительная презентация деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Как здоровье? Занимательная Досугово 1 беседа, развлекательная оздоровительная деятельность, минутка, оздоровительная презентация деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Кто и как предохраняет нас от болезней (2ч) Как организм Занимательная Досугово 1 помогает себе сам беседа, развлекательная оздоровительная деятельность, минутка, оздоровительная презентация деятельность, игровая деятельность, 1 Занимательная беседа, оздоровительная минутка, презентация 12 28 Здоровый образ жизни 29 Какие врачи нас лечат 30 Русская игра «Городки» 3132 Подвижные игры 3334 1 Занимательная беседа, оздоровительная минутка, проект Кто нас лечит (1ч) Занимательная 1 беседа, оздоровительная минутка, презентация Народные игры (1ч) Оздоровительная 1 минутка, практическая игра Подвижные игры (2ч) Оздоровительная 2 минутка, практические игры Доктора природы (обобщение) 2 Итого: 34 Обобщение Викторина, конкурс, оздоровительная минутка, практические игры познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, спортивнооздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, спортивнооздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. Досугово развлекательная деятельность, оздоровительная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность. 13