Адаптированная рабочая программа ИНФОРМАТИКА И ИКТ 7-9 классы

2. Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ»
Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные
характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств
получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и
т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ
представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность
алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность
дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный
код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых
комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных
чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в
десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы.
Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв
национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудиовизуальных данных (рисунки, картины,
фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудиовизуальной
информации.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации.
Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества
информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка
информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль
в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические,
флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей
информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения
информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.
Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в
современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации.
Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации.
Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь.
Управление в живой природе, обществе и технике.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта
(предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.
Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей
(словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и
др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям
моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и
общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при
решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования:
2

построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного
эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции
(логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы
истинности.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные
исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных
исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий
исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи
алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись
алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление
исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий:
ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие
вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные,
строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами
(массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по
проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных
результатов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков
программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления
данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и
вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись
программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению
программ в выбранной среде программирования.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и
долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные
характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение,
прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы
использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна,
меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в нагляднографической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их
семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации
компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац,
строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и
редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов,
3

работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).
Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев
(выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических
объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над
документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц
документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц.
Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора.
Компьютерное представление цвета.
Компьютерная графика (растровая, векторная).
Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и
видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и
макеты слайдов. Звуковая и видео информация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные,
абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм.
Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления
базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление
и сортировка данных.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат,
форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная
паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации
в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные
каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности, полученной информация. Возможные неформальные
подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение
данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к
доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными
ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и
др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и
общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические
исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ
экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные
источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной
информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная
профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования
компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия
(медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.

4

Тематическое планирование 7 класс
№
Количество
Тема урока
урока
часов
1.
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и
1
организация рабочего места.
Информация и информационные процессы
8
2.
Информация и её свойства
1
3.
Информационные процессы. Обработка информации
1
4.
Информационные процессы. Хранение и передача информации
1
5.
Всемирная паутина как информационное хранилище
1
6.
Представление информации
1
7.
Дискретная форма представления информации
1
8.
Единицы измерения информации
1
9.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация
1
и информационные процессы». Проверочная работа
Компьютер как универсальное устройство для работы с
7
информацией
10.
Основные компоненты компьютера и их функции
1
11.
Персональный компьютер.
1
12.
Программное обеспечение компьютера. Системное программное
1
обеспечение
13.
Системы программирования и прикладное программное обеспечение
1
14.
Файлы и файловые структуры
1
15.
Пользовательский интерфейс
1
16.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер
1
как универсальное устройство для работы с информацией».
Проверочная работа
Обработка графической информации
4
17.
Формирование изображения на экране компьютера
1
18.
Компьютерная графика
1
19.
Создание графических изображений
1
20.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка
1
графической информации». Проверочная работа
Обработка текстовой информации
9
21.
Текстовые документы и технологии их создания
1
22.
Создание текстовых документов на компьютере
1
23.
Прямое форматирование
1
24.
Стилевое форматирование
1
25.
Визуализация информации в текстовых документах
1
26.
Распознавание текста и системы компьютерного перевода
1
27.
Оценка количественных параметров текстовых документов
1
28.
Оформление реферата История вычислительной техники
1
29.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка
1
текстовой информации». Проверочная работа.
Мультимедиа
4
30.
Технология мультимедиа.
1
31.
Компьютерные презентации
1
32.
Создание мультимедийной презентации
1
5

№
Тема урока
урока
33.
Обобщение и систематизация основных
«Мультимедиа». Проверочная работа
Повторение
34.
Основные понятия курса.

понятий

Количество
часов
главы
1
2
1

Тематическое планирование 8 класс
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.

Тема урока
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности
и организация рабочего места.
Математические основы информатики
Общие сведения о системах счисления
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления.
Компьютерные системы счисления
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления
с основанием q
Представление целых чисел
Представление вещественных чисел
Высказывание. Логические операции.
Построение таблиц истинности для логических выражений
Свойства логических операций.
Решение логических задач
Логические элементы
Обобщение и систематизация основных понятий темы
«Математические основы информатики». Проверочная работа
Основы алгоритмизации
Алгоритмы и исполнители
Способы записи алгоритмов
Объекты алгоритмов
Алгоритмическая конструкция следование
Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма
ветвления
Неполная форма ветвления
Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным
условием продолжения работы
Цикл с заданным условием окончания работы
Цикл с заданным числом повторений
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы
алгоритмизации». Проверочная работа
Начала программирования
Общие сведения о языке программирования Паскаль
Организация ввода и вывода данных
Программирование линейных алгоритмов

Количество
часов
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10

1
1
1
6

№
урока
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

34.

Тема урока

Количество
часов

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный
оператор.
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.
Программирование циклов с заданным условием продолжения
работы.
Программирование циклов с заданным условием окончания
работы.
Программирование циклов с заданным числом повторений.
Различные варианты программирования циклического
алгоритма.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала
программирования». Проверочная работа.

1

Повторение
Основные понятия курса. Итоговое тестирование.

12

1
1
1
1
1
1

1

Тематическое планирование 9 класс
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема урока
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности
и организация рабочего места.
Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания
Знаковые модели
Графические модели
Табличные модели
База данных как модель предметной области. Реляционные базы
данных.
Система управления базами данных
Создание базы данных. Запросы на выборку данных
Обобщение и систематизация основных понятий темы
«Моделирование и формализация». Проверочная работа
Алгоритмизация и программирование
Решение задач на компьютере
Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод
массива.
Вычисление суммы элементов массива
Последовательный поиск в массиве
Сортировка массива
Конструирование алгоритмов
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль
Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных
понятий темы «Алгоритмизация и программирование».
Проверочная работа
Обработка числовой информации

Количество
часов
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1

6
7

№
урока
18.
19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Тема урока
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.
Основные режимы работы.
Организация вычислений. Относительные, абсолютные и
смешанные ссылки.
Встроенные функции. Логические функции.
Сортировка и поиск данных.
Построение диаграмм и графиков.
Обобщение и систематизация основных понятий главы
«Обработка числовой информации в электронных таблицах».
Проверочная работа.
Коммуникационные технологии
Локальные и глобальные компьютерные сети
Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера
Доменная система имён. Протоколы передачи данных.
Всемирная паутина. Файловые архивы.
Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие.
Сетевой этикет.
Технологии создания сайта.
Содержание и структура сайта.
Оформление сайта.
Размещение сайта в Интернете.
Обобщение и систематизация основных понятий главы
«Коммуникационные технологии». Проверочная работа.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1

10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».