4
''Чэ *
J
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
для обучающихся 1-4 классов
срок реализации программы 1 год
Содержание
1
Содержание учебного предмета
стр.1
Планируемые результаты освоения учебного предмета
2
стр.З
Тематическое
планирование
с
указанием
количества стр. 18
3
академических часов, отводимых на освоение каждой темы
1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия - наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к
труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия - наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и
религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в
исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в
исламкой традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы
ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как
устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов
России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия - наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию.
Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и
бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России.
Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы.
Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в
буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия - наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию.
Культура и религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты
иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской
культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота
(Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в
повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом.
Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их
история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ
РОССИИ»
Россия - наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели.
Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек
в религиозных традициях мира. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство
в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. Религии России.
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Обычаи и обряды.
Религиозные ритуалы в искусстве. Праздники и календари в религиях мира.
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие,
забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к
ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия - наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни
3
человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина.
Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время.
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания
морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как
нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
• понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать
чувство гордости за свою Родину;
• формировать
национальную и гражданскую самоидентичность,
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
• понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
• понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни
личности, семьи, общества;
• осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную
религию или не исповедовать никакой ре-лигии;
• строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты,
уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к
религии или к атеизму;
• соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям
народов
России,
терпимость
к
представителям
разного
вероисповедания;
• строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил;
проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость,
доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на
помощь;
• понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной
культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать
негативных поступков и действий, оскорб-ляющих других людей;
4
понимать необходимость бережного отношения к материальным и
духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач
учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
• формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять и находить наиболее эффективные способы
достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс
их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств
и средств информационно-коммуникационных технологий для решения
различных коммуникативных и познавательных задач;
• совершенствовать
умения в области работы с информацией,
осуществления информационного поиска для выполнения учебных
заданий;
• овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;
• овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
• формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого
иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения,
умений договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
• ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности
общества - мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм,
•
5
благотворительность, а также используемых в разных религиях (в
пределах изученного);
• использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях
и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
• применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе
изучаемого фактического материала;
• признавать
возможность существования разных точек зрения;
обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
• выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
Работа с информацией:
• воспроизводить
прослушанную
(прочитанную)
информацию,
подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к
гражданской этике;
• использовать разные средства для получения информации в соответствии
с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
• находить дополнительную информацию к основному учебному
материалу в разных информационных источниках, в том числе в
Интернете (в условиях контролируемого входа);
• анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных
источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и
правильность.
Коммуникативные УУД:
• использовать смысловое чтение для выделения главной мысли
религиозных
притч,
сказаний,
произведений
фольклора
и
художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций,
раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
• соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать
вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение
к собеседнику с учётом особенностей участников общения;
• создавать
небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для
воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей,
представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
• проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных
ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального
благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и
способы их предупреждения;
6
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки,
ориентируясь на нравственные правила и нормы современного
российского общества; проявлять способность к сознательному
самоограничению в поведении;
• анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и
негативного отношения к окружающему миру (природе, людям,
предметам трудовой деятельности);
• выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать
проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
• проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к
предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах
светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
• выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно
принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
• владеть
умениями
совместной
деятельности:
подчиняться,
договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать
возникающие конфликты;
• готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и
видеопрезентацией.
