определять место исторических событий во времени используя «ленту времени», объяснять с опорой на справочный материал смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры); использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; проводить с опорой на алгоритм учебных действий поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; описывать с опорой на план условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; раскрывать с опорой на справочный материал характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности; объяснять с опорой на справочный материал, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; давать оценку после предварительного анализа наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Выпускник получит возможность научиться: давать характеристику общественного строя древних государств; сопоставлять после предварительного анализа свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории. 2. Содержание учебного предмета «История» 5 КЛАСС (первый год обучения на уровне основного общего образования) Всеобщая история История Древнего мира Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. Древний Восток 2 Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Городагосударства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей. Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. Античный мир: понятие. Карта античного мира. Древняя Греция Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии. Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры. Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Древний Рим Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме. 3 От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. 3. Тематическое планирование 5 класс № урока Тема урока Раздел 1. Введение Количество часов 1 Что изучает история. 1 2 Историческая хронология. 1 Раздел 2. Первобытность 3 Расселение древнейшего человека. Человек разумный. 1 4 Условия жизни и занятия первобытных людей. 1 5 1 7 Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. 8 Повторение 1 6 1 1 Раздел 3. Древний Восток 9 Древний Египет. 1 10 Условия жизни и занятия населения. 1 11 Управление государством (фараон, чиновники). 1 12 Военные походы фараонов. 1 13 Религиозные верования египтян. Жрецы. 1 14 1 15 16 Храмы и пирамиды. Познания древних египтян. Письменность. Повторение 17 18 Древние цивилизации Месопотамии. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи 1 1 19 1 21 Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. 22 Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. 20 1 1 1 1 1 4 23 24 25 Персидская держава: военные походы, управление империей. Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. 1 1 1 Древний Китай. Религиозно-философские учения (конфуцианство). 26 Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. 1 27 Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. 1 28 Повторение 1 Раздел 4. Древняя Греция 29 Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. 1 30 1 31 Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». 32 Верования древних греков. Сказания о богах и героях. 1 33 Земледельцы Аттики теряют землю и свободу 1 34 Зарождение демократии в Афинах 1 35 Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. 1 36 Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей 1 37 Олимпийские игры 1 38-39 40 Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Культура Древней Греции. Развитие наук. персидских войск на 1 2 1 1 42 Греческая Элладу философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. 43 Быт и досуг древних греков. Театр. 1 44-45 Афинская демократия при Перикле 2 Возвышение Македонии. 1 41 46 47 48 49 50 51-52 53 Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Повторение Раздел 5. Древний Рим Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. 1 1 1 1 1 2 1 5 54 Установление господства Рима в Средиземноморье 1 55 Рабство в Древнем Риме 1 56 Реформы Гракхов. 1 От республики к империи. Гражданские войны в Риме. 2 59 Гай Юлий Цезарь. 1 60 Установление императорской власти; Октавиан Август. 1 61 Римская империя: территория, управление. 1 62 Возникновение и распространение христианства. 1 63 Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. 1 Культура Древнего Рима. 2 Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. 1 Повторение 2 57-58 64-65 66 67-68 6