Адаптированная рабочая программа МУЗЫКА 5 класс

 иметь представление о терминах и понятиях (в том числе народная музыка, жанры
народной музыки, жанры музыки, музыкальная интонация, мотив, сценические жанры
музыки, либретто, вокальная музыка, солист, ансамбль, хор, средства музыкальной
выразительности: мелодия, темп, ритм, динамика, тембр, лад);
 воспринимать музыку как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней
выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыки разных
композиторов;
 определять характер музыкальных
героических, романтических, эпических);

образов

(лирических,

драматических,

 выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
 понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных
жанров;
 различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов
музыкальных произведений;
 различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
 производить интонационно-образный анализ музыкального произведения с
использованием справочной информации;
 иметь представление об основном принципе построения и развития музыки;
 иметь представление о взаимосвязи жизненного содержания музыки и музыкальных
образов;
 иметь представление о значении народного песенного и инструментального
музыкального творчества как части духовной культуры народа;
 ориентироваться в образцах песенной и инструментальной народной музыки.
 определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к русскому
музыкальному фольклору;
 воспринимать интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа
и других народов мира;
 перечислять примеры народных музыкальных инструментов и определять на слух
их принадлежность к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
 приводить примеры музыкальных произведений русской и зарубежной классики,
содержащие народные музыкальные интонации и мотивы с использованием справочной
информации;
 иметь представление о характерных признаках классической и народной музыки;
 иметь представление о специфике воплощения народной музыки в произведениях
композиторов;
 иметь представление о терминах и понятиях (в том числе стили музыки, направления
музыки, джазовая музыка, современная музыка, эстрада);
 определять на слух тембры музыкальных инструментов (классических, современных
электронных; духовых, струнных, ударных);

2

 различать виды оркестров:
инструментов, эстрадно-джазовый;

симфонический,

духовой,

русских

народных

 определять стили, направления и жанры современной музыки с использованием
справочной информации;
 перечислять характерные признаки современной популярной, джазовой и рокмузыки с использованием справочной информации;
 исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру
звука.
 определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской
музыке, с использованием справочной информации;
 определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и
национальных школ в западноевропейской музыке с использованием справочной
информации;
 иметь представление о характерных чертах и образцах творчества крупнейших
русских и зарубежных композиторов;
 иметь представление об общем и особенном при сравнении музыкальных
произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
 различать жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария) и театральной музыки
(в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта), симфонической музыки;
 называть основные жанры светской музыки малой (баллада, ноктюрн, романс, этюд
и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.) с использованием
справочной информации;
 иметь представление о терминах и понятиях (в том числе духовная музыка,
знаменный распев);
 различать особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских,
женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных);
 называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано,
альт, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса с использованием визуальной опоры;
 определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения:
народные, академические;
 узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо) с
использованием визуальной опоры;
 владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы с использованием
справочной информации;
 узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов с
использованием справочной информации;
 эмоционально-образно воспринимать музыкальные произведения;
 иметь представление об особенности интерпретации одной и той же художественной
идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

3

 иметь представление об интерпретации классической музыки в современных
обработках;
 определять характерные признаки
использованием справочной информации;

современной

популярной

музыки

с

 называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и
др. с использованием справочной информации;
 понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на
основе осознания специфики языка каждого из них;
 различать средства выразительности разных видов искусств;
 иметь представление о терминах и понятиях (в том числе музыкальная интонация,
изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности);
 понимать существование в музыкальном произведении основной идеи, иметь
представление о средствах воплощения основной идеи, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях музыкального произведения;
 узнавать средства музыкальной выразительности (в том числе мелодия, темп, ритм,
тембр, динамика, лад);
 понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
 владеть навыками вокально-хорового музицирования;
 применять в творческой деятельности вокально-хоровые навыки при пении с
музыкальным сопровождением;
 творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
 участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные
формы индивидуального и группового музицирования;
 проявлять
деятельности;

