выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов при необходимости с опорой на образец; владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций на доступном уровне; распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять с помощью учителя собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов; иметь представление об основах народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; различать виды (с опорой на образец) и материалы декоративно-прикладного искусства; иметь представление о национальных особенностях русского орнамента и орнаментов других народов России; иметь представление о нескольких народных художественных промыслах России; иметь представление о пространственных и временных видах искусства; понимать и объяснять после предварительного анализа разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; владеть представлениями о композиционных навыках работы, чувстве ритма, работе с различными художественными материалами; уметь создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов; владеть простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений; владеть навыками плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции; создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел; строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; иметь представление об освещении как важнейшем выразительном средстве изобразительного искусства, как средстве построения объема предметов и глубины пространства; передавать с помощью света характер формы в композиции натюрморта; выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания; применять перспективу в практической творческой работе; навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого; 2 навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; навыкам создания пейзажных зарисовок; различать и характеризовать с помощью учителя понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; пользоваться правилами работы на пленэре; использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения; основам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; иметь представление об основных средствах художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); иметь представление о композиции как целостным и образном строе произведения, роли формата, выразительное значение размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента в его метафорическом смысле; пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; различать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм; различать виды портрета; понимать основы изображения головы человека; пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; использовать графические материалы в работе над портретом; пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке; иметь представление о выдающихся русских и зарубежных художниках-портретистах и их произведениях; пользоваться навыками передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека; пользоваться навыками лепки и работы с пластилином или глиной; иметь представление (с опорой на восприятие художественных произведений – шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства; пользоваться приемами выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы; иметь представление о сюжетно-тематической картине как обобщенном и целостном образе, как результате наблюдений и размышлений художника над жизнью; 3 иметь представление о понятиях «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи; пользоваться изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом; иметь представление о понятиях «тематическая картина», «станковая живопись»; иметь представление об основных жанрах сюжетно-тематической картины; иметь представление о историческом жанре как идейном и образном выражении значительных событий в истории общества, как воплощении его мировоззренческих позиций и идеалов; иметь представление о нескольких классических произведениях и именах великих русских мастеров исторической картины; разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет с помощью учителя; творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему с помощью учителя; иметь представление о роли монументальных памятников в жизни общества; иметь представление о выдающихся монументальных памятниках и ансамблях, посвященных Великой Отечественной войне; иметь опыт культуры зрительского восприятия; понимать разницу между реальностью и художественным образом; иметь представление об искусстве иллюстрации и творчестве иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский; опыту художественного материалами; иллюстрирования и навыкам работы известных графическими собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.) под руководством учителя; иметь представление об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов; опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; иметь представление об основных этапах развития и истории архитектуры и дизайна; иметь общее представление об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох; иметь представление о тенденциях и перспективах развития современной архитектуры; иметь представление об образно-стилевом языке архитектуры прошлого; иметь представление о малых формах архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; иметь представление о чертеже как плоскостном изображении объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.; применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); 4 создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов; иметь представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурнодизайнерского объекта; приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; иметь представление о краткой истории костюма; применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны; использовать известные и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов; работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам; иметь представление о стилевых особенностях архитектуры Древней Руси; создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать с помощью учителя над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси по плану/ перечню вопросов/ алгоритму; иметь представление о широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков; иметь представление о характерных особенностях русской портретной живописи XVIII века; создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. Требования к предметным результатам освоения учебного предмета по годам обучения Предметные результаты по итогам первого года изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» должны отражать сформированность умений: иметь представление об особенностях уникального народного искусства, семантическом значении традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов по образцу; иметь представление о смысле народных праздников и обрядов и их отражении в народном искусстве и в современной жизни; создавать эскизы декоративного убранства русской избы по образцу; создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; иметь представление о специфике образного языка декоративно-прикладного искусства; создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции и образец; 5 создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении с опорой на образец; выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов с использованием образцов при необходимости; владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов, при необходимости с опорой на образец; различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства после предварительного анализа и с помощью учителя; иметь представление о национальных особенностях русского орнамента и орнаментов других народов России; различать и характеризовать по перечню вопросов/ предложенному плану несколько народных художественных промыслов России. 2. Содержание учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (предлагаются к изучению модули «Символика крестьянского дома и народного праздника» и «Народные художественные промыслы России» Раздел 1. Древние корни народного искусства Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Раздел 2. Связь времён в народном искусстве Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Раздел 3. Декор – человек, общество, время Зачем людям украшения. 6 Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда говорит о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире Современное выставочное искусство. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (витраж) Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно) 3. Тематическое планирование 5 класс № п/п Название темы урока Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты 1. 2Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический . характер). Древние образы в народном творчестве. 2. 3Русская изба: единство конструкции и декора. . 3. 4Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник . архитектуры. 4. 5Орнамент как основа декоративного украшения. . 5. 6Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. . 6. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. (начало) 7. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. (конец) 8. 8Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов . других народов России. 9. 9Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская . игрушка). Связь времен в народном искусстве. 10. 1Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. 11. 1Искусство Гжели 12. 1Городецкая роспись 13. 1Хохлома 14. 1Жостово 15. 1Роспись по металлу 16. 1Щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте. Виды изобразительного искусства и основы образного языка 17. Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. 18. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. 19. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. 20. Линия, пятно. 21. Ритм. Количес тво часов 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 1 1 1 1 1 7 22. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Натюрморт в графике. 23. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. 24. Освещение. Свет и тень. 25. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. 26. Цвет в натюрморте. (начало) 27. Цвет в натюрморте. (конец) 28. Пейзаж. Правила построения перспективы. 29. Воздушная перспектива. 30. Пейзаж настроения. 31. Природа и художник. 32. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). 33. Пейзаж в графике. 34. Работа на пленэре. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8