задачи. 7.Пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты. 8.Планировать эксперимент, вести наблюдения, работать с литературой, оформлять исследовательский проект, готовить тезисы защиты проекта и защищать проект перед аудиторией. 2. Содержание учебного курса Раздел 1.Цитология 14час Значение биологии для медицины, сельского хозяйства, промышленности, для познания и охраны природы. Развитие биологии в СО. Клеточная теория. Современные методы исследования клетки. Достижения цитологии в СО. Клеточные мембраны. Транспорт веществ через мембрану. Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука. Мембранные органоиды клетки. Цитологические исследования на Урале. Лабораторная работа. Изучение строения растительной, животной и грибной клеток под микроскопом. Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Коммерческое использование ферментов в промышленности и медицине. Лабораторная работа. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетке. Генетическая роль нуклеиновых кислот. Матричные процессы в клетке. Неклеточные формы жизни. Вирусы. Вирус СПИДа. Современные исследования в области вирусологии на Урале. Лабораторная работа 1. Изучение строения растительной, животной и грибной клеток под микроскопом. Лабораторная работа 2. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука. Лабораторная работа 3. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетке. Раздел 2.Биология развития. 4 часа Митоз. Лабораторная работа . Наблюдение митоза в корешке лука под микроскопом. Амитоз. Нарушения митоза. Мейоз. Нарушения мейоза. Индивидуальное развитие. Лабораторная работа . Изучение строения гамет и гаметогенеза. Нарушения онтогенеза, профилактика заболеваний в СО. Лабораторная работа. Рассматривание микропрепаратов, характеризующих этапы эмбрионального развития. Лабораторная работа 4. Наблюдение митоза в корешке лука под микроскопом. Мейоз. Лабораторная работа 5. Изучение строения гамет и гаметогенеза. Лабораторная работа 6. Рассматривание микропрепаратов, характеризующих этапы эмбрионального развития. Раздел 3.Генетика. 16 часов Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Цитологическое обоснование моногибридного скрещивания, независимого наследования. Полное и неполное сцепление генов. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие неаллельных генов. Наследование групп крови. Методы изучения наследственности человека. Развитие генетики в СО. Генетика и медицина. Модификационная изменчивость. Влияние факторов среды на организм и здоровье населения СО. Практическая работа 1. «Составление родословных схем». Лабораторная работа 7. «Фенотипический портрет ребенка». Лабораторная работа 8. «Изучение модификационной изменчивости. 2 3. Тематическое планирование «Прикладная биология» 9 класс № п/п Тема урока Количе ство часов Форма организаци и учебных занятий Основные виды учебной деятельности 1 беседа Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Систематизация учебного материала. Просмотр учебных фильмов. 1 беседа 14 1 Цитология Значение биологии для медицины, сельского хозяйства, промышленности, для познания и охраны природы. 2 Развитие биологии в СО. 3 1 Клеточная теория. Современные методы исследования клетки. 4 Достижения цитологии в СО. 1 5 Клеточные мембраны. Транспорт веществ через мембрану 1 6 Лабораторная работа 1. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука. 1 7 Мембранные органоиды клетки. 1 8. Цитологические исследования на Урале. Лабораторная работа 2. Изучение строения растительной, животной и грибной клеток под микроскопом. Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности 1 9. 1 Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. семинар Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. дискуссия Просмотр учебных фильмов. Работа с раздаточным материалом. Анализ графиков, таблиц, схем. теоретичес Слушание объяснений учителя. кое занятие Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Систематизация учебного материала. практическ Выполнение работ практикума. ое занятие теоретичес Анализ графиков, таблиц, схем. кое занятие Систематизация учебного материала. практическ Выполнение работ практикума. ое занятие итегрирова нный Работа с раздаточным материалом. Анализ проблемных ситуаций. 3 10. 1 Коммерческое использование ферментов в промышленности и медицине. 11 Лабораторная работа 3. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетке. 1 12. Генетическая роль нуклеиновых кислот. Матричные процессы в клетке. 1 13 защита проектов Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. практическ Выполнение работ практикума. ое занятие теоретичес Слушание объяснений учителя. кое занятие Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. 1 семинар 1 беседа Неклеточные формы жизни. Вирусы. Вирус СПИДа. 14. Современные исследования в области вирусологии на Урале. Биология развития. 15. 4 1 Митоз. Лабораторная работа 4. Наблюдение митоза в корешке лука под микроскопом. 16. Амитоз. Нарушения митоза Мейоз. Нарушения мейоза. 17. 1 1 Индивидуальное развитие. Лабораторная работа 5. Изучение строения гамет и гаметогенеза. 18. Нарушения онтогенеза, профилактика заболеваний в СО. Лабораторная работа 6 Рассматривание Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. 1 защита проектов Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. теоретичес Слушание объяснений учителя. кое занятие Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Семинар Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Написание рефератов и докладов. практическ Выполнение работ практикума. ое занятие беседа Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 4 микропрепаратов, характеризующих этапы эмбрионального развития. Генетика. 19. Моногибридное скрещивание. 20. практическ Работа с раздаточным материалом. ое занятие Выполнение фронтальных лабораторных работ. 16 1 1 Дигибридное скрещивание. 21 Цитологическое обоснование моногибридного скрещивания, независимого наследования. 22. 1 теоретичес Слушание объяснений учителя. кое занятие Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. теоретичес Слушание объяснений учителя. кое занятие Работа с раздаточным материалом Просмотр учебных фильмов.. теоретичес Слушание объяснений учителя. кое занятие Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. 1 беседа Полное и неполное сцепление генов. 23 Наследование, сцепленное с полом. 1 дисуссия 24 Взаимодействие неаллельных генов. 1 беседа 25. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Систематизация учебного материала. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 1 теоретичес Работа с раздаточным материалом. кое занятие Систематизация учебного материала. Работа с научнопопулярной литературой. теоретичес Просмотр учебных фильмов. кое занятие Разработка новых вариантов опыта. практическ Выполнение работ практикума. ое занятие Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. теоретичес Слушание объяснений учителя. кое занятие Систематизация учебного материала. семинар Систематизация учебного материала. Работа с научнопопулярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Написание рефератов и докладов. Наследование групп крови. 26. Методы изучения наследственности человека. 1 27 Практическая работа 1 «Составление родословных схем». 1 28 Развитие генетики в СО. 1 29 Генетика и медицина. 1 5 30 31 32 33 34 Лабораторная работа 7. «Фенотипический портрет ребенка». Модификационная изменчивость. 1 Лабораторная работа 8. «Изучение модификационной изменчивости. Влияние факторов среды на организм и здоровье населения СО. Защита проетов. 1 1 практическ Выполнение фронтальных ое занятие лабораторных работ. семинар Просмотр учебных фильмов. Анализ проблемных ситуаций. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. практическ Выполнение фронтальных ое занятие лабораторных работ. Анализ проблемных ситуаций. 1 экскурсия Объяснение явлений. наблюдаемых 1 защита проектов Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 6