Рабочая программа курса ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ 6 класс

Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования
Тема 2. Свет в жизни растений (3 часа)
Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический
фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к
меняющимся условиям освещения.
Лабораторная работа. Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений
под микроскопом.
Тема 3. Тепло в жизни растений (2 часа)
Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян,
роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие
температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу.
Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями.
Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.
Тема 4. Вода в жизни растений (3 часа)
Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения,
расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как
экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде.
Приспособление растений к различным условиям влажности.
Лабораторная работа. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми
растениями
Тема 5. Воздух в жизни растений (3 часа)
Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений.
Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к
извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к
опылению и распространению ветром.
Лабораторные работы
Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром.
Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха.
Тема 6. Почва в жизни растений (4 часа)
Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические
группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия
человека, влияющие на качество почв.
Практическая работа. Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и
развитие проростков
Экскурсия. Человек и почва.
Тема 7. Животные и растения (2 часа)
Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и
распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.
Лабораторные работы:
Способы распространения плодов и семян.
Изучение защитных приспособлений растений.
Тема 8. Влияние растений друг на друга (1 час)
Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы
взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к
различным экологическим факторам.
Лабораторная работа. Взаимодействие лиан с другими растениями.
Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2 часа)
Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни.
Бактериальные и грибные болезни растений.
Лабораторная работа. Грибные заболевания злаков.
Тема 10. Сезонные изменения растений (2 часа)
2

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые
и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и
влияние на них климата и погоды.
Экскурсия. Сезоны в жизни растений. Приспособление растений к сезонам года.
Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1 час)
Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических
факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя
семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.
Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни
растений (2 часа)
Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как
показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.
Практическая работа. Воздействие человека на растительность.
Тема 13. Жизненные формы растений (2 часа)
Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон.
Жизненные формы растений своей местности.
Практическая работа. Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке
Тема 14. Растительные сообщества (3 часа)
Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные
сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на
друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе.
Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность.
Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.
Экскурсия. Строение растительного сообщества.
Тема 15. Охрана растительного мира (2 часа)
Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые
территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.
Практическая работа. Охраняемые территории России.
3.Тематическое планирование «Экология растений» 6 класс
№
п/
п

1

2

Тема урока

Колво
часо
в
Экология растений: раздел 2
науки.
Экология как наука. Среда 1
обитания
и
условия
существования. Взаимосвязи
живых организмов и среды.
Экология
растений
и
животных
как
раздел
экологии.
Особенности взаимодействия 1
растений и животных с
окружающей их средой.
Экскурсия
№1
«Живой
организм, его среда обитания
и условия существования»

Форма
организации
учебных занятий

Основные виды учебной
деятельности

беседа

Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих
товарищей.
Систематизация
учебного
материала. Просмотр учебных
фильмов.

экскурсия

Объяснение
наблюдаемых
явлений. Слушание объяснений
учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих товарищей.
3

Свет в жизни растений

3

3

Свет и фотосинтез. Влияние 1
света на рост и цветение
растений.
Свет
как
экологический фактор.

дискуссия

4

Экологические
группы 1
растений по отношению к
свету.
Лабораторная работа №1
«Изучение строения листьев
светолюбивого
и
тенелюбивого растений под
микроскопом»
Приспособление растений
1
к меняющимся условиям
освещения

практическое
занятие

5

Тепло в жизни растений
6

7

Круглый стол

Построение гипотезы на основе
анализа имеющихся данных.
Объяснение
наблюдаемых
явлений.

теоретическое
занятие

Работа
с
раздаточным
материалом. Анализ проблемных
ситуаций. Анализ графиков,
таблиц, схем.

интегрированный

Моделирование
и
конструирование.
Объяснение
наблюдаемых явлений.

Построение гипотезы на основе
анализа имеющихся данных.
Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и сравнение
материала
по
нескольким
источникам. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей.
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций.
Просмотр учебных фильмов.

