Адаптированная рабочая программа ЛИТЕРАТУРА 5 класс

 иметь представление о литературе как одной из основных культурных ценностей
народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей
смыслы, важные для человечества в целом);
 понимать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе
изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой
культуры;
 аргументировать свое мнение (после предварительного анализа) и оформлять его
словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение (при помощи учителя);
 понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные
этнокультурные традиции;
 процедурам эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т. п., умениям воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное (по алгоритму и предложенному образцу), понимать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне
имеющихся знаний и жизненного опыта.
 выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем
уровне);
 пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом
классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как
инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

собирать материал (под руководством учителя) и обрабатывать информацию,
необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации,
сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или
самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую
тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
 выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою
точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9
класс);
 ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.).
Предметные результаты по итогам первого года изучения учебного предмета
«Литература» должны отражать сформированность умений:
Устное народное творчество
 осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; иметь представление о различиях
фольклорных и литературных произведений; сопоставлять фольклорную сказку и ее
2

интерпретацию
средствами
других
искусств
(иллюстрация,
мультипликация,
художественный фильм) на основе предложенного алгоритма, перечня вопросов/ плана;
 выделять по наводящим вопросам нравственную проблематику сказок как основу для
развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования
представлений о русском национальном характере;
 ориентироваться в чертах русского национального характера в героях русских сказок с
порой на план/ перечень вопросов;
 уметь выбирать под руководством учителя сказки для самостоятельного чтения;
 уметь выразительно читать сказки (небольшого объема с обязательной предварительной
словарной работой и анализом текста), соблюдая соответствующий интонационный рисунок
устного рассказывания;
 уметь пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок
художественные приемы с порой на план (в том числе, картинный), перечень вопросов;
 выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять
жанровую разновидность сказки с порой на образец, отличать литературную сказку от
фольклорной с опорой на перечень характерных признаков.
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX
вв.
Зарубежная литература.
 адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе
наводящих вопросов; интерпретировать прочитанное на основе приобретенных знаний и
опыта;
 иметь представление о цели чтения художественной литературы; выбирать с помощью
учителя произведения для самостоятельного чтения;
 иметь представление об авторской позиции, определяя свое к ней отношение с опорой на
перечень наводящих вопросов;

2. Содержание курса литературы 5 класс (первый год обучения на уровне
основного общего образования)
I. Введение
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного
поколения другому. Книга и ее компоненты. Учебник литературы и работа с ним.
II. Фольклор
Устное народное творчество
Повторение знакомых жанров устного народного творчества. Фольклор – коллективное
устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.
Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные,
бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер
сказок. Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка»
3

Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Народная
мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Светлые т тёмные стороны мира. Эстетика
волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер
формул волшебной сказки.
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты
родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Герои сказки в
оценке автора-народа.
«Журавль и цапля»
Сказка о животных.
«Солдатская шинель»
Бытовые сказки. Составление волшебных сказок на основе изученного материала.
III. Древнерусская литература
«Повесть временных лет»
Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности у восточных
славян. Литературный памятник.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Отзвуки фольклора в летописи. Знакомство с устаревшими словами. Составление словариков
устаревших слов. Любовь к Родине, народу. Мудрость и хитрость русского человека.
IV. Русская литература XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов
Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной
деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...».
Научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Роды и жанры литературы.
V. Русская литература XIX века
Басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.).
Иван Андреевич Крылов
«Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» и др. Осмеяние пороков – грубой силы, жадности,
неблагодарности, хитрости и т.д. невежа и невежда. «Волк на псарне» – отражение исторических
событий. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен. Дополнительное
изучение текстов басен. (Внеклассное чтение.)
Василий Андреевич Жуковский
Дружба с А.С. Пушкиным. История создания литературной сказки «Спящая
царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои
литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои
баллады.
Александр Сергеевич Пушкин
Пролог к «Руслану и Людмиле» («У лукоморья дуб зеленый...»). Собирательная картина
сюжетов, образов и событий народных сказок, вступление, предваряющее мотивы и сюжеты
4

пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – ее истоки
(сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со
сказками братьев Гримм – тема «бродячих сюжетов»). Народная мораль, нравственность –
красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев.
Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Отличие русской народной сказки от литературной.
Рифма и ритм в стихосложении.
Стихотворная и прозаическая речь.
Антоний Погорельский
Литературная деятельность А. Погорельского. История создания сказки «Чёрная курица или
Подземные жители». Нравственные поступки героя литературной сказки. Тема победы добра над
злом.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Детство поэта. Родное гнездо – Тарханы. «Бородино» – отклик на 25-летнюю годовщину
Бородинского
сражения
(1837).
Историческая
основа
стихотворения.
Впервые
историческое событие передается устами рядового участника сражения. Патриотический пафос
стихотворения. Суждения и оценки юных читателей.
Николаи Васильевич Гоголь
Рассказ
о
писателе
(детство,
годы
учения,
начало
литературной
деятельности). «Заколдованное место» – повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание комического и трагического,
светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического.
Николай Алексеевич Некрасов
Нелёгкая судьба поэта. «На Волге». Картины природы и жизнь народа. Раздумья поэта о
судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. «Мороз, Красный
нос»: отрывок из поэмы – «Есть женщины в русских селеньях...». Поэтический образ русской
женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Жизнь и образ крестьянских детей.
Иван Сергеевич Тургенев
Детство в Спасском-Лутовинове. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной
деятельности). «Муму» – рассказ о жизни в эпоху господства крепостного права. История
создания рассказа. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание
к окружающим, великодушие, трудолюбие.
Лев Николаевич Толстой
Историческая основа рассказа «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость
национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и
Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических
идеалов.
Антон Павлович Чехов
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» –
осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Чеховский юмор.
VI. Русская поэзия XIX века
5

Поэты XIX века о Родине и родной природе. А.А. Фет «Весенний дождь». А.Н. Плещеев
«Весна». Ф.И. Тютчев «Весенние воды». А.С. Пушкин «Унылая пора...». И.С. Никитин «Весело
сияет Месяц над селом...». И.З. Суриков «Зима». Место человека в поэзии.
VII. Русская литература XX века
Иван Алексеевич Бунин
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство
героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных
между собою какими-то невидимыми и тайными силами.
Владимир Галактионович Короленко
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение.
Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. «Дурное общество» и
«дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Сергей Есенин
Тема Родины, русской природы и место человека в поэзии. «Я покинул родимы дом», «Низкий
дом с голубыми ставнями…».
Павел Петрович Бажов
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность,
трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Медной горы
Хозяйка. Тайны мастерства. Язык сказа.
Константин Георгиевич Паустовский
«Тёплый хлеб». Легенда в сказке. Нравственные уроки для подрастающего поколения.
Осознание и исправление поступков. Тема добра и зла в сказке.
«Заячьи лапы». Взаимоотношение человека и животных. Благородные поступки в рассказе.
Самуил Яковлевич Маршак
Сказки С.Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» – пьеса-сказка. Положительные и
отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок.
Художественные особенности пьесы-сказки.
Андрей Платонович Платонов
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой,
одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и
грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Виктор Петрович Астафьев
Путь от детского сочинения к рассказу. «Васюткино озеро» – бесстрашие, терпение, любовь
к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Основные черты
характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера.
VIII. Поэзия Великой Отечественной войны
К.М. Симонов, А.Т. Твардовский
Поэтическая летопись ВОВ.
«Майор привез мальчишку на лафете...» К.М. Симонова, «Рассказ танкиста» А.Т.
Твардовского. Война и дети – тема многих прозаических и стихотворных произведений о
Великой Отечественной войне.
IX. Поэзия XX века о родной природе
6

