- умение определять тему и основную мысль произведения; - умение владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; - умение характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей; - умение находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя; - умение определять родо-жанровую специфику художественного произведения; - умение объяснять свое понимание нравственно-философской, социальноисторической и эстетической проблематики произведений; - умение выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров; - умение выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; - умение пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; - умение представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; вести учебные дискуссии; - умение собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии; - умение выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; - умение выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению; - умение ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры. I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературнохудожественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо. К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные). 2 Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий: - выразительно прочтите следующий фрагмент; - определите, какие события в произведении являются центральными; - определите, где и когда происходят описываемые события; - опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя; - выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места; - ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос; - определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п. II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста. К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа). Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий: - выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.; - покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора; - покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека); - проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него); - сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями); - определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности; - дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию. Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции. III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой 3 целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?». К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п. Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий: - выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п. - определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.; - определите позицию автора и способы ее выражения; - проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения; - объясните (устно, письменно) смысл названия произведения; - озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия); - напишите сочинение-интерпретацию; - напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы. Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами). 2. Содержание учебного предмета «Литература» Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков. Эти три списка равноправны по статусу. Список №1 представляет собой перечень конкретных произведений (например, А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Н.В. Гоголь «Мертвые души» и т.д.). В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет. Список №2 представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список №3 представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Список №1 Русская литература «Слово о полку Игореве» (к. XII в.) (8-9 кл.) Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1778 – 1782) (8-9 кл.) Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (1792) (8-9 кл.) А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821 – 1824) (9 кл.) А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (1823 —1831) (9 кл.), «Дубровский» (1832 — 1833) (6-7 кл.), «Капитанская дочка» (1832 —1836) (7-8 кл.) Стихотворения: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Зимний вечер» (1825), «Пророк» (1826), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) (5-9 кл.) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838 — 1840) (9 кл.) Стихотворения: «Парус» (1832), «Смерть Поэта» (1837), «Бородино» (1837), «Узник» (1837), «Тучи» (1840), «Утес» (1841), «Выхожу один я на дорогу...» (1841) (5-9 кл.) 4 Н.В. Гоголь «Ревизор» (1835) (7-8 кл.), «Мертвые души» (1835 – 1841) (9-10 кл.) Ф.И. Тютчев Стихотворения: «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») (1828, нач. 1850-х), «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…) (1829, нач. 1830-х), «Умом Россию не понять…» (1866) (5-8 кл.) А.А. Фет Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…» (1850), «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887) (5-9 кл.) Н.А. Некрасов Стихотворения: «Крестьянские дети» (1861), «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848), «Несжатая полоса» (1854) (5-8 кл.) Зарубежная литература В. Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594 – 1595) (7 кл.) А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943) (6-7 кл.) Список №2 Русская литература Древнерусская литература (1-2 произведения на выбор): «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и др.) (6-8 кл.) М.В. Ломоносов (1 стихотворение по выбору): «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…» (1761), «Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния» (1743), «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и др. (8-9 кл.) Г.