географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации с опорой на алгоритм учебных действий; проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков с опорой на алгоритм учебных действий; иметь представления об изученных географических объектах, процессах и явлениях, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию с опорой на алгоритм учебных действий; использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий; оценивать после предварительного анализа характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; различать с опорой на справочный материал (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран; использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных практикоориентированных задач с опорой на алгоритм учебных действий; описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов с использованием плана, презентации (с использованием источников дополнительной информации (картографических, Интернет-ресурсов); иметь представление о географических процессах и явлениях, определяющих особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран; устанавливать с опорой на алгоритм учебных действий черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям; объяснять на основе справочных материалов особенности компонентов природы отдельных территорий; приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; знать принципы выделения и соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; иметь представление о воздействии географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач с опорой на алгоритм учебных действий по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни; 2 различать после предварительного анализа географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов; иметь представление об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России; объяснять после предварительного анализа особенности компонентов природы отдельных частей страны; оценивать после предварительного анализа природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России; использовать знания об особенностях компонентов природы России и отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач с опорой на алгоритм учебных действий в контексте реальной жизни; различать (распознавать, приводить примеры) после предварительного анализа демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения; использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач с опорой на алгоритм учебных действий в контексте реальной жизни; находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей; различать (распознавать) после предварительного анализа показатели, характеризующие отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России; иметь представление о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны; сравнивать после предварительного анализа особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России; сравнивать после предварительного анализа показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран; уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута; описывать с опорой на ключевые слова погоду своей местности; иметь представление о расовых отличиях разных народов мира; давать с опорой на план характеристику рельефа своей местности; 3 уметь выделять с опорой на алгоритм учебных путешественников географические особенности территории; действий в записках приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии; оценивать после предварительного анализа место и роль России в мировом хозяйстве. Выпускник получит возможность научиться: создавать простейшие географические карты различного содержания с опорой на алгоритм учебных действий; моделировать географические объекты и явления с порой на образец; работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации с опорой на алгоритм учебных действий; подготавливать с порой на план сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли; ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе; использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и оценивать информацию географического содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации; составлять с опорой на план описание природного комплекса; сопоставлять после предварительного анализа существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата; оценивать после предварительного анализа положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран; иметь представление о закономерностях размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами; оценивать после предварительного анализа возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы; давать оценку после предварительного анализа и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности; делать прогнозы ориентируясь на справочный материал трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; наносить на контурные карты основные формы рельефа; 4 давать с опорой на план характеристику климата своей области (края, республики); показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты; оценивать на основе анализа ситуацию на рынке труда и ее динамику; объяснять с опорой на справочный материал различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России; обосновывать с опорой на справочный материал возможные пути решения проблем развития хозяйства России; объяснять с опорой на справочный материал возможности России в решении современных глобальных проблем человечества; оценивать после предварительного анализа социально-экономическое положение и перспективы развития России. Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «География», распределенные по годам обучения Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году, уже названные в предыдущих годах позиции, как правило, дословно не повторяются, но учитываются (результаты очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет). Предметные результаты по итогам первого года изучения учебного предмета «География» должны отражать сформированность умений: иметь представление об основных этапах географического изучения Земли (только ведущих ученых в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII–XIX в. в.,) современных географических исследованиях и открытиях); иметь представление о вкладе великих путешественников в географическом изучении Земли, маршрутах их путешествий по физической карте; находить в различных источниках информации (включая Интернет-ресурсы) факты о вкладе российских ученых и путешественников в развитие знаний о Земле; представлять информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли в виде сообщения с использованием наглядной опоры (схемы, карты, презентации, плана и т.п.); иметь представление об изученных географических понятиях, объектах, процессах и явлениях: план и географическая карта; орбита и ось Земли, полярный день и полярная ночь; полюса, экватор, тропики и полярные круги; жаркий, умеренный и полярный географические пояса; литосфера: состав и строение, свойства, минералы и горные породы, ядро, мантия, материковая и океаническая земная кора, землетрясение, эпицентр и очаг землетрясения, конус и жерло вулкана, острова (материковые, вулканические и коралловые), планетарные формы рельефа материки, впадины океанов, формы рельефа суши (горы и равнины); формы рельефа дна Мирового океана (шельф, срединноокеанические хребты, ложе океана), полезные ископаемые; распознавать с помощью учителя проявление изученных географических явлений в 5 окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки (землетрясение, вулканизм); использовать с помощью учителя планы, топографические и географические карты, глобус для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практикоориентированных задач: определения направлений, азимута, определения расстояний при помощи масштаба, определения географических координат, описания местоположения крупнейших форм рельефа на территории материков и стран с опорой на вопросы или план; иметь представление о географических следствиях влияния Солнца и Луны, формах, размерах и движении Земли на мир живой и неживой природы; объяснять с помощью учителя или на основе опорного плана причины смены дня и ночи и времен года; устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой солнца над горизонтом и географической широтой местности (с помощью учителя или с опорой на алгоритм учебных действий); называть причины землетрясений и вулканических извержений (с визуальной опорой); показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли с помощью педагога; выступать с небольшими сообщениями в рамках изучаемого учебного материала с использованием плана, презентации (с использованием источников дополнительной информации (картографических, Интернет-ресурсов). 2. Содержание учебного предмета «География» Содержание курса географии 5 КЛАСС (первый год обучения на уровне основного общего образования) Развитие географических знаний о Земле Введение. Что изучает география. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки. 6 Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. Изображение земной поверхности Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. Природа Земли Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия. Примерные темы практических работ 1. Работа с картой «Имена на карте». 2. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников. 3. Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года. 4. Определение координат географических объектов по карте. 5. Определение положения объектов относительно друг друга: 6. Определение направлений и расстояний по глобусу и карте. 7 7. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин. 8. Определение азимута. 9. Ориентирование на местности. 10. Составление плана местности. 11. Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. 12. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. 13. Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека. Тематическое планирование 5 класс № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Тема урока Введение Что изучает география? География как наука Накопление знаний о Земле Познание Земли в древности Эпоха Великих географических открытий Открытие Австралии и Антарктиды Современная география. Практическая работа. Работа с электронными картами Итоговый урок по разделу «развитие географических знаний о Земле» Земля во Вселенной Земля и космос Земля — часть Солнечной системы Влияние космоса на Землю и жизнь людей Осевое вращение Земли Обращение Земли вокруг Солнца Форма и размеры Земли Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной» Практическая работа. Характеристика видов движений Земли и их географических следствий Географические модели Земли Ориентирование на земной поверхности Изображение земной поверхности Масштаб и его виды Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах Планы местности и их чтение Составление плана местности Практическая работа. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки Параллели и меридианы Градусная сеть. Географические координаты. Количество часов 1 1 5 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 8 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Практическая работа. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сети. Географические карты Земная кора Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры Разнообразие горных пород. Практические работы. Определение горных пород и описание их свойств Литосфера — каменная оболочка Земли Разнообразие форм рельефа Земли Движение земной коры Землетрясения. Вулканизм Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание, работа текучих вод, ледников и ветра. Деятельность человека. Главные формы рельефа суши. Горы. Равнины. Практические работы. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. Рельеф дна океанов Человек и земная кора Итоговый урок по разделу «Земная кора». 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9