•
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной
культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
• выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
• выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
• выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;
•
рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали,
их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в
7
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
общении и деятельности;
раскрывать основное содержание нравственных категорий в
православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение,
покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как
нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание
и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских
заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять
«золотое правило нравственности» в православной христианской
традиции;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о БогеТроице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как
Спасителе, Церкви;
рассказывать о Священном Писании Церкви - Библии (Ветхий Завет,
Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях
святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах
(общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания,
Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
рассказывать о назначении и устройстве православного храма
(собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах
поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;
рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах,
назначении поста;
раскрывать основное содержание норм отношений в православной
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей
к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам;
православных семейных ценностей;
распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её
смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об
иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с
картинами;
излагать основные исторические сведения о возникновении
православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими
словами объяснять роль православия в становлении культуры народов
России, российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
8
православного исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые
места), оформлению и представлению её результатов;
• приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности, поступать согласно своей совести;
• выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного
и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,
любви к Оте-честву, нашей общей Родине - России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
• называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
• выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной
культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений:
• выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
• выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
• выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;
• рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми,
в общении и деятельности;
• раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской
культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность,
справедливость, честность, великодушие, скромность, верность,
терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям);
• первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики;
9
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере
и её основах;
рассказывать о Священном Коране и сунне - примерах из жизни пророка
Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе
(намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр);
рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб),
нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями
ислама;
рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам,
Маулид);
раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей к
отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; норм
отношений с дальними родственниками, соседями; исламских семейных
ценностей;
распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её
смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента;
рассказывать о художественной культуре в исламской традиции,
религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;
излагать основные исторические сведения о возникновении исламской
религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама
в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исламского исторического и культурного наследия в своей местности,
регионе (мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и
представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания;
понимание
российского
общества
как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского)
патриотизма, любви к Оте-честву, нашей общей Родине - России;
приводить примеры сотрудничества последователей традиционных
религий;
10
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
• выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в исламской духовно-нравственной
культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы буддийской культуры» должны отражать сформированность умений:
• выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
• выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
• выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;
• рассказывать
о нравственных заповедях, нормах буддийской
религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье,
между людьми, в общении и деятельности;
• раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской
культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность,
благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением,
уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность); основных
идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни, цикличности и
значения сансары; понимание личности как совокупности всех
поступков; значение понятий «правильное воззрение» и «правильное
действие»;
• первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики;
• раскрывать
своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде
(буддах), бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре
и нирване; понимание ценности любой формы жизни как связанной с
ценностью человеческой жизни и бытия;
• рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия,
восьмеричном пути и карме;
• рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах
•
11
•
•
•
•
поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами;
рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу,
матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских
семейных ценностей;
распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её
смысл и значение в буддийской культуре;
рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;
излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской
религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять
роль буддизма в становлении культуры народов России, российской
культуры и государственности;
• первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
буддийского исторического и культурного наследия в своей местности,
регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов;
• приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности, поступать согласно своей совести;
• выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания;
понимание
российского
общества
как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине - России;
приводить примеры сотрудничества последователей традиционных
религий;
• называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
• выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в буддийской духовно-нравственной
культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:
• выражать своими словами первоначальное понимание сущности
•
12
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении
и деятельности;
раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние,
сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей,
борьба с грехом и спасение), основное содержание и место заповедей
(прежде всего, Десяти заповедей) в жизни человека; объяснять «золотое
правило нравственности» в иудейской религиозной традиции;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об
основных принципах иудаизма;
рассказывать о священных текстах иудаизма - Торе и Танахе, о Талмуде,
произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях,
молитвах;
рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах
поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами;
рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая Роша-Шана, Йом-Киппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу,
матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; иудейских
традиционных семейных ценностей;
распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её
смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре;
рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции,
каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре,
13
религиозной атрибутике, одежде;
• излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на
территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в
становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
• первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
иудейского исторического и культурного наследия в своей местности,
регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места), оформлению и
представлению её результатов;
• приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности, поступать согласно своей совести;
• выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного
и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,
любви к Оте-честву, нашей общей Родине - России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
• называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
• выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в иудейской духовно-нравственной
культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы религиозных культур народов России» должны отражать
сформированность умений:
• выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
• выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
• выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;
• рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных
14
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми;
раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг,
свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь)
в религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме,
иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных
традициях;
соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами,
заповедями в традиционных религиях народов России;
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама,
буддизма, иудаизма; об основателях религий;
рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов
России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях
предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы,
раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1-2 примера);
рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений
(храмов) традиционных религий народов России, основных нормах
поведения в храмах, общения с верующими;
рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных
религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не
менее одного религиозного праздника каждой традиции);
раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье
(православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о
семейных ценностях в традиционных религиях народов России;
понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях
народов России;
распознавать религиозную символику традиционных религий народов
России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по
одному символу), объяснять своими словами её значение в религиозной
культуре;
рассказывать о художественной культуре традиционных религий
народов России (православные иконы, исламская каллиграфия,
буддийская танкопись); главных особенностях религиозного искусства
православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное
искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой
среды);
излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий
в становлении культуры народов России, российского общества,
15
российской государственности;
• первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия традиционных религий народов
России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни,
памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;
• приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
• выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного
и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,
любви к Отечеству, нашей общей Родине - России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
• называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
• выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов
России.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:
• выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
• выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
• выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;
• рассказывать о российской светской (гражданской) этике как
общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и
поведения людей, основанных на российских традиционных духовных
ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека
и гражданина в России;
• раскрывать основное содержание нравственных категорий российской
16
•
•
•
•
•
•
•
светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание,
ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в
добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в
отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое
правило нравственности»;
высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности
в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение
различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций российской светской
(гражданской) этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления об
основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к
Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита
Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного
наследия и особенностей народов России, российского общества;
уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к
природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти
народа, общества; российских праздниках (государственные, народные,
религиозные, семейные праздники); российских государственных
праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных
праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов
России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных
праздников в жизни человека, семьи;
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье
на основе российских традиционных духовных ценностей (семья - союз
мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни,
рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях;
любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение
старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных
ценностей;
распознавать российскую государственную символику, символику
своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской
государственности, законов в рос-сийском обществе, законных
интересов и прав людей, сограждан;
рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой
деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную
ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду,
17
•
•
•
•
•
•
•
•
трудящимся, результатам труда;
рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о
культурных и природных достопримечательностях своего региона;
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской)
этики
на
примерах
образцов
нравственности,
российской
гражданственности и патриотизма в истории России;
объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в
становлении российской государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского
общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её
результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы российской светской (гражданской) этики и
внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного
и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,
любви к Отечеству, нашей общей Родине - России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской)
этике.
18
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
Количество часов
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
Россия — наша Родина
Культура и религия. Введение в
православную духовную традицию
1
Во что верят православные христиане
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к
ближнему
4
5
Отношение к труду. Долг и ответственность
2
6
Милосердие и сострадание
2
7
Православие в России
5
8
Православный храм и другие святыни
Символический язык православной
культуры: христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение, прикладное
искусство), православный календарь.
Праздники
3
Христианская семья и её ценности
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России
3
1
2
3
4
9
10
11
2
4
6
2
19
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
20
0
0
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ"
Количество часов
№ п/п
1
2
Наименование разделов и тем
программы
Россия — наша Родина
Культура и религия. Возникновение
религий. Мировые религии и иудаизм.
Основатели религий мира
2
4
Хранители предания в религиях мира
2
5
Добро и зло
Человек в религиозных традициях
народов России
2
7
Священные сооружения
2
8
Искусство в религиозной культуре
2
9
Творческие работы учащихся
2
10
Религиозная культура народов России
2
11
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
4
12
Праздники и календари
Религия и мораль. Нравственные заповеди
в христианстве, исламе, буддизме и
иудаизме
2
Милосердие, забота о слабых,
1
14
1
5
Священные книги христианства, ислама,
иудаизма и буддизма
13
Практические
работы
1
3
6
Контрольные
работы
Всего
1
1
1
1
2
21
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
взаимопомощь
15
Семья и семейные ценности
1
16
Долг, свобода, ответственность, труд
1
17
Любовь и уважение к Отечеству
1
18
Обобщающий урок. Подведение итогов
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0
22
0
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
Количество часов
№
п/п
1
2
Наименование разделов и тем программы
Россия — наша Родина
Этика и её значение в жизни человека.