Р. Державин (1-2 стихотворения по выбору): «Фелица» (1782), «Осень во времяосады Очакова» (1788), «Снигирь» (1800), «Водопад» (1791-1794), «Памятник» (1795) и др. (8-9 кл.) И.А. Крылов (3 басни по выбору) «Слон и Моська» (1808), «Квартет» (1811), «Осел и Соловей» (1811), «Лебедь, Щука и Рак» (1814), «Свинья под дубом» (не позднее 1823) и др. (5-6 кл.) В.А. Жуковский (1-2 баллады по выбору): «Светлана» (1812), «Лесной царь» (1818); (1-2 элегии по выбору) «Невыразимое» (1819), «Море» (1822) и др. (7-9 кл.) А.С. Пушкин 10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества по выбору, входят в программу каждого класса: «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Вольность» (1817), «Деревня» (181), «Редеет облаков летучая гряда» (1820), «Погасло дневное светило…» (1820), «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «К морю» (1824), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») (1825), «Зимняя дорога» (1826), «И.И. Пущину» (1826), «Няне» (1826), «Стансы («В надежде славы и добра…») (1826), «Арион» (1827), «Цветок» (1828), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829), «Кавказ» (1829), «Монастырь на Казбеке» (1829), «Обвал» (1829), «Поэту» (1830), «Бесы» (1830), «В начале жизни школу помню я…» (1830), «Эхо» (1831), «Чем чаще празднует лицей…» (1831), «Пир Петра Первого» (1835), «Туча» (1835), «Была пора: наш праздник молодой…» (1836) и др. (5-9 кл.); «Маленькие трагедии» (1830) 1-2 по выбору, например, «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» (8-9 кл.); «Повести Белкина» (1830) 2-3 по выбору, например, «Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел» и др. (7-8 кл.). Поэмы (1 по выбору): «Руслан и Людмила» (1818—1820) «Кавказский пленник» (1820 – 1821), «Цыганы» (1824), «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833) (Вступление) и др. (5-9 кл.). Сказки (1 по выбору): «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и др. (5 кл.) М.Ю. Лермонтов (10 стихотворений по выбору, входят в программу каждого класса): «Ангел» (1831), «Дума» (1838), «Три пальмы» (1838), «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839), «И скучно и грустно» (1840), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») (1840), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1840), «Из Гете («Горные вершины…») (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Родина» 5 (1841), «Пророк» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1841), «Листок» (1841) и др. (5-9 кл.). Поэмы (1-2 по выбору): «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837), «Мцыри» (1839) и др. (8-9 кл.) Н.В. Гоголь Повести (5 из разных циклов на выбор, входят в программу каждого класса): «Ночь перед Рождеством» (1830 – 1831), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834), «Невский проспект» (1833 – 1834), «Тарас Бульба» (1835), «Старосветские помещики» (1835), «Шинель» (1839) и др. (5-9 кл.) Ф.И. Тютчев (3-4 стихотворения по выбору): «Еще в полях белеет снег…» (1829, нач. 1830-х), «Цицерон» (1829, нач. 1830-х), «Фонтан» (1836), «Эти бедные селенья…» (1855), «Есть в осени первоначальной…» (1857), «Певучесть есть в морских волнах…» (1865), «Нам не дано предугадать…» (1869), «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (1870) и др. (5-8 кл.) А.А. Фет (3-4 стихотворения по выбору): «Я пришел к тебе с приветом…» (1843), «На стоге сена ночью южной…» (1857), «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» (1877), «Это утро, радость эта…» (1881), «Учись у них – у дуба, у березы…» (1883), «Я тебе ничего не скажу…» (1885) и др. (5-9 кл.) Н.А. Некрасов (1–2 стихотворения по выбору): «Тройка» (1846), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Зеленый Шум» (1862-1863) и др. (5-8 кл.) И.С. Тургенев (1 рассказ по выбору): «Певцы» (1852), «Бежин луг» (1846, 1874) и др.; (1 повесть на выбор): «Муму» (1852), «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860) и др.; (1 стихотворение в прозе на выбор): «Разговор» (1878), «Воробей» (1878), «Два богача» (1878), «Русский язык» (1882) и др. (6-8 кл.) Н.С. Лесков (1 повесть по выбору): «Несмертельный Голован (Из рассказов о трех праведниках)» (1880), «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887) и др. (6-8 кл.) М.Е. Салтыков-Щедрин (2 сказки по выбору): «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869), «Премудрый пискарь» (1883), «Медведь на воеводстве» (1884) и др. (7-8 кл.) Л.Н. Толстой (1 повесть по выбору): «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Хаджи-Мурат» (1896—1904) и др.; (1 рассказ на выбор): «Три смерти» (1858), «Холстомер» (1863, 1885), «Кавказский пленник» (1872), «После бала» (1903) и др. (5-8 кл.) А.П. Чехов (3 рассказа по выбору): «Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон» (1884), «Смерть чиновника» (1883), «Лошадиная фамилия» (1885), «Злоумышленник» (1885), «Ванька» (1886), «Спать хочется» (1888) и др. (6-8 кл.) А.А. Блок (2 стихотворения по выбору): «Перед грозой» (1899), «После грозы» (1900), «Девушка пела в церковном хоре…» (1905), «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» (1911 – 1914) и др. (7-9 кл.) А.А. Ахматова (1 стихотворение по выбору): «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (1911), «Перед весной бывают дни такие…» (1915), «Родная земля» (1961) и др. (7-9 кл.) Н.С. Гумилев (1 стихотворение по выбору): «Капитаны» (1912), «Слово» (1921) (68 кл.) М.