творческую

инициативу,

участвуя

в

музыкально-эстетической

 применять современные информационно-коммуникационные технологии для
записи и воспроизведения музыки;
 обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
 использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки,
традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
 понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты,
прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
 понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной
культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
 определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
4

 распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной
музыки;
 различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
 различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
 исполнять свою партию в хоре;
 активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Музыка»,
распределенные по тематическим модулям
Образовательные организации вправе самостоятельно определять последовательность
модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей учебного предмета
«Музыка».
Модуль «Народное музыкальное творчество России»
Предметные результаты изучения модуля «Народное музыкальное творчество России»
учебного предмета «Музыка» должны отражать сформированность умений:
 определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к русскому музыкальному
фольклору;
 различать на слух и исполнять произведения жанров русской народной музыки (в том
числе детский фольклор, материнский фольклор, трудовые песни, военные песни,
исторические песни, календарно-обрядовые песни);
 перечислять примеры русских народных музыкальных инструментов и определять на
слух их принадлежность к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
 определять произведения русских композиторов-классиков (в том числе
П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки) с использованием справочной
информации;
 иметь представление о значении народного песенного и инструментального
музыкального творчества как части духовной культуры народа;
 иметь представление о характерных признаках народной музыки;
 иметь представление об интонационном многообразии фольклорных традиций своего
народа и других народов мира;
 ориентироваться в образцах песенной и инструментальной народной музыки;
 исполнять разученные музыкальные произведения вокального народного творчества.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»
Предметные результаты изучения модуля «Связь музыки с другими видами искусства»
учебного предмета «Музыка» должны отражать сформированность умений:
 понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и
общества;
5

 понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
 воспринимать музыку как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней
выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыки
разных композиторов;
 эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных произведениях;
 понимать основы взаимодействия музыки, изобразительного искусства и литературы;
 различать средства выразительности разных видов искусств;
 иметь представление о терминах и понятиях (в том числе музыкальная интонация,
изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности);
 понимать существование в музыкальном произведении основной идеи, иметь
представление о средствах воплощения основной идеи, интонационных особенностях,
жанре, исполнителях музыкального произведения;
 узнавать средства музыкальной выразительности (в том числе мелодия, темп, ритм,
тембр, динамика, лад).
Модуль «Сценические жанры музыкального искусства»
Предметные результаты изучения модуля «Сценические жанры музыкального
искусства» учебного предмета «Музыка» должны отражать сформированность умений:
 иметь представление о терминах и понятиях (в том числе сценические жанры музыки,
либретто, вокальная музыка, солист, ансамбль, хор);
 различать жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария) и театральной музыки (в
том числе опера, балет, мюзикл и оперетта);
 слышать музыку как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней
выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыки
разных композиторов;
 исполнять разученные музыкальные произведения вокальных жанров.
Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»
Предметные результаты изучения модуля «Истоки и образы русской и европейской
духовной музыки» учебного предмета «Музыка» должны отражать сформированность
умений:
 иметь представление о терминах и понятиях (в том числе духовная музыка, знаменный
распев);
 различать особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских,
женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных).
Модуль «Отражение народных истоков в композиторской музыке разных стран и
эпох»
Предметные результаты изучения модуля «Отражение народных истоков в
композиторской музыке разных стран и эпох» учебного предмета «Музыка» должны отражать
сформированность умений:
 иметь представление о терминах и понятиях (в том числе народная музыка, жанры
народной музыки, жанры музыки, музыкальная интонация, мотив);
 иметь представление о специфике воплощения народной музыки в произведениях
6