2

Значение
тепла
для 1
прорастания семян, роста и
развития растений. Тепло как
необходимое условие жизни
растений.
Разнообразие
температурных условий на
Земле. Температура
как
экологический фактор.
Экологические
группы 1
растений по отношению к
теплу.
Приспособления
растений
к
различным
температурам.
Выделение
тепла
растениями.
Зависимость
температуры
растений от температуры
окружающей среды.
Вода в жизни растений

Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и сравнение
материала
по
нескольким
источникам. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей.
Просмотр учебных фильмов.
Работа
с
раздаточным
материалом.
Анализ графиков, таблиц, схем.

3

8

Вода
как
необходимое 1
условие жизни растений.
Значение воды для питания,
охлаждения, расселения, для
прорастания семян, роста и
развития растений.

теоретическое
занятие

9

Влажность
экологический
Экологические

теоретическое
занятие

как 1
фактор.
группы

4

10

растений по отношению к
воде.
Приспособление растений к 1
различным
условиям
влажности.
Лабораторная работа №2
«Знакомство с водными,
влаголюбивыми
и
засухоустойчивыми
растениями»
Воздух в жизни растений.
3

практическое
занятие

Выполнение работ практикума.
Работа с научно-популярной
литературой.

11

Газовый состав и движение 1
масс
воздуха
как
экологические факторы в
жизни растений. Значение
для
растений
азота,
кислорода и углекислого
газа.

беседа

Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих товарищей. Выполнение
заданий
по
разграничению
понятий.
Систематизация
учебного материала.

12

Приспособление растений к 1
опылению
и
распространению ветром.
Лабораторная работа №3
«Изучение приспособлений
растений к опылению и
распространению ветром»
Приспособление растений к 1
извлечению азота, кислорода
и углекислого газа из
воздуха.
Лабораторная работа №4
«Определение с помощью
домашних растений степени
запыленности воздуха»
Почва в жизни растений.
4

практическое
занятие

Выполнение работ практикума.
Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и сравнение
материала
по
нескольким
источникам.

защита проектов

Построение гипотезы на основе
анализа имеющихся данных.
Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и сравнение
материала
по
нескольким
источникам. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей.

Почва
как
необходимое 1
условие жизни растений.
Виды почв. Состав почвы.
Практическая работа №1
«Влияние
механического
состава
почвы
на
прорастание семян, рост и
развитие проростков»
Экологические
группы 1
растений по отношению к
разным свойствам почв.

практическое
занятие

Выполнение работ практикума.
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций.
Просмотр учебных фильмов.

беседа

Плодородие почв. Действия 1
человека,
влияющие
на

семинар

Выполнение
заданий
по
разграничению
понятий.
Систематизация
учебного
материала.
Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и сравнение

13

14

15

16

5

качество почв.

17

18

19

20

Экскурсия №2 «Человек и 1
почва»

практическое
занятие

Животные и растения

2

Взаимное влияние животных
и
растений.
Значение
животных для опыления и
распространения растений.
Лабораторная работа №5
«Способы распространения
плодов и семян»
Значение
растений
для
животных.
Растения-хищники.
Лабораторная работа №6
«Изучение
защитных
приспособлений растений»
Влияние растений друг на
друга
Прямое и опосредованное
влияние растений друг на
друга. Различные формы
взаимодействия
между
растениями.
Конкуренция
между
растениями
по
отношению к различным
экологическим факторам.
Лабораторная работа № 7
« Взаимодействие лиан с
другими растениями».

1

практическое
занятие

1

практическое
занятие

материала
по
нескольким
источникам.
Написание
рефератов и докладов.
Выполнение
фронтальных
лабораторных работ. Постановка
фронтальных
опытов.
Проведение исследовательского
эксперимента. Разработка новых
вариантов опыта.
Выполнение работ практикума.
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций.
Просмотр учебных фильмов.

Выполнение работ практикума.
Работа
с
раздаточным
материалом.
Выполнение
фронтальных
лабораторных
работ.

1
1

беседа
практическое
занятие

Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих
товарищей.
Систематизация
учебного
материала. Выполнение работ
практикума.

Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих товарищей. Выполнение
заданий
по
разграничению
понятий.
Систематизация
учебного материала.
Работа
с
раздаточным
материалом.
Выполнение
фронтальных
лабораторных
работ.

