фондом); - составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; -пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные учебные умения: - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; -соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. Ученик получит возможность научиться: — составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам; — различать виды и типы книг; — писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом; — знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат; — пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке; — писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу; — пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе; — составлять каталожную карточку на прочитанную книгу; — задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках; —выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры; — собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.); — работать с детскими газетами и журналами. Результаты реализации программы – формирование младшего школьника как сознательного читателя. Формы представления результатов: конкурсы чтецов, олимпиады, проектные работы, портфолио достижений. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «В МИРЕ КНИГИ» 3 КЛАСС № п/п Раздел 1 Страницы старины седой 2 Кол- Содержание во часов Былины, былинщики. 6 Формы внеурочной деятельности Былинные Библиотечный урок – богатыри. «Былина о Святогоре»в экскурсия. стихотворной форме и прозаической форме. История книги. Рукописные книги. Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. 2 Крупицы народной мудрости 3 Мифы народов 5 мира 4 Русские писателисказочники 5 «Книги, книги, 7 книги…» 6 Книги о детях и 8 для детей 7 Словари, справочники, энциклопедии 3 6 8 6 Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». Сборники произведений фольклора. Героические песни о Родине. Песняслава «Русская земля». Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море». Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок. П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Библиографические справочники. Сбор информации о героях России и оформление собранных материалов. Проект «Русь великая в пословицах и поговорках», оформление рукописной книги. Работа с системным каталогом. Конкурскроссворд. Час читателя. Поисковая деятельность. Библиографические справки о писателяхсказочниках (проектная деятельность). Храм книги. Библиотека. Первые Библиотечный урок. библиотеки. Правила пользования Экскурсия в детскую библиотекой. библиотеку, работа в Книга. Элементы книги. Справочный группах (проект). аппарат. Классификация книгпо структуре, изданиям, авторам. Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника. Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов». Дети — герои книг Н. Гарина- Поиск книг по Михайловского, К. Станюковича, каталогу, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. составлениесписка. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Конкурс-кроссворд. Фантастика и приключения. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова. «Хранители слов» — словари: Игровая орфографический, толковый, словарь деятельность. синонимов, этимологический. Конкурсы, Выставка словарей. составление вопросов Справочники и энциклопедии. и нахождение ответов Детская энциклопедия «Что такое? в книгахКто такой?». справочниках. 8 Родные поэты 9 Писатели о 6 писателях. Очерки и воспоминания 10 Мир книг 8 Итоговый урок Итого 1 68 7 Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Стихи о Родине А.С. Пушкина ,М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях. Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов». Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове». Типы и виды книг. Книги о животных. Э. СетонТомпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «В гостях у СетонТомпсона». Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита». Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы. Чтение и слушание стихотворений. Конкурс чтецов Чтение, выбор информации, Творческая работа: очерк. Поисковая работа в библиотеке. Игровая деятельность. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1-2 3-4 5 6 7 8-9 Тема занятия Формы внеурочной деятельности Страницы старины седой (6ч.) Былины, былинщики. Библиотечный урок – экскурсия. Былинные богатыри. Книги- Чтение и рассматривание книг. сборники. Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси. Библия. Библейские предания. Творческая работа: история книги. Крупицы народной мудрости (6ч.) Героические песни о героях Сбор информации о героях России и России. Песня-слава. оформление собранных материалов. Книга-сборник С. Алексеева Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, «Рассказы о Суворове и объяснение скрытого смысла, оформление русских солдатах». рукописной книги Русь великая в Справочный материал об 4 Количество часов 2 2 1 1 1 2 1011 12 1314 1517 1820 2122 2325 2627 28 2930 3132 3335 3638 3940 А.В. Суворове. пословицах и поговорках». Русь великая в произведениях фольклора. День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России. Мифы народов мира (5 ч.) Мифы народов мира. Книги- Работа с системным каталогом. Конкурссборники. кроссворд «Мифологические герои». Мифологические герои. Русские писатели-сказочники (8 ч.) Мир сказок: сказки народные Час читателя. Поиск: исторические корни и авторские. литературных (авторских) произведений. Библиографические справки о писателяхКниги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказочниках (проектная деятельность). сказок П. Ершова «КонёкГорбунок». Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. «Книги, книги, книги…» (7ч.) Библиографический Библиотечный урок. справочник: справки о Экскурсия в детскую библиотеку (работа в писателях-сказочниках. группах). Энциклопедии и книгиПроект «Русские баснописцы»: сбор справочники. материала, чтение басен, Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку. Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги. Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы». Книги о детях и для детей (8 ч.) Дети — герои книг Поиск книг по каталогу, составление списка. писателей XIX века. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты». Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др. Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник 5 2 1 2 3 3 2 3 2 1 2 2 3 3 2 4142 4344 4546 4749 5051 5253 5455 56 57 5859 6062 6365 6667 68 писателей-классиков. Словари, справочники, энциклопедии (6ч.) «Хранители слов» — Игра-конкурс «Объясни слово». словари. Выставка словарей. Игра «100 вопросов Почемучек»: Игра-конкурс «Объясни составление вопросов и нахождение ответов слово». в книгах-справочниках. Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия. Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой. Родные поэты (7 ч.) Книги-сборники поэтов о Чтение и слушание стихотворений. Конкурс Родине и родной природе. чтецов «Стихи о Родине». Структура книги. Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина ,М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др. Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе». Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (6ч.) Очерки и воспоминания. Чтение, выбор информации, определение Писатели о писателях. С. жанра и темы. Михалков «Слово о Творческая работа: очерк о своём городе, о Крылове» своём классе, о любимой книге. К. Чуковский «Николай Алексеевич Некрасов». Встреча с корреспондентом местной газеты. Творческая работа: очерк о своей школе, о своём селе или о любимой книге. Мир книг (8 ч.) Э. Сетон-Томпсона «ГероиПоисковая работа в библиотеке. животные». Очерк Литературная игра «Тайны учебной книги». В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона». Детские газеты и журналы. Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации. Итоговый урок 6 2 2 2 3 2 2 2 1 1 2 3 3 2 1