композиторов;
 приводить примеры музыкальных произведений русской и зарубежной классики,
содержащие народные музыкальные интонации и мотивы с использованием справочной
информации;
 иметь представление о характерных признаках классической и народной музыки;
 исполнять разученные музыкальные произведения народной музыки;
 применять в творческой деятельности вокально-хоровые навыки при пении с
музыкальным сопровождением.
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления, отличительные
черты и характерные признаки»
Предметные результаты изучения модуля «Современная музыка: основные жанры и
направления, отличительные черты и характерные признаки» учебного предмета «Музыка»
должны отражать сформированность умений:
 иметь представление о терминах и понятиях (в том числе стили музыки, направления
музыки, джазовая музыка, современная музыка, эстрада);
 приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и
зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов с
использованием справочной информации;
 определять на слух тембры музыкальных инструментов (классических, современных
электронных; духовых, струнных, ударных);
 различать виды оркестров: симфонический, русских народных инструментов, эстрадноджазовый;
 определять стили, направления и жанры современной музыки с использованием
справочной информации;
 перечислять характерные признаки современной популярной, джазовой и рок-музыки с
использованием справочной информации;
 исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру
звука.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Музыка»,
распределенные по годам обучения
Каждый год обучения включает изучение тем из разных модулей. Результаты по годам
формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году (результаты
очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).
Предметные результаты по итогам первого года изучения учебного предмета «Музыка».
У обучающихся будут сформированы:
 первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
 основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
 представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного
и профессионального музыкального творчества.
7

Обучающиеся научатся:
 понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и
общества;
 эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных произведениях;
 приводить примеры выдающихся
исполнителей и исполнительских
информации;

отечественных и зарубежных музыкальных
коллективов с использованием справочной

 понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
 иметь представление о терминах и понятиях (в том числе народная музыка, жанры
народной музыки, жанры музыки, музыкальная интонация, мотив, сценические жанры
музыки, либретто, вокальная музыка, солист, ансамбль, хор, средства музыкальной
выразительности: мелодия, темп, ритм, динамика, тембр, лад);
 воспринимать музыку как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней
выразительные и изобразительные интонации, узнавать и различать характерные черты
музыки разных композиторов;
 иметь представление о значении народного песенного
музыкального творчества как части духовной культуры народа;

и

инструментального

 ориентироваться в образцах песенной и инструментальной народной музыки;
 определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к русскому музыкальному
фольклору; перечислять русские народные музыкальные инструменты и определять на
слух их принадлежность к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
 приводить примеры музыкальных произведений русской и зарубежной классики,
содержащие народные музыкальные интонации и мотивы с использованием справочной
информации;
 иметь представление о характерных признаках классической и народной музыки;
 иметь представление о специфике воплощении народной музыки в произведениях
композиторов;
 воспринимать интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и
других народов мира;
 исполнять разученные музыкальные произведения вокальных жанров (хор, ансамбль,
соло);
 воплощать
художественно-образное
содержание,
интонационно-мелодические
особенности музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных
инструментах);
 понимать с помощью учителя существование в музыкальном произведении основной
идеи, иметь представление о средствах воплощения основной идеи, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения;
 узнавать средства музыкальной выразительности (в том числе мелодия, темп, ритм,
тембр, динамика, лад);
 понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
8

 владеть навыками вокально-хорового музицирования;
 применять в творческой деятельности вокально-хоровые навыки при пении с
музыкальным сопровождением;
 проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкальноисполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
 организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую
деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
 оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых
мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности, собирать музыкальные коллекции.

2.

Содержание курса музыки 5 КЛАСС (первый год обучения на
уровне основного общего образования)

