Рабочая программа курса Авторская песня 5-11 класс

состоящий из лучших собственных сочинений и песен известных авторовисполнителей.
Результатом обучения в кружке должно стать: знание ребенком
жанровых особенностей бардовской песни, творчества известных авторов и
исполнителей; умение самостоятельно выбрать и разучить песню, выступить
в концерте или конкурсе. Ребята будут знать:
 необходимые общие музыкальные понятия: ритм, мелодия, виды
аккомпанемента,
 произведения и особенности творчества лучших представителей
авторской песни,
будут уметь:
 соблюдать ритм в исполнении,
 чисто петь,
 сочинять собственные песни,
 исполнять песни на концертах,
а также:
 разовьют музыкальный слух, чувство ритма,
 расширят свой кругозор;
 найдут единомышленников;
 реализуются
в концертной или смежной организационной
деятельности;
 накопят исполнительский песенный репертуар,
 улучшат свой эстетический вкус.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. (1 час)
РАЗДЕЛ 1.
«История становления и развития авторской песни».
Тема 1. (2 часа)
Авторская песня, как особый вид духовных отношений в музыкальноэстетическом воспитании.
Тема 2. (2 часа)
Истоки авторской песни.
Барды в истории нашей страны: гусляры, лирики, былинный певец- сказатель
Садко, «Слово о полку Игореве». Единство слова и музыки. Виды авторских
песен: русская лирическая песня, городская песенная лирика (В.
2

Трутовский), романс (О. Куловский, А. Алябьев), революционные песни (К.
Рылеев, А. Бестужев).
Расцвет авторской песни, как жанр массовой культуры 20 века.
«Последнее письмо» (А. Вертинский), «Пока не выгорел дотла» (В.
Туриянский).
Тема 3. (2 часа)
История становления и развития авторской песни.
Расцвет современной авторской песни.
Влияние событий конца 1950-х начало 60-х годов на творческий подъём
среди деятелей искусств.
Первые барды – исполнители: А. Якушева, Ю. Визбор «Милая моя», Б.
Окуджава. Тематика бардов 1960-х В. Берковский «Свежий ветер», А. Круп
«Сто дорог».
Тема 4. (2 часа)
Особенности жанра авторской песни: мелодичность языка, опевание тона,
включение речитатива и декламации.
Отличительные особенности бардовской песни: правдивость, открытость,
высота нравственных критериев.
Понятие авторской песни (В. Высоцкий)
Широта тематического диапазона: единство текста, музыки и сценической
зримости образов. Ю. Визбор «Милая моя».
Тема 5. (2 часа)
Авторская песня. Слёты и фестивали.
Движение любителей самодеятельной песни.
Гимн клубов любителей песен Б.Окуджава «Союз друзей».
Его основная идея: дружба, единство, братство.
Фестивали авторской песни. (Тушинские фестивали). Р. Ченборисова «Люди
идут по свету», А. Городницкий «Атланты».
Тема 6. (2 часа)
«Они были первыми…»
Авторская песня Б. Окуджавы.
Основоположение движения авторской песни: жизнь, символы и творчество.
Мастер лирики Б. Окуджава «Нам нужна одна победа», «Пожелание», «Союз
друзей».

3

Авторская песня В. Высоцкого: поэта, композитора и актёра. Жизнь и
творчество. Основные идеи песен: «Если друг оказался вдруг», «На братских
могилах», «Прощание с горами».
Ю. Визбор – защитник жанра студенческой и туристической песни.
Творческий портрет. Ю. Визбор как личность. Патриотизм и любовь к
Родине, основные идеи творчества Ю. Визбора.
Александр Галич – один из классиков жанра авторской песни: жизнь,
творчество и трагический конец. Главная идея – борьба со злом по средствам
сатиры, юмора, протеста, иронии и сарказма.
В. Высоцкий – продолжатель тем и образов, созданных А. Галичем
«Литераторские мостики», «Ошибка».
Тема 7. (2 часа)
Авторская песня В.Высоцкого.
В.Высоцкий «Если друг оказался вдруг», «Он не вернулся из боя»,
«Канатаходец», «Прощание с горами».
Тема 8. (2 часа)
Авторская песня Ю.Визбора и А.Галича.
Ю.Визбор «Кострома», «Мама, я хочу домой», «Россия».
А.Галич «Литераторские мостики», «Ошибка», «Старательский вальсок».
РАЗДЕЛ 2.
«Семь цветов радуги: тематический спектр бардовской песни».
Тема 9. (5 часов)
Красный цвет авторской песни.
Введение: семь цветов радуги – семь переживаний, чувств.
Понятие индивидуальной цветовой ассоциации.
Тематика авторской песни красного цвета – героизм, гражданственность и
средство их выражения. Ю. Визбор «Вот это для мужчин», «Серёга Санин»,
А. Городницкий «Атланты».
Тема 10. (5 часов)
Зелёный цвет авторской песни.
Единство человека – природы – любви.
Зелёный цвет в радуге: чувство любви к природе, её красота. Волшебные
образы природы в бардовской песне: песни – картины, песни – раздумья,
разговор человека с природой. Элементы романтики в «зелёных песнях»
4

