Учебный план НОО 2024-2025 учебный год

Приложение 2
к ООП ОП НОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 85
Ленинского района
г. Екатеринбурга
620149, Российская Федерация, г. Екатеринбург,
ул. Серафимы Дерябиной, 49а Тел./факс 240-50-24
ПРИНЯТО :
На педагогическом совете
Протокол № -/
от «^»
2024 г

Учебный план
начального общего образования
2024 - 2025 учебный год

Екатеринбург 2024

Пояснительная записка
к учебному плану
МАОУ СОШ № 85 Ленинского района города Екатеринбурга
для 1-4 классов (ФГОС НОО)
на 2024/2025 учебный год
Учебный план МАОУ СОШ № 85 города Екатеринбурга, реализующий
основную образовательную программу начального общего образования,
сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом основной
образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО),
обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных
общеобразовательных
программ,
установленных
федеральными
государственными образовательными стандартами.
Учебный план разработан на основе нормативно-правовых документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказ Министерства просвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»»;
 Приказ Министерства просвещения от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования»;
 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 19.02.2024 №
НО «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и
науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных
стандартов основного общего образования»;
 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 19.02.2024 №
171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования, среднего общего
образования»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
2

деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников»;
 Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ
СОШ № 85;
 Устав МАОУ СОШ № 85.
Учебный план для 1-4 классов является частью основной образовательной
программы начального общего образования; срок реализации 4 года.
Учебный план основан на требованиях ФГОС начального общего
образования. Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы
обучающихся определяется образовательной организацией самостоятельно.
Организация образовательного процесса в очно-заочной форме и в заочной
форме осуществляется на основании заявления законных представителей
обучающегося.
Количество обязательных учебных предметов соответствует учебному
плану очной формы обучения. Выбор очно-заочной или заочной формы обучения
(как для всех предметов учебного плана, так и для ряда отдельных предметов)
ежегодно подтверждается заявлением родителей (законных представителей)
обучающихся.
Учебный план начального общего образования рассчитан на 4-летний
нормативный срок освоения образовательных программ начального общего
образования при 5-дневной учебной неделе для 1-4 классов.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели во 2-4-х классах, в
1-х классах - 33 недели.
2024-2025 учебный год в МАОУ СОШ № 85 начинается 2 сентября 2024
года. Окончание текущего учебного года 26 мая 2025 года. Для профилактики
переутомления обучающихся в календарном учебном графике предусмотрено
равномерное распределение периодов учебного времени и каникул, включая
дополнительные каникулы 1-х классов в феврале. Продолжительность каникул в
течение учебного года не менее 30 календарных дней.
Учебный год условно делится на четверти, являющиеся учебными
периодами, по итогам которых выставляются отметки за текущее освоение
образовательных программ. Во 2-4 классах промежуточная аттестация
проводится по итогам четвертей и по итогам учебного года.
Планируемая учебная нагрузка за неделю, необходимая для освоения
обучающимися учебного плана, не превышает величину недельной
образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10.
В 1х классах максимальная нагрузка 21 час, во 2-4 классах – 23 часа в
неделю. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в
течение учебной недели. Обучение осуществляется в две смены. Проведение
«нулевых» уроков не допускается.
Учебные занятия первой смены начинаются в 8-30. Учебные занятия второй
смены начинаются в 13.35.
Продолжительность урока составляет:
— в 1 классе — 35 мин (сентябрь — декабрь), 40 мин (январь — май);
— во 2—4 классах — 40 мин.
3

Продолжительность перемен между уроками составляет от 10 до 20 минут.
Перерыв между занятиями внеурочной деятельности соответствует основному
расписанию звонков. Расписание звонков ежегодно утверждается приказом
директора образовательной организации на начало нового учебного года.
При разработке содержания учебного предмета «Физическая культура»
учитывается состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от
состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную
медицинскую (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации обучающихся,
отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для
занятий физической культурой»).
Структура учебного плана
начального общего образования (нормативный срок освоения – 4 года)
В 2024/2025 учебном году учебный план МАОУ СОШ № 85 на уровне
начального общего образования реализует основную образовательную программу
начального общего образования для 1-4 классов в соответствии с требованиями
ФГОС НОО.
Учебный план 1-4 классов обеспечивает введение в действие и реализацию
требований обновлённого ФГОС начального общего образования, определяет
общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам
(годам обучения).
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования,
обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их
родителей (законных представителей) в соответствии с возможностями
образовательной организации.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение
по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает
содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей
современного начального общего образования:
воспитание российской гражданской идентичности обучающихся;
формирование уважительного отношения к закону и правопорядку, осознания
своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения;
4