Содержание предмета за курс 5 класса включает модули:
«Народное музыкальное творчество России»;
«Связь музыки с другими видами искусства»;
«Сценические жанры музыкального искусства»;
«Отражение народных истоков в композиторской музыке разных стран и эпох».
Роль музыки в жизни человека и общества и ее значение для духовно-нравственного
развития человека (П. Чайковский «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова),
«Покаянная молитва о Руси», П. Чесноков. «Да исправится молитва моя». Национальное
своеобразие музыки. Значение народного песенного и инструментального музыкального
творчества как части духовной культуры народа (Народные музыкальные произведения
России, народов РФ и стран мира по выбору образовательной организации). Народные
музыкальные инструменты. Интонационное многообразие фольклорных традиций своего
народа и других народов мира (А. Хачатурян Балет «Гаянэ», П. Чайковский Балет «Спящая
красавица», Н. Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехерезада»). Связь народного и
профессионального музыкального творчества (Н. Римский-Корсаков Оперы «Садко»,
«Снегурочка»). Интонация в музыке как носитель образного смысла (Г. Свиридов «Метель»).
Музыка как выражение чувств и мыслей человека. Выразительные и изобразительные
интонации в музыке (Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Песня Сольвейг,
«Смерть Озе», «В пещере горного короля»). Исторические события и судьбы защитников
Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях (М. Глинка Опера «Иван Сусанин»,
М. Мусоргский Опера «Борис Годунов», П. Чайковский Увертюра «1812», Кантата
«Александр Невский», Д. Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская».). Вокальная и
инструментальная музыка (Романс «Венецианская ночь», Ф. Шуберт «Баркаролла»,
М. Глинка–М. Балакирев «Жаворонок» (фортепианная пьеса). Опера (Н. Римский-Корсаков
Оперы «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», М. Глинка Опера «Руслан и
Людмила»). Балет (С. Прокофьев Балет «Ромео и Джульетта»). Мюзикл (Э. Уэббер Мюзикл
9

«Кошки»). Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов (Г. Свиридов. Кантата
«Памяти С. Есенина», А. Рубинштейн Романс «Горные вершины», Н. Римский-Корсаков
Романс «Горные вершины»). Отечественные и зарубежные музыкальные исполнители и
исполнительские коллективы.
Термины и понятия: народная музыка, жанры народной музыки, русские народные
музыкальные инструменты, жанры музыки (песня, романс, опера, балет, мюзикл),
музыкальная интонация, мотив, либретто, вокальная музыка, солист, ансамбль, хор, ария,
увертюра, средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм, динамика, тембр,
лад).

Тематическое планирование 5 класс
№
урока

Тема урока

Количество
часов
16
3
1
1
1

7
8

Музыка и литература.
Музыка как вид искусства
Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка.
«Россия, Россия, нет слова красивей…»Песни моего народа.
«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно». Жанры
вокальной музыки.
Народное музыкальное творчество
Фольклор в музыке русских композиторов
«Что за прелесть эти сказки…»
Значение музыки в жизни человека
Жанры инструментальной и вокальной музыки
Вторая жизнь песни.
Живительный родник творчества.

9
10
11

Русская и зарубежная музыкальная культура
«Всю жизнь мою несу Родину в душе…».
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»

5
1
1
1

Путешествие в музыкальный театр.
Путешествие в музыкальный театр. Опера.
Путешествие в музыкальный театр. Балет-сказка «Щелкунчик»
Современная музыкальная жизнь
Музыка в театре, кино, на телевидении
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Раздел 6. Музыка как вид искусства.
Что роднит музыку с изобразительным искусством.
Небесное и земное в звуках и красках.
«Александр Невский». «За отчий дом, за русский край…»
Звать через прошлое к настоящему.
Музыкальная живопись и живописная музыка.
«Мои помыслы – краски, мои краски – напевы...».

1
1
1
3
1
1
19
2
1
1
1
1
1
1

1
2
3

4
5
6

12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22

2
1
1
3
1
1
1

10

23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34

Раздел 7. Русская музыка от эпохи Средневековья до
рубежа XIX - XX вв.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
Весть святого торжества.
Раздел 8. Значение музыки в жизни человека.
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
Волшебная палочка дирижера.
Образы борьбы и победы в искусстве.
Раздел 9. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до
рубежа XIX -XX вв.
Застывшая музыка
Полифония в музыке и живописи.
Музыка на мольберте
Импрессионизм в музыке и живописи
Раздел 10. Современная музыкальная жизнь.
«О подвигах, о доблести, о славе…».
«В каждой мимолетности вижу я миры…»
Мир композитора.
Итого: 34 урока

2
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».