И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер...», А.Т. Твардовский «Лес осенью», А.А. Блок
«Встану я в утро туманное...», С.А. Есенин «Разгулялась вьюга...», А.А. Прокофьев «Аленушка»,
Д.Б. Кедрин «Аленушка». Поэтическое восприятие окружающей родной природы и
осмысление собственного мироощущения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный
образ России.
X. Юмор и литература
Саша Черный
«Кавказский пленник». «Игорь-Робинзон». Рассказы о детях. Юмористическое содержание
рассказов. Деталь как средство создания художественного образа.
Юлий Клим
«Рыба-кит». Особенности песни.
XI. Зарубежная литература
Роберт Льюис Стивенсон
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Знакомство с жанром
баллады. Основа сюжетов баллад.
Даниель Дефо
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя
(смелость, мужество, находчивость, непреклонность перед жизненными обстоятельствами).
Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Христиан Андерсен
«Снежная королева». Прославление внешней и внутренней красоты героев. Реальное и
фантастическое в сказке Андерсена. Мужественное сердце Герды. Снежная королева и Герда –
противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Марк Твен
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Изобретательность в играх –
умение сделать окружающий мир интересным. Черты характера Тома, раскрывшиеся в
отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба.
Джек Лондон
«Сказание о Кише» – сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу,
заботиться о старших. Уважение взрослых. Смелость, мужество, изобретательность, смекалка,
чувство собственного достоинства – опора для мальчика в труднейших жизненных
обстоятельствах.

3. Тематическое планирование 5 класс
№
урока

Тема урока
Введение

1

Литература как искусство слова. Литература и другие виды
искусства.
Мифы

Количеств
о часов
1
1
3
7

2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30

Литература и мифология. Мифы разных времен и разных народов.
Календарные мифы и календарные праздники.
Древнегреческие мифы о Геракле.
Фольклор
Литература и фольклор. Жанры фольклора. Влияние фольклорной
образности и нравственных идеалов на развитие литературы.
Былины - русский народный эпос.
Художественные особенности былины. «Илья Муромец и СоловейРазбойник». Своеобразие формы и содержания былины как древнего
жанра русской литературы.
Вн.ч. В мире русских былин.
Сказка как выражение народной мудрости и нравственных
представлений народа.
Волшебная сказка «Царевна-лягушка».
Положительные герои сказки, их помощники и противники
Сказка о животных «Кот и лиса». Своеобразие формы и содержания
сказки.
Бытовая сказка «Солдатская шинель». Реальность и вымысел в
сказке.
Вн. чт. Сказки моей бабушки. Особенности сказывания
произведений устного народного творчества.
Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Сборник
арабских народных сказок: «Тысяча и одна ночь» («Путешествие
Синдбада-морехода»)
Малые жанры фольклора, их разнообразие. Детский фольклор.
Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение
народного опыта.
Поговорка как образное выражение.
Загадка как метафора, вид словесной игры. Сказка-загадка.
Анекдот как один из малых жанров фольклора. Сказка-анекдот
Песни, частушки как форма словесно-музыкального искусства.
Народный театр в истории русской культуры. Пьеса «Озорник
Петрушка».
Обобщающий урок по теме «Фольклор». Практическая работа.
Русская литература XIX века
Классическая литература как образец нравственного и
художественного совершенства. Великий баснописец И.А. Крылов.
Слово о писателе.
Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный
характер басен И.А. Крылова «Свинья под Дубом»
И. А. Крылов. Басни «Осел и мужик», «Осел и соловей».
Своеобразие формы и содержания басни. Аллегория.
Стихотворная и прозаическая речь. Знакомство с понятиями ритм,
рифма, стопа, строфа. Системы стихосложения.
А.С. Пушкин. Детство и юность поэта. «Няне». Словесный портрет
няни поэта.
А.С. Пушкин «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога».
Язык лирического произведения, средства выразительности.
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Образы, мотивы,
художественные средства русской народной поэзии в творчестве
Пушкина.