И. Цветаева (1 стихотворение по выбору): «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Идешь, на меня похожий» (1913), «Генералам двенадцатого года» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915), из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») (1916), из цикла «Стихи о Москве» (1916), «Тоска по родине! Давно…» (1934) и др. (6-8 кл.) О.Э. Мандельштам (1 стихотворение по выбору): «Звук осторожный и глухой…» (1908), «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота…») (1913), «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915) и др. (6-9 кл.) В.В. Маяковский (1 стихотворение по выбору): «Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) и др. (5-8 кл.) 6 С.А. Есенин (1 стихотворение по выбору): «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Песнь о собаке» (1915), «Нивы сжаты, рощи голы…» (1917 – 1918), «Письмо к матери» (1924) «Собаке Качалова» (1925) и др. (5-9 кл.) М.А. Булгаков (1 повесть по выбору): «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925) и др. (9 кл.) А.П. Платонов (1 рассказ по выбору): «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)» (1937), «Рассказ о мертвом старике» (1942), «Никита» (1945), «Цветок на земле» (1949) и др. (5-8 кл.) М.М. Зощенко (2 рассказа по выбору): «Аристократка» (1923), «Баня» (1924) и др. (5-7 кл.) А.Т. Твардовский (1 стихотворение по выбору): «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «О сущем» (1957 – 1958), «Вся суть в одном-единственном завете…» (1958), «Я знаю, никакой моей вины…» (1966) и др.; «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942-1945) главы по выбору. (9 кл.) А.И. Солженицын (1 рассказ по выбору): «Матренин двор» (1959) или из «Крохоток» (1958 – 1960) – «Лиственница», «Дыхание», «Шарик», «Костер и муравьи», «Гроза в горах», «Колокол Углича» и др. (7-9 кл.) В.М. Шукшин (1 рассказ по выбору): «Чудик» (1967), «Срезал» (1970), «Мастер» (1971) и др. (7-9 кл.) Зарубежная литература Гомер «Илиада» (или «Одиссея») (фрагменты по выбору) (7 кл.) Данте «Божественная комедия» (фрагменты по выбору) (9 кл.) М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору) (7-8 кл.) В. Шекспир (1–2 сонета по выбору): № 66 «Измучась всем, я умереть хочу...» (пер. Б. Пастернака), № 68 «Его лицо - одно из отражений…» (пер. С. Маршака), №116 «Мешать соединенью двух сердец…» (пер. С. Маршака), №130 «Ее глаза на звезды не похожи…» (пер. С. Маршака) (7-8 кл.) Д. Дефо «Робинзон Крузо» (главы по выбору) (5 кл.) Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору) (6-7 кл.) Ж-Б. Мольер Комедии (1 по выбору): «Тартюф, или Обманщик» (1664), «Мещанин во дворянстве» (1670) (8-9 кл.) И.-В. Гете «Фауст» (1774 – 1832) (фрагменты по выбору) (9-10 кл.) Г.Х. Андерсен Сказки (1 по выбору) «Стойкий оловянный солдатик» (1838), «Гадкий утенок» (1843) (5 кл.) Дж. Г. Байрон (1 стихотворение по выбору): «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (1814) (пер. М. Лермонтова), «Прощание Наполеона» (1815) (пер. В. Луговского), Романс («Какая радость заменит былое светлых чар...») (1815) (пер. Вяч. Иванова), «Стансы к Августе» (1816)(пер. А. Плещеева) и др.; фрагменты одной из поэм по выбору, например, «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В. Левика) (9 кл.) Список №3 Русская литература Русский фольклор: сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песня и др. 10 произведений разных жанров (5-7 кл.) Поэзия пушкинской эпохи: К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский (2-3 стихотворения по выбору) (5-9 кл.) Литературные сказки XIX-ХХ века: А. Погорельский, В.Ф. Одоевский, С.Г. Писахов, Б.В. Шергин, А.М. Ремизов, Ю.К. Олеша, Е.В. Клюев и др. (1 сказка на выбор) (5 кл.) Поэзия 2-й половины XIX в.: А.Н. Майков, А.К. Толстой, Я.П. Полонский и др. (12 стихотворения по выбору) (5-9 кл.) Проза конца XIX - начала XX вв.: М. Горький, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин, И.С. Шмелев, А.С. Грин (2-3 произведения по выбору) (5-8 кл.) 7 Поэзия конца XIX - начала XX вв.: К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин, М.А. Волошин, В. Хлебников и др. (2-3 стихотворения по выбору) (5-8 кл.) Поэзия 20-50-х годов XX века: Б.Л. Пастернак, Н.А. Заболоцкий, Д. Хармс, Н.М. Олейников и др. (3-4 стихотворения по выбору) (5-9 кл.) Набоков, С.Д. Довлатов и др. (1 произведение – по выбору) (5-9 кл.) Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторовлауреатов премий и конкурсов «Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др.: Н. Назаркин, А. Гиваргизов, Ю. Кузнецова, Д. Сабитова, Е. Мурашова, А. Петрова, С. Седов, С. Востоков, Э. Веркин, М. Аромштам, Н. Евдокимова, Н. Абгарян, М. Петросян, А. Жвалевский и Е. Пастернак, Ая Эн, Д. Вильке и др. (1-2 произведения по выбору) (5-9 кл.) Литература народов России Г. Тукай, М. Карим, К. Кулиев, Р. Гамзатов и др. (1 произведение по выбору) (5-9 кл.) Зарубежная литература Зарубежный фольклор: легенды, баллады, саги, песни (2-3 произведения по выбору) (5-7 кл.) Зарубежная сказочная и фантастическая проза: Ш. Перро, В. Гауф, Э.Т.А. Гофман, бр. Гримм, Л. Кэрролл, Л.Ф. Баум, Д.М. Барри, Дж. Родари, М. Энде, Дж.Р.Р. Толкиен, К. Льюис и др. (2-3 произведения по выбору) (5-6 кл.) Зарубежная новеллистика, например, П. Мериме, Э. По, О`Генри, О. Уайльд, А.К. Дойл, Джером К. Джером, У. Сароян, и др. (2-3 произведения по выбору) (7-9 кл.) Зарубежная романистика XIX– ХХ века: А. Дюма, В. Скотт, В. Гюго, Ч. Диккенс, М. Рид, Ж. Верн, Г. Уэллс, Э.М. Ремарк и др. (1-2 романа по выбору) (7-9 кл.) Зарубежная проза о детях и подростках: М. Твен, Ф.Х. Бернетт, Л.М. Монтгомери, А. де Сент-Экзюпери, А. Линдгрен, Я. Корчак, Харпер Ли, У. Голдинг, Р. Брэдбери, Д. Сэлинджер, П. Гэллико, Э. Портер, К. Патерсон, Б. Кауфман, и др. (2 произведения по выбору) (5-9 кл.) Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы: Р. Киплинг, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Дарелл и др. (1-2 произведения по выбору) (5-7 кл.) Современная зарубежная проза: А. Тор, Д. Пеннак, У. Старк, К. ДиКамилло, М. Парр, Г. Шмидт, Д. Гроссман, С. Каста, Э. Файн, Е. Ельчин и др. (1 произведение по выбору) (5-8 кл.) Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор. Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия). Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм. Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; авторповествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс. 8 Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа. 3. Тематическое планирование 6 класс № урока Тема урока Введение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Читатель и герой прочитанных книг. Далекое прошлое человечества История человечества в произведениях литературы. Былины богатырский эпос русского народа. «На заставе богатырской». Былина «Три поездки Ильи Муромца». Особенности повествования и описания в былине. Образ русского богатыря. Средства создания образа героя. Практическая работа по былинам. А.Н. Островский. Весенняя сказка «Снегурочка». А.Н. Островский. Весенняя сказка «Снегурочка». Сцены из пьесы в стихах. Анализ формы м содержания пьесы. Герои сказок и былин. Тестирование. Литература XIX века Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен И.А. Крылова. 2-3 басни по выбору («Слон и Моська», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», и др.). И.А. Крылов. Басня «Два мальчика». Жадность и неблагодарность героя басни. И.А. Крылов. Басня «Волк и ягненок». Историческая подоплека басни. В.А. Жуковский. Элегия «Море». Анализ темы, идеи. В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Источники сюжета баллады. В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Реальное и мистическое. Средства создания эмоционального напряжения в балладе. Контрольное тестирование «Басня. Баллада». М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Пейзаж. Мир природы в поэтических строках XIX в. Вн. чт. В.Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши» (в сокращении). Особенности сюжета, композиции и языка произведения. Творческая работа «Страницы из дневника». Вн. чт. Портрет героя художественного произведения. А.С. Пушкин. Стихотворение-послание «К сестре», «И.И. Пущину» (4 мая), «К Юдину». Стихотворение А.С. Пушкина «Товарищам». Анализ лирического произведения. М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «На севере диком стоит одиноко». Тема одиночества и разочарования в стихотворениях поэта. Количество часов 1 1 6 1 1 1 1 1 1 47 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 Стихотворение «Три пальмы» (Восточное сказание). Жанр баллады в лирике М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Три пальмы» (Восточное сказание). Жанр баллады в лирике М.Ю. Лермонтова. И.С. Тургенев «Бежин луг». Смысл названия рассказа. Пейзаж и картины жизни крестьянских детей в изображении И.С. Тургенева в рассказе «Бежин луг». Сюжетные и жанрово-композиционные особенности повествования И.С. Тургенева. Речевая характеристика героев рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Контрольная работа по теме «Портрет литературного героя». Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Изображение жизни крестьянской детворы правдивыми красками времени. Стихотворение «Крестьянские дети». Мир детства в изображении Н.А. Некрасова. Стихотворение «Школьник» Н.А. Некрасова. Л.Н. Толстой. Повесть «Отрочество» (глава «Гроза»). Приближение грозы в изображении Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой. Повесть «Отрочество» (глава «Ключик»). «Чему быть, того не миновать...». Л.Н. Толстой. Повесть «Отрочество» (глава «Затмение»). Л.Н. Повесть «Отрочество» (глава «Мечты»). «И мы все летим выше и выше». Л.Н. Толстой. Повесть «Отрочество» (глава «Перемелется, мука будет»; глава «Отрочество»). Р.Р. Сочинение на тему «Я на пороге отрочества». Р.Р. Сочинение на тему «Я на пороге отрочества». Ф.М. Достоевский. «Мальчики» (из романа «Братья Карамазовы» (глава «Связался со школьниками»). Ф.М. Достоевский. «Мальчики» (из романа «Братья Карамазовы» (глава «Жучка»). Ф.М. Достоевский. Мальчики» (из романа «Братья Карамазовы» (глава «У Илюшиной постельки», «Речь у камня»). А.П. Чехов. Особенности творческой манеры письма автора. Рассказ «Хамелеон». Способы выражения идейно-эмоционального содержания рассказа А.П. Чехова «Хамелеон». Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Способы выражения идейно-эмоционального содержания в рассказе. Языковые и композиционные особенности рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Контрольная работа по теме «Речевая характеристика героя». Сюжет и герой. Н.Г. Гарин-Михайловский. Слово о писателе. Повесть «Детство Темы». Н.Г. Гарин-Михайловский. Повесть «Детство Темы» Анализ глав «Иванов», «Ябеда». Н.Г. Гарин-Михайловский. Повесть «Детство Темы». Анализ главы «Экзамены». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 Мир вещей XIX в. Р.Р. Сочинение на тему «Поступок героя и характер». Р.