бардов. А. Городницкий «Паруса Крузенштерна», С. Крылов «Зимняя
сказка», Н. Матвеева «Реченька», А. Якушева «В речке маленькой».
Тема 11. (5 часов)
Чистое голубое небо и прозрачная голубизна чувств в песнях барда.
Понятие голубого цвета радуги: прозрачности любви, средства её выражения
в бардовской песне. Мотивы появления песен о любви. Выход в свет
сборников: В. Высоцкий «Я поля влюблённым постелю…», Б. Окуджава «Её
величество – женщина». Высокая духовность песен о любви: уважение,
восхищение, нежность, благородство. Ю. Визбор «Ты у меня одна».
Тема 12. (5 часов)
Свет, мечта, солнце – это жёлтый цвет авторской песни.
Понятие мечты, фантазии, стремление к новому, к неизвестному; романтика
странствий в «жёлтых» песнях бардов.
В. Смиренский «Песенка про Александра Грина», Н. Матвеева «Страна
Дельфинария», М. Трегер «Песенка Битт-Боя».
Тема 13. (5 часов)
«Фиолетовые» песни бардов.
«… искать ровесников следы.
… на четверть века старше нас».
Великая Отечественная война: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Главные идеи песен: мужество воинов, героизм тыла, блокада Ленинграда.
Трагизм войны и радость победы. Понятие фиолетового цвета радуги:
печаль, скорбь, утрата. Средства выражения в музыке. Афганистан и Чечня:
проклятие войне – злу, светлая надежда на будущее.
О. Митяев «Октябрь», Б. Окуджава «До свидания, мальчики», А. Круп
«Ровесников следы».
Тема 14. (5 часов)
«Синие набегают слёзы горькие». (Матвеева Н.)
Понятие синего цвета в радуге: воспоминание, чувство тоски об ушедшем, о
прошлом.
Песни – воспоминания, песни – память: их особенности, средства выражения
чувств.
Вихорев В. «Обелиск, Ладога», «На фронт трамвай уходил»,
Туриянский В. «когда вечернею порой»,
5

Швангин – Березовский Г. «Пройдёт ещё, наверно, много лет».
Тема 15. (5 часов)
«Оранжевые» песни в творчестве бардов.
Понятие оранжевого цвета в радуге: сила, добро, щедрость и свобода
человека.
Особенности: способность человека шутить над собой, юмористичность
раскрытия тем. Васильев Г. «Вечный думатель», Высоцкий В. «Песенка про
жирафа», Визбор Ю. «Передовики», Ким Ю. «Рыба – кит».
РАЗДЕЛ 3.
«Индивидуальная и познавательно-экскурсионная работа»
Тема 16. (7 часов)
Индивидуальная работа с солистами и со слабоинтонирующими детьми.
Тема 17. (3 часов)
Участие в вокальных конкурсах различного уровня.
Тема 18. (2 часа)
Встречи с участниками боевых действий, авторами-исполнителями.
Тема 19. (2 часа)
Посещение концертных фестивалей.
Тема 20. (2 часа)
Контрольный урок – концерт.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Теор.
занятия Практ.

Итого

занятия

1.
2.
3.
6

РАЗДЕЛ 1.
«История становления и развития авторской песни» (18 часов)
Вводное занятие. Знакомство с жанром
3
3
авторской песни.
Истоки авторской песни
2
0
2
История становления и развития авторской
2
0
2
песни

4.
5.
6.

Особенности жанра авторской песни
Авторская песня. Слёты и фестивали
Они были первыми. Авторская песня
Б.Окуджавы

1
1
1

1
1
1

2
2
2

7.

Авторская песня В.Высоцкого.

1

1

2

8.

Авторская песня Ю.Визбора и А.Галича.

1

1

2

9.

Урок-концерт

1

1

РАЗДЕЛ 2.
«Семь цветов радуги: тематический спектр бардовской песни» (36 часов)
10. «Красный цвет» в авторской песне.
1
4
5
11. «Зелёный цвет» бардовской песни.
1
4
5
Прозрачность чистоты чувств в «голубых»
песнях бардов
Свет, мечта, солнце – «жёлтый» цвет в
бардовской песне
«Искать ровесников следы на четверть века
старше нас» (фиолетовый и синий цвета).

1

4

5

1

4

5

1

4

5

14.

«Синие набегают слёзы горькие». (Матвеева
Н.)

1

4

5

15.

«Оранжевая» песня в творчестве бардов

1

4

5

16.

Урок-концерт

1

1

12.
13.

РАЗДЕЛ 3.
«Индивидуальная и познавательно-экскурсионная работа» (14 часов)
17. Индивидуальная работа с солистами и
7
7
слабоинтонирующими детьми.
18. Участие в районном конкурсе бардовской
3
3
песни
19. Встречи с участниками военных действий в
2
2
Афганистане,авторами-исполнителями:
Г.Кунявским,
С.
Серебровым,
Ю.
Берсеневым.
20. Посещение Фестивалей бардовской песни
2
2
17
49
68
ИТОГО:

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».