1
1
1
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
36
1

1
1
1
1
1
1
8

31
32
33
34
35
36
37
38

39
40
41

42
43
44
45
46
47
48
49

50
51

52

53
54

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Образы главных героев поэмы
Вн.чт. Сказки А.С. Пушкина. «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях» Связь творчества поэта с фольклорными традициями.
М.Ю. Лермонтов. Детские годы поэта. «Звуки небес» и «скучные
песни земли». Стихотворения «Парус», «Из Гете»
Тема природы в лирике поэта. Стихотворения «Листок», «Тучи».
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Цикл повестей «Вечера на хуторе
близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством».
Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана.
Описания украинского села и Петербурга. Пейзаж.
Вн.чт. Сюжет и герой в повести Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота».
Фома Григорьевич и его рассказ о памятном событии. Нечистая сила
в повести.
И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания повести «Муму».
Реальная основа повести.
Сюжет и герои повести «Муму». Изображение быта и нравов
крепостной России (тема, проблема, идея).
Образ Герасима. Символическое значение образа главного героя.
Образ Муму. Смысл финала повести. Особенности повествования,
авторская позиция
Р.Р. Сочинение-отзыв о прочитанном произведении.
Р.Р. Сочинение-отзыв о прочитанном произведении.
Л. Н. Толстой Заочная экскурсия в Ясную поляну. Рассказ
«Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.
Жилин и Костылин как два разных характера (сравнительная
характеристика). Судьбы Жилина и Костылина.
Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения,
его гуманистическое звучание. Смысл названия.
Обобщающий урок по теме «Русская литература XIX века».
Тестирование.
Образ родины в русской поэзии. А. К. Толстой. Стихотворение
«Край ты мой, родимый край».
Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображению родной
природы, событий отечественной истории, создание ярких образов
русских людей. Стихотворения И.С. Никитина «Русь».
Природные образы и средства их создания в стихотворениях И.А.
Бунина. Стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора».
А. А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом», «Учись у
них — у дуба, у берёзы». Философская проблематика стихотворений
Фета.
А. А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом», «Учись у
них — у дуба, у берёзы». Философская проблематика стихотворений
Фета.
Художественные приемы в произведении И. Северянина «Запевка».
Образ родины в русской поэзии.
Вн. чт. Тема Родины и природы в поэзии Н.А. Заболоцкого, Д.Б.
Кедрина, Н.М Рубцова, Ф. Тютчева (Стихотворения Заболоцкого,
«Оттепель», Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето», Рубцова «В
горнице», «Звезда полей», «Листья осенние», Ф. Тютчева «Весенняя
гроза».)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1