Р. Сочинение на тему «Поступок героя и характер». Зарубежная литература Теренс Хэнбери Уайт. Свеча на ветру. Герои и события. Теренс Хэнбери Уайт. Свеча на ветру. Роль портрета в рассказе о Ланселоте. Марк Твен. Повесть «Приключения Гекльберри Финна» (фрагменты). История веселых приключений. Марк Твен. Повесть «Приключения Гекльберри Финна» (фрагменты). Речевая характеристика героя. Марк Твен. Повесть «Приключения Гекльберри Финна» (фрагменты). «Разве догадаешься, что у него на уме?..» Марк Твен. Повесть «Приключения Гекльберри Финна» (фрагменты). Мир глазами ребенка. Жюль Верн. Роман «Таинственный остров». Своеобразие сюжета и жанра произведения. Жюль Верн. Роман «Таинственный остров» Реальное и вымысел в романе «Таинственный остров». Тема робинзонады в романе «Таинственный остров». Оскар Уайльд. Рассказ «Кентервильское привидение». «Что такое жизнь?» Оскар Уайльд. Особенности жанра и сюжета рассказа «Кентервильское привидение». Контрольное тестирование по теме «Приключения и путешествия». Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка-притча. Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка-притча «Маленький принц». «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка-притча «Маленький принц». Речевая характеристика героя. Р.Р. Сочинение на тему «Я родом из детства». Р.Р. Сочинение на тему «Я родом из детства». Вн. чт. Герой среди героев. Литература XX века А.Т. Аверченко. Юмористические рассказы. А.Т. Аверченко. Рассказ «Смерть африканского охотника». Смех, юмор. Композиционно-сюжетная схема произведения, анализ образа главного героя. Вн.чт. М. Зощенко Сатира и юмор в творчестве писателя. Анализ рассказов «Аристократка», «Баня». Вн.чт. М. Зощенко Сатира и юмор в творчестве писателя. Анализ рассказов «Аристократка», «Баня». М. Горький. Слово о писателе. Автобиографическая повесть. М. Горький. Повесть «Детство». Жанрово-композиционные и языковые особенности произведения. М. Горький. Повесть «Детство». Способы выражения авторской позиции. А.С. Грин. Рассказ «Гнев отца». Сюжет, тема, проблема. А.С. Грин. Рассказ «Гнев отца». Герой повествования. 1 1 1 18 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни». Мечты о несбыточном будущем. К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни». «Так вот он какой, Кавказ!» Читатель-подросток и мир вокруг. Еще раз о герое произведения - читателе. Читатель-подросток и мир вокруг. Еще раз о герое произведения - читателе. Ф.А. Искандер. Цикл рассказов «Детство Чика». Ф.А. Искандер. Цикл рассказов «Детство Чика». «Чик очень любил это место» Анализ эпизода. Ф.А. Искандер. Цикл рассказов «Детство Чика» Премьера инсценировки. Р.Р. Сбор материалов к написанию сочинения. Сочинение на тему «Моя любимая книга о приключениях». Р.Р. Сочинение на тему «Моя любимая книга о приключениях». Краски солнечного детства в стихотворении И.А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги». Картины движения жизни в природе в стихотворении Н.А. Заболоцкого «Гроза идёт». К.Д. Бальмонт. Стихотворение «Золотая рыбка». Мир через призму волшебства. Приметы лета в стихотворении Б.Л. Пастернака «Июль». К.М. Симонов. Поэзия о ВОВ. К.М. Симонов «Сын артиллериста». Сюжетно-композиционное построение произведения. Образ героя на войне. Вн. чт. Урок-концерт, посвященный ВОВ. Герой художественного произведения и автор. Сюжет. Фабула. Композиция. Диалог. Монолог. Полилог. Итоговое тестирование. Повторение и обобщение, пройденного материала. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование 7 класс № урока 1 2 3 4 5 6 Тема урока Количество часов Введение Роды и жанры литературы. Фольклор 1 1 2 Художественные особенности сатирической драмы «Барин». Жанры фольклора. Детский фольклор. Античная литература Мелическая поэзия в Греции 7-6 в. до н.э. Гомер и его поэмы. «Илиада». Художественный стиль гомеровского эпоса. Эпоха Возрождения Эпоха Возрождения. Жизнь и творчество У. Шекспира. 1 1 2 1 1 3 1 12 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Тема, идея, проблема, образы Ромео и Джульетты. Жанровая специфика трагедии. Сонеты У. Шекспира (№ 66, 68, 130). Литература XIX века Обзор жанров классической литературы XIX века. История басни. Творческая лаборатория: «Сочиняем басню». Из истории баллады. В.А. Жуковский. Баллада «Перчатка». В.А. Жуковский. Баллада «Светлана». Тема, идея, сюжет. Жанровое своеобразие произведения. Богатство и разнообразие жанров лирики и прозы А.С. Пушкина. Лирика: «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Элегия», «К портрету Жуковского», «Певец». Особенности жанра и композиции повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Вн. чт. А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Роман А.С. Пушкина «Дубровский». История создания, сюжет, композиция, герои романа. Дубровский и Маша Троекурова. Судьба героев романа. Р.Р. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский». Р.Р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский». М.Ю. Лермонтов. Выразительность лирики. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». История создания. Сюжет, композиция, герои поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Итоговый урок по творчеству М.Ю. Лермонтова. Тестирование. Н.В. Гоголь «Ревизор». История создания комедии. История Хлестакова. Нравы уездного города (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»). Городские жители и Хлестаков. Смех в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Р.Р. Подготовка к сочинению по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Р.Р. Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Общая характеристика жанра. Стихотворение в прозе «Русский язык». Н.А. Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша»: определение жанра. Характеристика героев сказа Н.С. Лескова «Левша». «Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба Левши. Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша». Сатира как жанр и как литературное направление. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». 1 1 35 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Вн.чт. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. «Премудрый пискарь». Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ А.П. Чехова «Жалобная книга». Вн.чт. Юморески А.П. Чехова «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия». Литература XX века Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Творчество В.Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку». Жанры лирики К.Д. Бальмонта. Активность поисков жанров в лирике И. Северянина. Лирические раздумья поэтов. Н.А. Заболоцкий. Б.Ш. Окуджава. В.С. Высоцкий. Два перевода стихотворения Р. Киплинга «Если...» М. Горький «Старуха Изергиль». Сюжет и герой легенды о Данко. М. Горький. «Старый Год». Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. Слово о В.В. Маяковском. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Гимн обеду». М.А. Булгаков. «Ревизор с вышибанием». К.Г. Паустовский. «Рождение рассказа». Эссе как жанр литературы. К.Г. Паустовский «Радость творчества». Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Водевиль как драматический жанр. А.В. Вампилов. Водевиль «Несравненный Наконечников». М.А. Шолохов. Главы из романа «Они сражались за Родину». Один день на войне (по произведению М.А. Шолохова «Они сражались за Родину»). Час мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне. В.Г. Распутин «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Творческая работа по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского». Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Зарубежная литература Фантастический рассказ Р. Шекли «Запах мысли». Нравственные проблемы рассказа Р. Шекли «Запах мысли». А. Конан Дойл. Рассказы о Шерлоке Холмсе. «Пляшущие человечки». Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы. Р. Киплинг, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Дарелл и др. (автор на выбор) Итоговый урок. 1 1 1 1 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 14 Тематическое планирование 8 класс № урока Тема урока Введение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Литература и время. История на страницах произведений различных жанров. Фольклор Народная историческая песня «Правеж», «Петра I узнают в шведском городе». Художественные особенности песен исторической тематики. Слово и мелодия песни. Народный театр. «Как француз Москву брал». Древнерусская литература Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Летопись «Смерть Олега от своего коня». Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Житие как жанр. «Сказание о житии Александра Невского» Житие Сергия Радонежского. Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». Эпоха Возрождения История на страницах произведений эпохи Возрождения. М. де Сервантес «Дон Кихот» (фрагменты). Ж.Б. Мольер. Мещанин во дворянстве Конфликт. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Литература XVIII века Творчество Д.И. Фонвизина. история создания пьесы «Недоросль» и ее сценическая судьба. Обзор содержания. Герои и события комедии. Проблема гражданственности. Литература XIX века Былины и их герои в литературе 19 века. Былины и их герои в литературе 19 века. А.К. Толстой «Илья Муромец», «Правда». Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Сюжет и герои поэмы. Близость героев к миру природы. В. Скотт «Айвенго». Исторический роман. Изображение героев и эпохи. В. Скотт «Айвенго». Концепция истории и человека в романе. Автор-повествователь. И.А. Крылов «Волк на псарне». Историческое событие и жанр басни. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Обращение к истории Древней Руси. А.С. Пушкин «Анчар». А.С. Пушкин «Полтава». Описание битвы и ее главного героя. Количество часов 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 38 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 А.С. Пушкин Трагедия «Борис Годунов» Исторические и нравственные проблемы (фрагменты). А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Жанровое своеобразие произведения. Роль эпиграфа. Истоки формирования личности Гринева. Встреча с вожатым. Белогорская крепость. Проблема чести и достоинства. Гринев и Швабрин. Падение Белогорской крепости. Трагическая непримиримость борющихся сторон. Изображение народной войны и её вождя. Образ Пугачева. Спасение Маши. Последний день в Белогорской крепости. Великодушие Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Гринева. Становление личности под влиянием «благих потрясений». Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини. Смысл названия романа. Отношение автора и рассказчика к народной войне. Человек и история. Частное и историческое в повести. Р.Р. Сочинение по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Р.Р. Сочинение по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». М.Ю. Лермонтов Стихотворение «Родина», «Пророк». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Герои поэмы и их судьбы. Образ Ивана Грозного. Пафос романтической поэмы. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Знакомство с автором. Сюжет повести. Проблема национального самосознания. Приемы создания героического характера. Тарас и его сыновья. Сопоставление Остапа и Андрия. Патриотический пафос. Художественные особенности повести «Тарас Бульба». Роль пейзажа. Р.Р. Сочинение по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Р.Р. Сочинение по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Вн. чт. А. Дюма «Три мушкетера» Критический обзор произведения. Мастерство описаний на страницах художественных произведений: портрет исторического героя; портрет эпохи, интерьера времени. А.