Рабочая программа курса ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП 9 класс

и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде.
- понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в
решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
- представление о современной географической научной картине мира и владение
основами
научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых
понятий);
- умение работать с разными источниками географической информации;
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды,
их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их
последствия;
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды
как сферы жизнедеятельности.

2. Содержание курса «Географический калейдоскоп»
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Путешественники,
совершившие открытия материков Земли и уникальных природных объектов. Ф.Магеллан,
Дж. Кук, В. Да Гама, Д. Ливингстон, Х. Колумб, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.Лазарев и др.
Исследователи внутренних территорий – А.Никитин, П.П. Семенов-Тянь -Шанский и др.
Источники географической информации.
Виды географических карт по содержанию, по охвату территории, по масштабу. Работа с
различными видами географических карт (топографическими, общегеографическими,
синоптическими). Определение координат объектов. Масштаб.
Планета Земля.
Размеры, форма, строение Земли. Оболочки Земли. Признаки географических объектов и
явлений. Крупные формы рельефа.
Природа Земли и человек.
Орбитальное и осевое движение Земли, его следствия, влияние на человека. Влияние спутника
Земли – Луны на природу Земли и человека. Часовые пояса. Географические явления и
процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности
человека.
Географическое положение России.
Границы России. Взгляд сквозь века. Географическое положение и современные границы
России. Россия на карте мира. Преимущества и недостатки физико-географического
положения России. Политико-государственное устройство России. Крайние точки России.
Крайняя северная точка России. Природа на мысе Флигели и на мысе Челюскин. Крайняя
южная точка России. Физико-географические условия горы Базардюзю. Крайняя западная
точка России. Физико-географические условия на Балтийской песчаной косе Гданьского
залива Балтийского моря. Крайняя восточная точка России. Природа мыса Дежнева и острова
Ратманова. Моря, омывающие Россию, их физико-географическая характеристика и ресурсы.
Часовые пояса России.
Природопользование и экология.
Природные ресурсы Земли: классификация природных ресурсов, особенности их образования
и география распространения различных видов природных ресурсов. Последствия
использования природных ресурсов человеком. Экологические проблемы.
Природа России.
2

Особенности рельефа России. Россия – страна великих равнин. Восточно-Европейская
равнина. Самая плоская и низкая – Западно-Сибирская низменность.
Горное обрамление России. Кавказ. Урал. Горы юга Сибири и Дальнего Востока.
Догеологический этап развития планеты. Гипотезы возникновения Земли как планеты.
Минеральные ресурсы России.
Климат и климатические ресурсы России. «Солнечная печка», океанские кондиционеры,
горные стены в России. Разнообразные климаты России. Ледяное дыхание Арктики. Муссоны
Дальнего Востока.
Полюсы холода, жары, ветреной и дождливой погоды. Климат гор. Самые дождливые и
самые засушливые районы. Штили и ураганы в России.
Внутренние воды России в фольклоре. Былины Садко. Стихи и песни о России. Роль воды в
жизни человека. Водные ресурсы России.
Откуда и куда текут реки в России. Реки России. Озера и водохранилища России. Интересные
и знаменитые озёра России. Для чего строят водохранилища.
Болота и подземные воды. Распространение болот. Торф и его использование. «Подземные
архитекторы». Горячие источники. Лечебные воды. Снежный покров и ледники России.
Горный снег. Снежные лавины. Ледники. Подземные льды.
Природные зоны России. Полярные и ледяные пустыни. Пустынный ландшафт. Царство
тундр. «Северные узоры». Почвы и растительность тундр. «Челнок тундры» – северный
олень.
Леса России – самые большие в мире. Темнохвойные леса. Светлохвойные леса.
Мелколиственные леса. Широколиственные леса.
Российские степи. Степи России. Заповедные степи. Пустыни и полупустыни. «Царство
полыни». Солончаки. Субтропики. Культурные ландшафты субтропиков.
Красная книга России. «Исчезнувшие навсегда». Эндемики России. «Новосёлы» России.
Заповедные земли.
Население России.
Как изменяется численность населения России. История в зеркале демографии.
Демографические катастрофы. Миграции. Депортации.
Где живут в России. Основная полоса расселения. Горожане и сельчане. Урбанизация.
Крупнейшие города России и города-миллионеры.
От первобытных племён до современных народов. От Руси к России. Как классифицируют
народы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география освоения, плотность
населения. Языковые семьи народов России. Урбанизация населения. Занятия населения.
Природа и хозяйство регионов России.
Восточно-Европейская равнина. Особенности экономики Центральной России. Москва –
столица России. Население и хозяйство Поволжья.
Природа, население и хозяйство Европейского Севера. Санкт-Петербург – «вторая столица»
России. Города на старых водных торговых путях.
Кавказ – самые высокие горы России. Население и хозяйство Европейского Юга. Крым.
Своеобразие природы Урала. Население и хозяйство Урала.
Западно-Сибирская равнина: особенности природы. Экономика Западной Сибири.
Восточная Сибирь: величие и суровость природы, население и хозяйство.
Дальний Восток – край контрастов.
Особо охраняемые природные территории России.
Уникальные природные объекты России. Памятники природы. Природно-хозяйственные зоны
и районы России. Заповедники России, их особенности. Специализация ООПТ.
Архитектурные памятники в России. Природные парки и заказники.