1
1

9

55

56

57
58
59

60

61
62
63
64
65
66
67
68

69
70
71
72
73
74
75

76
77
78
79

Вн. чт. Тема Родины и природы в поэзии Н.А. Заболоцкого, Д.Б.
Кедрина, Н.М Рубцов, Ф. Тютчева (Стихотворения Заболоцкого,
«Оттепель», Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето», Рубцова «В
горнице», «Звезда полей», «Листья осенние» Ф. Тютчева «Весенняя
гроза».)
История Отечества как источник поэтического вдохновения и
национальной гордости. Стихотворение М.Ю. Лермонтова
«Бородино».
Образ рядового участника сражения.
Образ защитника родины во фрагменте из романа-эпопеи Л.Н.
Толстого «Война и мир» («Петя Ростов»).
Вн.чт. М.А. Булгаков «Петя Ростов» (отрывок из инсценировки
романа Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Русская литература XX века
Развитие классических традиций в русской литературе XX века.
Литературная сказка XIX - XX веков
Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Х.К.
Андерсен. Слово о писателе.
Х.К. Андерсен. Литературная сказка «Снежная королева».
Герои сказки - Герда и Кай. Борьба добра и любви в сказке «Снежная
королева».
Вн.чт. Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок».
Нравственные проблемы и поучительный характер литературной
сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».
Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы
в литературной сказке А.П. Платонова «Волшебное кольцо».
Дж. Родари «Сказки по телефону». Современный подход к знакомым
сюжетам.
Сказка ученого Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» в переводеобработке В.В. Набокова («Аня в стране чудес»). Героиня волшебной
авторской сказки. Чудо и парадокс на страницах сказки.
Вн. чт. Дж.Р.Р. Толкиен. Сюжет и герои повести «Хоббит, или Туда и
обратно». Фэнтези как новый жанр в мировой литературе.
Р.Р. Урок фантазии и творчества. Сочинение-сказка.
Р.Р. Урок фантазии и творчества. Сочинение-сказка.
Проза русских писателей XX века
А.П. Платонов рассказ «Цветок на земле». Основная тема и
содержание рассказа.
А.П. Платонов рассказ «Цветок на земле». Сказочное и реальное в
сюжете произведения.
А.И. Куприн «Мой полет». Автобиографический очерк и его герои.
М.М. Пришвин. Слово о писателе. Поэзия природы в творчестве
Пришвина. Сказка-быль «Кладовая солнца». Тема детства в русской
литературе.
Образы Насти и Митраши в повести «Кладовая солнца».
Смысл названия повести «Кладовая солнца». Мудрость
естественного в художественном мире Пришвина.
Р.Р. Сочинение-рассказ о герое.
Р.Р. Сочинение-рассказ о герое.

1

1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
10

80

81
82
83
84

85
86
87
88
89

Вн. чт. Сострадание ко всему живому в стихотворениях С.А. Есенина
и В.В. Маяковского. Слово о поэтах. (Стихотворения Есенина
«Песнь о собаке», Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»).
Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов. Ю. П.
Казаков. Рассказ «Арктур — гончий пёс».
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.
Образы русских солдат. (А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»).
Вн.чт. Урок-концерт на тему «Песни военных лет».
Литература народов России
Р.Г. Гамзатов Стихотворения «Мой Дагестан», «В горах джигиты
ссорились, бывало...». Особенности художественной образности
аварского поэта.
Современная литература
В.П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро» автобиографическое произведение о детских годах писателя.
Основные черты характера героя, его становление в борьбе с
трудностями.
Вн.чт. по теме «Художественная зоркость писателя в изображении
красоты родной природы».
Р.Р. Сочинение-рассуждение «Как Васютка выжил в тайге».
Р.Р. Сочинение-рассуждение «Как Васютка выжил в тайге».
Зарубежная литература

90
91
92

93
94
95
96
97

98

99

100
101
102

Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Слово о писателе.
Жанровое своеобразие романа.
Образ Робинзона Крузо.
Вн. чт. Р.Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена».
Использование в «подлинных историях» иронии и гротеска,
гиперболы и литоты.
М. Твен. Слово о писателе. Повесть «Приключения Тома Сойера»
(фрагменты).
Герои и события повести. Тема дружбы и мечты.
Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых.
Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.
Вн.чт. А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста»
(фрагменты). Детективный сюжет и композиция повести.
Новая жизнь знакомых героев
Н.С. Гумилев «Орел Синдбада». Образы знакомых сказок в
произведениях XX века. Б. Лесьмян «Новые приключения Синдбадаморехода».
Н.С. Гумилев «Орел Синдбада». Образы знакомых сказок в
произведениях XX века. Б. Лесьмян «Новые приключения Синдбадаморехода».
Сведения по теории и истории литературы
Литература как искусство словесного образа. Авторская позиция.
Художественный образ. Сюжет и композиция. Тематика и
проблематика художественного произведения.
Художественная речь. Литературные роды и жанры. Обращение к
традиционным в русской литературе жизненным ценностям.

1

1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

1

3
1
1
1
11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».