Нормы морали. Нравственные ценности,
идеалы, принципы
Всего
1
8
3
Государство и мораль гражданина.
Основной Закон (Конституция) в
государстве как источник российской
гражданской этики
1
4
Образцы нравственности в культуре
Отечества, народов России. Природа и
человек
8
5
Праздники как одна из форм исторической
памяти
2
6
Семейные ценности. Этика семейных
отношений
1
7
Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства
3
8
Что значит быть нравственным в наше
время. Методы нравственного
самосовершенствования
6
9
Этикет
2
23
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
10
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
2
34
24
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
4 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Практические
Всего
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Россия - наша Родина
1
https://interneturok.ru/lesson/orkse/4klass/spisok-urokov/nasha-rodinarossiya
2
Культура и религия
1
https://videouroki.net/video/2-kulturai-religiya.html
3
Человек и Бог в православии
1
https://videouroki.net/video/3-bog-ichelovek-v-pravoslavii.html
4
Православная молитва
1
https://videouroki.net/video/4pravoslavnaya-molitva.html
5
Библия и Евангелие
1
https://videouroki.net/video/5-bibliyai-evangelie.html
6
Проповедь Христа
1
https://videouroki.net/video/6propoved-hrista.html
7
Христос и Его крест
1
https://videouroki.net/video/7-hristosi-ego-krest.html
8
Пасха
1
https://videouroki.net/video/8paskha.html
9
Православное учение о человек
1
https://videouroki.net/video/9pravoslavnoe-uchenie-o- cheloveke.html
10
Совесть и раскаяние
1
https://videouroki.net/video/10-
25
sovest-i-raskayanie.html
https://videouroki.net/video/11zapovedi.html
11
Заповеди
1
12
Милосердие и сострадание
1
13
Золотое правило этики
1
14
Храм
1
15
Икона
1
16
Творческие работы учащихся
1
1
17
Подведение итогов
1
1
18
Как христианство пришло на Русь
1
https://videouroki.net/video/16-kakhristianstvo-prishlo-na-rus.html
19
Подвиг
1
https://videouroki.net/video/17podvig.html
20
Заповеди блаженств
1
https://videouroki.net/video/18zapovedi-blazhenstv.html
21
Зачем творить добро?
1
https://videouroki.net/video/19zachem-tvorit-dobro.html
22
Чудо в жизни христианина
1
https://videouroki.net/video/20- chudov-zhizni-hristianina.html
23
Православие о Божием суде
1
https://videouroki.net/video/21pravoslavie-o-bozhiem-sude.html
24
Таинство причастия
1
https://videouroki.net/video/22tainstvo-prichastiya.html
25
Монастырь
1
https://videouroki.net/video/23-
https://videouroki.net/video/12miloserdie-i-sostradanie.html
https://videouroki.net/video/13zolotoe-pravilo-ehtiki.html
https://videouroki.net/video/14hram.html
https://videouroki.net/video/15ikona.html
26
monastyr.html
26
Отношение христианина к природе
1
https://videouroki.net/video/24otnoshenjyahrestianina-k-prirode.html
27
Христианская семья
1
https://videouroki.net/video/25hristianskaya-semya.html
28
Защита Отечества
1
29
Христианин в труде
1
30
Любовь и уважение к Отечеству
1
https://videouroki.net/video/28lyubov-i-uvazhenie-k-otechestvu.html
1
https://infourok.ru/prezentaciya-poorkise-na-temu-pravoslavniy-hram-idrugie-svyatini-monastir-umkgarmoniya-klass-3634462.html
1
https://infourok.ru/konspekt-uroka-natemu-osnovnye-nravstvennyezapovedi-pravoslaviya-islamabuddizma-iudaizma-svetskoj-etiki4600208.html
31
32
Святыни православия
Основные нравственные заповеди
православия
33
Российские православные семьи
1
34
Отношение к труду и природе в
православии
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
https://videouroki.net/video/26zashchita-otechestva.html
https://videouroki.net/video/27hristianin-v-trude.html
https://infourok.ru/prezentaciyapravoslavnaya-semya-i-eyo-cennosti-4klass-6383727.html
https://uchitelya.com/orkse/18592prezentaciya-orkse-otnoshenie-k- trudu4-klass.html
34
2
27
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ"
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Практические
работы
Всего
1
Россия - наша родина.