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора;
формирование коммуникативной компетентности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, экологически
целесообразного образа жизни;
формирование осознания значимости профессиональной деятельности для
человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Обязательная часть учебного плана представлена следующими предметами:
 «Русский язык»;
 «Литературное чтение»;
 «Иностранный язык (английский)» (2-4 классы);
 «Изобразительное искусство»;
 «Музыка»;
 «Математика»;
 «Окружающий мир»;
 «Физическая культура»;
 «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс);
 «Труд (технология)».
Учебный план учитывает специфику используемых в образовательном
процессе системы учебников для 1-4-х классов УМК «Школа России»,
рекомендованных к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях. Система данных учебников представляет собой
ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и
методических принципов информационно-образовательной среды для начальной
школы, позволяющей реализовывать на практике важнейшее положение ФГОС
НОО – «эффективность учебно-познавательного процесса должна обеспечиваться
информационно-образовательной средой – системой информационнообразовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для
реализации основной образовательной программы НОО».
Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие
обучающихся, становление их личности, усиление гуманитарной, практической и
общеразвивающей направленности при изучении всех учебных предметов,
формирование навыков информационной культуры.
Русский язык и литература. Предметная область включает два учебных
предмета: «Русский язык» и «Литературное чтение».
На изучение учебного предмета «Русский язык» в 1-4 классах предусмотрено 5
часов в неделю.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной
взаимосвязи со всеми учебными предметами, но особенно с литературным
чтением, так как они не только включены в единую предметную область, но и
направлены на формирование и развитие орфографической и лингвистической
грамотности обучающихся.
Целями изучения предмета являются:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
5

самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации,
языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной
речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 1-4 классах 4 часа в
неделю.
Целями обучения литературному чтению в начальной школе являются:
1) осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности
обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в
систематическом чтении;
2) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и
оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их
обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух
и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Иностранный язык.
На изучение учебного предмета «Иностранный язык (английский)» во 2-4 классах
предусмотрено 2 часа в неделю.
Освоение обучающимися курса формирует элементарные коммуникативные
умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые
способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника;
способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.
Целями изучения предмета являются:
1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с
6

носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и
потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для
овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном
языке, расширение лингвистического кругозора;
3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям
другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других
странах, с детским фольклором и доступными образцами детской
художественной литературы.
При проведении занятий по английскому языку осуществляется деление класса на
две группы.
Математика и информатика.
На учебный предмет «Математика» в 1 – 4 классах отводится по 4 часа. В процессе
усвоения математического содержания обучающиеся овладевают обобщёнными
видами
деятельности:
анализировать,
сравнивать
классифицировать
математические объекты (числа, величины, числовые выражения, геометрические
фигуры); описывать ситуации, используя числа, величины, арифметические
действия; моделировать математические отношения; планировать решение
задачи; объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия; описывать
свойства геометрических фигур; конструировать их модели; прогнозировать
результат вычислений; строить рассуждения, аргументировать высказывания,
различать обоснованные и необоснованные суждения, устанавливать причинноследственные связи; осуществлять анализ математических объектов, выделять
их существенные и несущественные признаки. Таким образом, происходит
интеграция материала по информатике в курс математики. Изучение данного
курса направлено на развитие пространственного воображения, освоение
начальных математических знаний, умение решать учебные и практические
задачи средствами математики, использование математических знаний в
повседневной
жизни,
приобретение
начального
опыта
применения
математических знаний для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач, формирование математического языка и математического
аппарата как основы компьютерной грамотности.
Целями изучения предмета являются:
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных
и пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета,
прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и
выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно-познавательных учебно-практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в
соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать,
распознавать и изображать литературоведческих понятий;
7

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Обществознание и естествознание (Окружающий мир)
На изучение предмета «Окружающий мир» в 1 – 4 классах отведено 2 часа в
неделю.
Курс является интегрированным, в его содержание дополнительно введены
развивающие модули и разделы социально - гуманитарной направленности,
элементы основ безопасности жизнедеятельности, а так же разделы
краеведческой направленности.
Целями изучения предметной области являются:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства
гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
Основы религиозных культур и светской этики
В соответствии с приказом Минобрнауки России «О введении ОРКиСЭ» от 22. 08.
2012 г. N 08 - 250 в 4 - х классах введен предмет «Основы религиозных культур и
светской этики» в объеме 1 часа в неделю.
Целями изучения предмета являются:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному
саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали,
понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и
обществе;
2) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
3) формирование первоначальных представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
4) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
5) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,
духовных традициях народов России;
6) осознание ценности человеческой жизни.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и
светской этики» выбор одного из учебных модулей «Основы православной
культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России»,
«Основы светской этики» осуществляется по заявлению родителей (законных
8