Тематическое планирование 9 класс

3

№
уро
ка

Коли
чест
во
часов

Тема занятия

Выдающиеся географические
исследования, открытия и
путешествия
Открытия: кругосветное
путешествие
1
Ф.Магеллана, Дж. Кук
Открытия В. да Гама, Д.
Ливингстона. Открытие
Америки: Х. Колумб.
2
Открытия полярных
широт Ф.Ф.
Беллинсгаузен и
М.П.Лазарев
Исследователи
внутренних
территорий
3
А.Никитин «Хождение за
три моря», П.П. СеменовТянь-Шанский
Источники географической
информации
Виды географических
4
карт
5
6
7

Определение координат
объектов
Определение координат
объектов
Определение координат
объектов
Определение масштаба

8

10

11

Материки
особенности

12

Строение земли
оболочки (состав)

9

и

беседа
1
беседа

1

беседа
1

Слушание объяснений учителя.
Систематизация
учебного
материала. Просмотр учебных
фильмов.
Слушание объяснений учителя.
Систематизация
учебного
материала. Просмотр учебных
фильмов.

Слушание объяснений учителя.
Систематизация
учебного
материала. Просмотр учебных
фильмов.

6
1
1
1
1

1

практическое Работа с картами. Работа с
занятие
раздаточным материалом.
Анализ карты.
практическое Выполнение работ практикума.
занятие
Анализ карты.
практическое Выполнение работ практикума.
занятие
Анализ карты.
практическое Выполнение работ практикума.
занятие
Анализ карты.
интегрирован Моделирование
и
ный
конструирование.
Объяснение
наблюдаемых явлений.
практическое Работа
с
раздаточным
занятие
материалом. Анализ карт.

5
1

теоретическо
е занятие

1

теоретическо
е занятие

1

теоретическо
е занятие

их
и

Основные виды
учебной деятельности

3

1
Работа
с
топографическими
картами
планами
местности
Планета Земля
Материки
и
их
особенности

Форма
организации
учебных
занятий

ее

Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций.
Просмотр учебных фильмов.
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций.
Просмотр учебных фильмов.
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций.
Просмотр учебных фильмов.
4

13

Размеры
материков

земли

и

беседа
1

Крупные формы рельефа

беседа

14

1

Природа Земли и человек
Орбитальное и осевое
движение
Земли,
его
следствия, влияние на
15
человека

4

16

Влияние спутника Земли –
Луны на природу Земли и
человека
Часовые пояса

17
Географические явления и
процессы в геосферах,
18
взаимосвязь между ними,
их изменение в результате
деятельности человека
Географическое положение
России
Границы России. Взгляд
19
сквозь века.
Географическое
положение и современные
20
границы России. Россия на
карте мира.
Политико21 государственное
устройство России.
Крайние точки России:
22 северная, южная,
западная, восточная.
Моря,
омывающие
Россию,
их
физико23 географическая
характеристика и ресурсы.
24

Часовые пояса России.
Природопользование и
экология

теоретическо
е занятие
1

1

теоретическо
е занятие

1

теоретическо
е занятие
семинар

Слушание объяснений учителя.
Систематизация
учебного
материала.
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих товарищей. Выполнение
заданий
по
разграничению
понятий.
Систематизация
учебного материала.
Построение гипотезы на основе
анализа имеющихся данных.
Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и сравнение
материала
по
нескольким
источникам.
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций.
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций.
Просмотр учебных фильмов.
Слушание и анализ выступлений
своих товарищей.