1
2
Культура и религия.
1
3
Культура и религия.
1
4
Возникновение религий.
1
5
Мировые религии и их основатели.
1
6
Мировые религии и их основатели.
1
7
Священные книги религий мира.
1
8
Священные книги религий мира.
1
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://infourok.ru/prezentaci
ya-po-predmetu-orkse-urokrossiya-nasha-rodina863095.html
https://infourok.ru/prezentaci
ya-po-orkse-modul-osnovimirovih-religioznih-kultur-natemu-kultura-i-religiya-kl3352084.html
https://infourok.ru/prezentaci
ya-k-uroku-4-po-orksevozniknovenie-religij-4-klass5216259.html
https://infourok.ru/prezentaci
ya-po-orkse-klasssvyaschennie-knigi-religiy- mira3325530.html
28
9
Хранители и предания в религиях мира.
1
10
Хранители и предания в религиях мира
1
11
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния,
воздаяния.
1
12
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния,
воздаяния. Мини-проект "Добрыми
делами един человек".
1
13
Человек в религиозных традициях
мира.
1
14
Священные сооружения.
1
15
Священные сооружения. Мини-проект
"Священные сооружения моего города"
1
https://infourok.ru/prezentaci
ya-k-uroku-orkse-hranitelipredaniya-v-religiyah-mira2116215.html
1
https://infourok.ru/prezentaci
ya-po-orkse-po-teme- chelovekv-religioznih- tradiciyah-miraklass1114639.html
1
https://nsportal.ru/nachalnaya
^-
16
Искусство в религиозной культуре.
1
17
Искусство в религиозной культуре.
1
18
Творческие работы ученика.
Творческие работы ученика "Культура
и традиции моего народа"
1
19
shkola/orkse/2018/03/23/prez
entatsiya-k-uroku-omrk-4klass-iskusstvo-v-religioznoy
1
1
29
20
История религий в России.
1
21
История религий в России.
1
22
Религиозные ритуалы. Обычаи и
обряды.
1
23
Религиозные ритуалы. Обычаи и
обряды.
1
24
Религиозные ритуалы. Обычаи и
обряды.
1
25
Религиозные ритуалы. Обычаи и
обряды.
1
26
Праздники и календари.
1
27
Праздники и календари.
Религия и мораль. Нравственные
заповеди в религиях мира.
1
28
29
Религия и мораль. Нравственные
заповеди в религиях мира.
30
Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь
https://infourok.ru/prezentaci
ya-po-kursu-orkse-modulosnovi-mirovih-religioznihkultur-po-teme-istoriya-religiyv-rossii-1918435.html
https://infourok.ru/prezentaci
ya-po-orkse-osnovi-mirovihreligioznih-kultur-na-temureligioznie-rituali-obichai-iobryadi-klass-371586.html
https://infourok.ru/prezentaci
ya-k-uroku-po-orkse-prazdnikii-kalendari-5453021.html
https://infourok.ru/material.ht
ml?mid=45749
1
1
https://infourok.ru/prezentaci
ya-k-uroku-po-orkse-na-temumiloserdie-zabota-o-slabihvzaimopomosch-1967617.html
1
30
31
32
Семья
Долг, свобода, ответственность, труд.
1
https://easyen.ru/load/orkseh
/mirov/osnovy mirovykh relig
ioznykh kultur/295-1-0-8552
1
https://uchitelya.Com/orkse/1
0199-prezentaciya-dolgsvoboda-otvetstvennostuchenie-i-trud-4-klass.html
https://easyen.ru/load/orkseh
/svetskaja ehtika/prezentacija k
uroku ljubov i uvazhenie
k otechestvu/316-1-0-13428
33
Любовь и уважение к Отечеству.
1
34
Обобщающий урок. Подведение
итогов.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
3
31
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
1
Тема урока
Этика-наука о нравственной жизни
человека.