представителей) несовершеннолетних обучающихся, оформленных до 1 сентября
нового учебного года. Предметная область «Основы религиозных культур и
светской этики» изучается в 4 классе.
Искусство.
На преподавание предметов образовательной области «Искусство» в 1 – 4 классах
предусмотрено: «ИЗО» - 1 час в неделю и «Музыка» - 1 час в неделю. Изучение
данных предметов направлено на формирование основ художественной и
музыкальной культуры, овладение практическими умениями и навыками в
восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
Искусство (Изобразительное искусство)
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в
общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и
оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных
видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре,
художественном конструировании), а также в специфических формах
художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Искусство (Музыка)
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни
человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса
к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и
музыкально-пластических
композиций,
исполнении
вокально-хоровых
произведений, в импровизации.
Технология
Образовательная область технология представлена учебным предметом «Труд
(Технология)» и в 1 – 4 классах изучается 1 час в неделю.
Изучение данного предмета направлено не только на приобретение навыков
самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки
материалов, усвоение правил техники безопасности, но и приобретение
первоначальных
навыков
совместной
продуктивной
деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Целями изучения данного предмета являются:
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности
правильного выбора профессии;
9

2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как
продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими
приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения
несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских),
технологических и организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной
деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Физическая культура
Образовательная область «Физическая культура» представлена в учебном плане
предметом «Физическая культура», на который отведено 2 часа в неделю.
Цели:
1) формирование первоначальных представлений о значении физической
культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и
психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое,
интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и
здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
2)
овладение
умениями
организовывать
здоровьесберегающую
жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия,
подвижные игры и т. д.);
3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья
(рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств
(силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию
интересов и потребностей обучающихся МАОУ СОШ № 85, их родителей
(законных представителей), образовательного учреждения. Время, отводимое на
данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся, может быть использовано:
 на проведение учебных занятий для углубленного изучения отдельных
обязательных учебных предметов;
 на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные.
Учебный план 1-4-х классов составлен на 4 года обучения по программам
начального общего образования и составляет за 4 года обучения 3039 часов,
предусмотренных ФГОС.

10

Учебный (недельный) план начального общего образования
Предметные области

Учебные предметы (учебные
модули)
Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык (английский)

Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика и
Обществознание

Математика

Количество часов в неделю

I

II

III

IV

5
4

5
4
2

5
4
2

5
4
2

20
16
6

4
2

4
2

4
2

16
8

0

0

1

1

1
1
1
2

1
1
1
2

1
1
1
2

4
4
4
8

22

22

23

87

1

1

0

3

(план)
0
4
2

естествознание
(окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Технология
Физическая культура

Окружающий мир
Основы религиозных культур и
светской этики: учебный модуль
Основы светской этики
Основы православной культуры
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)
Физическая культура
Итого

Всего

0
1
1
1
2
20

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Математика и
Финансовая грамотность
1
информатика
Учебные недели

33

34

34

34

135

Всего часов

693

782

782

782

3039

Максимально допустимая учебная нагрузка при
пятидневной учебной неделе

21

23

23

23

90

11

Учебный (годовой) план начального общего образования
Предметные области

Учебные предметы (учебные
модули)
Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык (английский)

Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика и
Обществознание

Математика

Количество часов в неделю

I

II

III

IV

165
132
(план)

170
136
68

170
136
68

170
136
68

675
540
204

136
68

136
68

136
68

540
270

0

0

34

34

34
34
34
68

34
34
34
68

34
34
34
68

135
135
135
270

748

748

782

2938

34

34

0

101

0
132
66

естествознание
(окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Технология
Физическая культура

Окружающий мир
Основы религиозных культур и
светской этики: учебный модуль
Основы светской этики
Основы православной культуры
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)

33
33
33

Физическая культура

66

Итого

Всего

0

660

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Математика и
Финансовая грамотность
33
информатика
Учебные недели

33

34

34

34

135

Всего часов

693

782

782

782

3039

Максимально допустимая учебная нагрузка при
пятидневной учебной неделе

21

23

23

23

90

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».