1

6
1

1

практическое
занятие
теоретическо
е занятие

Работа
с
раздаточным
материалом.
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций.

практическое Работа
с
занятие
материалом.

раздаточным

1

практическое Работа
с
занятие
материалом.

раздаточным

1

беседа

1

1

Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих
товарищей.
Систематизация
учебного
материала.
практическое Работа
с
раздаточным
занятие
материалом.

5

5

25

26

27

28

29

30

31

Природные
ресурсы
Земли, их классификация
Особенности образования
природных ресурсов
География
размещения
природных ресурсов мира
Последствия
использования природных
ресурсов человеком

Экологические проблемы
при
использовании
природных
ресурсов
Природа России
Рельеф России. Формы
рельефа
и
их
геологический возраст
Анализ
геохронологической
таблицы возраста крупных
форм рельефа
Климатические
особенности территории
России

32

33

34

35

36

1

1

1

1

1

Особенности
рельефа
России. Россия – страна
великих равнин.

Горное
России.

обрамление

Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций.
Просмотр учебных фильмов.
практическое Работа
с
раздаточным
занятие
материалом.
Выполнение
фронтальных
лабораторных
работ.
теоретическо Слушание объяснений учителя.
е занятие
Анализ проблемных ситуаций.
Просмотр учебных фильмов.
семинар
Систематизация
учебного
материала. Работа с научнопопулярной литературой.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Написание рефератов и докладов.
круглый стол Работа с научно-популярной
литературой.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Написание рефератов и докладов.

17
1

теоретическо
е занятие
экскурсия

1

1

Особенности почв России
Природные
зоны,
особенности
органического мира

теоретическо
е занятие

1

1

1

1

Просмотр учебных фильмов.
Анализ проблемных ситуаций.
Объяснение
явлений.

наблюдаемых

практическое Построение гипотезы на основе
занятие
анализа имеющихся данных.
Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и сравнение
материала
по
нескольким
источникам. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей.
беседа
Слушание объяснений учителя.
беседа
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих
товарищей.
Систематизация
учебного
материала. Просмотр учебных
фильмов.
беседа
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих
товарищей.
Анализ
проблемных ситуаций. Просмотр
учебных фильмов. Объяснение
наблюдаемых явлений.
дискуссия
Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и сравнение
6

37

38

39

40

41

42

Догеологический
этап
развития
планеты.
Минеральные
ресурсы
России.
Климат и климатические
ресурсы
России.
«Солнечная
печка»,
океанские кондиционеры,
горные стены в России.
Полюсы холода, жары,
ветреной и дождливой
погоды.
Внутренние воды России в
фольклоре. Роль воды в
жизни человека. Водные
ресурсы России.
Откуда и куда текут реки в
России.
Озера
и
водохранилища России.
Болота и подземные воды.
Снежный
покров
и
ледники России.
Природные зоны России.
Полярные
и
ледяные
пустыни. Царство тундр.

43

44

45

48

1

беседа

1

1

1

1

1

Леса России –
большие в мире.

самые
1

Российские
степи.
Пустыни и полупустыни.
Субтропики.
Красная книга России.

46

47

1

1

1
Население России
Как
изменяется
численность
населения
России.

