Рабочая программа курса Занимательная грамматика 4 класс

Содержание курса
Тема 1. Занимательное словообразование (19 часов)
Сказочное царство слов. Путешествие в страну Слов. Чудесные превращения слов. В
гостях у слов - родственников. Добрые слова. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
Новые слова в русском языке. Встреча с зарубежными друзьями. Синонимы в русском
языке. Слова - антонимы. Слова - омонимы. Крылатые слова. В королевстве ошибок. В
стране Сочинителей. Искусство красноречия. Трудные слова. Анаграммы и метаграммы.
Шарады и логогрифы. Шарады и логогрифы. Занимательное словообразование.
Тема 2. Занимательная лингвистика (15 часов)
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Что такое орфоэпия? Что такое фонография или звукозапись? Звуки не буквы!
Звучащая строка.
Лексикология (8 часов)
Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. В царстве смыслов
много дорог. Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова. Понятие
«этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными
этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Особенность синонимического ряда слов. Как возникают названия.

Тематическое планирование «Занимательная грамматика» 4 класс
№
п/п

1

2

Тема урока

Коли Форма
Основные виды учебной
честв организации
деятельности
о
учебных занятий
часов
Занимательное словообразование (19 часов)
Сказочное царство
1
Беседа. Конкурс
Слушание объяснений
слов
на знание
учителя.
пословиц и
Слушание и анализ
поговорок .
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала. Просмотр
учебных фильмов.
Путешествие в страну 1
Игра «СловаСлушание объяснений
Слов
братья».
учителя.
Составление
Слушание и анализ
тематического
выступлений своих
словаря о грибах. товарищей. Анализ
Игра «Эстафета». проблемных ситуаций.
Разгадывание
Просмотр учебных фильмов.
загадок. Игра
Объяснение наблюдаемых
«Найди лишнее
явлений.
слово»

2

3

Чудесные
превращения слов

1

Игра «Найди
заблудившуюся
букву». Игра
«Грустные
превращения».
Шарады.

4

В гостях у словродственников

1

практическое
занятие

5

Добрые слова.

1

Беседа
Игра «Умеете ли
вы здороваться?»

6

Экскурсия в прошлое.

1

практическое
занятие

7

Новые слова в
русском языке.

1

Беседа
Игра «Угадайка».

8

Встреча
с зарубежными
друзьями.

1

Беседа.
Игра «Шесть и
шесть».

9

Синонимы в русском
языке.

1

Беседа.
Практическая
занятие

10

Слова- антонимы.

1

Беседа.
Практическая
работа.
Игра «Подбери
нужные слова».

11

Слова- омонимы

1

Беседа.
Практическая
работа.
3

Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей.
Работа с раздаточным
материалом.
Анализ графиков, таблиц,
схем.
Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей.
Построение гипотезы на
основе анализа имеющихся
данных. Объяснение
наблюдаемых явлений
Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей.
Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей.
Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений. Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей.
Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей
Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых

явлений. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей

12

Крылатые слова.

1

Беседа.
Практическая
работа.

13

В королевстве ошибок

1

Игра «Исправь
ошибки». Игра «
Произноси
правильно».
Инсценировка П.
Реброва «Кто
прав?».

14

В стране
Сочинителей.

1

Беседа.
Сочинение

15

Искусство
красноречия.

1

Беседа.
Практическая
работа.

16

Трудные слова.

1

Беседа.
Практическая
работа.

17

Анаграммы и
метаграммы.

1

Беседа.
Практическая
работа.

4

Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей
Работа с раздаточным
материалом.
Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей
Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала.
Сочинение собственных
загадок по заданным рифмам.
Сочинение сказок о дружбе, о
добре и зле .
Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала
Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала
Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей

18

Шарады и логогрифы.

1

19

Занимательное
словообразование

1

Беседа.
Практическая
работа.
Дидактическая
игра

Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала

Игры на
превращения
слов: «Буква
заблудилась»,
«Замена буквы»,
«Какое слово
задумано?».
Шарады.
Занимательная лингвистика (15 часов)
Фонетика и орфоэпия (7 часов)

20

Что такое орфоэпия?

1

Беседа.
Практическая
работа

21

Что такое фонография
или звукозапись?

1

Беседа.

22

Звуки не буквы!

1

Беседа.

23

Звучащая строка.

1

Беседа.
Практическая
работа

24

Банты и шарфы.

1

Беседа.
Практическая
работа

5

Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений.
Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала. Просмотр
учебных фильмов.
Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала. Просмотр
учебных фильмов.
Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала.
Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала.

25

«Пигмалион» учит
орфоэпии.

1

Беседа.
Практическое
занятие

26

Кис- кис! Мяу!, или
Кое- что о
звукоподражаниях.

1

Беседа.
Практическое
занятие

Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала.
Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала.

Лексикология (8 часов)
27

Имена вещей.

1

Беседа.
Практическое
занятие

28

О словарях
энциклопедических и
лингвистических.

1

Беседа.
Практическая
работа

29

В царстве смыслов
много дорог.

1

Беседа.
Практическая
работа

Слушание объяснений
учителя. Работа с литературой.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений.

30

Как и почему
появляются новые
слова?

1

Беседа.
Практическая
работа

Слушание объяснений
учителя. Работа с литературой.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений.

31

Многозначность
слова.

1

Беседа.
Практическая
работа

Слушание объяснений
учителя. Работа с литературой.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений.

6

Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей. Систематизация
учебного материала.
Работа с литературой. Отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений.
Слушание объяснений
учителя. Работа с литературой.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений.

32

«Откуда катится
каракатица?» О
словарях, которые
рассказывают об
истории слов.

1

Беседа.
Практическая
работа

33

Об одном и том же разными словами.

1

Беседа.
Практическая
работа

34

Как возникают
названия.

1

Беседа.
Практическая
работа

Итого

34

7

Слушание объяснений
учителя. Работа с литературой.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений
Слушание объяснений
учителя. Работа с литературой.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений
Слушание объяснений
учителя. Работа с литературой.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
Объяснение наблюдаемых
явлений


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».