Практические
работы
Всего
1
https://infourok.ru/prezentac
iya-etika-nauka-onravstvennoy-zhiznicheloveka-1176765.html
1
https://infourok.ru/prezentac
iya-po-modulyu-svetskayaetika-na-temu-dobrym-zhitna-belom-svete-veselej5217773.html
1
https://uchitelya.com/orkse/
203338-prezentaciya-pravilaobscheniya-dlya-vseh-4klass.html
1
https://nsportal.ru/nachalnay
ashkola/orkse/2019/02/09/otdobryh-pravil-k-dobrymslovam-i-postupkam-orkse-4klass
1
https://shareslide.ru/detskieprezentatsii/prezentatsiya-kuroku-orkse-modulsvetskaya-
Добрым жить на белом свете веселей.
2
Правила общения для всех.
3
От добрых правил - добрые слова и
поступки.
4
Каждый интересен.
5
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
32
etika
Премудрости этикета.
6
https://infourok.ru/prezentac
iya-po-kursu-ose- premudrostietiketa-klass- 2242528.html
1
Красота этикета. Мини-проект «Правила
этикета»
7
1
1
Простые школьные и домашние правила
этикета.
8
9
https://infourok.ru/prezentac
iya-k-uroku-orkse-v-4-klasseprostye-shkolnye-idomashnie-pravila-etiketaumk-shkola-rossii6296851.html
1
Чистый ручеёк нашей речи.
В развитии добрых чувств - творение
души.
10
1
https://znanio.ru/media/prez
entatsiya po osnovam svets koj
etiki v razvitii dobryh c huvstv
tvorenie dushi- 296853
1
Природа - волшебные двери к добру и
доверию.
11
12
13
https://infourok.ru/prezentac
iya-k-uroku-orkse-po-temechuvstvo-rodiny5064027.html
1
Чувство Родины.
Жизнь протекает среди людей.
https://nsportal.ru/nachalnay
ashkola/orkse/2022/11/07/kra
sota-etiketa
1
https://infourok.ru/prezentac
iya-po-orkse-klass-zhiznprotekaet-sredi-lyudey-
1
33
2581702.html
14
Чтобы быть коллективом.
Коллектив начинается с меня.
15
16
17
1
https://nsportal.ru/nachalnay
ashkola/orkse/2022/11/07/koll
ektiv-nachinaetsya-s-menya
1
Мой класс - мои друзья. Мини-проект
«Наш дружный класс»
Ежели душевны вы и к этике не глухи...
1
1
1
https://infourok.ru/prezentac
iya-po-orkse-klass-ezhelidushevni-vi-i-k-etike-ne-gluhi2581379.html
1
https://infourok.ru/prezentac
iya-po-orkse-klass-zhiznsvyaschenna-2581668.html
1
https://infourok.ru/prezentac
iya-po-orkse-chelovekrozhdyon-dlya-dobra5656838.html
Жизнь священна.
18
Человек рождён для добра.
19
20
Милосердие - закон жизни.
Жить во благо себе и другим.
21
22
https://infourok.ru/prezentac
iya-k-uroku-orkse-na-temuzhit-vo-blago-sebe-i-drugim- 4klass-4152192.html
1
Следовать нравственной установке.
Достойно жить среди людей.
23
24
1
1
https://infourok.ru/prezentac
iya-k-uroku-orkse-dostoynozhit-sredi-lyudey-960150.html
1
Уметь понять и простить.
1
34
25
Простая этика поступков.
1
26
Общение и источники преодоления обид.
1
27
Ростки нравственного опыта поведения.
1
28
Доброте сопутствует терпение.
Действия с приставкой «со».
1
29
https://infourok.ru/prezentac
iya-po-orkse-obshenie-iistochniki-preodoleniya-obid4-klass-4239794.html
1
https://infourok.ru/prezentac
iya-po-orkse-na-temudeystviya-s-pristavkoy-so1788268.html
1
https://infourok.ru/konspekti-prezentaciya-orkse-klass-schego-nachinaetsya-rodina3880422.html
С чего начинается Родина.
30
31
В тебе рождается патриот и гражданин.
1
32
Человек - чело века.
1
33
Слово, обращённое к себе.
Обобщающий урок. Слово, обращённое к
тебе.
1
34
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
34
2
35