Где живут
Крупнейшие

в

России.
города

материала
по
нескольким
источникам. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей.
практическое Просмотр учебных фильмов.
занятие
Работа
с
раздаточным
материалом.
Анализ карт.
экскурсия
Построение гипотезы на основе
анализа имеющихся данных.
Объяснение
наблюдаемых
явлений.
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций.
Просмотр учебных фильмов.
практическое Выполнение работ практикума.
занятие
Анализ карт.
интегрирован Моделирование
и
ный
конструирование.
Объяснение
наблюдаемых явлений.
игровая
Работа
с
раздаточным
материалом. Анализ проблемных
ситуаций.
защита
Построение гипотезы на основе
проектов
анализа имеющихся данных.
Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и сравнение
материала
по
нескольким
источникам. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей.
теоретическо Слушание объяснений учителя.
е занятие
Анализ проблемных ситуаций.
Просмотр учебных фильмов.
теоретическо Слушание объяснений учителя.
е занятие
Анализ проблемных ситуаций.
Просмотр учебных фильмов.
семинар
Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и сравнение
материала
по
нескольким
источникам.

6

1

1

круглый стол Слушание объяснений учителя.
Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и сравнение
материала
по
нескольким
источникам. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей.
беседа
Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и сравнение
7

России
и
миллионеры.

49

города-

География
размещения
населения по территории
России,
плотность
населения. Урбанизация
Народы России

50

51

Виды религий
России

1

1

теоретическо
е занятие

1

теоретическо
е занятие

народов

Языковые семьи народов
России
52

57

58

семинар
1

Природа и хозяйство регионов
России
Восточно-Европейская
равнина.
Особенности
экономики Центральной
53
России. Москва – столица
России.
Население
и
хозяйство Поволжья.
Природа, население и
хозяйство Европейского
Севера. Санкт-Петербург –
54
«вторая столица» России.
Города на старых водных
торговых путях.
Кавказ – самые высокие
горы России. Население и
55 хозяйство Европейского
Юга. Крым.

56

материала
по
нескольким
источникам. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей.
практическое Выполнение работ практикума.
занятие
Анализ карт.

Своеобразие природы
Урала. Население и
хозяйство Урала.
Западно-Сибирская
равнина:
особенности
природы.
Экономика
Западной Сибири.
Восточная
Сибирь:
величие
и
суровость
природы, население и
хозяйство.

Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций.
Просмотр учебных фильмов.
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций.
Просмотр учебных фильмов.
Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и сравнение
материала
по
нескольким
источникам.
Написание
рефератов и докладов.

7
беседа

Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих
товарищей.
Систематизация
учебного
материала.

беседа

Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих
товарищей.
Систематизация
учебного
материала.

беседа

Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих
товарищей.
Систематизация
учебного
материала.
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих
товарищей.
Систематизация
учебного
материала.
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих
товарищей.
Систематизация
учебного
материала.
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих
товарищей.

1

1

1
беседа
1
беседа
1
беседа
1

8

Дальний Восток – край
контрастов.
59

1

Особо охраняемые природные
территории России
Уникальные природные
60 объекты
России.
Памятники природы.
Заповедники России и их
61 особенности.

62

63

беседа

Особо
охраняемые
территории
России.
Специализация ООПТ
Природно-хозяйственные
зоны и районы России.

7
1

1

1

1

Архитектурные памятники
в России
64

1

Природные
заказники

парки

и

65

66

1

Знакомство с различными
заказниками
и
заповедниками
(о.Врангеля,
Командорский з-к и др.)

1

Систематизация
учебного
материала.
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих товарищей. Выполнение
заданий
по
разграничению
понятий.
Систематизация
учебного материала.
практическое занятие

практическое Выполнение работ практикума.
занятие
Разработка новых вариантов
опыта.
практическое Выполнение работ практикума.
занятие
Разработка новых вариантов
опыта.
теоретическо Слушание объяснений учителя.
е занятие
Анализ проблемных ситуаций.
Просмотр учебных фильмов.
практическое Работа
с
раздаточным
занятие
материалом.
Выполнение
фронтальных
лабораторных
работ.
практическое Систематизация
учебного
занятие
материала. Работа с научнопопулярной литературой.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Написание рефератов и докладов.
семинар
Систематизация
учебного
материала. Работа с научнопопулярной литературой.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Написание рефератов и докладов.
круглый стол Работа с научно-популярной
литературой.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Написание рефератов и докладов.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».