Грибы и бактерии в жизни 2
растений
21

Роль грибов и бактерий в 1
жизни растений. Круговорот
веществ в природе.

беседа

22

Бактериальные и грибные 1
болезни растений.
Лабораторная работа №8
«Грибные
заболевания

практическое
занятие

6

злаков»

23

24

25

Сезонные
изменения 2
растений
Приспособленность растений 1
к сезонам года. Листопад и
его роль в жизни растений.
Озимые
и
яровые
однолетники.
Экскурсия №3
«Сезоны в жизни растений.
Приспособления растений к
сезонам года»
Глубокий и вынужденный 1
покой. Фенологические фазы
растений и влияние на них
климата и погоды.
Изменение
растений
в 1
течение жизни
Периоды
жизни
и 1
возрастные
состояния
растений.
Значение
различных
экологических
факторов
для
растений
разных периодов жизни и
возрастных
состояний.
Причины
покоя
семян.
Условия
обитания
и
длительность
возрастных
состояний растений.

практическое
занятие

Выполнение работ практикума.
Выполнение
заданий
по
разграничению
понятий.
Систематизация
учебного
материала.

теоретическое
занятие

Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций.
Просмотр учебных фильмов.

семинар

Работа
с
раздаточным
материалом.
Слушание
объяснений
учителя.
Систематизация
учебного
материала. Работа с научнопопулярной литературой.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Написание
рефератов
и
докладов.

Работа с научно-популярной
литературой.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Написание
рефератов
и
докладов.
Выполнение работ практикума.
Просмотр учебных фильмов.
Анализ проблемных ситуаций.

Разнообразие
условий 2
существования
и
их
влияния на растения
26

Разнообразие
условий 1
существования
растений..
Уровни
жизненного
состояния растений.

круглый стол

27

Жизненное
состояние 1
растений как показатель
условий их жизни
Практическая работа №2
«Воздействие человека на
растительность»

практическое
занятие

Жизненные

формы 2
7

28

29

30

31

32

растений
Разнообразие
жизненных 1
форм растений. Разнообразие
деревьев
разных
климатических зон.
Жизненные формы растений 1
своей местности.
Практическая работа №3
«Изучение жизненных форм
растений на пришкольном
участке»
Растительные сообщества
3
Растительные сообщества, их 1
видовой
состав.
Естественные
и
искусственные растительные
сообщества. Устойчивость
растительных сообществ.
Взаимное влияние растений 1
друг на друга в сообществе.
Количественные
соотношения
видов
в
растительном
сообществе.
Строение
растительных
сообществ:
ярусность,
слоистость, горизонтальная
расчлененность.
Суточные
и
сезонные 1
изменения в растительных
сообществах.
Экскурсия №4
«Строение
растительного
сообщества»
Охрана
мира

игровое

Объяснение
наблюдаемых
явлений. Просмотр учебных
фильмов. Анализ проблемных
ситуаций.

защита проектов

Построение гипотезы на основе
анализа имеющихся данных.
Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и сравнение
материала
по
нескольким
источникам. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей.

беседа

Слушание объяснений учителя.
Выполнение
заданий
по
разграничению
понятий.
Систематизация
учебного
материала.

семинар

Отбор и сравнение материала по
нескольким
источникам.
Слушание и анализ выступлений
своих товарищей.

экскурсия

Выполнение работ практикума.
Анализ проблемных ситуаций.

теоретическое
занятие

Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих товарищей. Выполнение
заданий
по
разграничению
понятий.
Построение гипотезы на основе
анализа имеющихся данных.
Работа с научно-популярной
литературой. Отбор и сравнение
материала
по
нескольким
источникам. Слушание и анализ

растительного 2

33

Обеднение
разнообразия
Редкие
и
растения

видового 1
растений.
охраняемые

34

Охраняемые
территории. 1
Редкие
и
охраняемые
растения своей местности.
Практическая работа №5
«Охраняемые
территории
России»

Защита проектов

8

выступлений своих товарищей
Итого

34

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».