К. Толстой «Василий Шибанов». Сюжет баллады, её герои, мастерство характеристик и яркость повествования. А.К. Толстой «Князь Серебряный». Сюжет и герои романа. Образ Ивана Грозного. Исторические лица в романе. А.К. Толстой «Князь Серебряный». Вымышленные герои в романе. Мастерство воссоздания атмосферы эпохи. Историческая достоверность. Использование произведений фольклора. Л.Н. Толстой «После бала». Роль приема контраста. Герои рассказа. Взгляд писателя на ближайшую историю. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Творческая работа. Рассказ, построенный на контрасте. Историческое прошлое в лирике поэтов 19 века. В.А. Жуковский «Воспоминание», А.С. Пушкин «Воспоминание», «Стансы» и др. Литература XX века Былины и их герои в произведениях 20 века. Прочность традиций. И.А. Бунин «На распутье», «Святогор», К.Д. Бальмонт «Живая вода». Ю.Н. Тынянов «Восковая персона». Образ Петра и его окружения. Изображение эпохи. М. Алданов «Чертов мост». Тема героического прошлого России. Образ Суворова. Б. Васильев «Утоли мои печали...». Изображение ходынской трагедии». Взаимоотношения власти и народа. Сюжет и герои повести. Тема Великой Отечественной войны в творчестве русских поэтов. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. А. Ахматова «Клятва», «Мужество», К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. А. Ахматова «Клятва», «Мужество», К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др. Р.Р. Сочинение - отзыв о произведении. Р.Р. Сочинение - отзыв о произведении. Л.М. Леонов «Золотая карета». Сюжет пьесы, её композиция и герои. Нравственные проблемы, поставленные пьесой. Л.М. Леонов «Золотая карета». Нравственные проблемы, поставленные пьесой. История на страницах поэзии 20 века. В.Я. Брюсов «Тени прошлого», З.Н. Гиппиус «14 декабря», Н.С. Гумилев «Старина», М.И. Цветаева «Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого года». Е. Евтушенко «Когда звонят колокола», В. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века». Работа со стихотворными текстами. Р.Р. Сочинение «Изображение истории на страницах художественного произведения и позиция автора». Р.Р. Сочинение «Изображение истории на страницах художественного произведения и позиция автора». Зарубежная литература Современная зарубежная проза. А. Тор, Д. Пеннак, У. Старк, К. ДиКамилло, М. Парр и др. (автор на выбор) Подведение итогов. 1 1 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 Тематическое планирование 9 класс 17 № урока Тема урока Введение 1 2 3 4 5 Шедевры русской литературы. Древнерусская литература Истоки и начало древнерусской литературы. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). «Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…» Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова…». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. «Плач Ярославны». Выразительное чтение наизусть. Литература XVIII века 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Классицизм как литературное направление. Периоды формирования русской литературы 18 века. М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. Жанр оды. Средства создания идеального монарха. Ода «На день восшествия…» - типичное произведение в духе классицизма. Г.Р. Державин. Философская проблематика произведений. «Властителям и судиям». Новаторство Державина-поэта. «Памятник». Контрольная работа по теме «Древнерусская литература и классицизм». Н.М. Карамзин. Жизнь и творчество. Н.М. Карамзин-историк. Литературное направление сентиментализм. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Вн. чт. А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Отражение в «Путешествии…» просветительских взглядов автора. Литература XIX века Художественный мир русской литературы 10-20-х гг. XIX века. Литературные течения этого периода. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Черты романтизма в лирике. Тема человека и природа. Баллады поэта. Народные обычаи. А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество. А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума». Утро в доме Фамусова. Анализ 1 действия комедии. Фамусов – Чацкий – Софья. Анализ 2 действия комедии. Анализ сцены бала. Чацкий и фамусовская Москва. Монолог Чацкого. Молодое поколение в комедии. Загадка Софьи. Чацкий и Молчалин. Количество часов 1 1 4 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 55 1 1 1 1 1 1 1 1 18 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 Р.Р. Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Обучению конспектированию. Р.Р. Контрольное сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Р.Р. Контрольное сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Вн. чт. Поэты пушкинской поры. Е.А. Баратынский как представитель «поэзия мысли». К.Н. Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости». Одушевленная жизнь природы в стихотворениях А.В. Кольцова. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта. Лицейская лирика. Тема «дружества святого» в творчестве А.С. Пушкина. Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина. анализ стихотворений «К Чаадаеву», «К морю». Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Р.Р. Обучение анализу лирического стихотворения. Мое любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка. Вн. чт. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. «Моцарт и Сальери». А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции. Комментированное чтение 1 главы романа. Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни. Комментированное чтение 2 главы романа «Евгений Онегин». Комментированное чтение 3-4 главы. Письмо Татьяны как выражение ее чувств, движения ее души. Сюжет и композиция 5-6 главы. Исповедь Онегина. Комментированное чтение 7 главы. «Без Онегина». Татьяна и Онегин в 8 главе. Р.Р. Контрольное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Р.Р. Контрольное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М.Ю. Лермонтов. Судьба и личность поэта. Время Лермонтова. Тема поэта и толпы в лирике М.Ю. Лермонтова «Поэт», «Пророк». Философская тема в лирике М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», «Дума». Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова. Замысел и проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Композиция романа и его герой. Фабула произведения. Анализ главы «Бэла». Анализ глав «Максим Максимыч», «Тамань». Анализ главы «Княжна Мэри». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Анализ главы «Фаталист». Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Р.Р. Контрольное сочинение по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Р.Р. Контрольное сочинение по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». История замысла, жанр, композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Образы помещиков и чиновников и среда их создания. Образ Чичикова. Анализ 11 главы. Н.В. Гоголь. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Вн. чт. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Тема «маленького человека» в повести. Отношение автора к герою. Контрольная работа по теме «Творчество Н.В. Гоголя». Философское понимание мира в поэзии Ф.И. Тютчева. «Эти бедные селенья…», «Есть в осени первоначальной…», «Певучесть есть в морских волнах…», «Нам не дано предугадать…» А.А. Фет. Философские размышления о вечном: «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «Я тебе ничего не скажу…», «На стоге сена ночью южной…» (1857), «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Тема народного страдания в лирике поэта. А.Н.Майков. Лирика. Любовь в жизни и творчестве И.С. Тургенева «Первая любовь». Сюжет. Нравственная проблематика повести. Автобиографический характер. Слово о Л.Н. Толстом. Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование характера и взглядов Николеньки Иртеньева. Особенности поэтики Л. Толстого. «Диалектика души» героев в повести «Юность». А.П. Чехов, Слово о писателе. Комическое и трагическое в прозе А.П. Чехова. А.П. Чехов «Человек в футляре». Трансформация темы «маленького» человека. Р.Р. Контрольное сочинение по теме «Литература II половины XIX века». Р.Р. Контрольное сочинение по теме «Литература II половины XIX века». Литература XX века Обращение писателей второй половины 20 века к острым проблемам современности. Образы родины, природы, откровения души лирического героя в стихотворениях И. Бунина. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 1 1 20 М. Горький «Мои университеты», автобиографическая трилогия. Элементы публицистики в повести М. Горького «Мои университеты». Творчество А. Блока. Женские образы в лирике поэта. «Девушка пела в церковном хоре…», «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…», «Незнакомка». Поэзия А.А. Ахматовой – лирический дневник. «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля». Г. Тукай. «Родная деревня» Анализ литературы народов России. С. Есенин и его судьба. Тема Родины и тема любви в лирике С. Есенина. «Гой ты, Русь, моя родная…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…» В.В. Маяковский «Послушайте!», «Прозаседавшиеся». Комедия М.А. Булгакова «Мертвые души» по поэме Н.В. Гоголя. Художественные особенности комедии М.А. Булгакова «Мертвые души». М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиции. Стихотворения А. Твардовского о войне. «В тот день, когда окончилась война…», «О сущем». А. Твардовский Поэма «Василий Теркин». Образ русского солдата на войне. А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа. Образ главной героини. Образы чудиков в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Чудик». Повествование в рассказе В.П. Астафьева «Царь-рыба». Анализ фрагментов. Нравственные проблемы в повести В.Г. Распутина «Деньги для Марии». Контрольная работа по теме «Литература XX века». А. Вампилов «Старший сын» Смысл названия пьесы. Вн.чт. Проза русской эмиграции. И.С. Шмелев «Лето Господне». Критический обзор романа. Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов времени «оттепели» (А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский и др.). Проза и поэзия последних десятилетий. Н Назаркин, А. Гиваргизов, Ю. Кузнецова, Д. Сабитова, Е. Мурашова (на выбор). Зарубежная литература 1 92 Данте «Божественная комедия» (фрагменты). Композиция «Божественной комедии». Ад, Чистилище и Рай как варианты финала человеческой судьбы. 1 93 Данте «Божественная комедия» (фрагменты). Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. У. Шекспир. «Гамлет». Слово о драматурге. 1 «Гамлет» как философская трагедия. Образ Гамлета в ряду «вечных» образов. 1 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 94 95 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 21 96 97 98 99 И. Гёте. «Фауст» (фрагменты). Трактовка народной легенды в трагедии «Фауст». Дж.Г. Байрон «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!». Дж.Г. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда» Анализ отдельных фрагментов поэмы. Подведение итогов. Пути развития литературы в XIX—XX— XXI вв. Богатство тематики и жанровое многообразие. Утверждение реализма в русской литературе. 1 1 1 1 22